THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Многие исследователи масонства считают, что их символика масонства берет свое начало от орудий труда каменщиков-строителей средневековья, которые являлись первыми братьями масонских лож. Общепринятый взгляд на в двух словах выглядит так: высококвалифицированные мастера, строители соборов, объединились в профессиональные союзы, гильдии свободных каменщиков, франкмасонов.

Таковым, например, являлось одно из многих ему подобных — «Святой цех и братство масонов». Со временем к ним стали присоединяться образованные передовые люди, не имеющие никакого отношения к строительству. Затем, когда мода на готику прошла, роль братств реальных каменщиков постепенно сошла на нет, а масонские ложи все больше отдалялись от своих строительных истоков, проявляя все больший интерес к различным философским идеям и тайным знаниям. С одной стороны, это естественно, если вспомнить, что членами лож стали многие ученые и образованные люди. Таким образом постепенно появились те масонские ложи, которым приписывается сегодня и обладание тайными знаниями, и желание/возможность изменить мир и т.д.

В вышеизложенной версии все выглядит логично, за исключением одного. Чем могли обычные строители, пусть даже обладающие «тайными знаниями» опять-таки в строительстве, заинтересовать ученых или высокородных господ, которые становились членами братств? Ответить на этот вопрос у меня не получается.

Мне видится другая версия: тайные масонские ложи возникли к началу 17-го века совершенно самостоятельно и лишь использовали термины (масон) уже сходивших в небытие франкмасонских братств, действительно являвшихся представителями цеха строителей-каменщиков. Либо вступление в эти «строительные» братства служило лишь прикрытием настоящего тайного общества масонов, которой по факту не имело никакого отношения как к франкмасонам так и к возведению храмов и замков. Кстати, символы масонов имеют лишь внешне являются являются строительными инструментами. Смысл в них вкладывается совершенно иной.

Циркуль и угольник в масонстве

Одними из главных символов в масонстве являются циркуль и (на)угольник. Их используют для изложения нравственно-этической системы масонства и обозначения всемирности масонского братства. Значение этих символов для масонов настолько велико, что в конце церемонии посвящения в масоны каждый посвящаемый приносит торжественное обязательство перед Священной Книгой, на которую кладут циркуль и (на)угольник. (Священной книгой может быть Библия, Коран и т.д. в зависимости от исповедуемой религии).

По разъяснению самих масонов, циркуль изображает Небесный Свод, а наугольник – Землю. Земля – это место, где человек выполняет свою работу, а Небо символически связано с местом, где чертит свой план Великий Строитель Вселенной. Наугольник также рассматривается как символ закона и совести, а циркуль — вечности.

Неужели этот символ пришел от франкмасонского братства каменщиков? А может, он пришел из, куда как более древней, религии? Оказывается, циркуль и угольник играли определенную роль в древнекитайской символике.

Циркуль и угольник в древнекитайской символике

На фото: Фуси и Нюйва. Внизу — символ Тай Цзи

На многих изображениях легендарных китайских правителей Фуси и Нюйвы, которые правили, согласно конфуцианской философии, с 2953 по 2852 г. до н.э. Фуси держит в руках угольник, а Нюйва – циркуль. (Согласно легенде, Фуси и Нюйва — единственные выжили после потопа и от них пошел род человеческий).

Согласно древней китайской традиции, циркуль (иногда вместо циркуля — отвес) является символом круга – ТАЙ ЦЗИ. Символ «Тай Цзи», впервые упоминаемый в одной из самых древних китайских книг — «Книге перемен», считается верховным принципом и кругом существования, в котором происходит чередование покоя и движения, света и тьмы. Он обозначает правила, по которым выстраивается система взаимоотношений природных и общественных составляющих Вселенной. Термин «Тай Цзи» переводится как Великий Предел и отражает космическое начало, порождающее силы ян (мужское начало) и инь (женское начало).

А угольник в древней китайской традиции является символом квадрата – ЛО ШУ. Этот магический квадрат представляет собой квадратную таблицу, заполненную числами таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях, называемая магической константой, одинакова. В Древнем Китае был широко распространен Ло Шу, известный с 2200 г. до н.э. — единственный нормальный (заполненный целыми числами от 1 до n) магический квадрат 3×3. Сумма чисел в каждом столбце, каждой строке и по диагоналям Ло Шу равна 15, а результат деления числа 15 на количество строк или столбцов (3) равен 5. Число 5 стоит в центре схемы, представляя собой принцип равновесной середины (Земли). Остальные числа организуются вокруг него в 9 секторов, которые обозначают страны света, находящиеся под управлением различных стихий природы или первоэлементов. В квадрате Ло Шу скрыто множество закономерностей и взаимосвязей с окружающим пространством и временем, понимание которых дает ключ к пониманию законов Вселенной. До сих пор исследуются магические свойства квадрата и до конца не раскрыты все его секреты.

частично использованы материалы книги А.В. Колтыпина «Земля до потопа — мир колдунов и оборотней»
сайт автора http://www.dopotopa.com


Циркуль и наугольник (или, вернее, стальной циркуль и наугольник , соединённые вместе) являются самым узнаваемым символом масонства . Вместе, и циркуль и наугольник, как инструменты архитекторов , используются в масонских ритуалах как эмблема обучения символическим урокам. Некоторые ложи и ритуалы объясняют эти символы, как уроки поведения: например, что масоны должны «циркулем очерчивать свои действия » и учиться «ограничивать и удерживать себя в границах в сторону всего человечества » . Поскольку масонство является не догматическим , то и не существует общей интерпретации этих символов (или любого масонского символа), которые используются масонством в целом .

Как измерительные приборы, инструменты представляют собой суждения и умение распознавать.

Литера «G»

В английских юрисдикциях говорят, что циркули и наугольники часто изображаются с буквой «G» в центре . Такое написание интерпретируется для представления различных значений этого слова в разных юрисдикциях. Среди наиболее широко распространённых интерпретаций, что: «G» обозначает Бога (англ. G od ) и, чтобы напомнить масонам, что Бог находится в центре масонства. В этом контексте он также может быть представлен как Великий Архитектор Вселенной . В другом контексте написание представляет букву «G» как геометрию (англ. G eometry ), описывая её как «благороднейшую из наук », и как «основу, на которой возведена надстройка масонства» .

См. также

Напишите отзыв о статье "Циркуль и наугольник"

Литература

  • Curl James Stevens. The Art and Architecture of Freemasonry. - New York: Overlook Press, 1991.
  • Domenico V. Ripa Montesano. Vademecum di Loggia. - Roma Italia: Edizione Gran Loggia Phoenix–, 2009-ISBN 978-88-905059-0-4 .
  • *

Примечания

Ссылки

  • // Encyclopedia Britannica , 1911 г. (11th Ed.).
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Циркуль и наугольник

Главноуправляющий выразил большое сочувствие намерениям Пьера; но заметил, что кроме этих преобразований необходимо было вообще заняться делами, которые были в дурном состоянии.
Несмотря на огромное богатство графа Безухого, с тех пор, как Пьер получил его и получал, как говорили, 500 тысяч годового дохода, он чувствовал себя гораздо менее богатым, чем когда он получал свои 10 ть тысяч от покойного графа. В общих чертах он смутно чувствовал следующий бюджет. В Совет платилось около 80 ти тысяч по всем имениям; около 30 ти тысяч стоило содержание подмосковной, московского дома и княжон; около 15 ти тысяч выходило на пенсии, столько же на богоугодные заведения; графине на прожитье посылалось 150 тысяч; процентов платилось за долги около 70 ти тысяч; постройка начатой церкви стоила эти два года около 10 ти тысяч; остальное около 100 та тысяч расходилось – он сам не знал как, и почти каждый год он принужден был занимать. Кроме того каждый год главноуправляющий писал то о пожарах, то о неурожаях, то о необходимости перестроек фабрик и заводов. И так, первое дело, представившееся Пьеру, было то, к которому он менее всего имел способности и склонности – занятие делами.
Пьер с главноуправляющим каждый день занимался. Но он чувствовал, что занятия его ни на шаг не подвигали дела. Он чувствовал, что его занятия происходят независимо от дела, что они не цепляют за дело и не заставляют его двигаться. С одной стороны главноуправляющий выставлял дела в самом дурном свете, показывая Пьеру необходимость уплачивать долги и предпринимать новые работы силами крепостных мужиков, на что Пьер не соглашался; с другой стороны, Пьер требовал приступления к делу освобождения, на что управляющий выставлял необходимость прежде уплатить долг Опекунского совета, и потому невозможность быстрого исполнения.
Управляющий не говорил, что это совершенно невозможно; он предлагал для достижения этой цели продажу лесов Костромской губернии, продажу земель низовых и крымского именья. Но все эти операции в речах управляющего связывались с такою сложностью процессов, снятия запрещений, истребований, разрешений и т. п., что Пьер терялся и только говорил ему:
– Да, да, так и сделайте.
Пьер не имел той практической цепкости, которая бы дала ему возможность непосредственно взяться за дело, и потому он не любил его и только старался притвориться перед управляющим, что он занят делом. Управляющий же старался притвориться перед графом, что он считает эти занятия весьма полезными для хозяина и для себя стеснительными.

Циркуль и угольник – изображение основ и принципов мироздания


Согласно древней китайской традиции, циркуль (иногда вместо циркуля - отвес) является символом круга – ТАЙ ЦЗИ, а угольник – символом квадрата – ЛО ШУ (магического квадрата).
Символ «Тай Цзи», впервые упоминаемый в одной из самых древних китайских книг - «Книге перемен», считается верховным принципом и кругом существования, в котором происходит чередование покоя и движения, света и тьмы. Он обозначает правила, по которым выстраивается система взаимоотношений природных и общественных составляющих Вселенной. "Ци (пронизывающая Вселенную энергия – А.К.) порождает цзи, живую материю , которая в результате взаимодействия света и тьмы преобразуется в Пять Первоэлементов - дерево, землю, огонь, металл и воду" - так характеризует принцип Тай Цзи А. В. Нестеров . Термин «Тай Цзи» переводится как Великий Предел и отражает космическое начало, порождающее силы ян (мужское начало) и инь (женское начало).

Согласно даосским воззрениям, вся Вселенная представляет собой единую, гармоничную и совершенную систему, все составляющие которой функционируют по одним и тем же законам, поэтому форма круга является ее оптимальным символическим выражением. Черные и белые половины олицетворяют силы ян (белая) и инь (черная), каждая из которых является зеркальным отражением другой.

Магический или волшебный квадрат - это квадратная таблица, заполненная числами таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях, называемая магической константой, одинакова.
В Древнем Китае был широко распространен Ло Шу, известный с 2200 г. до н.э. - единственный нормальный (заполненный целыми числами от 1 до n) магический квадрат 3 ×3. Сумма чисел в каждом столбце, каждой строке и по диагоналям Ло Шу равна 15, а результат деления числа 15 на количество строк или столбцов (3) равен 5. Число 5 стоит в центре схемы, представляя собой принцип равновесной середины (Земли). Остальные числа организуются вокруг него в 9 секторов, которые обозначают страны света, находящиеся под управлением различных стихий природы или первоэлементов (http://www.x-sila.ru/lo_shu_fs.html).

В квадрате Ло Шу скрыто множество закономерностей и взаимосвязей с окружающим пространством и временем, понимание которых дает ключ к пониманию законов Вселенной. До сих пор исследуются магические свойства квадрата и до конца не раскрыты все его секреты.

Вариантом магического квадрата Ло Шу является магический крест Хэ Ту. Он представляет собой схему из десяти чисел, которые располагаются таким образом, что в центре и по четырем направлениям пространства разность двух чисел равна 5 (принцип равновесной середины - Земли).

Д.Р. Ионеску пришел к выводу, что между Ло Шу и Тай Цзи существует некоторое специфическое отношение. Если из каждого числа Ло Шу вычесть 5, то получившиеся отрицательные и положительные числа образуют зоны, которые можно сравнить с графикой Тай Цзи. Возможным совмещенным изображением Тай Цзи и Ло Шу является сетка Ба Гуа (http://www.x-sila.ru/lo_shu_fs.html) с секторами, обозначающими страны света и жизненные сферы.

Приглашаю всех желающих для дальнейшего обсуждения данного материала на страницах , в том числе в тем ах " " и " "

© А.В. Колтыпин, 2010

Я, автор этой работы А.В. Колтыпин, разрешаю использовать ее для любых незапрещенных действующим законодательством целей при условии указания моего авторства и гиперссылки на сайт или http://earthbeforeflood.com

Читайте мои работы "

Врата для посвящаемого, выход к свету для ищущего, колонны храма Иерусалимского. Б:. — Северная колонна и Я:. — Южная колонна. Символические колонны напоминают исписанные иероглифами обелиски, которые возвышались перед египетскими храмами. Их находят и в двух округлых порталах готических соборов. Это две колонны Геркулеса, указывавшие границы, между которыми индивидуальность человека умирает. Масонский ритуал посвящения включает в себя предупреждение кандидату перед входом в храм — «если ты держишься за человеческие отличия, уходи — здесь их нет». Северная колонна также символизирует разрушение, первозданный Хаос; Южная — созидание, упорядоченность, систему, внутреннюю взаимосвязь. Это Земля и Космос, Chaos и Amber.

  • Ступени

    Между колоннами Храма могут изображаться ступени, которые символизируют испытания и очищение стихиями при получении масонского посвящения.

  • Мозаичный пол

    За колоннами следует мозаичный пол с чередованием в шахматном порядке белых и черных клеток. Символизм чередования белых и черных клеточек говорит о том, что области наших чувств все уравновешивается со строгой точностью. Восприятие складывается по законам контраста. Мы отдыхаем по мере усталости, мы ценим удовольствие лишь в сопоставлении его с той же мерой страдания. Радость пропорциональна горю и тоске, им предшествовавшим. Обнаружение ошибки открывает истину. Добро влечет нас в той мере, в какой нас отталкивало зло. Ценность выживания измеряется силой борьбы против побежденных трудностей, стоявших на пути.

  • Резец и молот

    Для претворения в жизнь его работы ученику даются орудия — резец — представляющий установившуюся мысль, принятые решения, и молот — волю приводящую их в действие.

    Резец указывает нам на преимущества образования, только лишь благодаря которому мы превращаемся в людей, соответствующих природе нашего исправного и совершенного сообщества.

    Молоток — это инструмент, использующийся каменщиками для того, чтобы придавать камням правильную геометрическую форму. Ударами молотка стесываются острые углы, камень ‘облагораживается’, из ‘дикого камня’, становится камнем пригодным для строительства. Молоток является символом облагораживания и другого камня — Человека. Лишь совершенный камень может быть положен фундамент или в стену храма. Совершенные камни, камни правильной формы всегда похожи друг на друга. Только дикие, первозданные камни могут иметь бесконечное разнообразие форм. Такие камни не лишены своеобразной красоты и эстетики, однако с масонской точки зрения это эстетика профанского мира. Здесь уместно отметить, что слово профан для масона не содержит никакого негативного оттенка. Применительно к человеку оно всего лишь означает, что он не масон. Таким образом для масона мир символически разделен на масонов и профанов. Профанские ценности, профанская жизнь — все то, что происходит за пределами храма и вне ритуальных работ. У каждого масона естественно есть своя профанская жизнь. И масонство ни в коем случае не преуменьшает ее ценности и значимости.

  • Камень грубый, камень совершенный

    Рядом с колонной Б:. либо по левую сторону от Алтаря при открытии ритуальных работ ложи помещается грубый камень. Рядом с колонной Я:. или справа от алтаря помещается кубический совершенный камень, готовый к закладке, использованию в строительстве. Символически масонская работа состоит в том, чтобы, отесывая грубый камень, улучшать непосредственное творение природы дабы удалить с него шероховатости и неровности и приблизить его к форме, соответствующей его назначению.

  • Молоток Досточтимого мастера

    Масонский молоток является еще и символом земной власти. Молоток используется Досточтимым мастером Ложи, Первым стражем Ложи и Вторым стражем Ложи при проведении ритуальных работ. На престоле Досточтимого мастера Ложи расположены два главных инструмента — молоток и пламенеющий меч. Молоток – символ земной власти, а пламенеющий меч – символ власти духовной. На плато Первого и Второго стража молотки и соответственно уровень и отвес.

  • Отвес

    Отвес используется каменщиками для проверки вертикальности стен. Для масона отвес является символом Истины. Истины не как абстрактного логического понятия, а Истины как Правоты слов и дел перед Богом и обществом. Той Живой Истины, во имя которой поднимались восстания и во имя которой люди горели на кострах инквизиции. Отвес учит справедливости и честности в помыслах и делах и является одним из подвижных сокровищ Вольного Каменщика.

  • Уровень

    Уровень используется каменщиками для проверки горизонтальности поверхностей. Свободными Каменщиками используется как символ Равенства между людьми. Конечно, В:. С:. В:. создал людей разными. Принцип равенства — отнюдь не является основополагающим принципом мирового регулярного масонства. У каждого человека свои таланты и способности, у каждого свои цели в жизни и взгляды, у каждого свой путь. Каждый принадлежит какому-то социальному, национальному или религиозному кругу. Но масонский закон должен быть един для всех людей, независимо от того является ли самым богатым человеком или самым бедным, белого или черного цвета его кожа, каково бы ни было его вероисповедание. Уровень — символ Первого стража Ложи, второго офицера по старшинству после Досточтимого мастера Ложи.

  • Циркуль и наугольник

    В этой эмблеме циркуль изображает Небесный Свод, а наугольник — Землю. Земля — место, где человек выполняет свою работу, а Небо — символически связано с местом, где чертит свой план Великий Строитель Вселенной. Циркуль, совмещенный с наугольником, пожалуй, самая распространенная из всех масонских эмблем, символов и знаков. Циркуль совмещается с наугольником при открытии масонских работ и помещается на книге священного закона. Взаимное положение циркуля и наугольника имеет для масона большое символическое значение. При открытии работ в первом градусе наугольник кладется поверх циркуля, при открытии работ во втором градусе один из концов циркуля освобождается, при открытии работ в третьем градусе оба конца циркуля свободны. На этой эмблеме циркуль и наугольник совмещены по третьему градусу. В центре эмблемы помещается буква G. Значение ее многогранно. Одно из значений — сокращение от слова «геометр». Это слово используется масонами в качестве одного из названий верховного существа наряду с В:. С:. В:.

  • Книга Священного Закона

    Книга Священного Закона — один из трёх основных светочей Свободных Каменщиков наряду с Циркулем и Наугольником. Книга священного закона — это главная книга той религии, которую исповедуют присутствующие в собрании ложи братья. В случае если в ложе присутствуют братья различных вероисповеданий, на престоле располагается несколько книг. Чаще всего это Библия, Коран и Тора. Книга священного закона олицетворяет волю В:. С:. В:. На ней масоны приносят все клятвы во время посвящений и торжественных инсталляций. На книге священного закона располагаются наугольник и циркуль. При этом если во время работ используется несколько книг, циркуль и наугольник открывается на священной книге той веры, к которой принадлежит большинство из присутствующих братьев.

  • Лучезарная Дельта

    Важнейший символ масонского храма всевидящее око или Лучезарная Дельта. Лучезарная Дельта обычно располагается в восточной части храма, а по обеим сторонам ее находятся Солнце (ближе к югу) и Луна (ближе к северу). Лучезарная Дельта — треугольник, с помещенным внутрь него оком – знаком просвещенности или принципа сознания, иначе, всевидящее око В:. С:. В:., постоянно присутствующее на всех работах ложи, создающее энергетику присутствия В:. С:. В:. при проведении ритуальных работ, постоянное излучение утверждение бытия. Математическая точка, не имеющая размеров, но находящаяся
    повсюду, заполняет безграничность пространства. Это также символ осознания и внимания, причем, внимания взаимного, внимания которое проявляет В:. С:. В:. к каждому из братьев и внимания, которое каждый брат должен проявлять по отношению к миру. Лучезарная Дельта напоминает нам о том, что у каждого масона есть его собственная масонская звезда, которая светит ему в трудах и направляет в поисках. Лучезарная Дельта — главный масонский символ первого градуса, степени ученика.

  • THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама