THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность». — Бернард Шоу

«Язык — это здание, изучение его — строительство». — Като Ломб

«Не в возрасте дело, а в культуре общения и уровне интеллектуального развития». — Уинстон Черчилль

«Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим». Константин Станиславский

«Знание и только знание делает человека свободным». — Дмитрий Писарев

«Если я знаю, что мало знаю, я добьюсь того, чтобы знать больше». — Владимир Ленин

«Ученья корень горек, да плод сладок». — Леонардо да Винчи

«Доказывать человеку необходимость знания — это все равно, что убеждать его в полезности зрения». — Максим Горький

«Самая большая трагедия человека — остывание страсти к познанию». — Евгений Богат

«Человек страшится только того, чего не знает. Знанием побеждается всякий страх».
— Виссарион Белинский

«Должно стремиться к знанию не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни». Фрэнсис Бекон

«Тот, кто мало знает, малому может и учить». — Ян Коменский

«Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». — Менандр

«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». — Анатоль Франс


«Знать много языков — значит иметь много ключей к одному замку». — Вольтер

«Знание без нравственной основы — ничего не значит». — Лев Толстой

«Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека». Лев Толстой

«Оратор вещает не истину, а защищает и обосновывает свою позицию, а также мотивирует людей». — Аристотель

«Великими узами человечества является язык. Слова — единственное, что остается навеки». — Уинстон Черчилль

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Иван Тургенев

«Образование — это не ответ на вопрос. Образование учит самому находить ответы на все вопросы». — Билл Эллен

«Я убежден, что самообразование и есть истинное образование». — Айзек Азимов

«Если человек облегчает свой кошелек в пользу ума, то никто не отнимет у него ум. Инвестиции в знание всегда приносят наилучший доход». — Бенджамин Франклин

«Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая, изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она затягивает». Дмитрий Лихачев

«Интеллектуальное недовольство — главная движущая сила цивилизации». — Юджин Дебс

«Единственный способ победить — учиться быстрее всех». — Эрик Райс

«Внимание легче удается разуму, богатому знаниями, свободному и оригинальному. Разум, не снабженный материалом — застывший, ординарный — вряд ли сможет долго что-нибудь обдумывать». — Уильям Джеймс

Какие доказательства существования бога привел Фома Аквинский?

Фома Аквинский привел пять доказательств:

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство через производящую причину - это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего - это Бог.

3. Доказательство через необходимость - каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог.

4. Доказательство от степеней бытия - люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее - этим является Бог.

5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, - это существо мы именуем Богом.

Реализм что это и его сторонники?

Реализм, в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыт.

Аврелий Августин так же был реалистом. Он считал, что в божественном сознании замысел всего.

Нет ничего в уме чего прежде не было бы в ощущениях автор и смысл?

тезис Локка.

Эта фраза выражает основной принцип сенсуализма. Только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности, все знание должно быть выделено из чувственного восприятия.

Деизм что это его сторонники?

(от лат. deus - бог) религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т.е. "промысел божий", чудеса и т.п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.

сторонники допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Нет ничего в уме чего прежде не было бы в ощущениях кроме самого ума автор ее смысл?

Сказал это Августин. Смысл этого изречения в том, что он превозносит Веру за счёт разума, так же эта фраза является требованием, чтобы вера была предшественником разума

Позиция Дэвида Юма в теории познания

Юм - скептицист. Традиционно теория познания Юма рассматривается как один из изводов эмпиризма-сенсуализма XVIII столетия. Действительно, Юм исходил из того, что наше познание начинается с опыта. Однако, считал он подобно другим своим коллегам вроде Дж. Локка и Дж. Беркли, оно никогда не сводится только лишь к простому копированию опыта: в нашем познании мы всегда имеем попытки выйти за опытные рамки, дополнить опытные данные связями и выводами не представленными в опыте непосредственно, объяснить то, что непонятно и неясно из данности самого лишь опыта. Наконец, наше познание всегда тесно связано с фантазиями и созданием несуществующих объектов и миров, а также содержит в себе широкие возможности самого разного рода заблуждений. Опыт дает познанию лишь «сырой материал», из которого познавательная активность ума получает конкретные познавательные результаты и на основе которого выстраивает общий вид познаваемой реальности.

Номинализм что это его сторонники?

номинализм -философское учение, противоположное средневековому “реализму”, считающее, что существуют только единичные предметы, а общие понятия суть лишь названия или имена. Номинализм представлял собою первое выражение материализма в разрешении основного вопроса философии об отношении между материей и сознанием. Представители: Т. Гоббс и Дж. Локк

Согласно Локку душа, новорождённого это?

Локк последовательно отстаивает тезис о том, что не существует никаких врожденных идей - ни теоретических (научных законов),» ни практических (моральных принципов), в том числе человек не обладает и врожденной идеей Бога. Все идеи, существующие в человеческом сознании, возникают из опыта. Душа новорожденного ребенка - это белый лист бумаги или «чистая доска» и весь материал, которым оперирует разум, берется из опыта, получаемого в течение жизни.

Позиция Фомы Аквинского в споре об универсалиях.

Важный спор схоластов: спор статусов универсалий (общих понятий).

1)номиналисты (нона – имя)

2)реалисты

Что такое общее понятия: есть конкретные столы, а есть общее понятие – стол вообще.

Номиналисты считали, что существуют только реальные столы. А реалисты что эти общие понятия реально существуют.

Фома – умеренный реалист. Он считал общие понятия существуют трояким образом:

1) До вещей, в уме бога.

2) В самих вещах, в качестве их формы.

3) После вещей, в мышлении человека в результате обобщения.

Согласно Лейбницу душа человека, это?

"Душа человека подобна каменной глыбе" лейбниц

Лейбниц сравнивает сознание человека с глыбой мрамора, прожилки которого намечают контуры будущей скульптуры т.е.он говорит,что идеи человеку не врождены, но существует нечто вроде их контура, который намечен в человеческой душе(у человека есть только предрасположенность к знаниям)

Позиция Августина в споре об универсалиях.

Суть спора об универсалиях (общих понятиях) состояла в вопросе соотношения идеальных понятий и реального бытия вещей, т.е. в соотношении общего и единичного, мышления и действительности.

В схоластический период сформировались три подхода к решению этих вопросов, которые развивались в трех основных направлениях схоластической философии - реализме, номинализме и концептуализме.

Августин Блаженный – реалист, т.к. считал, что общие понятия, т.е. универсалии, реально существуют и не зависят от человеческого сознания.

Этапы развития средневековой философии.

Этапы развития средневековой философии:

1. Этап патристики (2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта)

2. Этап становления схоластики ((7–12 вв.) –Боэций, Эриуген, П. Абеяр)

3. Расцвет схоластики (13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

Виды идолов по Бэкону?

четыре группы идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка и идолы театра.

1) Идолы рода находят основание в самой природе человека, в ее несовершенстве, поврежденности.

2) Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека, прирожденные свойства каждого, особенности воспитания и окружающей среды - личная «пещера». Общая пораженность природы проявляется по-разному.

3) Идолы рынка возникают из-за неправильного использования слов, что порождает их беспорядочное употребление и видет «людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям».

4) Идолы театра - искажающее воздействие на человека ложных теорий и философских (в нашем случае религиозных) учение, которые мешают его движению к истине, «слепое преклонение перед авторитетами"

Креационизм, теоцентризм.

Креационизм (лат. creatio – сотворение, создание) – религиозная концепция, согласно которой, человек был создан неким высшим существом – Богом или несколькими богами – в результате сверхъестественного творческого акта.

Теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

20. "Существовать значит быть воспринимаемым" автор и смысл?

Джордж Беркли.

Согласно Беркли, формула эта применима лишь к объектам чувственно воспринимаемого мира.Смысл этой формулы заключается в отрицании существования материального мира: Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне. Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений».

Монотеизм, провиденциализм

монотеизм - существует только 1 бог. он един, бывает эксклюзивный- вера в 1 бога, кот. объявляется личностью. Бывает инклюзивный - допускает сущ бога в нескольких ипостасях (иудаизм христианство ислам).

Провиденциализм - в основе всех исторических событий лежит воля бога. все заранее было предначертано. является историко-философских методом.

Выражение "Знание - Сила" было сказано Ф.Бэконом.

Смысл данного выражения следующий:

Ф.Бэкон выражает отношение к науке как главному средству решения человеческих проблем.

Высказывание Ф.Бэкона обусловлено провозглашенной им целью науки в увеличении власти человека над природой и его предложением реформы научных методов в очищении разума от заблуждений (идолов или призраков), обращения к опыту и обработке этого опыта посредством индукции, основу которой должен составлять эксперимент.

Это высказывание актуально тогда, когда человек обладает знанием и может плодотворно его применить.

ЗНАНИЕ - СИЛА

Верховцева Ольга Николаевна

студент 2 курса, кафедра философии УлГТУ, г. Ульяновск

E-mail:

Фаритов Вячеслав Тависович

научный руководитель, канд. филос. наук, стар. Преподаватель УлГТУ, г. Ульяновск

Некогда английский философ Фрэнсис Бэкон сказал: «Знание - сила». Я согласна с этим высказыванием. Сегодня человечество ежесекундно пополняет свой банк знаний. Но дает ли нам знание силу? Для начала рассмотрим само понятие.

Знание - это общее понятие, но в этой общности скрывается великая сила. Трудно дать четкое и исчерпывающее определение того, что же такое знание. Прежде всего, нужно знать, что существует знание-умение (практическое знание) и знание-информация. Знание-умение - это то, что знает человек. Знание-информация выражает и характеризует некое состояние дел: наличие у предметов определенных свойств, отношений, закономерностей.

Теперь попробуем разобраться, что же такое знание. Как правило, когда мы говорим, что знаем что-то, то предполагаем, что имеем об этом предмете правильное и адекватное представление. И мы абсолютно уверены, что наше знание об этом предмете является точным. Мы даже можем привести аргументы, которые подкрепляют это. Итак, мы считаем знанием определенные убеждения, которые соответствуют реальному положению дел и которые имеют определенные доказательства. В этом и заключается сила знания.
Действительно, знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. Но как это происходит? Рассмотрим сущность этой проблемы.

По сути, мы беспомощны. При рождении человек ничего не знает и не умеет. В течение всей своей жизни мы получаем обыденно-практические знания - силу, которую мы используем в своей повседневности для решения задач. Но есть и другая сторона этой силы. Знание сегодня имеет огромный авторитет. Знание сегодня дает возможность создать огромные материальные богатства. Наука сегодня утверждает, что способна объяснить все явления жизни, способна открывать объективные истины, изменять физическую природу и природу человека. Действительно, знания - это сила. Вся эволюция человечества построена на знаниях, которые постепенно усовершенствовались и продолжают меняться. Человек в наше время образован, имеет основные понятия об устройстве и закономерностях мира, в котором он живет. Но наука, логически осмысляя мир, видит только те проявления жизни, которые поддаются наблюдению и чувственному восприятию. Наука видит и рассматривает только физический материальный мир, мир же метафизичен. Мир для науки - это загадка, которую нужно разгадать. Мы воспринимает окружающее с помощью придуманных нами же категорий, которых, по своей сути, в природе нет. Разум использует логику как инструмент познания мира, но этот инструмент не дает возможность познать мир, так как он не трансцендентен. Интеллект понимает и анализирует застывшие формы, в то время как все жизненные явления находятся в постоянном движении и подвержены изменениям.

Разум дает возможность познать и увидеть участок мироздания. Наука же способствует развитию мыслительных и познавательных процессов у человека, тем самым расширяя тот участок мироздания, который мы способны познать. Наука на сегодняшний день не дает человеку увидеть единую картину мира, она предлагает множество теорий и концепций, которые будут способствовать тому, что мы сможем увидеть больше.

Можно рассматривать данный тезис с другой точки зрения. Знание - это не информация, не образование, не книги, не учение и не философия. Знание - это сила, но сила природы, то есть сила, которую можно лишь почувствовать. Узнать силу путём получения информации о ней невозможно. Силу познать можно лишь прямо прикоснувшись к ней. Силы природы - это всё в мироздании, что существует. Есть сила дерева, сила океана, сила радости и многообразие других сил. Вместо слова «сила» можно использовать слова «дух» или «сущность», смысл будет тот же.

Получить знание - это означает получить опыт. Например, нельзя узнать апельсин пока его не попробуешь. Таким образом, получать знание можно лишь эмпирическим путём. Познав какое-то существо, человек присоединяет к своей сущности силу познанного существа.

Получая интеллектуальную информацию, мы учились её усваивать и пользоваться в повседневной жизни. Но, кроме интеллекта есть многообразие других сил. Жизнь - это многообразие этих сил. Получив знание только о силе интеллекта, наша жизнь становится не полной, ограниченной. Скудность духа - основная проблема современного общества.

Френсис Бэкон рассматривал знание под другим уклоном. Великое достоинство науки Бэкон считал очевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание - сила». На науку делалось много нападок, проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Бог дал человеку ум, который нужен ему для познания. Необходимо знать, что существуют два вида познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей. Познание добра и зла людям запрещено. Они получают это из Библии. А познавать сотворенные вещи человек должен с помощью своего ума. Из этого следует, что наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь. Ученый был уверен в том, что наука должна дать человеку власть над природой и тем улучшить его жизнь.

Но тезис Бэкона был переведен с английского языка, что может искажать его смысл. Ведь смысл лозунга «3нание - сила», допускает прикладное его толкование. А это неверно. «Знание человека есть мерило его могущества» - вот о чем размышлял Бэкон.

Это доказывается тем, что английское слово “knowledge” можно перевести разными способами: «познание», «эрудиция», а слово “power” - как «способность», «возможность». Все это расширяет наше понимание подлинного смысла афоризма Бэкона. Важно, что уточнение возвращает девизу содержательную глубину, столь характерную для великих умов Нового времени. Прислушаемся к Френсису Бэкону, он утверждал, что человеческий разум по отношению к явлениям представляет сломанное зеркало, которое, отражает явления и присоединяет к ним свои собственные свойства, следовательно извращает их. Из этого можно сделать вывод, что в знании, в науке Бэкон видел массивный инструмент прогрессивных социальных конфигураций. Но Френсис Бэкон призывал всех людей к тому, чтоб они не занимались наукой ради собственного духа, ученых споров. Ученые не должны пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтоб достичь власти, ни для неких других низких умыслов. Заниматься наукой можно только ради того, чтоб иметь от нее пользу и внести фуррор в жизнь. Для Бэкона природа выступает объектом науки, которая предоставляет средства человеку для упрочения его господства над силами природы.

Несомненно, знания приводят к огромным достижениям в практической сфере и изменениям в материальном мире. Но это ведет за собой несостоятельность увидеть мир в целом. Кроме этого, знание способствует изменению и духовного мира. И именно тот, кто создает эти истины и обладает силой. Истина творится силой. Сила - и есть истина. Но получение этих сил требует немало усилий. Кроме того, важно, чтобы знания оказались в нужных руках.

Список литературы:

  1. Бэкон Ф. Сочинения. Тт. 1-2. - М.: Мысль, 1977-1978.
  2. Бэкон Ф. Новый Органон. // Библиотека М. Мошкова [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.lib.ru/FILOSOF/BEKON/nauka2.txt
  3. Городенский Н. Франциск Бэкон, его учение о методе и энциклопедия наук. Сергиев Посад, 1915.
  4. Гуревич П.С. Философия. Учебник для вузов. - М.: Проект, 2003. - 232 с.
  5. Литвинова Е.Ф. Ф. Бэкон. Его жизнь, научные труды и общественная деятельность. СПб., 1891.
  6. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. - М.: Наука, 1974. - 422 с.

Виртуальная выставка

"Знание есть сила, сила есть знание"

к 455-летию со дня рождения Фрэнсиса Бэкона

Библиотечно-информационный комплекс (БИК) представляет виртуальную выставку, приуроченную к 455-летию со дня рождения Фрэнсиса Бэкона.

Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon), (22 января 1561—9 апреля 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.

В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.

Фрэнсис Бэкон начал свою профессиональную жизнь как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона.

Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками.

Научное познание

В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила». Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришел к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы, как, например, утверждают теологи. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной.

Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей. Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.

Метод познания

Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью. Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Novum Organum» («Новый Органон») и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» («Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.

В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент. Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая — вывод из ежегодных наблюдений в период ее цветения. Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим черную особь. Это заключение всегда носит вероятный характер.

Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения.

С помощью своего метода Бэкон, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела. Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.

Препятствия на пути познания

Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» («идолами», лат. idola). Это «призраки рода», «призраки пещеры», «призраки площади» и «призраки театра». «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека.

«Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде». «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».

«Призраки площади» — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».

«Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».

Последователи Френсиса Бэкона

Наиболее значительные последователи эмпирической линии в философии Нового времени: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Девид Юм — в Англии; Этьен Кондильяк, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дeни Дидро — во Франции.

В своих книгах «Опыты» (1597), «Новый Органон» (1620) Бэкон выступал апологетом опытного, экспериментального знания, служащего покорению природы и усовершенствованию человека. Разрабатывая классификацию наук, он исходил из положения о том, что религия и наука образуют самостоятельные области. Такой деистический взгляд свойствен Бэкону и в подходе к душе. Выделяя боговдохновенную и телесную души, он наделяет их разными свойствами (ощущение, движение — у телесной, мышление, воля — у боговдохновенной), считая, что идеальная, боговдохновенная душа является объектом богословия, в то время как объектом науки являются свойства телесной души и проблемы, вытекающие из их исследования.

Доказывая, что основа всех знаний заключается в опыте человека, Бэкон предостерегал против поспешных выводов, сделанных на основе данных органов чувств. Ошибки познания, связанные с психической организацией человека, Бэкон называл идолами, и его «учение об идолах» является одной из важнейших частей его методологии. Если для получения достоверных данных, базирующихся на чувственном опыте, необходимо проверять данные ощущений экспериментом, то для подтверждения и проверки умозаключений необходимо использовать разработанный Бэконом метод индукции.

Правильная индукция, тщательное обобщение и сопоставление подтверждающих вывод фактов с тем, что опровергает их, дает возможность избежать ошибок, свойственных разуму. Принципы исследования душевной жизни, подхода к предмету психологического исследования, заложенные Бэконом, получили дальнейшее развитие в психологии Нового времени.

Жизненный путь и сочинения Ф. Бэкона

Душин А.В. Идея образования в эмпирическое философии Фрэнсиса Бэкона //Проблемы и перспективы развития образования в России.-2013.-№ 18.

Кондратьев С.В. Натурфилософские и политические аргументы в юнионистском дискурсе Фрэнсиса Бэкона /Кондратьев С.В., Кондратьева ТН. //Вестник Тюменского государственного университета.-2014.-№ 10.

Полетухин Ю.А. Материалистическое обоснование права в концепции Фрэнсиса Бэкона //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право.-2006.-№ 5.

Смагин Ю.Е. Знание как власть в философии Ф. Бэкона //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.-2012.-Т.2, № 1.

Печать Information Awareness Office с девизом scientia est potentia

Фраза «scientia potentia est » (или «scientia est potentia », а также «scientia potestas est ») - латинский афоризм , традиционно переводимый как «знание - сила » . Его обычно связывают с Фрэнсисом Бэконом , хотя именно в такой редакции выражение не встречается ни в английских, ни в латинских работах Бэкона. Однако почти дословно («ipsa scientia potestas est», «знание само по себе сила») оно присутствует в произведении Бэкона Meditationes Sacrae (1597). В своей общеизвестной формулировке фраза «scientia potentia est» впервые появляется в « Левиафане » Томаса Гоббса (версия 1668 года), который в молодости был секретарём Бэкона.

Сходная фраза «sapientia est potentia» часто переводится как «мудрость - это сила» . Пословица, практически идентичная по смыслу, встречается в Книге Притчей (24: 5): גֶּבֶר-חָכָם בַּעוֹז; וְאִישׁ-דַּעַת, מְאַמֶּץ-כֹּחַ, (силен как мудрец, а человек знания укрепляет силу).

История [ | ]

Происхождение и параллели [ | ]

Самое раннее документированное появление фразы «Знание - сила» относится к VII веку: оно встречается в книге «Путь красноречия » (первоначально на арабском) Имама Али (599-661), первого имама шиитского ислама.

Другая форма этого высказывания имеется в книге Шахнаме (Книга царей) персидского поэта Фирдоуси (940-1020), который писал:

Это полустишие также переводится как «знание - сила» или «Тот, кто имеет мудрость - силён» .

Фрэнсис Бэкон [ | ]

Наиболее близкое по форме выражение в работах Бэкона, вероятно, «scientia potestas est» , присутствующее в произведении (1597). Возможно, более точный перевод этой фразы звучал бы как «знание - Его сила», потому что её контекст относится к качествам Бога и является частью дискуссии о ересях, которые отрицают власть Бога:

Это положение является матерью всех канонов против ересей. Причина ошибки двоякая: незнание Божественной воли, и незнание, или поверхностное знание Его могущества. Воля Бога в наибольшей мере выявляется через Писание - поэтому изучайте Писание; Его могущество более всего явлено в Его творениях, поэтому созерцайте и изучайте Его творения.

Далее Бэкон переходит к рассмотрению основных «степеней ересей» , отрицающих или умаляющих власть и силу Бога. В частности, Бэкон указывает на людей, которые делают больший акцент на Божественном знании, нежели на Его мощи (силе),

допуская тем самым, что Господь

Таким образом, главным атрибутом Бога, по мысли Бэкона, служит Его мощь (могущество), Его сила, а, следовательно, и Его власть над Творением. И было бы неправильно говорить о Божественном знании (и предзнании) как о каком-то отдельном Божественном атрибуте, ибо само по себе Божественное знание - это тоже сила, дающая Ему власть над миром . В другом месте Бэкон писал:

Поэтому необходимо принимать во внимание бэконовскую трактовку силы, в частности, различие, которое он делает между силой, которую дают знания, и той, которую даёт действие; вне контекста цитата меняет своё значение на противоположное . Однако цитата стала расхожим клише без учёта этого контекста.

Ральф Уолдо Эмерсон [ | ]

Ральф Уолдо Эмерсон писал в своём эссе Старость , вошедшем в сборник Общество и одиночество (1870):

Wissen ist Macht в Германии [ | ]

После объединения Германии в 1871 году лозунг Wissen ist Macht, geographisches Wissen ist Weltmacht («Знание - сила, географическое знание - мировая держава» ) часто использовался в немецкой географии и общественных дискуссиях в поддержку создания немецкой колониальной империи . Юстус Пертес, например, использовал его как девиз для своего издательства . Однако инициатива проведения географических исследований исходила от общественности, а не навязывалась правительством . Граф Бисмарк не был заинтересован в немецких колониальных авантюрах; его представитель Густав Нахтигаль стоял у истоков первых протекторатов, но его более интересовал этнологический аспект.

После Первой мировой войны немецкая география пыталась внести свой вклад в восстановление мировой державы. Такие учёные, как Карл Хаусхофер , бывший генерал, и его сын Альбрехт Хаусхофер (оба в тесном контакте с Рудольфом Гессом) смогли привлечь всемирное внимание к своей концепции геополитики. Объединения немецких географов и школьных учителей приветствовали приход к власти национал-социалистов и надеялись получить дополнительное влияние при новом режиме.

После Второй Мировой войны немецкая география стала несколько более осмотрительной, и до 1989 года концепции политической географии и проекции силы не были широко распространёнными научными темами в Германии.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама