THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Тема урока № 12

Отражение в конкретном содержании и этапность предъявления

Мотивированность

Возможность проверить

ЭВОЛЮЦИЯ ГРЕЧЕСКОГО РЕЛЬЕФА ОТ АРХАИКИ ДО ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ

Храм Афины в Селинунте

Храм Зевса в Олимпии

Метопы и ионический фриз Парфенона

    Рельеф как проявление высочайшего совершенства греческого искусства.

    Эволюция греческого рельефа от занимательной пестроты архаики к простым формам классики.

    Рельеф дорического храма в разные периоды развития греческой культуры: Храм Афины в Селинунте (архаика); Храм Зевса в Олимпии (период ранней классики); Метопы и ионический фриз Парфенона (высокая классика).

1. Профессиональная мобильность требует гуманитарных знаний.

2. Посмотреть современным взглядом на рельефы Древней Греции, с точки зрения эволюции греческой культуры.

3. Продолжить гармонический анализ мира чувственным способом, т.е. через искусство.

4. Продолжить поиски новых смыслов в хорошо знакомом.

- ведем диалоги;

- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них;

- работаем с тестами;

- рисуем схемы в тетради;

- записываем определения;

- выполняем задания учебника и учителя;

- работаем с искусствоведческими текстами;

Технологическая карта урока № 12 - 10 класс

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

УУД

Дидактическая структура урока

Организационный момент

Обсуждают новое направление деятельности

Привлекает внимание к новому поисковому направлению деятельности. На каждом уроке МХК (или заранее) ищем «Самый интересный факт, связанный с искусством и изучаемой темой».

Поисковая работа «Самый интересный факт, связанный с греческим рельефом!»

Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме

Изучение нового материала

Отвечают на вопрос, что они знают о рельефе и его видах.

Знакомятся с

Приложением 1

Выполняют

Задание 1

Расставляет акценты

1.Особенность греческого рельефа - не в правдоподобии и передаче внешнего сходства, а в умении находить те формы и тот линейный ритм, которые предельно точно отражают суть сюжета и соответствуют архитектурному стилю.

2. Эволюция рельефа шла от занимательной пестроты архаики к простым формам классики, строгим и человечным.

АРХАИКА
Метопа храма Афины в Селинунте (
VI в. до н. э.) Потрясающее стилистическое созвучие рельефа и тяжеловесной архитектуры .

На метопе изображен Персей, который при поддержке Афины поражает горгону Медузу.

РАНЯЯ КЛАССИКА
Храм Зевса в Олимпии (начало
V века до н.э.)

Греки нашли более одухотворенные формы рельефа, взаимодействие которого с архитектурой стало легче и тоньше, т.к. дух рационализма преодолевал сопротивление материи и храм приобретал более сухие, четкие очертания. Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест. Метопа храма Зевса в Олимпии украшена сценой предпоследнего подвига Геракла, связанного с обретением золотых яблок Гесперид – яблок вечной молодости.

ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА

Метопы Парфенона (? – ок. 431 г. до н.э.)

Уникальная способность греческого искусства найти точное движение и ритм линий, чтобы выявить внутреннюю закономерность сюжета и создать цельный образ. Это очевидно в рельефах метоп и ионического фриза Парфенона – творениях великого Фидия.

Задание 2

«Фидий»

Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы:

Предметные

Закрепление нового материала

Обсуждают выполнение задания 2

Проводит мини-тестирование после выполнения заданий 1 и 2:

    Что нового привнес Фидий в рельеф?

    Какую идею выражал ионический фриз Парфенона?

    Как в облике Парфенона сочетаются строгие формы классики с декоративной красочностью архаики?

Контроль

Участвуют в мини-тестировании

Контролирует ход мини-тестирования

Формулируют два вопроса по теме и записывают их в тетрадь

Предметные

Знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы

Предметные

Закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Рефлексия

Обсуждают выполнения заданий и сам урок

Организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями

Метапредметные

Осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать

Коммуникативные

Выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.

Приложение 1

Рельеф - вид изобразительного искусства , один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в , обыкновенно рассматривается фронтально, чем отличается от круглой скульптуры. Фигурное или изображение выполняется на плоскости из камня, металла, с помощью , и . В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на , плитах). Виды рельефа:

    (низкий рельеф) - вид , выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.

    (высокий рельеф) - вид скульптуры, выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма.

    Контррельеф (против и «рельеф») - вид углублённого рельефа, представляющий собой « » барельефа. Применяется в и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и .

    Койланаглиф (или en creux (анкрё)) - вид углублённого рельефа, то есть вырезанный на плоскости контур. В основном применялся в архитектуре Древнего Египта.

Задание 1 «Виды рельефа»

Определите вид рельефа:

1.____________________

2.____________________

3.____________________

4.____________________



1 2 3 4

Задание 2

«Фидий»

    Прочтите текст.

    Найдите в тексте описание метоп фриза Парфенона.

    Запишите найденную информацию в тетрадь.

Фидий (ок. - ок. ) - и , один из величайших художников периода высокой классики. Друг . Фидий - один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства. Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол. 5 в. до н. э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было создано искусство, «синтезирующее всё то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно» . Отмечают огромное мастерство Фидия в трактовке одежды, в котором он превосходит и Мирона, и Поликлета. Одежда его статуй не скрывает тело: не рабски ему подчинена и не служит его обнажению. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его был а колоссальной:

    Одно из . Фидий работал над статуей Зевса вместе с учеником и братом Паненом.

    « » - гигантское изображение богини , замахивающейся копьем, на афинском . Воздвигнута ок. в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.

    « » . Была установлена в афинском , внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), золото (одежда), слоновая кость (руки, лицо), украшенная мелкими драгоценными камнями.

    Скульптурное оформление ( Парфенона, проч.) было выполнено под его руководством

Скульптурная отделка Парфенона, как отмечает велась под руководством великого мастера и при его непосредственном участии. Эта работа делится на четыре части: внешнего () . Они были соединены тематически по сторонам здания. На юге изображалась битва ».

«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»,

картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1868 Перикл – афинский стратег (ок. 494 г. до н.э – 429 г до н.э.) Фидий – древнегреческий скульптор, архитектор

Как пишет Плутарх в своей «Жизни Перикла» , Фидий был главным советником и помощником в осуществлении масштабной реконструкции в Афинах и придании ему нынешнего облика в стиле высокой классики. Несмотря на это, во взаимоотношениях с согражданами Фидия преследовали неприятности (ок. 432-431 до н. э.). Его начали обвинять в утайке золота, из которого был сделан плащ Афины Парфенос. Но художник оправдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено. Следующее обвинение повлекло гораздо большие проблемы. Его обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой и периклов профиль (подробнее об изображении см. ) . Скульптора бросили в тюрьму, где он скончался, либо от яда, либо от лишений и горя. По иным данным, скончался в изгнании в . Плутарх пишет: «Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, у него было много личных врагов и завистников. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сделать донос на Фидия и обвинить его в воровстве. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений… При разборе его дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось. Но Фидий был отправлен в тюрьму и там умер от болезни».

В честь Фидия назван на .

Уже метопа храма Афины, в Селинунте (VI в. до н. э.) демонстрирует потрясающее стилистическое созвучие рельефа и тяжеловесной архитектуры, свойственной архаике. На метопе изображен Персей, который при поддержке Афины поражает гopгoну Медузу8.

Персею, сыну 3евса и Данаи, было приказано добыть голову гopгoнbI Медузы. На помощь герою явились посланник богов гepмec и Афина. Афина дала Персею блестящий медный щит, в котором все отражалось как в зеркале, а гepмec – острый меч и крылатые caндaлии. Персей, глядя в щит, отрубил голову Медузе и отдал Афине, которая поместила ее на свою эгиду – нагрудник из козьей шкуры.


Персей, убивающий гopгoну Медузу.

Метопа храма Афины в Селинунте.

VI в. до н. э. Национальный археологический

музей. Палермо

Массив храма, в котором, казалось. архитектурный ордер с трудом преодолевает инертную массу камня, задал основную форму рельефа: широколицая, грузная гopгонa Медуза, приземистый, с толстыми ногами и коротким туловищем Персей, большеголовая Афина. Но громоздкие, грубые фигуры богини, героя и мясистого чудовища, тяжеловесные вблизи, на расстоянии идеально соответствовали облику дорическогo храма, не нарушая стилистического единства.

Целостность архитектуре и каменному декору придавало чередование светлых и затемненных участков peльефа, опоясывающего храм, словно чеканный узор из теневых пятен. При этом по краям располагались динамичные композиции, к центру они становились более безжизненными и застывшими.

По мере тoгo как дух рационализма преодолевал coпротивление материи и храм приобретал более сухие, четкие очертания, живописный эффект крупного тeнeвoгo узора утрачивал значение. греки нашли более oдуxoтвopeнные формы рельефа, взаимодействие котopoгo с архитектурой стало легче и тоньше. Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением eгo является простое движение , жест. К примеру, метона храма 3евса в Олимпии (нaчало V в. до н. э.) периода ранней классики украшена сценой предпоследнего подвига геракла 9, связанного с обретением золотых яблок гесперид – яблок вечной молодости.

Дойдя до крайнего запада, где находился сад гесперид и титан Атлант держал на своих плечах небесный свод, геракл предложил ему на время помощь в благодарность за три золотых яблока из сада eгo дочерей. Атлант же хотел перехитрить героя, отдав свою ношу навечно. Но когда Атлант вернулся с чудесными плодами, геракл. сделав вид, что хочет подложить подушку себе на спину, попросил простодушного титана вновь, но только на минутку подержать небо.

Драматизм ситуации передан простым и в то же время красноречивым движением протянутых рук титана с плодами. В нем и радость обретенной свободы от тяжелейшего бремени небесного свода, и недоумение по поводу прихоти героя. Геракл кaк-то отстраненно и равнодушно взирает на дар, кaзалось, крайним напряжением физических сил и воли удерживая небо. Но легким движением помогает ему cтoящая за спиной Афина, одетая в чрезмерно простой, струящийся по плечам хитон, соскальзывающий с поднятой руки и обнажающий трогательно тонкое и нежное запястье. В целом весь peльеф – иллюстрация преимущества человеческой изобретательности и paзума над хтонической мощью стихий.

На метопах изображены эпизоды легендарных сражений, которые отождествлялись с победой эллинов над варварами-персами в греко-персидских войнах,а также с победой разумного человеческого начала над стихийными силами природы.

Чистая архитектура Парфенона не нуждалась в живописном дополнении крупного тeнeBoгo узора, поэтому Фидий bыбирал простые плавные линии , дающие нужное впечатление. На метопе южного фриза, например, изображен гpeк, с усилием отталкивающий от себя кентавра10 и во время схватки на свадьбе царя Пирифоя.

Пирифой был вождем гopнoгo племени лапифов, у которых с дикими кентаврами был общий предок . По этой причине кентавры были приглашены на свадьбу вождя, но. опьянев, начали бесчинствовать, пытаясь похитить невесту и других женщин .

Напрягшиеся икры на нoгax, с усилием упирающихся в землю, протестующий жест руки с вздувшимися жилами,резко обозначенные мышцы торса, драпировки, льнущие беспокойными складками к телу, – все это предельно точно выражает неприятие светлой и разумной человеческой природой невежественной и необузданной звериной силы.

Вместе с тем в спокойно круглящихся линиях, создающих эмоционально точный образ, нет никакой экспрессии, надлома, эпатажа.

Так же эмоционально емко ритм линий отражает конкретную идею в рельефах ионического фриза Парфенона, сплошной лентой идущего поверху целлы. Эта идея – торжество афинской демократии . Ее воплощает запечатленное Фидием величавое шествие жителей Афин от рыночной площади Aгoры на Акрополь в праздник Великих Панафиней.

Непрерывным потоком от юго-западного угла в обе стороны движется процессия знатных афинских девушек с драгоценной ношей – новым плащом-пеплосом* для статуи Афины. Водоносы поддерживают огромные амфоры с вином, благовониями и оливковым маслом для жертвенных даров.
Эфебы** ведут под уздцы коней, садятся на них, едут торжественным шагом, пускаются вскачь, переходят на галоп, чтобы сойтись на восточной стороне. Там восседают спустившиеся с Олимпа боги и происходит передача плаща жрецу богини.

* Пенлос – верхняя одежда из шерстяной ткани в складках, без рукавов, которую греки надевали поверх хитона – рубахи, перетянутой поясом.
** Эфебы – юноши, подготовленные к военной и гражданской службе.

Ясное представление об особенностях рельефа дают две фигуры эфебов на конях. Движение направлено вдоль стены, и одинаковые позы скачущих коней, очертания ног и спин всадников рождают мерный, торжественный ритм фриза.

При этом он лишен монотонности благодаря разнообразию в деталях: различны гривы и изгиб лошадиных шей, позы и жесты рук всадников, их одежда . В композиции найдена идеальная пропорция между повторами и контрастом, свидетельствующая о чувстве меры, которое так ценили дpeвние греки. Хотя невысокий рельеф почти сливается со стeной, ощущение пространства дают чередование планов и заходящие друг за друга формы – развевающийся за спиной всадника плащ, круп коня, закрытый ногой другой лошади, рука юноши, скрытая гривой. С их помощью достигается трехмерность пространства, в действительности почти oтcутствующая.

Плавный, музыкальный ритм рельефа помогал почувствовать пришедшим к храму, как весело и легко идет жизнь в лучах божественного присутствия. Боги не чуждаются людей, их повседневных дел и забот, и поэтому воздух для смepтных «легкой лазурью разлит и сладчайшим сияньем проникнут». Такому мировосприятию способствует и материал. Холодный блеск отполированного мрамора создает ощущение некоторой отстраненности, естественной при общении с богами, но возможность этого камня передавать струящиеся ткани, нежную кожу, вьющиеся волосы придает образам человеческую теплоту.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Урок №12.

Тема.

Цель. - Познакомить учащихся с особенностями греческого рельефа периодов архаики и

Классики; дать представление о рельефах храмов Афины в Селинунте, Зевса в

Олимпии, Парфенона.

Развивать умение сравнивать произведения одного вида искусств в разное

Историческое время; соотносить изученные произведения с определенной эпохой.

Выражать собственные суждения о произведениях классики.

Оборудование. Компьютер, проектор, компьютерный диск, иллюстративный и раздаточный материал по теме.

Понятия и термины . Рельеф, декор, фриз, метопа, композиция.

Литература.

1. Мартынов В.ФЙ. Мировая художественная культура: Учебное пособие. – Минск, 1999.

2. Гузик М.А. В поисках золотого руна. МХК в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах. – М.,1994.

3. Культурология. Учебное пособие для студентов. – Ростов-на-Дону,1995.

4. Кто есть кто в античном мире. Справочник. – М.,1993.

5. Искусство. Энциклопедия для детей. Том 1,2. «Аванта», - М.,1999.

Оформление доски . Тема. Эпиграф, проблемное задание.

Тип урока. Комбинированный

Форма организации урока . Школьная лекция. В закреплении элементы практической работы.

План изучения нового материала.

1. Рельеф храма Афины в Селинунте:

2. Храм Зевса в Олимпии:

3. Метопы и ионический фриз Парфенона.

Эпиграф.

Душу.

И. Винкельман.

Проблемное задание. После изучения нового материала, выполните задание 7 в рабочей тетради. (Соедините стрелками изображения дорических храмов периодов архаики и классики с соответствующими рельефами).

Ход урока.

Оргмомент.

Повторение.

Используя иллюстративный материал, определите части греческого храма (задание 1).

Задания 2, 3 более высокого уровня сложности.

Проверка творческих заданий.

Изучение нового материала.

Назвать тему, цель урока, познакомить с эпиграфом.

В рельефе греческое искусство достигло высочайшего совершенства. Особенность греческого рельефа состоит не в передаче портретного сходства, а в умении мастера найти те формы, которые лучше всего отражают суть сюжета.

Мы с вами проследим эволюцию (развитие) рельефа на примере дорического храма в разные периоды развития греческой культуры.

Особенности композиции.

План лекции.

Рельеф храма Афины в Селинунте:

Сюжетная линия рельефа;

Приемы и методы передачи основной идеи;

Особенности композиции, изображения фигур;

Теневой узор.

Храм Зевса в Олимпии:

Сюжетные линии рельефов;

Способы передачи драматического действия.

Метопы и ионический фриз Парфенона.

Особенности композиции метоп и ионического фриза;

Идея торжества афинской демократии в изображении шествия жителей Афин в

праздник великих Панафиней;

Ритм рельефа, отсутствие экспрессии, надлома, эпатажа.

По ходу лекции идет работа с иллюстративным материалом CD-диска . На проектор выводится зрительный ряд:

Похищение Европы. Метопа храма Афины в Селинунте.VI век до н.э.

Бегущие нереиды. Метопа храма Афины в устье реки Селе.VI век до н.э.

Зевс и Гера. Метопа храма Афины в Селинунте.VI век до н.э.

Геракл и титан. Метопа храма Афины в устье реки Селе.VI век до н.э.

Геракл и Деянира. Метопа храма Афины в устье реки Селе.VI век до н.э.

Фидий. Бой лапифа с кентавром. Метопа Парфенона.

Фидий. Эфебы с конями. Метопа Парфенона.

Водоносы. Северный ионический фриз Парфенона.

Фидий. Боги Олимпа. Восточный ионический фриз Парфенона.

Для того, чтобы дополнить и расширить изученный материал, учащимся предлагается прослушать сообщения о Фидии, подготовленные ребятами.

По окончании лекции, проверяем, какой материал был записан в таблицу, делаем уточнения и дополнения.

Закрепление. Напоминаем учащимся проблемное задание. Для актуализации изученного материала предлагаем просмотреть компьютерную презентацию, в которой подобран иллюстративный материал по изученной на уроке теме (2-3 минуты). Далее ученики самостоятельно выполняют задание 7 в рабочей тетради.

Собираем тетради.

Работа с документом. (Раздаточный материал к уроку).

Познакомьтесь с документом и сделайте вывод об эволюции греческого рельефа от архаики до классики.

Домашнее задание. §12, сообщения о греческих скульпторах (Поликлет, Скопас).

Записи учащихся в тетради.

Тема. Эволюция греческого рельефа.

Эпиграф. Как глубина морская остается всегда спокойной, сколько бы

Не бушевало море на поверхности, точно так же образы, созданные

Греками, обнаруживают среди волнений страстей великую и твердую

Душу.

И. Винкельман.

Особенности греческого рельефа периодов архаики и классики.

Раздаточный материал к уроку.

Работа с документом.

« Все эти – то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти распростертые крылья. Эти орлы, эти тела, эти кони, оружия, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки, - все эти разнообразнейшие выражения лиц, беззаветные движения членов, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, божественность, и божественная жестокость – все это небо и вся земля – да, это мир, целый мир, перед откровением которого невольный холод восторга и страстного благоговенья пробегает по всем жилам…» (И.Тургенев)

Вопросы к документу.

В чем на ваш взгляд состоит прелесть греческого рельефа?

Выскажите собственные суждения об изученных на уроке произведениях.


МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область

Урок 12

Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики

Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии.

Метопы и ионический фриз Парфенона

(УМК Емохоновой Л.Г., 10 класс)

Учитель русского языка, литературы, МХК

Курбатова Г.Н.

2017 год

Тип урока: урок-исследование.

Цели:

Познакомить учащихся с особенностями греческого рельефа периодов архаики и

классики; дать представление о рельефах храмов Афины в Селинунте, Зевса в

Олимпии, Парфенона.

Развивать умение сравнивать произведения одного вида искусств в разное

историческое время; соотносить изученные произведения с определенной эпохой.

Выражать собственные суждения о произведениях классики.

Оборудование: ПК, проектор, учебник, тетрадь.

Ход урока.

    Организационный момент . Привлекает внимание к новому поисковому направлению деятельности. Ищем «Самый интересный факт, связанный с искусством и изучаемой темой».

Эпиграф.

И. Винкельман.

    Изучение нового материала.

    Отвечают на вопрос, что они знают о рельефе и его видах. (Приложение 1 ). Выполняют задание 1.

Учитель расставляет акценты:

    Особенность греческого рельефа – не в правдоподобии и передаче внешнего сходства, а в умении находить те формы и тот линейный ритм, которые предельно точно отражают суть сюжета и соответствуют архитектурному стилю.

    Эволюция рельефа шла от занимательной пестроты архаики к простым формам классики, строгим и человечным.

Архаика

Метопа храма Афины в Селинунте (6 в.до н.э.)

Потрясающее стилистическое созвучие рельефа и тяжеловесной архитектуры.

На метопе изображен Персей, который при поддержке Афины поражает горгону Медузу.

Ранняя классика

Храм Зевса в Олимпии (начало 5 века до н.э.)

Греки нашли более одухотворенные формы рельефа, взаимодействие которого с архитектурой стало легче и тоньше, т.к. дух рационализма преодолевал сопротивление материи и храм приобретал более сухие, четкие очертания. Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест.

Метопа храма Зевса в Олимпии украшена сценой предпоследнего подвига Геракла, связанного с обретением золотых яблок Гесперид – яблок вечной молодости.

Поздняя классика

Метопы Парфенона (? Ок.431 г. до н.э.)

Уникальная способность греческого искусства найти точное движение и ритм линий, чтобы выявить внутреннюю закономерность сюжета и создать цельный образ. Это очевидно в рельефах метоп и ионического фриза Парфенона – творениях великого Фидия.

    Закрепление нового материала . Выполнение задания 2. Проводят мини-тестирование после выполнения заданий 1 и 2.

    Контроль задания.

    Работа в рабочей тетради: задание № 7.

    Исследовательское задание: проанализировать рельеф Фидия «Водоносы» (учебник, с.30 – 31).

    Рефлексия. Итоги урока.

    Домашнее 12. Вопросы 1 задание. Выучить урок - 2.

Литература.

2. Гузик М.А. В поисках золотого руна. МХК в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах. – М.,1994.

3. Культурология. Учебное пособие для студентов. – Ростов-на-Дону,1995.

4. Кто есть кто в античном мире. Справочник. – М.,1993.

5. Искусство. Энциклопедия для детей. Том 1,2. «Аванта», - М.,1999.

Приложение 1

Рельеф – вид изобразительного искусства , один из основных видов скульптуры, в котором все изображаемое создается с помощью объемов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально, чем отличается от круглой скульптуры. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины. Металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки. В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах). Виды рельефа:

    Барельеф (низкий рельеф) – вид скульптуры, выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объема.

    Горельеф (высокий рельеф) – вид скульптуры, выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.

    Контррельеф (против и «рельеф») – вид углубленного рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.

    Койланаглиф (или анкрё) – вид углубленного рельефа, то есть вырезанный на плоскости контур. В основном применялся в архитектуре Древнего Египта.

Задание 1 «Виды рельефа»

Определите вид рельефа:

    _

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________


4.

Задание 2.

«Фидий»

    Прочтите текст.

    Найдите в тексте описание метоп фриза Парфенона.

    Запишите найденную информацию в тетрадь.

Фидий (ок. 490 до н.э. – ок. 430 до н.э.)– древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Друг Перикла. Фидий – один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства. Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол.5 в. до н.э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было создано искусство, «Синтезирующее все то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно». Отмечают огромное мастерство Фидия в трактовке одежды, в котором он превосходит и Мирона, и Поликлета. Одежда его статуй не скрывает тело: не рабски ему подчинена и не служит его обнажению. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной:

    Статуя Зевса в Олимпии – одно из семи чудес Древнего мира. Фидий работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом.

    «Афина Промахос» - гигантское изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута ок.460 до н.э. в память побед над персами. Ее высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.

    «Афина Парфенос». 438 г. до н.э. была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т.н. «Афина Варвакион» (Афины), золото (одежда), слоновая кость (руки, лицо), украшенная мелкими драгоценными камнями.

    Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы, проч.) было выполнено под его руководством.

Скульптурная отделка Парфенона, как отмечает Плутарх велась под руководством великого мастера Фидия и при его непосредственном участии. Эта работа делится на 4 части: метопы внешнего (дорического) фриза, сплошной ионический (внутренний) фриз, скульптуры в тимпанах фронтонов и известнейшая статуя Афины Парфенос. Метопы входили в состав традиционного для дорического ордера триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные горельефы. Они были соединены тематически по сторонам здания. На юге изображалась битва кентавров с лапифами, на западе – амазономахия, на севере – вероятно, сцены из Троянской войны, на востоке – гигантомахия. Сохранилось 57 метоп: 42 в Афинах и 15 в Британском музее.

Цицерон писал о Фидии так:

«Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощен им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух – этот небесный гость, по выражению Платона».

Как пишет Плутарх в своей «Жизни Перикла», Фидий был главным советником и помощником Перикла в осуществлении масштабной реконструкции Акрополя в Афинах и придании ему нынешнего облика в стиле высокой классики. Несмотря на это, во взаимоотношениях с согражданами Фидия преследовали неприятности (ок.432-431 г. до н.э.). его начали обвинять в утайке золота, из которого был сделан плащ Афины Прафенос. Но художник опрпвдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено. Следующее обвинение повлекло гораздо большие проблемы. Его обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой и периклов профиль. Скульптора бросили в тюрьму, где он скончался, либо от яда, либо от лишений и горя.по иным данным, скончался в изгнании в Элиде. Плутарх пишет: «Так как он был другом перикла и пользовался у него большим авторитетом, у него было много личных врагов и завистников. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сделать донос на Фидия и обвинить его в воровстве. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений…При разборе его дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось. Но Фидий был отправлен в тюрьму и там умер от болезни».

В честь Фидия назван кратер на Меркурии.

«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»,

картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1868

Перикл - афинский стратег (ок.494 г. до н.э. – 429 г.до н.э.)

Фидий – древнегреческий скульптор, архитектор

Перечень иллюстраций

    Бегущие нереиды. Рельеф. 6 в.до н.э. Метопа храма Афины в устье реки Селе. Археологический музей. Пестум.

    Зевс и Гера. Рельеф. 5 в. до н.э. Метопа храма Геры в Селинунте. Археологический музей. Палермо.

    Фидий. Грек, борющийся с кентавром. Рельеф. 447-438 гг.до н.э. Метопа Парфенона. Британский музей. Лондон.

    Похищение Европы. Рельеф. 6 в. до н.э. Метопа храма Афины в Селинунте. Археологический музей. Палермо.

Записи учащихся в тетради.

Тема. Эволюция греческого рельефа.

Эпиграф. Как глубина морская остается всегда спокойной, сколько бы

не бушевало море на поверхности, точно так же образы, созданные

греками, обнаруживают среди волнений страстей великую и твердую

И. Винкельман.

Особенности греческого рельефа периодов архаики и классики.

Вопросы для сравнения.

Рельеф периода архаики.

Рельеф периода классики.

Особенности изображения фигуры.

Фигуры приземистые, с толстыми ногами и коротким туловищем. Вблизи тяжеловесны.

Рельеф передает все особенности человеческого тела: резко обозначенные мышцы. Напрягшиеся икры,

Соблюдение пропорций человеческого тела.

Пропорции не соблюдались, головы очень большие.

Соблюдение основных пропорций человеческого тела.

Особенности композиции.

По краям храма располагались динамичные композиции, к центру более безжизненные и застывшие.

В композиции найдена идеальная пропорция между повторами и контрастом, свидетельствующая о чувстве меры.

Особенность рельефа

Чередование светлых и затемненных участков рельефа.

Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест.

Раздаточный материал к уроку.

Работа с документом.

« Все эти – то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти распростертые крылья. Эти орлы, эти тела, эти кони, оружия, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки, - все эти разнообразнейшие выражения лиц, беззаветные движения членов, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, божественность, и божественная жестокость – все это небо и вся земля – да, это мир, целый мир, перед откровением которого невольный холод восторга и страстного благоговенья пробегает по всем жилам…» (И.Тургенев)

Вопросы к документу.

    В чем на ваш взгляд состоит прелесть греческого рельефа?

    Выскажите собственные суждения об изученных на уроке произведениях.

«Сосуды Древней Греции» - Использовалась для разливания напитков во время пиршеств. Гомер. Считался атрибутом бога Диониса. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Часто роспись наносилась только на ручки. Типы сосудов. Древняя Греция. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла.

«Театр Диониса» - Комедия. Солон (594 г.до н.э.). Постройка, к стене которой прикреплялись декорации. Функции Народного собрания. Орхестра. Мероприятия Перикла, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя. Древнегреческий поэт-драматург. В театре Диониса. Металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы.

«Музыка Древней Греции» - Орфей. Лира. Пан. Стадион в Дельфах. Театральные соревнования. Владыка мертвых. Музыкальная культура. Памятники. Пифийские игры. Античные музыкальные инструменты. Основные понятия. Музыка Древней Греции. Формирование мировоззрения. Авлос. Мыслители. История Пифийских игр. Марсий.

«Храм Артемиды в Эфесе» - Храм Артемиды простоял более тысячи лет. Где же добывать мрамор. Огромное беломраморное здание. От величественного храма не только не осталось и следа. Храм Артемиды в Эфесе. Греция, IV век до н. э. По преданию Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. Восстановленный храм просуществовал ещё более шестисот лет.

«Греческий храм» - Классический дорический периптер. Антаблемент. Греческий архитектурный ордер. Коринфский ордер. Стройная колоннада. Интерьер Парфенона. Составные части ордеров. Жилая архитектура. Колонна. Храм. Храм Геры. Храм Зевса. Дорический ордер. Ионический ордер. Архитектурный ордер. Дорический периптер. Архитектура Древней Греции.

«Мифология Древней Греции» - «Смерть Адониса». Прелести и достоинства. Античность. Афина. Грации. Из треснувшего ствола рождается ребёнок удивительной красоты - Адонис. Посейдон. Афродита. Однажды Аид влюбился в нимфу Менту или Мяту. А. И. Иванов “Селена и Эндимион”, 1797. Пан наводил на людей беспричинный, так называемый панический страх.

Всего в теме 31 презентация

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама