THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Пасха – знакомое большинству слово! В этот день всегда вспоминают Христа и вместо обычного «Здрасьте» мы слышим: «Христос воскрес!» А в ответ люди приветствующие встреченных знакомых, подобным образом, хотят услышать: «Воистину воскрес!»
Что мы знаем о Пасхе?
Это «праздник» куличей, крашенных и писаных, царапных и резных яиц.
Ещё у многих ассоциируется Пасха с почитанием умерших близких, к которым на Пасху или на ближайшие к этому дню даты нужно посетить кладбище…
Но что на самом деле является Пасхой и как в связи с этим нам нужно относится к этому?
Чтобы понять важность Пасхи и нужно ли её праздновать, нужно немного поисследовать Библию.

Как имя Господа?
В Синодальном переводе Библии мы читаем в Ветхом Завете, в книге Исход, в 6-й главе, 3 тексте: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь»* не открылся им». В сносочке мы читаем, что подразумевали переводчики под словом Господь. Там указано, что везде по Библии, где стоит Господь, должно стоять имя *Иегова!
Господь – это господин. Но у Господина Нашего, у Бога есть имя.
Так, в изданном в 1876 году Синодальном переводе Библии - первом и единственном русском переводе, имеющим признанный статус в Русской Православной Церкви, имя «Иегова» появляется девять раз - все в Ветхом Завете: в книге Бытие, 22-я глава,14-й текст; в книге Исход, 3-я глава,14-й текст; 6-я глава, 3-й текст (в сноске к слову Господь»); 15-я глава, 3-й текст; 17-я глава,15-й текст; 33-я глава, 19-й текст; 34-я глава, 5-й текст; в книге Судей, 6-я глава, 24-й текст; в книге пророка Осия, 12-я глава, 5-й текст.

В сделанном ранее, православной церковью, переводе архимандрита Макария имя «Иегова» используется гораздо чаще(более 3000 раз). В свою очередь, архимандрит Макарий следовал традициям профессора еврейского языка Герасима Петровича Павского, который сделал перевод почти всех 39 книг Ветхого Завета и тоже использовал при этом имя Иегова.
Также один из крупнейших русских православных богословов XIX века Митрополит Филарет (Дроздов), используя еврейский масоретский текст, перевёл библейскую книгу Бытие, в которой последовательно использовал имя «Иегова» (Іегова) в стихах, где встречается тетраграмматон - имя Бога на еврейском языке.
В Новом Завете имя Иегова должно стоять там, где писатели цитировали из Ветхого Завета. Например, Библия, Новый Завет, Евангелие от Матфея, 22 глава, 44 текст цитирует слова из Ветхого Завета, из Псалма, 109 главы, 1-го текста: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».
Два Господа – Иегова(Господь) сказал Иисусу Христу(Господу – назначенному Царю): седи по правую руку от меня, до времени, когда положу врагов Твоих к подножию ног твоих…
Израильтяне времён Иисуса, несомненно, знали имя Бога Иегова и употребляли его, как в поклонении, так и в повседневной жизни.
Почему так важно употреблять в поклонении имя Бога Иегова, указывает Ветхозаветный пророк Михей. В Михея, 4-я глава, 5-й текст говорит: « Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Иеговы (Господа) Бога нашего во веки веков».

Кто такой Иегова?

«КТО такой Господь Иегова?» Этот вопрос был задан 3 500 лет назад гордым фараоном, царем Египта. Явное пренебрежение побудило его добавить: «Я не знаю Господа Иеговы». В тот момент перед фараоном стояли двое мужчин, знавших, кто такой Иегова. Это были два родных брата – Моисей и Аарон, родом из израильского колена Левия. Иегова послал их потребовать от египетского правителя отпустить израильтян в пустыню, чтобы провести там религиозный праздник.
«После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.
2 Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил сынов Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход, 5-я глава, 1-й и 2-й тексты.
Фараон не желал ответа на свой вопрос. Под его властью жрецы содействовали поклонению сотням лжебогов. Богом считался даже сам фараон! Согласно египетской мифологии, он был сыном Ра, бога солнца, и воплощением бога Гора, изображавшегося с головой сокола. К фараону обращались, применяя такие титулы, как «могущественный бог» и «предвечный бог». Поэтому не удивительно, что он презрительно спросил: «Кто такой Господь [Иегова, НМ], чтоб я послушался голоса Его?»
Моисею и Аарону не нужно было отвечать на этот вопрос. Фараон знал, что Иегова – это Бог, которому поклонялись израильтяне, страдавшие в то время под египетским рабством. Но фараон и весь Египет вскоре узнали, что Иегова – это истинный Бог. Также и сегодня Иегова сделает свое имя и Божество известными всем на земле.
«И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Иегова (Господь), говорит Иегова (Господь) Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их» - Библия, Ветхий Завет, книга пророка Иезекииля, 36 глава, 23 текст.
Поэтому нам будет полезно обсудить, как Иегова Бог превознес свое имя в древнем Египте.
«10 казней Египетских», которые описаны на страницах Священного Писания – Библии, помогут понять нам, что произошло на самом деле. Пожалуйста, проверяйте по своим Библиям места Писания, и Вы сможете проследить и осознать эту грандиозную драму и понять смысл происходившего…

Стоя;щий выше египетских богов

Когда фараон с вызовом спросил, кто такой Иегова, он не ожидал тех последствий, которые он испытал. Ответ пришел от самого Иеговы, который навел на Египет десять казней. Эти казни были не просто несчастьями, обрушившимися на государство. ДЕСЯТЬ КАЗНЕЙ - были УДАРЫ по БОГАМ Египта.
Казни наглядно показали явное превосходство Иеговы над египетскими богами. Вот как выразил, Сам, Создатель то, что произошло дальше: «над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Иегова». Моисей описывал последствия этого действа так: «над богами их Господь Иегова совершил суд» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход 12-я глава, 12-й текст и книга Числа, 33-я глава, 4-й текст.

Первая казнь

Представь себе шум, поднявшийся, когда Иегова превратил реку Нил и все воды Египта в кровь! Через это чудо фараон и его люди узнали, что Иегова стоит выше Хапи, бога реки Нил. Гибель рыбы в Ниле была тоже ударом по египетской религии, так как в Египте поклонялись определенным видам рыб.
«И сказал Господь Моисею: скажи Аарону брату твоему: возьми жезл твой в руку твою и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, - и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах.
И сделали Моисей и Аарон, как повелел им Господь. И поднял Аарон жезл свой и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход, 7-я глава, с19–го по 21-й текст.

Вторая казнь

Затем Иегова поразил Египет жабами. Это дискредитировало египетскую богиню Хекет, воплощавшуюся в лягушке.
«И сказал Господь Моисею: скажи Аарону [брату твоему]: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую.
Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.
То же сделали и волхвы [Египетские] чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую.
И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь [обо мне] Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу.
Моисей сказал фараону: назначь мне сам, когда помолиться за тебя, за рабов твоих и за народ твой, чтобы жабы исчезли у тебя, [у народа твоего,] в домах твоих, и остались только в реке.
Он сказал: завтра. Моисей отвечал: будет по слову твоему, дабы ты узнал, что нет никого, как Господь, Бог наш; и удалятся жабы от тебя, от домов твоих и с полей, и от рабов твоих и от твоего народа; только в реке они останутся.
Моисей и Аарон вышли от фараона, и Моисей воззвал к Господу о жабах, которых Он навел на фараона.
И сделал Господь по слову Моисея: жабы вымерли в домах, на дворах и на полях их; и собрали их в груды, и воссмердела земля» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход 8-я глава, с 5-го по 14-й тексты.
Нужно признать, что силы волхвов (магов Египетских, пользующихся силой злых духовных личностей - Сатаны и его демонов) до следующей казни были на уровне. Волхвы могли повторить то, что делали Моисей и Аарон. Но третья казнь оказалась не по силам поклонникам языческих богов.

Третья казнь

Третья казнь смутила волхвов, которым не удалось повторить чудо Иеговы по превращению пыли в мошек. «Это перст Божий!» – воскликнули они. Египетский бог Тот, которому приписывалось изобретение искусства магии, не смог помочь этим шарлатанам.
Фараон все больше узнавал, кто такой Иегова. Иегова был тот Бог, который не только объявлял о своем намерениях через Моисея, а затем исполнял их, наведя на египтян сверхъестественные казни. Иегова также мог, согласно своей воле, как начать, так и прекратить удары. Знание этого, тем не менее, не побудило фараона подчиниться Иегове. Напротив, надменный правитель Египта упорно продолжал сопротивляться Иегове.
«И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри рукою жезл твой и ударь в персть земную, и будут мошки на людях и на скоте и на фараоне, и в доме его и на рабах его, вся персть земная сделается мошками по всей земле Египетской.
Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской.
Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте.
И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь» – Библия, Ветхий Завет, книга Исход, 8-я глава, с 16-го по19 тексты.

Четвёртая казнь

Песьи мухи – четвертая казнь – оказали пагубное действие на землю, наводнили дома и, вероятно, кишмя кишели в воздухе, который был объектом поклонения, олицетворенным в боге Шу и в Исиде, богине неба. Еврейское слово, обозначающее это насекомое, переводится словами «слепень», «песья муха» и «жук» («Перевод Нового Мира», «Синодальный перевод», «Янг»). Если это был скарабей священный, то египтяне были поражены насекомыми, которых считали священными, и людям невозможно было ходить, не давя их у себя под ногами. Эта казнь, по меньшей мере, научила фараона чему-то новому об Иегове. Египетские боги не смогли спасти своих поклонников от слепней, Иегова же защитил своих людей. Этой и всеми последующими казнями были поражены египтяне, но израильтян они не коснулись.
«И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне; а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь Бог среди всей земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение на земле.
Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход, 8-я глава, с 20-го по 24-й тексты.

Пятая казнь

Пятой казнью была моровая язва, поразившая египетский скот. Этот удар опозорил Хатора, Аписа и Нут – богиню неба с телом коровы.
«И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; ибо если ты не захочешь отпустить народ Мой и еще будешь удерживать его, то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; и разделит Господь в то время между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего скота сынов Израилевых не умрет ничего.
И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей.
И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего.
Фараон послал узнать, и вот, из всего скота сынов Израилевых не умерло ничего. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не отпустил народа» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход, 9-я глава, с 1-го по 7-й текст.

Шестая казнь

Шестой казнью были нарывы на людях и животных, что унизило богов Тота, Исиду и Птаха, которым ложно приписывались целительные способности.
«И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона и рабов его; и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской.
Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте.
И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход, 9-я глава, с 8-го по 11 тексты.

Седьмая казнь

Седьмой казнью был сильный град с огнем, сверкавшим посреди градин. Этот удар посрамил бога Решпу, считавшегося хозяином молний, и Тота, якобы управлявшего дождем и громом.
«И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и падет град на всю землю Египетскую, на людей, на скот и на всю траву полевую в земле Египетской.
И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее.
И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал [град]; только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града» -Библия, Ветхий Завет, книга Исход, 9-я глава, с 22–го по 26-й тексты.

Восьмая казнь

Восьмой удар – нашествие саранчи – показал превосходство Иеговы над богом плодородия Мином, считавшемся якобы хранителем урожаев.
«Тогда Господь сказал Моисею: простри руку твою на землю Египетскую, и пусть нападет саранча на землю Египетскую и поест всю траву земную и все плоды древесные, всё, что уцелело от града.
И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу.
И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой; она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход, 10-я глава, с 12–го по 15-й текст.

Девятая казнь

Девятый удар – трехдневная тьма над Египтом – облил презрением таких египетских богов, как бог солнца Ра и Гор.
«И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма.
Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход 10-я глава, с 21–го по 23-й тексты.

Десятая казнь

Несмотря на девять сокрушительных казней, фараон по-прежнему отказывался отпустить израильтян. Его жестокосердие и высокомерность стоили очень дорого для Египта, когда Бог навел десятую, заключительную, казнь – смерть первенцев людей и первородное из скота. Умер даже первенец фараона, хотя он считался богом. Так Иегова – Живой Бог, Создатель Неба и Земли, «произвел суд над всеми (ложными) богами Египетскими» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход, 12-я глава, 12-й и 29-й тексты.
Тогда фараон вызвал Моисея с Аароном и сказал им: «Встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу, как говорили вы; и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня» - Библия, книга Исход, 12-я глава, 31-й и 32-й тексты.
Но перед 10-й казнью Бог предупредил Израильтян, что им для спасения нужно что-то предпринять. От всех 9-ти предыдущих казней израильтян защищал Сам Бог Иегова. Теперь же им нужно было что-то сделать, чтобы 10-я казнь не постигла их наравне с египтянами. А именно совершить Пасху Господню! Нужно было взять однолетнего ягнёнка, запечь его на костре и съесть с пресным хлебом и горькими травами. Нужно было взять кровь этого ягненка и помазать косяки и перекладину дверей, чтобы ангел Бога проходя мимо, видел отметки кровью на указанных выше местах, он бы прошёл мимо не поражая первенцев этого дома. Еврейское слово «Песах», транслитерированное на русский язык как «Пасха» - означает «пройти мимо». Как это, в точности, нужно было сделать описано в Библии, в Ветхом Завете, в книге Исход, 12- я глава: «Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра и кости его не сокрушайте, но оставшееся от него до утра сожгите на огне.
Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня.»
Что же случилось дальше?

Спаситель своего народа

Фараон, находясь в смятении от случившегося, отпустил израильтян и они отправились, но вскоре фараону показалось, что они бесцельно блуждают по пустыне. Ему вдруг показалось: всё, что произошло являлось случайным стечением обстоятельств. И он - «верховный бог» Египта - упускает шанс взять реванш над Израильтянами, как ему показалось, умело пользующимися обстоятельствами. Поэтому он со своими служителями сказал: «Что это мы сделали? Зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам?» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход 14-я глава, с 3-го по 5-й тексты.
Кроме того, потеря народа-раба была тяжелым экономическим ударом по Египту.
Фараон мобилизовал свое войско и преследовал Израиль вплоть до Пи-Гахирофа.

«Фараон запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими.
И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского и рабов его, и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою.
И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и всё войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход, 14-я глава, с 6-го по 9-й тексты.
В военном отношении ситуация казалась египтянам выгодной, потому что израильтяне оказались между морем и горами. Но Иегова, чтобы защитить израильтян, образовал между ними и египтянами облако. Для египетской стороны это ‘было облаком и мраком’, что препятствовало им напасть на израильтян. Для другой стороны – для израильтян – облако было светом, ‘освещавшим ночь’.
«Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу, и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?
Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне.
Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте - и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны.
И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; Я же ожесточу сердце фараона и всех Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают все Египтяне, что Я Господь Иегова, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его. И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход, 14-я глава, с 10-го по 20-й тексты.
Египтяне настроились на грабеж и уничтожение, но облако помешало им сделать это.
«Сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход 15-я глава, 9-й текст.
Когда же оно рассеялось – о чудо! Воды Красного моря разделились, и израильтяне пересекли его, перейдя на другую сторону – на сушь! Фараон и его войско с шумом понеслись по морскому дну, полные решимости захватить и обобрать своих бывших рабов. Но надменный правитель Египта недооценил Бога евреев. Иегова привел в замешательство египтян, сделав так, что у колесниц отпали их колеса.
«И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.
И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.
Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его.
И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход, 14-я глава, с 21-го по 25-й тексты.
«Побежим от Израильтян, потому что Иегова поборает за них против Египтян!» – закричали сильные мужи египетские. Фараон и его воины осознали это слишком поздно. Находясь в безопасности на другом берегу моря, Моисей простер руку к морю, и воды возвратились на свое прежнее место, затопив фараона и его войско.
«И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.
И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.
И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря.
И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход, 14-я глава, с 25б по 28-й тексты.

Уроки, извлеченные из пережитого

Итак, кто же такой Иегова? Гордый фараон узнал ответ на этот вопрос. События, произошедшие в Египте, наглядно показали, что Иегова – единственный истинный Бог, абсолютно непохожий на «идолов» народов (Псалом 95:4, 5). Своей силой, внушающей благоговейный страх, Иегова «сотворил небо и землю». Он также – Великий Избавитель, Тот, Кто ‘вывел народ Свой, Израиля, из земли Египетской знамениями и чудесами, и рукою сильною и мышцею простертою, при великом ужасе’ (Иеремия 32:17–21). Как же убедительно это доказало, что Иегова может защитить свой народ!
Эти уроки фараон получил на горьком опыте. Последний урок, фактически, стоил ему жизни (Псалом 135:1, 15). С его стороны было бы намного мудрее, если бы он проявил смирение, когда спросил: «Кто такой Иегова?» Затем этот правитель мог бы действовать в соответствии с полученным ответом. К счастью, сегодня многие смиренные люди узнаю;т, кто такой Иегова. Размышления над тем, что у Него за личность, какие у Него требования к нам – увеличат, Вашу, любовь и уважение к Тому одному, Чье имя – Иегова!
«И сказал Господь Моисею: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход, 33-я глава, 19-й текст.

Вернёмся к Пасхе Господней

Из Библии узнаём когда нужно было праздновать Пасху. Это был 14-й день, первого месяца.
«В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца» - Библия, Ветхий Завет, Исход 12–я глава, с 3-б по 6-а тексты.
Итак, нужно было взять ягнёнка - однолетнего, без порока, мужеского пола.
Дальше библейская книга Исход указывает на дальнейшие действия: «тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте], но оставшееся от него до утра сожгите на огне.»
Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня» Исход, 12-я глава, с 6-б по 11 тексты.
Видим, нужно было заколоть этого ягнёнка, запечь на огне и съесть с пресным хлебом и горькими травами, а оставшееся от него сжечь в огне. Что не маловажно помазать кровью перекладину и косяки двери.
ВЕРА, в этот учреждённый Богом ритуал, в КРОВЬ и ТЕЛО агнца, спасала жизни людей.
Бог приказал, чтобы этот ритуал израильтяне повторяли каждый год: «И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его»; «Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год» - Библия, Ветхий Завет, книга Исход, 12-я глава, 14-й текст и 13-я глава, 10 текст.
Израильтяне следовали именно этому ритуалу, по обычаю данному Богом.
Однако, мы не заметим здесь ни сдобного кулича выпеченного из заквашенного теста, как это делают у нас, ни яиц, ни посещения могил умерших близких…
Этот праздник был пророческим и подводил нас к мысли, что мы будем спасены посредством веры в кровь и тело агнца. Кто же этот агнец?

Вот, что сказал Иоанн Креститель об Иисусе Христе: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» - Библия, Новый Завет, Евангелие от Иоанна, 1-я глава, 29 текст.
«И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный» - Библия, Новый Завет, Откровение Иоанна Богослова, 14-я глава, 1-а текст.
Библия сравнивает Иисуса Христа с агнцем: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе» - Библия, Новый Завет, Откровение Иоанна Богослова, 14-я глава, 1-а текст.
Посредством веры в Его пролитую драгоценную кровь и Его закланного совершенного тела мы сможем спастись!
Апостол Павел указал прямо на исполнение на Иисусе Христе той пророческой тени, которую исполнил Иисус Христос: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» - Библия, Новый Завет, 1-е послание апостола Павла к Коринфянам, 5-я глава, 7-ой текст.
Пасха наша - Иисус Христос!
Он сам подчеркнул этот факт, когда перед своей смертью учреждал для своих последователей ВЕчерю Господню, ВЕчерю воспоминания Его смерти и когда дал символы своего тела и крови на съедение ученикам, как евреи на протяжении веков ели буквального агнца и пользовались кровью, чтобы помазать дверь в своём доме: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» - Библия, Новый Завет, Евангелие от Матфея, 26-я глава, с 26-го по 28-й текст; Евангелие от Марка, 14 глава, с 22-го по24-й текст; Евангелие от Луки, 22-я глава, с 19-го по 20-й текст.
Апостол Павел повторил евангелистов в своём 1-м послании к Коринфянам, в 11-й главе, с 23-го по 26-й тексты:
«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.»
Когда Иисус Христос отдал свою жизнь во искупление наших грехов?
Дата, когда это произошло - 14 нисана, 33 года нашей эры. То есть ровно в тот день, когда израильтяне праздновали Пасху.

Мы опять видим, что ни о каких сдобных хлебах и яйцах и речи нет!

Что и как исходя из слов Иисуса нужно праздновать Его последователям?

Трапеза, или прием пищи, устраиваемая в память о смерти Господа Иисуса Христа. Это единственное событие, которое, согласно Библии, должны отмечать христиане. Ужин или ВЕчеря Господа также называется Вечерей воспоминания, а иногда «вечерей Господней» (1Коринфянам 11:20, СП).
Ужин Господа, который ввел Иисус!
Когда был введен? Пасха всегда отмечалась 14 нисана (авива), в день полнолуния, поскольку по еврейскому календарю первым днем каждого (лунного) месяца считался день, когда люди замечали новолуние. Следовательно, 14-й день месяца приходился примерно на его середину.

Вечером накануне своей смерти Иисус последний раз отпраздновал Пасху и после этого ввел Ужин или ВЕччерю Господа. Он отпустил Иуду, ставшего предателем, еще до начала Вечери. Согласно Евангелию, тогда «была уже ночь» (Иоанна 13:30). Так как по еврейскому календарю день начинался вечером одного дня и заканчивался вечером следующего дня.

Первый день полнолуния после весеннего солнцестояние, которое обычно бывает 21 марта, приходится в 2014 году на 14 апреля, в 2015 году - 3 апреля, а в 2016 году - 23 марта, после захода солнца, так как день у евреев начинался с вечера. А не 20 апреля 2014 года, 12 апреля 2015 и 1 мая 2016 года как это празднуют так называемые «христианские церкви» - эти даты не соответствуют 14 нисана!

Что же тогда празднуют у нас?

Большое место в народных пасхальных праздниках занимают мотивы воскрешения СОЛНЦА, обновления и процветания природы.
В связи с тем, что религии, в том числе и христианство, не поддерживали истинного Бога, а становились политическим инструментом сдерживания и управления народными массами, в христианство проникли многие языческие или народные традиции и обычаи. Сегодня практически общепризнанное христианство превратилось в исполнителя традиций и ритуалов этнических групп, в которых оно распространено!
Обычаи печь заквашенный хлеб в виде фалоса возник как символ плодородия на празднике Плодородия. К фалоподобным куличам добавляли яйца.
По весне праздновался Великдень. Великдень на Руси - это ещё и праздник весеннего воскресения, обновления природы, которое отмечалось с приходом дня весеннего равноденствия ещё в дохристианские времена.
В середине апреля (по современному календарю) славяно-арии праздновали завершение свадьбы неба и земли, наступление весны, праздник раскрытия земли и её готовности к посеву, иными словами, ПРАЗДНИК ПЛОДОРОДИЯ. Этот праздник символизировал начало новой жизни, зачинание природы и начало посевов. В дни праздника на полях водили хороводы, чем, якобы, энергетически помогали земле зарядиться положительной энергетикой и приносить большее количество урожая. В день праздника плодородия, мужчина выводил женщину в поле, где они совершали половой акт. Мужчина кончал на поле(землю), таким образом как-бы оплодотворяя её. После этого было принято печь КУЛИЧИ, как символ мужской силы и плодородия (именно поэтому он имеет вытянутую форму и сверху его принято поливать белым кремом из взбитых яиц) и творожный пирог который сейчас называют ПАСХОЙ, как символ женского плодородия. Символ мужской силы и плодородия у славян обозначается словом КОЛ (прямой перевод – стержень), женской силы - словом КОЛО (круг), отсюда и форма угощений.
И снова мы видим, что традиции и обычаи наших предков крепко живут в памяти народной и, не смотря ни на какие религии, традиции эти не искоренились, а перешли в так называемое христианство!
Откуда же появился обычай убирать могилки умерших и проведывать предков на кладбищах?
Снова-таки, по славянскому календарю, если перевести на современный лад, в начале апреля есть такой праздник, который называется день Памяти Предков. В этот день совершаются службы на всех кладбищах и погостах, на могилах и курганах наводится чистота и порядок. Помимо даров и треб умершим предкам, на их последнем пристанище зажигаются священные огни (свечи, лампады, огневицы).
По другой традиции, Неделя перед Пасхой или Красная неделя, а в белорусском Полесье сохранила древнее название Русальная. В народе эта неделя имела множество названий - рус.Красная, Червоная, Великая, Святая неделя, укр. Білий тиждень, Чистий тиждень, белор. Русальная неделя.
Согласно славянским традициям, в один из дней, предшествующих Пасхе или непосредственно следующих за ней, предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени. К празднованию готовились всю Красную неделю - с понедельника по субботу. Главные приготовления были с четверга (сейчас называется Чистый Четверг) по субботу. Всю неделю старательно готовились к празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду. С четверга до субботы шло приготовление на печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника и др. Селяне старались быть немногословными. Как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов.
И в наши дни каждая домохозяйка именно за неделю до Пасхи, старается привести свой дом и двор в порядок: все вымести, выгрести, вычистить, выбелить, перестирать, перемыть…

Сами церковники негативно отзываются о древних традициях наших предков: «…освящение кулича на празднике Светлого Христового Воскресения - это историческая ошибка, это один из признаков религиозной безграмотности. Это нелепое слияние Государственной церкви и древних языческих обрядов в IV веке».
«Кулич, как высокий хлеб с яйцами, являет собой известный языческий символ бога плодоношения Фалоса».
«Никаких церковных предписаний насчёт таких глупостей, когда кому куличи есть и яйцо крашеное, нет, потому что ни кулич, ни яйцо к Воскресению Христову не имеют никакого отношения. Это просто наш отечественный, народный, крестьянский, освящённый временем обычай», - пояснил протоиерей.
Опубликовано на сайте Korrespondent.net 21 апреля 2011 года под заголовком «Православная церковь настаивает, что поездки на кладбище в Пасху - не христианская традиция».
Также дата празднования Пасхи разнится у разных «христианских» течений: Католическая Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5 % - разница в 4 недели, и 20 % - разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.
Потому, что используются различные формулы вычислений дня Пасхи – отличные от Библейских!

Кровь, спасающая жизнь
Тогда, в Египте, кровь агнца сыграла решающую роль в спасении. Когда Иегова поразил первородных, он прошел мимо домов, на косяках дверей которых была кровь. Кроме того, евреи не оплакивали смерть своих первородных и поэтому были в состоянии совершить переход сквозь Красное море на свободу.
Сегодня празднование ВЕчери воспоминания должно сосредоточиваться на смерти Иисуса и на ее значении для человечества. Это событие должно отмечаться серьезно и служить временем для размышления о доброте Бога и о признательности, которую нам следует иметь к Иегове и его Сыну (Римлянам 5:8; Титу 2:14; 1 Иоанна 4:9, 10). Поэтому Павел предупреждал: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Коринфянам 11:27).

Достойно - что это значит?
Очевидно, Богу не понравилось бы, если мы оскверняли бы это событие, участвуя в сомнительных ритуалах или перенимая языческие обычаи.
«Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.»
«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» - Библия, Новый Завет, послание Иакова, 1-я глава, 27 текст и 4-я глава, 3-й и 4-й тексты.
Таким образом это исключает популярные мероприятия, присущие празднованию христианской Пасхи. Следуя повелению Иисуса «сие творить в его воспоминание», мы хотели бы отмечать ВЕчерю именно так, как повелел Иисус (Луки 22:19; 1 Коринфянам 11:24, 25). Это исключает проведение церемоний, привнесенных в празднование церквами христианского мира. «Новая католическая энциклопедия» («New Catholic Encyclopedia») признает, что «современная Месса сильно отличается от предельно простой церемонии, которой следовали Христос и Его Апостолы». Совершая Мессу часто, даже ежедневно, христианский мир отклонился от того, что подразумевал Иисус, и превратил ее в обыденность.
Павел писал христианам, жившим в Коринфе, о недостойном участии в праздновании, потому что в том собрании возникла проблема, связанная с Вечерей Господней. Некоторые из коринфских христиан не уважали священность этого праздника. Они приносили с собой ужин и ели до начала встречи или во время ее проведения. Часто они ели и пили слишком много. От этого их клонило в сон, и их чувства притуплялись. Не бодрствуя ни умственно, ни духовно, эти христиане не могли «рассуждать о Теле Господнем» и поэтому становились «виновными против Тела и Крови Господней». Между тем те, кто не ужинал, были голодными и тоже отвлекались. Фактически никто из них не был в состоянии принимать символы с признательностью и с полным осознанием важности события - того, что это празднование проводилось в память о смерти Господа. Поэтому, проявляя неуважение, даже презрение к смерти Иисуса, христиане из Коринфа подвергались осуждению.
«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду» - Библия, Новый Завет,1-е послание к Коринфянам, 11-я глава, с 27-го по 34-й текст.

«…стоило бы написать отдельную статью о взгляде современных ученых на рационально-естественноприродные причины… десяти казней… Скажем так: это - дело будущего…»
моё обещание, которое я сейчас выполню

"тематическая" страница из Моравской Агады, 1737 г.
В одной из своих раздач веселых картинок я обещал написать отдельную статью об поистине уникальном явлении Б-жественной силы и Справедливости - о знаменитых десяти казнях египетских!
При этом я никоим образом не хочу пересказывать Пасхальную Агаду: кто грамотен - сам прочитает, тем более, что эта самая Агада переведена на все я зыки мира, включая русский.
В данной статье речь пойдет о том, что в Торе содержится очень много исторически достоверных фактов. Это - тоже факт и о нем писали не раз. Однако до сих пор в Книгу Книг заглядывали в основном историки и археологи, вроде меня (да еще еретики и агностики, чтобы опровергнуть все, что там написано, но сейчас речь не о них). Но недавно за Тору всерьез взялись медики и микробиологи.
Эпидемиологи из университета штата Коннектикут (США) убеждены, что ими найдены вполне научное объяснения знаменитых десяти казней, обрушенных Богом на древний Египет за отказ фараона отпустить рабов-евреев на волю.
Ученые долго не решались познакомить публику со своими исследованиями, но напасти, свалившиеся на человечество в последнее время, изменили их решение. Судите сами: неизвестно откуда появился африканский вирус Эбола, в Британии коровы заболели бешенством, из недр Китая выполз призрак «новой чумы» - атипичной пневмонии, американская пшеница подхватила коварный грибок (о проблеме СПИДа в свете вышесказанного разговор вообще не идет!)… «Все это, - полагает профессор Мар, проведший вместе с коллегами данное исследование, - как две капли воды похоже на библейские десять казней египетских. Ибо и то и другое - одного и того же, естественного, но отнюдь не божественного происхождения».
В книге «Исход», считают ученые, события изложены точно и абсолютно последовательно. Надо только их правильно интерпретировать, поставив себя, современного человека, вооруженного современными же знаниями, на место полудиких бывших кочевников-израильтян и не слишком далеко ушедших вперед цивилизованных египтян.
Итак, первая казнь: по Б-жьему велению, Аарон поднимает жезл брата своего, Моисея, и ударяет им по воде Нила. Вода в реке превращается в кровь. «И рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и египтяне не могли пить воду из реки, и была кровь на всей земле Египетской». На фараона, интуитивно чувствовавшего подвох, эта казнь не произвела впечатления, поэтому требования Моисея остались без ответа. Тогда Б-г наслал на египтян вторую казнь - вся река воскишела жабами, которые стали входить в дома, в постели, в печи, и в квашню.
Естественно, ведь обе казни (точнее, напасти) напрямую связаны друг с другом, ибо вторая вытекает из первой, считают исследователи. И обе легко объяснимы вполне естественной причиной: кровь в реке - это микроводоросли (так называемая «красная ряска»), действительно очень опасные, так как они высасывают из воды кислород и выделяют, в качестве продукта обмена веществ, яд, убивающий все живое. Рыбам деваться некуда - они погибли и «воссмердели» (попросту протухли, а уж как воняет тухлая рыба…).
Кстати, о крокодилах, широко распространенных в Ниле, в Торе нет ни слова, значит, они смогли уйти из зараженной красной ряской воды и найти другое пристанище. Ведь и для фараона нашли вскоре чистую воду. Это был, разумеется, не колодец, как написано в Торе, а водоем, возможно озеро, не зараженное внезапно появившимися водорослями. Туда вполне могли мигрировать и крокодилы.
А вот жабам не повезло. В поисках чистой воды, без которой им тоже погибель, они вылезли из уютного и богатого пищей ила, в котором раньше жили, и распространились по окрестностям. Вряд ли они уж так увеличились числом, просто египтяне раньше на них внимания не обращали и не знали их истинного количества (откуда в Древнем Египте взяться натуралистам, тем более ученым-экологам!?)
Обманув евреев во второй раз, фараон, якобы, накликал на свою страну новую казнь - Б-г наслал на Египет мириады мошек. «Этого следовало ожидать, так как вовсе не фараон в этом виноват, - говорят исследователи. - Мошки размножились среди разлагающихся жабьих трупов…». Причем, в Торе есть одна деталь, по которой можно точно определить, что это были за мошки. Когда опять-таки Аарон ударил жезлом в твердь земную, поднявшаяся пыль превратилась в мошек. А значит речь более чем ясно идет о куликоидах. Это необычайно агрессивные маленькие комарики, откладывающие свои яйца в пыли, а их личинки питаются минеральными остатками разлагающихся организмов. Так что ни о каких мошках и тем более вшах речь не идет.
Так как фараон продолжал упорствовать, в Египет пришла новая казнь: моровая язва, погубившая весь скот. Доктор Мар основательно покопался в справочниках на предмет поисков тех болезней, которые могут разноситься комариками-куликоидами. И нашел целых две: африканскую лошадиную болезнь и «синий язык» - тяжелое вирусное заболевание, поражающее кровеносную систему овец и крупного рогато скота. От них и погиб египетский скот, а израильский, напротив, уцелел, так как пасся в «стране Гошен», в 150 км. от земель фараона, так что комарикам на своих крошечных крыльях было просто невозможно преодолеть такое расстояние.
Фараон, однако, все еще упрямился, поэтому на его государство напала шестая казнь - воспаление с нарывами, похожее на обильный фурункулез, но все же таковым не являющееся, так как оно поразило оставшийся скот, а потом перекинулось на людей. «Это был самый обыкновенный, всем известный сап, - не без основания полагают исследователи. - Эту инфекцию можно заполучить и от мух, переносчиков микробов, и от грязной, не продезинфицированной (тем более в Древнем Египте) пищи и воды. Впервые сап был описан Аристотелем в 330 г. до н.э., который, в частности, предупреждал о смертельной опасности для человека поедать мясо больного сапом животного. Болезнь была известна и ранее на Ближнем Востоке и в странах североафриканского Средиземноморья».
Седьмая казнь с предыдущими, правда, не связана, но и в ней нет ничего сверхъестественного. Град, побивший посевы, выпадает и поныне, и не только в Египте. Причем, в Торе приведена интересная подробность - град побил только ранние, успевшие вырасти колосьями. Поздние же, только-только проклевывающиеся из земли, он не затронул.
Итак, законы природы и здесь не нарушены, как и в следующей - девятой казни. Саранча по сей день налетает на южные земли Египта, принося колоссальные убытки землевладельцам. Более того, именно град мог вызвать нашествие саранчи! Как известно, дождей в Египте не бывает, поэтому столь резкое и внезапное изменение климата, породившее град, вызвало непредусмотренную миграцию саранчи, спасавшейся из неблагоприятных районов Египта в места с более привычным климатом. Причиной же града могла стать любая погодная аномалия над водами Средиземного моря, правда, достаточно редкая.
Девятая казнь - густая тьма, длившаяся три дня по всей земле египетской, ученые объясняют грандиозным извержением вулкана где-то поблизости, скажем, на острове Санторин в Эгейском море. Такое извержение действительно имело место 3500 лет тому назад и засыпало пеплом все восточное средиземноморье. Однако, сам Мар предполагает иное объяснение - сверхсильная песчаная буря. Именно такая тьма - по настоящему, скорее рыжая, чем черная, - упоминается в относящихся к тем временам древних папирусах. Кстати, это вполне укладывается в гипотезу о внезапном изменении климата в небе над Египтом. Надо ли говорить, что «тьма», какого бы они ни была цвета, распространилась по всей стране, а не только у египтян, на чем настаивает Тора.
И, наконец, осталось объяснить только десятую казнь - гибель всех детей-первенцев, от сына фараона до сына рабыни - и всего первородного скота. Исследователи берутся и за эту задачу. Они вспоминают внезапную смерть восемнадцати детей в Кливленде несколько лет назад. Причинной смерти стал черный грибок, появившийся в подвале их домов. Аналогичное происшествие вполне могло произойти и в Древнем Египте. Судите сами: изголодавшиеся за три дня тьмы люди пробрались к амбарам, а грибок, распространившийся за это время во тьме, их там уже поджидал. Поразил он в первую очередь, наиболее слабых - младенцев и детей, причем, конечно, не только первородных. Так что вся эта история с прохождение духа смерти по Египту, с мечением кровью косяков дверей и прочее - позднейшая легенда, молва, фольклор, переродившиеся в традицию, - считают исследователи.
Однако может ли столько бед обрушиться на одно государство в течение относительно короткого промежутка времени? Старинное русское слово «поветрие» прямо указывает на связь между стихийными бедствиями и эпидемиями. Именно ветры переносят микробов и, как следствие, источники заразы, из одного места в другое. Тому есть исторические подтверждения. Скажем, в V в. до н.э. в Африке свирепствовали моры, сопровождаемые землетрясениями, наводнениями и засухами. «Все силы мира объединились тогда против человека», - писал античный историк Фогедит. Особенно тяжелым был 427 г. до н.э., когда в Эгейском море ожили вулканы, вызвавшие ценами и затопившие все побережье Эллады…
Ученые все чаще объясняют Тору и события, описанные в ней, с научной точки зрения. И это хорошо. Вот только может не стоит с помощью науки объяснять вещи сверхъестественные? Ведь есть нечто, что не подвластно человеческому разуму: как возник этот мир, в чем смысл жизни (да и есть ли он вообще), бесконечна ли Вселенная?
Может быть, к этой категории относятся и десять казней египетских?

В российский прокат выходт фильм "Исход: цари и боги"

В начале января 2015 г. в российский кинопрокат выходит очередной фильм-экранизация известных библейских сюжетов. На этот раз объектом внимания в фильме «Исход: цари и боги » становиться Моисей, в священном Коране именуемый как пророк Муса (а.с.). С этой личностью связан исход еврейского народа из Египта и предшествующие ему события в самом Египте именуемые 10 казнью египетскими .

Согласно Ветхому завету это:

  1. Наказание кровью.
  2. Казнь лягушками.
  3. Нашествие кровососущих насекомых (мошки, вши, клопы).
  4. Наказание пёсьими мухами.
  5. Мор скота.
  6. Язвы и нарывы.
  7. Гром, молнии и огненный град.
  8. Нашествие саранчи.
  9. Необычная темнота (тьма египетская).
  10. Смерть первенцев.

В Коране по поводу этих событий говорится о девяти знамениях ниспосланных Аллахом египетскому народу и его правителю фараону в знак того, что пророк Муса (а.с.) - это посланник Божий и в качестве наказания за нежелание правителя Египта отпустить евреев на землю обетованную.

«Мы даровали Мусе (Моисею) девять ясных знамений. Спроси сынов Исраила (Израиля) о том, как Муса (Моисей) пришел к ним, и Фараон сказал ему: «О Муса (Моисей)! Воистину, я полагаю, что ты околдован» (Сура 17:101 ). В числе этих знамений упоминаются различные события. Это, во-первых, знамения истинности пророческой миссии Мусы (а.с.), их было две: белая рука пророка, светящаяся как молоко и посох посланника, который превратился в змею (Сура 28:31-32 ).

Во-вторых, это непосредственно сами казни египетские (наказание Египту на нежелание отпускать народ Израильский на свободу). Если в Пятикнижии Ветхого Завета они достаточно подробно описаны, то в Коране о них говорится вкратце. Это говорит о том, что в этом, вопросе Всевышний дает нам четко понять, что особых разночтений с Библией нет. А последнее знамение – это расступление моря перед еврейским народом, по сухому дну которого они и прошлись спасаясь от египетского войска, и внезапное затопление, который и погубил армию фараона вместе с ним самим.

Самих же казни египетские занимают 6 из девяти вышеперечисленных божьих знамений.

«Аллах наслал на них ещё большие бедствия: потоп («тафа»), который покрыл водой их селения, и саранчу, которая опустошила их землю. Аллах наслал на них также насекомых, нанесших большой вред плодам, растениям и животным. Он наслал на них жаб, быстро распространившихся повсюду и не дававших людям жить спокойно. Аллах наслал на них болезни в виде кровоточащих ран на теле и кровь, которая загрязняется и не поддаётся очищению, и кровь, которая вызывает паралич, и кровь в моче, и подобные им разные болезни. Даже вода, которую они использовали в повседневной жизни, превратилась в кровь. Аллах наслал на них эти бедствия как явные знамения, но они не были обеспокоены этим, сердца их окаменели, совесть пропала, и они отклонились от веры и от возвращения к Истине Аллаха. Они возгордились и стали неверными грешниками» (Сура 7: 133 ).

То есть это потоп, нашествие саранчи, нашествие насекомых (вшей), нашествие жаб, и наказание кровью (превращение всей воды, и даже молока в кровь). Но по мнению многих толкователей есть основание полагать, что в Коране недостающие казни вполне могут быть зашифрованы под общим наименованием первого наказания – «тафа» , который в буквальном переводе означает «всеобъемлющее бедствие ».

Такое малопонятное выражение многие переводчики Корана предпочитают для удобства переводить как "потоп", а между тем под это наименование можно отнести и те казни египетские, которые не упоминаются напрямую в Коране (тьма египетская, Гром, молнии и огненный град, смерть первенцев, мор скота). На это в частности указывает следующие строки из священного Корана: «Мы наказали Фараона и его народ засухой и недородом, уменьшением плодов и тяжкими годами, - может быть, они одумаются и уразумеют свою слабость и слабость своего жестокого властителя перед мощью Аллаха. И тогда они, может быть, опомнятся и не будут несправедливыми к сынам Исраила, и примут призыв Мусы - мир ему! - к вере в Аллаха» (Сура 7:130 ).

И недавние исследования ученых, говорят о том, что казни египетские имели место на самом деле, что подтверждается целым рядом доказательств. Причем немецкие биологи и климатологи вывели о том, что первопричиной большинства бедствий стала именно засуха, как раз то, о чем нам и говорит священный Коран, в выше приведенном нам аяте. Следы резкой перемены климата исследователи обнаружили при изучении сталагмитов в пещерах в дельте Нила. По мнению ученых, после засухи, из-за которой Нил обмелел и замедлил течение, в грязной, медленно текущей воде размножились водоросли Oscillatoria rubescens, из-за чего река окрасилась в красный цвет.

Из-за этого погибли рыбы, которые поедали икринки жаб и лягушек, контролируя таким образом их численность. В результате чего численность земноводных превысила все разумные пределы и они в огромном количестве вышли на сушу. Их смерть в свою очередь привела к катастрофическому размножению личинок кровососущих насекомых. Это, в свою очередь, привело к быстрому распространению инфекционных заболеваний, из-за чего резко возросла смертность и животных, и людей. Даже тьма египетская – продолжительная ночь длиною в трое суток, объясняется извержением вулкана Санторин, из-за которого в атмосфере сконцентрировались тяжелые вещества и пепел закрывший Солнце.

То есть здесь мы снова находим научные доказательства истинности божественных откровений в священном Коране, а последовательность этих событий, где первым бедствием называется именно засуха, подтверждается в том числе и научными исследованиями.

Ильнар Гарифуллин

Интересная статья? Сделайте, пожалуйста, репост!

  • свящ. Вадим Маркин
  • Александр Ткаченко
  • митр. Калужский и Боровский Климент
  • М. Макаффи
  • Дориан Г. Кувер Кокс
  • Ка́зни еги́петские - десять наказаний Божиих, постигших Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения. Описаны в Ветхом Завете, в книге Исход ().

    Религией Египта того времени был политеизм – вера в нескольких божеств. Египетский пантеон включал в себя большое количество божеств различной значимости. В каждом городе были свои, особо чтимые культы. Обожествлялись и явления природы: солнце, звезды, ветер, стихийные бедствия. Звери, птицы, рептилии и даже насекомые также становились объектами поклонения.

    Кроме того, древние египтяне в своих верованиях смешивали человеческое и животное начало. Примером может служить богиня Сахмет, целительница болезней, изображавшаяся как женщина с лицом львицы. Многие фараоны еще при жизни отождествляли себя со сфинксами и повелевали запечатлеть это в камне. Целый ряд изваяний сфинксов, находящихся ныне в Каирском музее, свидетельствует об этом. Часть из них сохранились до наших дней.

    Одну из ключевых ролей в религии Египта играл сам фараон, выступавший в качестве единственного «посредника» между людьми и богами. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом.

    По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.

    С самого своего рождения фараон почитался одновременно и как верховный правитель, и как божество. Вполне естественно, что владыка Египта спрашивал Моисея: «Кто такой Господь, чтоб я послушался Его [и] отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (). Просьба Моисея сразу была отклонена фараоном. Тогда Господь сказал Моисею нечто весьма необычное: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (). Таким образом, у фараона появился «соперник». Живой Бог Израиля противостал одному из земных божков.

    При чтении истории о десяти казнях, часто встречается повторяющаяся фраза: «И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш » (; ; ; ; ). Эта фраза подчеркивает смысл всего происходящего. Господь хотел показать и египтянам, и евреям, что Он является истинным, всемогущим Богом. Поэтому даже самому фараону Господь сказал в самый разгар 10 казней египетских: «Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле» ().

    Десять казней египетских следовали одна за другой, после очередного отказа фараона отпустить израильский народ:

    1. Превращение воды в кровь ()
    2. Нашествие жаб ()
    3. Нашествие мошек ()
    4. Наказание песьими мухами ()
    5. Мор скота ()
    6. Язвы и нарывы ()
    7. Гром, молнии и огненный град ()
    8. Нашествие саранчи ()
    9. Тьма ()
    10. Смерть первенцев ().

    Некоторые толкователи указывают на то, что египетскими казнями были последовательно унижены и посрамлены египетские идолы (Ра, Изида, Хапи, Амон и проч.) оказавшиеся неспособными защитить те области, влияние на которые им приписывали египтяне.

    Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта следующего.

    Все десять казней египетских нашли отражение в псалмах и .

    Псалом 77:41-51 «…не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь , чтобы они не могли пить; послал на них насекомых , чтобы жалили их, и жаб , чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче ; виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве ; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых »;
    Псалом 104:26-36 «Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой. Послал тьму и сделал мрак , и не воспротивились слову Его. Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые , скнипы во все пределы их. Вместо дождя послал на них град , палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их. Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их ».

    Иерей Геннадий Егоров. «Священное Писание Ветхого Завета»:
    В чем же вина фараона, если Бог, как сказано, «ожесточил сердце» его ()? Ведь фараон получается в данном случае просто игрушкой в руках Божиих? Это не совсем так. Одно и то же действие Божие по-разному на разных людях сказывается, в зависимости от их собственного расположения. Содействие Бога израильтянам для израильтян служит укреплением веры, а для фараона – источником все более и более жестокого сопротивления (ср. – «сердце фараона ожесточилось» ; ). «Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие». Чем более Бог являет Свои чудеса и содействует израильтянам, тем более ожесточается фараон. Точно так же как в Евангельской истории мы видим: чем более Господь Иисус Христос являет Свое мессианское достоинство, являет Свое божество, тем более и более безумно ополчаются на Него противники.

    Коментарий Новой Женевской Библии:
    «Ожесточу сердце фараона» (). Это выражение, скорее, означает «сделаю твердым», чем «жестоким». Иными словами, Господь никак не будет влиять на фараона, чтобы тот переменил свое намерение, – фараона будет убеждать Моисей словом и знамениями».

    Толковая Библия Лопухина:
    Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле (; ): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.

    Мнение толкователей по поводу ожесточения сердца фараона, которое здесь приписывается Богу, различны. Таких утверждений всего десять. Восемь из них (; ; ; ; ) содержат слово chazaq, которое означает, что Господь сделал сердце фараона «твердым», неподвижным, так что его чувства к Израилю не менялись. В использовано другое еврейское слово qashah, означающее, что Господь сделал сердце фараона «жестким» или «бесчувственным». В стихе 10:1 использовано третье слово kabed, обозначающее, что Бог сделал сердце фараона «тяжелым» или нечувствительным к Божественному воздействию. Исследование контекста показывает, что эти различные слова используются более или менее взаимозаменяемо.

    Другие десять утверждений говорят о том, что фараон сам ожесточил свое сердце. Четыре из них (; ; ). Он также продолжал отказывать после четвертой и пятой казни, которые обрушились на египтян, но не тронули израильтян, о чем и сообщили царю (). Ожесточение его сердца еще более явно в нарушении обещания отпустить Израиль при условии, что Моисей и Аарон прекратят казнь, и в его вынужденном признании своего греха (). Таким образом, когда Моисею до прихода в Египет было сказано, что Господь ожесточит сердце фараона (). Но как солнце по-разному действует на разные материалы в соответствии с их природой – растапливает воск, но делает твердой глину, например, так и действие Духа Божьего на сердца людей производит разный эффект в зависимости от состояния сердца. Кающийся грешник позволяет Духу Святому привести его к изменению и спасению, но нераскаявшийся ожесточает свое сердце все больше. Одно и то же проявление Божьего милосердия в одном случае приводит к спасению и жизни, а в другом – к осуждению и смерти – в каждом случае по собственному выбору человека.

    Божья кара по определению должна быть во сто крат изощренней и страшней любой казни, придуманной людьми. Земные правители могли казнить сотни, тысячи людей, а небесные - целые народы. Именно так поступил Всевышний по отношению к египтянам, когда их фараон отказался отпустить иудеев из Египта.

    Однако ученые сомневаются в том, что страшные беды, обрушившиеся на Египет, были вызваны волей небес, и объясняют их вполне земными причинами.

    Согласно библейской Книге Исход, древние израильтяне страдали под гнетом египетского фараона и не знали, как из него вырваться. И тогда Господь явился Моисею в виде неопалимой купины (пылающего тернового куста) и повелел ему освободить свой народ из рабства и вести его в Землю обетованную. Моисей и его брат Аарон пришли к фараону и потребовали именем Господа отпустить евреев из Египта. У фараона были свои боги, которым он поклонялся, поэтому он только посмеялся над угрозой кары от какого-то там христианского Бога. И отказал просителям. Нашла коса на камень. Христианский Бог наслал на египетский народ 10 страшных казней, прежде чем фараон уступил ему.

    Тайна папируса

    Современные ученые не только установили, что беды, обрушившиеся на Египет, - не выдумка, но и выяснили, когда они происходили. Благодаря переводу старинного папируса, написанного египтянином по имени Ипувер и хранящегося в Лейденском музее в Голландии, было установлено, что казни египетские происходили во время правления фараона Рамсеса II и его сына Мернептаха.


    Но главное - ученые обосновали, что вызваны они были вполне естественными причинами. Группа климатологов, исследовавшая погодные условия древности, выяснила, что при Рамсесе II произошло резкое изменение климата с теплого и влажного на холодный и сухой, что могло повлечь за собой ряд природных катаклизмов.

    Сначала на глазах фараона «вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела». Но фараон решил, что причиной тому не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил иудеев. В Книге Исход плохими советчиками, доказывавшими фараону, что беды, постигшие Египет, - не гнев Божий, а колдовство, были египетские волхвы Иан-ний и Иамврий.

    Современные ученые уверены, что дело обошлось без колдовства. Один из видов цианобактерий при умирании окрашивает воду в красный цвет и снижает уровень кислорода, из-за чего в воде все гибнет и она становится непригодной для питья.



    Вторую казнь связывают с нашествием жаб: «Вышли жабы и покрыли землю Египетскую». Причем они не просто вышли, а действовали, как было обещано фараону: «Они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои». Ученые обосновали это тем, что после того как в Ниле из-за цианобактерий образовался недостаток кислорода, у головастиков включилась система выживания. Их щитовидная железа вырабатывала большое количество гормонов роста, и головастики превращались в лягушек в два раза быстрей. Это повлекло за собой и нашествие лягушек.

    Еще одна казнь была связана с большим количеством мошки: «Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской». Волхвы отступились и попросили фараона отпустить иудеев на все четыре стороны, но тот оставался непреклонен.



    Расплодившиеся лягушки не смогли прокормить себя и погибли, еще раньше из-за цианобактерий погибла рыба. В результате в отсутствие естественных врагов начали усиленно размножаться мошки. И тут же говорится: «Налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух».

    Кто были эти песьи мухи -достоверно не известно. Принято считать, что это были насекомые, совмещавшие свойства мух и собак. Они летали как мухи, но нападали с собачьим остервенением. Скорее всего, под песьими мухами подразумевались оводы.

    Их нашествие было обусловлено теми же причинами, что и массированные атаки мошек на людей и животных. Причем в некоторых источниках мошки и песьи мухи действовали вместе в период третьей казни, а четвертой казнью стало нашествие диких зверей и хищных птиц, которые пытались проникнуть в жилища египтян и не давали им выходить на улицу.

    Продолжение несчастий

    В перечне казней египетских упоминается и то, что у всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь иудеев. Это объясняется довольно просто: мор скота был вызван нашествием мошек и песьих мух, разносчиков болезней. Рядом с этим соседствует и упоминание о том, как покрылись тела египтян и их животных страшными язвами и нарывами. Но и здесь виной тому были кожные заболевания у людей, причиной которых тоже стали укусы мошек и песьих мух.

    Седьмой казнью египетской стал град. Об этом сказано так: «И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал».

    Ученые считают, что виновником этой беды стало извержение вулкана Санторин в Средиземном море, когда огромное облако пыли понесло ветром в сторону Египта. Вода, соединяясь с частичками вулканической пыли, превращалась в градины, которые и падали на землю.

    Неудивительно, что вскоре после этого страну одолела саранча, «И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве... и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле В Египетской», - так говорит об этом Библия.



    Известно, что саранча любит влажную атмосферу, необходимую, чтобы откладывать яйца. Поэтому ничего удивительного, что после дождя с градом она устремилась в Египет.

    Следующая казнь и вовсе вошла в пословицу: «Была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня».

    При раскопках в Аварисе (Египет) были обнаружены камни из застывшей лавы, похожие на пемзу. А ученый Макс Бихлер доказал, что эти камни из вулкана на острове Санторин. Так что после извержения этого вулкана пыль и пепел вполне могли закрыть солнце на три дня.

    Гибель первенцев

    Вполне материальными причинами можно объяснить и гибель египетских детей - старших сыновей в семье. Об этом говорится так: «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота».

    Ученые объяснили это естественными причинами, а именно воздействием на первенцев токсинов грибка Stachyborys atra, попавшего в зернохранилища из экскрементов саранчи и расплодившегося в верхнем слое зерновых запасов. Из токсинов этого грибка образовался сильный яд - микотоксин.

    По египетской традиции старшие сыновья питались первыми и получали двойную порцию. А среди скота первым к кормушке обычно пробивается самое сильное старшее животное. В результате первенцы среди людей и скота и отравились первыми.

    Все десять казней выглядят страшными, но десятая превосходит их все по изощренности. Причем чем-то она напоминает Варфоломеевскую ночь. По преданию, Господь повелел каждой иудейской семье зарезать ягненка, пометить его кровью входы в свои дома и пировать по домам всю ночь.

    Отличие от Варфоломеевской ночи лишь в том, что иудеи помечали крестами свои дома, а не дома сторонников другой религии, и убивали не своими руками. Ночью на землю спустился ангел смерти и пошел по Египту, умерщвляя первого ребенка в каждой семье, чей дом не был помечен кровью. В том числе им был убит и наследник фараона.

    После этого фараон сдался - разрешил евреям покинуть Египет, забрав все свое имущество. Начался собственно Исход. Из Египта ушли, по оценке экспертов, больше трех миллионов иудеев. Моисей повел их в Землю обетованную, каковой оказалась Палестина. А в память о пиршестве во время десятой казни египетской, предварявшем освобождение от рабства, был установлен праздник Песах (от слова «песах» - обойти стороной, миновать).

    Олег ЛОГИНОВ

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама