THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Подобные документы

    Основные положения средневековой философии. Возникновение схоластической философии в западной Европе. Период расцвета схоластики. Духовная культура. Альберт Великий и Фома Аквинский. Вопросы науки и веры. Концепция универсалий. Проблемы человеческой души.

    реферат, добавлен 09.03.2012

    Патристика как основа христианского богословия и философии. Эпоха смены философских парадигм. Различия патристики и схоластики. Классификация патристики по языковому принципу. Августин Блаженный и его взгляды. Патристика как историко-философский феномен.

    реферат, добавлен 30.10.2009

    Круг проблем философии и ее роль и место в жизни общества. Мировоззрение: сущность, структура и исторические типы. Специфика философской мысли Древнего Востока. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики. Немецкая классическая философия.

    курс лекций, добавлен 04.04.2012

    Характеристика периода возрождения науки, искусства, философии и ценностей жизни. Схоластика и ее особенности как официальной философии. Роль учений Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира. Влияние идеи Монтеня на развитие материализма и атеизма.

    реферат, добавлен 25.06.2010

    Средние века как период господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Источники формирования Средневековой философии. Патристика: этапы, представители. Труды Аквинского, доказательства бытия Бога. Мистика, средневековая ментальность.

    презентация, добавлен 20.12.2012

    Этапы развития и особенности античной философии. Основные школы и проблемы древнегреческой философии. Философские учения Аристотеля. Философия эллинизма и Древнего Рима. Основные философские принципы Милетской школы. Космическая картина мира Платона.

    контрольная работа, добавлен 11.01.2017

    Сущность философии и религии, их происхождение. Рассмотрение религии как важнейшего атрибута любого социума. Зарождение философии, ее взаимосвязь с религией в Древней Греции и Древнем Востоке. Характеристика сходств и отличий между философией и религией.

    реферат, добавлен 21.01.2015

    Общая характеристика эпохи средневековья. Принцип примата веры над разумом как основная мысль патристики. Ранняя и поздняя схоластика. Причины упадка философии средневековья. Учения о человеке раннего Возрождения. Социальная философия Возрождения.

    реферат, добавлен 03.01.2010

    Становление советской философии. Дестанилизация в философии, формирование многообразие школ, направлений. Роль журнала "Вопросы философии" в развитии философии. Философия в постсоветский период. Советская философия как самоосознающая система идей, теорий.

    реферат, добавлен 13.05.2011

    Становление, развитие и преемственность течений философии Древней Индии и определение специфики восточной философии. Ведический период и его основные группы. Характеристика основных школ древнеиндийской философии: веданта, буддизм, санкхья, локаята.


План урока: 1. Особенности социально-экономического развития Древнегреческого и римского государств 2. Скептицизм: основанная идея, представители 3. Эпикуреизм: основанная идея, представители 4. Стоицизм: основанная идея, представители 5. Кинизм: основанная идея, представители.






Секст Эмпирик (н. II века) древнегреческий врач и философ Секст Эмпирик (н. II века) древнегреческий врач и философ Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. 270 до н. э.) древнегреческий философ Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. 270 до н. э.) древнегреческий философ Представители стоицизма


Эпикуреизм - философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Тетрафармакос: не должно бояться богов; не должно бояться смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет»; благо легко достижимо; зло легко переносимо.


Эпикур (342/341 до н. э. 271/270 до н. э.) древнегреческий философ Эпикур (342/341 до н. э. 271/270 до н. э.) древнегреческий философ Тит Лукреций Кар (99 до н. э. 55 до н. э.) римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (99 до н. э. 55 до н. э.) римский поэт и философ Представители эпикуреизма


Стоицизм философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Делится на логику, физику и этику: структурная взаимосвязь трех частей служит доктринальным выражением всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-Логоса в сферах познания, мироустроения и морали.


Зенон из Китиона (346/336/ /262 до н. э.) древнегреческий философ Зенон из Китиона (346/336/ /262 до н. э.) древнегреческий философ Сенека (4 до н. э. 65 н.э.) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Сенека (4 до н. э. 65 н.э.) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Представители стоицизма


Кинизм - утверждает, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. для достижения блага следует жить «подобно собаке», сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность.


Диоген Синопский ок. 412 до н. э.10 июня 323 до н. э.) древнегреческий философ Диоген Синопский ок. 412 до н. э.10 июня 323 до н. э.) древнегреческий философ Антисфен Афинский 444/435 до н. э. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, основатель кинизма Антисфен Афинский 444/435 до н. э. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, основатель кинизма Представители кинизма


Философия эллинско-римского периода (IV в. до н.э. – V в. н. э.) Эллинский периодРимский период стоицизм периодIV – II вв. до н.э.I-II вв. представители основная идея скептицизм периодIV-I вв. до н.э.II-III вв. представители основная идея эпикуреизм периодIV-III вв. до н.э.I-II вв. представители основная идея кинизм периодV-I вв. до н.э.I-IV вв. представители основная идея


Задание: расставьте предложенные тезисы и имена основателей в соответствии с философской концепцией: Зенон из Китиона, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Эпикур Тит Лукреций Кар Антисфен Афинский, Диоген Синопский, Первые христианские секты Пиррон, Секст Эмпирик 1. Не следует бояться природы, т. к. кроме неё, атомов и пустоты, ничего нет. 2. Не следует бояться смерти, т. к. никакой загробной жизни нет, а смерть лишь распад тела на атомы. 3. Не нужно бояться богов, которые, хотя и существуют, но никак не влияют на жизнь человека, потому что не желают нарушать свою безмятежную жизнь 1. Во власти человека быть мудрецом подчиниться разуму природы или глупцом игнорировать разум природы. 2. Только разумная жизнь благо. 3. Благо согласие с главным законом всей природы законом самосохранения. 4. Жить добродетельно следовать во всем этому закону.


1. Социальные катаклизмы доказывают иллюзорность приоритета общего над индивидуальным. 2. Только индивидуальное естественно и реально. 3. Внутренняя свобода достигается пренебрежением ко всему, что не является необходимым; разумным самоограничением в еде, одежде и прочих естественных потребностях. Основные вопросы: 1. Что представляют собой вещи? 2. Как о них следует высказываться? 3. В чем польза от наших суждений? Ответы: 1. О вещах ничего нельзя сказать определенного. Истина и ложь неразличимы. 2. Поэтому следует воздерживаться от любых категорических суждений о вещах. 3.Воздержание от суждений лучший способ обрести спокойствие души.


Марк Аврелий – (26 апреля 121 г. 17 марта 180 г.) римский император (гг.) Марк Аврелий – (26 апреля 121 г. 17 марта 180 г.) римский император (гг.) Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы - вот совершенство характера. Наша жизнь - это то, во что её превращают наши мысли Подумайте, что хотел сказать в этой фразе стоик



Доклад

По истории философии

На тему: Философия Древнего Рима

Выполнила работу: студентка

1курса группы 2968

Елина Екатерина

Проверила: профессор

Е.Н. Яркова

Тюмень 2007

Стоицизм - учение одной из наиболее влиятельных философских школ античности, основанной около 300 г. до н.э. Зеноном из Кития; её название происходит от «Расписного Портика» - «Стои» в Афинах, где преподавал Зенон. История Стоицизма традиционно делится на три периода: Ранний (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики, III-II вв. до н.э.), Средний (Панэтий, Посидоний, Гекатон и др., II-I вв. до н.э.) и Поздний (или Римский) Стоицизма (Сенека, Мусоний Руф, Гиерокл, Эпиктет, Марк Аврелий, I-II вв.н.э.). Цельные сочинения сохранились лишь от последнего периода. Это делает неизбежной реконструкцию Стоицизма, который в настоящее время рассматривается как строгая система (окончательно оформленная Хрисиппом). Стоицизм (подобно кинизму, эпикуреизму и скептицизму) - «практическая» философия, ориентированная на обоснование «мудрости» как этического идеала, хотя логико-онтологическая проблематика занимает в ней принципиально важное место. Этика Стоицизма формировалась под киническим влиянием, которому у Хрисиппа и в Средней Стое стало сопутствовать платоническое и перипатетическое.

Стоицизм делится на логику, физику и этику (наиболее важную и исторически влиятельную часть Стоицизма, обоснованию которой подчинены прочие части учения). Структурная взаимосвязь трех частей выступает как доктринальное выражение всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-Логоса (прежде всего, априорного закона причинно-следственной связи) в сферах познания, мироустроения и морального целеполагания.

В III веке н.э. возникает последняя крупная философская система античности – неоплатонизм. Его основателем был Аммоний Саккас (175-242), а наиболее значительным представителем – Плотин (205-270). В 244г. Плотин открыл в Риме свою школу.

Плотин говорил о том, что любое существо остаётся собой благодаря своему единству с другими. Формы единства разнообразны, но все они подчинены некому высшему принципу единства, которое называется Единым. Единое бесконечно, оно первично по отношению ко многому. Единое – причина всего. Единое порождает всё остальное, причём ничего не утрачивая в себе.

Первое, что произошло от Единого – это Ум (Нус), Дух. Если Единое – «Потенция всех вещей», то Нус – это мышление, жизнь, мир чистой красоты.

Идущий от Единого свет через Нус идёт к Душе. Душа существует уже во времени. Она является связующим звеном между сверхчувственным и чувственным мирами. Душа, оставаясь бестелесной, порождает телесное.

Душа полагает природу. Природа, с одной стороны, является низшей, затемнённой частью мировой Души, а с другой – порождением материи. Сама материя – это нечто, которое почти ничто. Материя противостоит Единому, как зло противостоит благу.

Получается, что Единое не только нисходит во многое, но и многое стремится к Единому. Многое стремится стать Единым. Наиболее осознанным это стремление является у человека.

Порфирий (232-233 – 301) видел цель философии в спасении души. Он говорил, что в движении души к совершенству есть четыре ступени. На первой, низшей, стихийные душевные аффекты сводятся к золотой середине. На второй – душа достигает бесстрастия. На третьей происходит эпизодическое обращение к богу. На четвёртой происходит постоянное обращение к богу на основе победившего в душе разума. Если же душа не устремлена к богу, то она становится обиталищем для демонов.

Большую роль в последующей философии сыграло «Введение» Порфирия к работе «Категории» Аристотеля. Порфирий рассматривал проблему общего видового, различия признаков и предметов, отношений и т. д. он даёт классический пример дихотомического деления («Дерево Порфирия»):

Прокл (412-485) исходил из утверждения о едином первоначале, благе и о переходе к мировому разуму (Нус). Ум распадается на триаду: ум сам в себе, ум выходит из себя, ум возвращается к себе. Ум в себе также образует триаду: предел, жизнь, и саможизнь. У предела своя триада: предел, беспредельное, сущность. Затем говорится о триадах ума, выходящего из себя и возвращающегося к себе. Всё это весьма искусственные построения.

Далее рассматривалась мировая космическая душа. В ней содержатся души богов, демонов, небесных тел (астральные души), животных, полубогов-героев, людей. И наконец, на низшей ступени находится чувственный телесный мир.

В целом вся концепция Прокла объединяется целой триадой:

выделение сотворённого из творящего;

возврат сотворённого к творящему.

В ходе своего развития неоплатонизм сближается с христианской философией.

Завершение античной философии датируется 529 г., когда был обнародован «Кодекс Юстиниана». В нём говорилось: «Мы воспрещаем преподавание доктрин тех, кто заражён сумасбродными идеями язычников. Поэтому ни один из язычников не может наставлять заблудших, последовавших за ним, ибо он растлевает души своих учеников…»

Язычниками здесь назывались как сторонники различных религиозных учений, отличных от христианства, так и последователей концепций античной философии.

Философия Греции досократовского периода. Натурфилософия. Классическая греческая философия. Философия эллинизма.

Слайд 2

Древнегреческая мифология (Гомер, Гесиод) утверждает, что сначала существовал Хаос (греч. «разверзаться») – бесформенная совокупность материи. Беспорядок. Безобразие. Боги из Хаоса создали Космос (греч. «мир, порядок») – мировой порядок. Эталон красоты и совершенства. 1 этап - Натурфилософия Космоцентризм: вопросы Космоса первичны. Космос отождествляется с природой (nature)

Слайд 3

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (VI в. до н.э.). Р одоначальница философии, астрономии, математики, физики и др. наук. Естествознание. Рационализм - стремление разумом и логикой объяснить мир. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Дискуссия о том, из какого правещества возник Космос? Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (огонь). Как устроен Космос? Космос ограничен в пространстве. Замкнутая сфера. Геоцентрическая модель Космоса. Аристарх Самосский в 3 в. до н.э. высказал идею гелиоцентризма, но она не распространилась. ШКОЛЫ НАТУРФИЛОСОФИИ

Слайд 4

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА. ЭЛЕАТЫ (VI – V вв. до н.э.) – Впервые ввели понятие «БЫТИЕ» (от глагола «быть»). ПАРМЕНИД ЗЕНОН Основоположники онтологии. Бытие - единое, непрерывное, вечное, неделимое на части. Пустота не существует. Идея единства всего существующего максимально близка буддизму. Рационализм. Законы бытия познаются только разумом. Чувства фиксируют только отдельные взятые явления, но не их закономерности.

Слайд 5

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА (VI – IV вв. до н.э.) Пифагор (570 - 480 гг. до н.э.) 1. В основе мира ГАРМОНИЯ (греч. «соразмерность, пропорциональность»). 2. Гармонию существующего можно выразить с помощью чисел, числовых и геометрических закономерностей 3. Каждое число наделено определенным свойством – не только математическим, но и нравственным. 4. Учение о музыкальной гармонии. Из всех наук наиболее близки математика, астрономия и музыка. «Музыка небесных сфер»

Слайд 6

ФИЛОСОФЫ - ОДИНОЧКИ в Гераклит (544 – 483 гг. до н.э.) Огонь – первоначало всего; 2. Периодически Космос уничтожается, чтобы возродиться снова; 3. Теория потока. Всеобщая изменчивость. Всё есть поток. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». 4. Единство противоположностей.

Слайд 7

Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) Бытие состоит из АТОМОВ; Атомы неделимы; 3. Атомы взаимодействуют хаотично как механические частицы; 4. Между атомами ПУСТОТА. Философия противоположная элеатам, доминировавшая до XX века.

Слайд 8

АНТИЧНАЯ КЛАССИКА (V – IV вв. до н. э.) в СОКРАТ Совершил поворот философии к человеку. ЧЕЛОВЕК – МИКРОКОСМОС «ПОЗНАЙ СЕБЯ, И ТЫ ПОЗНАЕШЬ МИР и БОГОВ» Философ – практик. Подтверждал сказанное поступками. Поражал современников не только мудростью, но и силой воли, телесной выносливостью, развитой благодаря физическим упражнениям. Начал критику существующего общества, которое поклонялось несовершенным олимпийским богам. Предложил новый идеал - ВЫСШЕЕ БЛАГО.

Слайд 9

ПЛАТОН и АРИСТОТЕЛЬ Совершил поворот философии к человеку.

10

Слайд 10

ЗНАЧЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ОНТОЛОГИЯ. Космос представляется как совокупность двух миров МИР ИДЕЙ МИР ВЕЩЕЙ мир метафизический мир физический единый множественный совершенный несовершенный вечный изменчивый умопостигаемый Платон впервые поднял важную проблему: существует ли Единое Начало, ОБЩЕЕ для всех людей?

11

Слайд 11

Платоновская триада ЕДИНОЕ – УМ – ДУША Единое – выше всякого бытия, выше всякого мышления и ощущения. Первоначало, первопричина. УМ – происходит от Единого. Сущность всех вещей, множество всех идей МИР ИДЕЙ. Душа – связывает между собой все явления и вещи. Душа есть во всем. Душа мира, человека, вещи.

12

Слайд 12

2. ГНОСЕОЛОГИЯ. По мнению Платона, человек проникает в Мир Идей с помощью интуиции. По мнению Аристотеля, первичен разум. Утвердил РАЦИОНАЛИЗМ. Создал первую философскую систему, разработал основные философские понятия (КАТЕГОРИИ). Основоположник ЛОГИКИ. Сократ – основоположник ДИАЛЕКТИКИ как искусства ведения диалога, цель которого достижение истины. диалог = спор обличение майевтика

13

Слайд 13

3. АНТРОПОЛОГИЯ. Разработаны основные концепции человека. А) «человек – микрокосмос» (Сократ). Б) психика (душа) человека имеет 3 части (Платон): разум, сила воли (ярость), желание (страсть). В) в человеке объединяются 2 начала – биологическое и социальное. «Разумное животное» или «политическое животное» (Аристотель).

14

Слайд 14

Воплощение разумного начала в человеке – бог Аполлон, а биологического (инстинкты) – бог Дионисий. Боги антропоморфные, «человекоподобные». Боги как воплощение идеала физической красоты.

15

Слайд 15

Культ тела. Стремление к гармонии. Создание канонов прекрасного человеческого тела. Идея Платона, что «тело - темница души» не была распространена.

16

Слайд 16

4. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Разработаны основные концепции государственного и общественного устройства. Положительные типы Отрицательные типы государственного устройства государственного устройства монархия («один во главе») тирания, деспотия для большого государства важен совещательный орган, демократия («власть народа») охлократия («власть толпы») важно качество народа необразованная масса аристократия («власть лучших») олигархия («власть немногих») плутократия («власть богатства»)

17

Слайд 17

НАУКА возникла в Древней Греции в 6 – 5 вв. до н.э. НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ОБЪЕКТИВНОЕ – общеобязательное для всех. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ - от разрозненных наблюдений и рецептов произошел переход к согласованным и обоснованным системам знаний – теориям. 3. АБСТРАКТНОЕ (от греч. «отвлечение») – теории это «идеальный» мир. 4. КРИТИЧЕСКОЕ – научные теории необходимо доказывать, проверять и опровергать. РАЦИОНАЛЬНОЕ - опора на авторитет разума и логики. НАУКА – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о мире, с целью познания ИСТИНЫ

18

Слайд 18

Три научные программы Древней Греции МАТЕМАТИЧЕСКАЯ (Пифагор, Платон). Пифагор: «Число есть сущность всех вещей». Математика – чистая абстракция, на языке которой можно выразить закономерности мирового устройства. Платон: Наука – единое целое, вершиной которого является философия, а корнями - математика и астрономия. Идеальное число – 1. Интуитивно открыл идеальные геометрические формы, лежащие в основе неживой материи - 5 « платоновых тел»

19

Слайд 19

2. АТОМИСТИЧЕСКАЯ (Демокрит, Эпикур). Все мировые процессы – результат взаимодействия атомов и пустоты. ЧАСТЬ важнее ЦЕЛОГО. Нет понимания целостности мира. Демокрит заложил основы научного метода исследования. Случайность – то, причину чего люди не знают. ПОИСК ПРИЧИН. 3. ФИЗИЧЕСКАЯ (Аристотель). Аристотель первым создал науку о природе – физику. Для физики Аристотеля важнейшее понятие – движение. Считал, что движение вечное и непрерывное. (-) ФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНА МАТЕМАТИКЕ ПЛАТОНА. Физика атомистов в основном количественная, а физика Аристотеля основана на идее качественных превращений одних физических элементов в другие.

20

Слайд 20

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИЗМА (с IV вв. до н. э.) В эллинистической философии акцент переносится из сферы метафизики в сферу этики. Человек как микрокосмос. Этические проблемы по-разному решены в пяти направлениях Киники Эпикурейство Стоицизм Неоплатонизм Скептицизм

21

Слайд 21

ЭПИКУРЕЙСТВО ЭПИКУР (341 – 270 гг. до н.э.) – древнегреческий философ.. Последователь Демокрита. 1. Признание существования атомов, но отрицание их хаотического движения. 2. Ощущения первичны, а разум вторичен. Опровержение рационализма. 3. Душа умирает вместе с телом. 4. Идеал – жизнь мудреца. Блаженная и спокойная. Мудрец умеет наслаждаться жизнью и получать удовольствия. Однако не все удовольствия важны и полезны. Удовольствия естественные (природные). Удовольствия противоестественные – приводят к страданиям.

22

Слайд 22

5. Что людям мешает получать удовольствие? Во-первых, суеверия. Во-вторых, страх. Главный страх – страх смерти. Большинство страхов надуманно. «Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы живы, смерти еще нет. Когда наступает смерть, нас уже нет». 6. Советовал довольствоваться маленькими радостями жизни (вкусная еда, общение с интересными людьми) и не заниматься большой политикой. Эпикурейство в Древнем Риме - ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (99 – 55 гг. до н.э.). СКЕПТИЦИЗМ ПИРРОН (360 – 270 гг. до н.э.) Сомнение в возможности достижения истины. Ничего точно утверждать нельзя. Отрицание теорий. Говорили: «мне кажется…», «предполагаю…». Идеал мудреца – невозмутимость (атараксия).

23

Слайд 23

КИНИКИ Ученик Сократа – АНТИСФЕН (450 – 360 гг. до н.э.). Его ученик – ДИОГЕН (400-325 гг. до н.э.). Максимальное упрощение жизни. Крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием. Натурализм. Самый низший уровень потребностей. Мир – плохой. Следует научиться жить от него отдельно. Насмешка над всеми условностями. Максимальная независимость от общества. Внутренняя свобода. Борьба не с социальным злом, но с самим собой. Космополитизм Диогена. Отрицание всех границ, политических и пр. Атрибуты киника – сложенный вдвое плащ, посох и сума для подаяний. Манера поведения – эпатаж и маргинальность. Цель - привлечение внимания к своей философии в условиях кризиса античной культуры. От понятия «кинизм» произошло «цинизм»

Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить своё почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимназии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю». «А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?» «Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

26

Слайд 26

27

Слайд 27

СТОИЦИЗМ (III в. до н.э. – III в. н.э.) Ранняя Стоя – Зенон, Хрисипп. Поздняя Стоя - ПЛУТАРХ, ЦИЦЕРОН, СЕНЕКА (4 г. до н.э. – 65), МАРК АВРЕЛИЙ (121-180). ДУАЛИЗМ - признание и божественной и материальной реальности. 2. РАЦИОНАЛИЗМ– господство разума над чувствами. 3. Влияние Сократа. Твердость и мужество в жизненных испытаниях. 4. Развитие шести добродетелей: - внутренняя свобода, независимость от внешних обстоятельств; - совесть; - сила воли и внутренняя сила; - человеколюбие, толерантность; - чувство юмора; - умение применять эти знания на практике. Стоический идеал мудреца – невозмутимость, свобода от страстей. Худший вид рабства – рабство у своих страстей.

28

Слайд 28

29

Последний слайд презентации: ЛЕКЦИЯ 3. Философия Древней Греции и Рима

НЕОПЛАТОНИЗМ (III в. до н.э. – III в. н.э.) ПЛОТИН (204 - 270) Синтез учений Платона, Аристотеля и восточных философий. 1. За основу берется триада Платона. Единое – Ум – Душа. Идея ступенчатого перехода от единого и всеобщего к множественной материи. Единое (Благо) - выше любого бытия. ЕДИНОЕ Ум – множество всех идей. Душа – множество всех существ, образующих УМ чувственный Космос. 2. Единое – познается мистически-интуитивно. Ум – познается логически. Здесь ДУША учение Аристотеля и Пифагора. 3. Учение об иерархическом строении бытия. КОСМОС Мир – ступени последовательно убывающего Совершенства. 4. Освобождение от плена материи материя путем аскетической практики.

РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - античная философия периода эллинизма (3– 2 вв. до н. э. – 5– 6 вв.). Можно говорить о выделении из этой эллинистич. философии собственно римской, связанной с теми философами, которые имели специальное отношение к самому Риму.

С чего же началось? С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия.

Философия Древнего Рима Особое место в культуре древних римлян занимала философия. Важное значение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени.

Развитие философии в Древнем Риме Среди философских направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже - в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм. Ярким представителем стоицизма стал Сенека. Он вложил огромный вклад в развитии философии Древнего Рима, в том числе придумал сентенции.

Сентенции Древние Римляне внесли огромный вклад в развитие современной речи. В том числе они придумали сентенции – короткие, но точные высказывания по латыни. Например: Repetitio est mater studiorum – повторенье - мать учения из творчества Вергилия: Sic vos, non vobis – вы работаете, а плата достается другим Из Ювенала: Sic volo, sic jubeo – так я хочу, так повелеваю

Стоицизм Основным принципом стоицизма являлась идея об отречении от материальных благ, жизни в согласии с природой. Произведения стоицизма отличались прекрасным живым языком, здравым смыслом, жизнелюбием, терпимостью.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама