THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

1. Что такое познание? 2. Виды знаний. 3. Способы познания. 4. Интуиция. 5. Истина и ее критерии План урока

3 слайд

Описание слайда:

1. Что такое познание? Познание – это отражение и воспроизведение действительно-сти в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действитель-ности в мышлении человека; научные сведения. Процесс познания предполагает наличие двух сторон: Субъект познания – человек, познающий предмет или явление. Объект познания – предмет или явление, которые изучаются человеком.

4 слайд

Описание слайда:

Пути приобретения знаний: стихийный (ребенок, играя мячом, разбил стекло  узнал, что стекло хрупкое); организованный (ученики на уроке химии проводят опыты; ученый-биолог исследует поведение животных). Результаты познавательной деятельности отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.). Не может быть единственно правильного абсолютного метода. Допускается существование нескольких различных теорий, объясняющих одно и то же явление.

5 слайд

Описание слайда:

2. Виды знаний. Первая классификация: знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?). знания о действии (как поджарить бифштекс, сшить костюм и т.д.) знание о свойстве, использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.) Вторая классификация: Перцептивное (от лат. – восприятие) или эмпирическое (от греч. – опыт) знание человек получает через чувственное восприятие предметов (напр., знание о том, как выглядит корова, как пахнет аммиак, как звучит скрипка и т.д.). Обыденно-практическое знание человек черпает из опыта повседневной жизни, из практики. Это элементарные сведения о природе и людях (напр., знания о том, что появление туч предвещает дождь, а негров отличает темная кожа).

6 слайд

Описание слайда:

Научное знание – это знание о сущности предметов и явлений, о связях между ними; используются понятия, доказательства, теоретическое объяс-нение (напр., знания о строении атома, о химическом составе раствора и т.д.). Третья классификация: Фундаментальные знания – теоретические знания об основных закономерностях строения и развития человека, общества, природы. Прикладные знания – знания, направленные на достижение практичес-ких целей и решение конкретных задач. Четвертая классификация: Естественно-научные знания – сведения из наук: физика, химия, биология, география, астрономия и др. Гуманитарные знания – историчес-кие, философские, психологические и др.

7 слайд

Описание слайда:

3. Способы познания. Чувственное познание осуществляется с помощью пяти основных чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Элементы чувственного опыта: Ощущения (возникают в резуль-тате непосредственного воздействия предмета на органы чувств); Восприятие (целостный образ предмета, сформированный из множества самых разных его свойств); Представление (чувственный образ предмета, сохраняемый в сознании без его непосредственного воздействия). Пример. Человек листает книгу. Органы чувств позволяют ему увидеть ее цвет, ощутить шероховатость обложки. Эти ощуще-ния соединяются в единый образ книги, – возникает восприятие. В другой раз, не видя книги, человек сможет представить ее.

8 слайд

Описание слайда:

Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек стремиться проникнуть глубже в суть вещей, понять закономерности явлений. Элементы рационального познания: Понятие (отражение предметов в их общих и существенных признаках); Суждение (мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо); Умозаключение (выводы из логически связанных суждений). Пример. Люди, сравнивая яблоки, груши, сливы, выявляя их сходство и различие, существенные свойства, выделили их в группу похожих предметов, которая получила название – «плод» (понятие).

9 слайд

Описание слайда:

Какой из этих источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности? Сторонники сенсуализма (лат. «сенсус» – чувство), эмпирики (греч. «эмпирия» – опыт) признавали решающую роль чувственного опыта, считали, что ощущения и восприятия – основа познания. Сторонники рационализма – рационалисты (греч. «ратио» – разум) признавали разум главной формой достоверного познания. Обе ступени познания должны находится в единстве, взаимно дополняя друг друга. Одно без другого не ведет к объективно верному знанию, к истине.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

СВОЙСТВА ИСТИНЫ Истина – это соответствие знания объекту, действительности Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной первоосновы мира Важнейший признак истинного знания -ясность.

Подобные документы

    Истина и познание в философии. Совпадение между сознанием и миром. Признание объективной истины. Зависимость истины от условий. Относительная и абсолютная истина. Выбор путей познания. Стремление к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

    реферат, добавлен 25.03.2013

    Истина как адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Противоположность истины и заблуждения. Религиозный источник познания. Философские подходы к выделению критериев истины. Относительность и абсолютность знаний, формы объективной истины.

    контрольная работа, добавлен 15.10.2010

    Разные подходы к определению истины, многообразие подходов к критерию истины, ее формы, объективность и конкретность истины в различных философских направлениях. Понятия абсолютности и относительности истины, их связь. Отличие истины от заблуждения, лжи.

    контрольная работа, добавлен 29.01.2010

    Вопрос о сущности и происхождении истины как основополагающий в теории познания, взгляд на данную проблему философов от античности и современности. Относительная и абсолютная истина в диалектике познания. Место категории "истина" в научном исследовании.

    реферат, добавлен 01.04.2010

    Что есть истина. Важность проблемы критерия истины. Проблема природы познаваемой реальности и субъективности мышления. Проблема характера соответствия мыслей реальности. Истина в повседневной жизни. Эволюция понятия критерия истины до марксизма.

    контрольная работа, добавлен 30.09.2013

    Отношения категории "истина" и видов знания. Ощущение, восприятие и представление как основные формы чувственного познания. Определение понятия "истина" в мыслях Хайдеггера, Бердяева, Фуко. Атрибуты истинного знания и основные концепции истины.

    презентация, добавлен 06.05.2014

    Понятия научной, обыденной (повседневной), логической, нравственной, относительной и абсолютной истины. Формы истины, обусловленные спецификой видов познавательной деятельности человека. Пример, иллюстрирующий различие обыденной истины и истины научной.

    реферат, добавлен 21.11.2010

    Понятие и направления исследования истины в философии различных времен, ряд ее форм: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. Сущность проблемы истины, ее взаимосвязь с процессом познания. Философия науки.

    реферат, добавлен 17.09.2011

    Проблема истины, являющаяся ведущей в философии познания. Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности. Положение о внеклассовом, надысторичном характере объективной истины, ее формы: относительная и абсолютная.

    реферат, добавлен 09.04.2016

    Истина как свойство знания, величайшая социальная и личная ценность. Понятие истины, ее основные формы и модификации. Диалектика относительной и абсолютной истины. Определение достоверности в философской науке. Истина и достоверность, общее и различное.

Слайд 1

Истина и её критерии

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Учитель Непершина Г.И., МОУ СОШ № 15 г. Балашова Саратовской области

“Лишь тот умен, кто понимает, Что неучен, что мало знает!” Абу Шукур

Слайд 2

Познание

Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение) – учение о сущности, закономерностях и формах познания. Познание – 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.

Слайд 3

1) проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека; 2) (в широком смысле) любого рода информация; 3) (в узком смысле) подтверждённая научными средствами информация.

Слайд 4

Субъект и объект познания

Процесс познания предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).

Слайд 5

Субъект познания

(от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

Слайд 6

Основные концепции субъекта познания

Психологический субъект познания (изолированный субъект): субъект равен человеческому индивиду, осуществляющему познавательный акт. Такая позиция близка к нашему повседневному опыту. Познающий субъект рассматривается как пассивный регистратор внешних воздействий, с той или иной степенью адекватности отражающий объект. Такой подход не учитывает активный и конструктивный характер поведения субъекта – того, что последний способен не только отражать, но и формировать объект познания. Представление, что познающий разум пассивно созерцает мир и таким путём познаёт его, сложилось в XVII веке (Джон Локк).

Слайд 7

Трансцедентальный субъект познания: существует инвариантное и устойчивое «познавательное ядро» в каждом человеке, которое обеспечивает единство познания в различные эпохи (Иммануил Кант). Трансцендентальный (от лат. trascedes – выходящий за пределы) – относящийся к интуитивным, априорным (внеопытным или доопытным) условиям возможности познания. Трансцендентальный – противоположный эмпирическому. Результаты познания отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, ранее накопленный опыт).

Слайд 8

Слайд 9

Объект познания

(от лат. objectum – предмет) – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект. Под объектом познания подразумевают часть внешнего мира или все реальные фрагменты бытия, противостоящие субъекту и специально подвергающиеся исследованию. Так, к примеру, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.

Слайд 10

Субъект – активно действующее в познании творческое начало.

Объект – то, что противостоит субъекту и на что направлена его познавательная деятельность.

Слайд 11

Формы (источники, ступени) познания.

Чувственное, опытное познание. Формы чувственного познания: 1) ощущение, 2) восприятие, 3) представление.

Слайд 12

Ощущение

отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения.

Слайд 13

Восприятие

чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Слайд 14

Представление

чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Слайд 15

Рациональное, логическое познание (мышление).

Формы рационального познания: 1) понятие, 2) суждение, 3) умозаключение.

Слайд 16

1) мысль, выделяющая из предметной области и собирающая в класс объекты на основе их общего и отличительного признака; 2) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений.

Слайд 17

Объём понятия – класс объектов, выделяемых из совокупности объектов и обобщаемых в понятии. Например, под объемом понятия «товар» подразумевается множество всех изделий, предлагаемых рынку как сейчас, так и в прошлом или в будущем. Содержание понятия – совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отраженных в этом понятии. Например, содержанием понятия «коррупция» является совокупность двух существенных признаков: «сращение государственных структур со структурой преступного мира» и «подкуп и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц».

Слайд 18

Слайд 19

Суждение

1) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объектах познания; 2) мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие какого-либо положения дел. Пример: зубы млекопитающих имеют корни.

Слайд 20

Умозаключение

1) мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения; 2) получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления. Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом.

Слайд 21

Виды умозаключений:

1) дедуктивные, 2) индуктивные, 3) традуктивные (по аналогии). Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.

Слайд 22

Слайд 23

Индукция (лат. inductio – наведение) – способ рассуждения от частных положений к общим выводам. Традукция (лат. traductio – перемещение) – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности. Традуктивным умозаключением является аналогия. Типы традукции: 1) заключение от единичного к единичному, 2) заключение от частного к частному, 3) заключение от общего к общему.

Слайд 24

Интуиция (на средневековой латыни intuitio, от intueor – пристально смотрю) – постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуиция – 1) способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; 2) проницательность; 3) непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; 4) сверхбыстрый мыслительный процесс.

Слайд 25

Источники познания: разум, чувство или интуиция?

Рационализм. Сократ и его ученик Платон настаивали на том, что основой познания и обучения служат общие понятия, которые называются универсалиями. Универсалии (от лат. universalis – общий) – общие понятия. Онтологический (бытийственный) статус универсалии – одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии 1) «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), 2) «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), 3) «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм). Эти универсалии уже заключены в человеческом разуме от рождения и таким образом познание заключается в припоминании того, что мы уже знаем.

Слайд 26

Несомненные истины

Анамнезис (от греч. anamnesis воспоминание, припоминание) – по Платону, познание, поскольку всякое познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Сходную с платоновской точку зрения на источник и основы нашего познания отстаивал французский математик и философ Рене Декарт. Для проверки надежности наших знаний, он предложил начинать всякое познание с сомнения относительно имеющейся информации о мире. Путем последовательного исключения фактов, не выдержавших проверку принципом сомнения, Декарт пришел к тому, что есть только два факта, в истинности которых нельзя усомниться. 1) «Я мыслю, следовательно, я существую» (Cogito ergo sum). 2) Второй несомненной истиной является бытие Бога.

Слайд 27

Отличительными признаками несомненных истин, позволяющими отделить их ото лжи и заблуждения, являются ясность и отчетливость. На этом основании мы можем быть полностью уверены в истинности всех математических знаний, поскольку математика имеет дело исключительно с ясными и отчетливыми врожденными идеями. Теории познания Платона, Декарта и подобные им получили название рационалистических. Они утверждают, что при помощи одного разума, можно получить истинное знание. Это знание есть знание универсалий (общих понятий), которые врожденны нам, и из которых можно получить частные знания.

Слайд 28

Слайд 29

Эмпиризм

(от греч. empeiria – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Эмпиризм сформировался в 17 – 18 вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм).

Слайд 30

Сенсуализм

(от лат. sensus – восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Сенсуализм – ранняя форма эмпиризма. Представляющие её философы отрицают существование врожденного знания и вообще скептически настроены по отношению к возможности получения достоверного знания на основе одного только разума. Джон Локк пытался доказать, что у нас нет врожденных идей, а все знание происходит от впечатлений, получаемых от органов чувств. Ум человеческий от рождения можно уподобить чистой доске (tabula rasa), лишенной каких бы то ни было образов идей.

Слайд 31

Интуиция как источник знания

Интутивизм – течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Были случаи, когда сформулированные результаты «озарений» просуществовали века, прежде чем они получили должное признание, были логически обоснованы и нашли практическое применение. К ним, в частности, относятся предсказание Леонардо да Винчи возможности изготовления летательных аппаратов тяжелее воздуха, формулировка (правда, не совсем ясная), Роджером Бэконом закона постоянства состава и закона паев (кратных отношений) в химии, предвидение Фрэнсисом Бэконом возможности создания судов для подводного плавания и возможности поддержания жизнедеятельности организма при удалении жизненно важных органов.

Слайд 32

Виды интуиции

1) чувственная, 2) интеллектуальная, 3) мистическая.

Слайд 33

Что такое истина? Истина – соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Истина – это свойство высказываний, суждений или верований.

Слайд 34

Слайд 35

Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины. Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.

Слайд 36

Заблуждение и ложь

Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину. Первую классификацию заблуждений дал Бэкон под именем «идолов». Причину возникновения заблуждений одни философы видят в человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс). Ложь – утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно – и этим отличающееся от заблуждения.

Слайд 37

Существует ли истина?

Агностицизм (греч. а отрицание, gnosis знание) – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Роль науки агностицизм ограничивает лишь познанием явлений. Противоположностью агностицизма является гносеологический оптимизм.

Слайд 38

Оптимизм (от латин. optimus – наилучший) – представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро; радостное восприятие жизни, проникнутое верой в разумное и справедливое лучшее будущее. Противоположность оптимизма – пессимизм. Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма. Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, третьи – на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира, четвертые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей и т.п.

Слайд 39

В чём причина относительности человеческих знаний?

1) Мир бесконечно изменчив. 2) Познавательные возможности человека ограничены. 3) Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента. 4) Особенности познавательной деятельности человека.

Слайд 40

Что является критерием (мерилом) истины?

Критерий – (от греч. kriterion – средство для суждения) – 1) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; 2) мерило оценки. Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.

Слайд 41

Критерии истины в разных теориях

1) Эмпиризм: данные чувственного опыта; 2) Рационализм: очевидность, которая достигается путём интеллектуальной интуиции (Декарт), «врождённые инуиции» (Лейбниц), логическая непротиворечивость теории; 3) Конвенционализм: удобство и простота теории; При таком подходе вопрос об истинности или ложности наших знаний вообще устраняется. 4) Прагматизм: истина – полезность или работоспособность идеи: «… истинное – это просто выгодное в образе нашего мышления»; 5) Марксизм: критерием истины является практика = материальное производство + научный эксперимент.

Слайд 42

Практика как критерий истины

Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) – материальная, целеполагающая деятельность людей.

Слайд 43

Функции практики в процессе познания:

1) исходный пункт, источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки); 2) основа познания (именно благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира); 3) практика является движущей силой развития общества; 4) практика – цель познания (человек познаёт мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности); 5) практика – критерий истинности познания.

Слайд 44

Основные виды практики

1) научный эксперимент, 2) производство материальных благ 3) социально-преобразующая деятельность масс.

Слайд 45

Слайд 46

Практика

Практика 1) не охватывает весь реальный мир, к тому же 2) практическое подтверждение какой – либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не означит, что данная теория не является истиной. 3) Такой критерий истины относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Идея взаимодополняемости критериев истины: ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Слайд 47

Тесты ЕГЭ по теме (А)

Понятие - это форма мысли, которая 1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств 2)выявляет общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений 3)формирует наглядный образ предмета 4) фиксирует различные комбинации ощущений человека

Слайд 48

Тесты ЕГЭ по теме

Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? А. Практика - это критерий истинности наших знаний о мире. Б. Практика - это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них. 1)Верно только А, 2)Верно только Б. 3)Верны оба суждения 4)Оба суждения неверны

Слайд 49

Слайд 50

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

“ Лишь тот умен, кто понимает, Что неучен, что мало знает!” Абу Шакур

Что объединяет утверждения? «От перемены мест слагаемых сумма не меняется» «Зеленый цвет получается смешиванием желтого и синего» «Человек – биосоциальное существо»

§22. Истина и ее критерии

Какое определение точнее? Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения. Истина – это те выводы, с которыми все согласны. Истина – это то, во что верит человек. Истина – достоверное, правильное знание Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

Фома Аквинский Р. Декарт Аристотель Важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов. Слово «истина» означает соответствие мысли предмету. Истина есть тождество вещи и представления.

Виды истины Абсолютная истина Относительная истина Идеал, предел к которому стремиться наше знание. Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины. Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.

Утверждение: Под номером 1 изображен сок

Который час?

Большое ли яблоко?

Как человек может удостовериться в истинности своих знаний? Рационалисты Эмпирики Прагматики Конвенционалисты

Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям. Нет ничего опасней для новой истины, как старое заблуждение. И.В. Гёте

Свойства истины Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения. Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Предварительный просмотр:

Предмет: обществознание

Класс: 10 «к»

Тема: «Истина и ее критерии»

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с определением, понятием, структурой и критериями истины;
  • расширить знания учащихся в процессе анализирования и умения высказывать свою точку зрения;
  • способствовать развитию умственных и эмоционально-чувственных сфер деятельности учащихся;
  • создать условия для формирования личностных и коллективных качеств (умение работать в коллективе);
  • развивать творческую деятельность.

Специальные материалы и оборудование:

  • ксерокопии с высказываниями и заданиями
  • презентация на тему урока

Тип урока: изучение нового материала.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.

2. Изучение нового материала.

Слайд №1.

“Лишь тот умен, кто понимает,

Что неучен, что мало знает!”

Абу Шукур

Как вы думаете почему, я начал урок с высказывания древневосточного мудреца.... (ответ учащихся: знание – сила)

Слайд №2.

«От перемены мест слагаемых сумма не меняется»

«Зеленый цвет получается смешиванием желтого и синего»

«Человек – биосоциальное существо»

  • Мы будем изучать именно то, что объединяет эти выражения.

(подводим учащихся к тому, что все эти выражения верны и ищем синоним слову «верны» - истинны)

Итак, с чем мы сегодня познакомимся и что нам необходимо будет узнать.

(вместе формулируем цели и задачи урока)

Слайд №3.

§22. Истина и ее критерии

  • Записываем тему урока в тетрадь
  • Пока ваши тетради открыты, прошу вас самостоятельно записать определение «истины» ориентируясь лишь на собственные знания. В конце урока мы сравним определения.

(учащиеся записывают определение в течении пары минут)

  • Ребята, на ваших партах листы с определениями. Какое из предложенных определений истины (в задании №1) вам представляется наиболее точным? Почему?

(при разборе ответов указываем на недостатки /подчеркнуты/ каждого определения кроме истинного)

  • Итак, общепринятым определением истины является… (корректируем ответы учащихся и приводим примеры в опровержение первых 4-х определений)

Слайд №4.

  1. Истина – незыблемые , не меняющиеся со временем утверждения. (гелиоцентризм)
  2. Истина – это те выводы, с которыми все согласны . (гром и молния - Перун)
  3. Истина – это то, во что верит человек. (атеист и религиозный человек)
  4. Истина – достоверное, правильное знание (наказание ученика учителем горохом)

ИСТИНА – это … соответствие наших знаний о предмете самому предмету .

(точный термин выходит анимацией позже)

Слайд №5. Философы и их определения истины

  • Ребята, вы, конечно, обратили внимание, что существует много трактовок нашего термина. И все потому что существует несколько видов истины (абсолютная, относительная)
  • Обратите внимание на листочки с заданиями на ваших партах. В задании №2 вам необходимо соотнести определение с самим понятием.

Слайд №6.

(определение под литерой «В» - лишнее)

  • Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

(записываем виды истины в тетрадь)

  • Теперь давайте глядя на слайды определим каким видам истины соответствуют примеры.

Слайд №7.

Пример первый – сок (относительная истина)

Слайд №8.

Пример второй – дважды два (абсолютная истина)

  • Итак, от чего же зависят критерии истины? Посмотрим на слайды…

Слайд №9. Слайд с часами.

Который час? Если бы это были настоящие часы, то люди слева и справа могли ответить иначе.

  • Взгляните пожалуйста на ваши индивидуальные листы.

Что изображено в задании № 3?

Слайд №10. Лица.

Кто изображен? А если вверх ногами?

Слайд №11. Яблоко.

Большое или маленькое … давайте поднесем ладошки.

  • Итак ребят от чего зависят критерии истины? От той позиции с которой вы даете определение. Иначе говоря – от тех критериев на которые вы опираетесь. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
  • В зависимости от позиций выделяют разные критерии истины
  • Взгляните на задание №4 на листах и стрелочками соотнесите взгляды с критериями истины.
  • Но прежде давайте вспомним на какие идеи опирается каждое из этих направлений познания (краткие ответы учащихся)

Слайд №12. Таблица критериев истины

Взгляды

Критерии истины

Эмпирики

Чувственный опыт

(истина лишь то, что можно почувствовать)

Рационалисты

Разум

(истина лишь то, что можно осознать и описать логикой и разумом)

Конвенционалисты

Конвенция

(истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенция»)

Прагматики

Практика

(истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач)

Слайд №13. Заключительный слайд с афоризмами Гёте.

Ребята сейчас на уроке вы учитесь. Не бойтесь ошибаться, ибо не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!

Подведение итогов урока:

  • Рефлексия (что нового узнали?)
  • Сравнение ранее написанных определений с книжным вариантом
  • Что понравилось/не понравилось
  • Отметки с комментариями и Д/З (стр 227-234, выписать св-ва истины)

Предварительный просмотр:

Задание №1.

Какое из предложенных определений истины (в задании №1) вам представляется наиболее точным? Почему?

  1. Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.
  2. Истина – это те выводы, с которыми все согласны.
  3. Истина – это то, во что верит человек.
  4. Истина – достоверное, правильное знание.
  5. Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

Задание №2.

Соотнесите определение с самим понятием.

Задание №3.

Что изображено на рисунках?

1. Эмпирики

  1. Прагматики
  1. Конвенционалисты

А). Ощущения являются единственным источником и основанием знания. Источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт

Б). За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок. Критерием истины выступает разум.

Г). Любые практические знания подтвержденные накопленным опытом и научными экспериментами способствующие решению насущных задач действительности.


Заблуждение

Истина.

Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т. пПонятие. Все ониистиныконцентрируютсяотносится к важнейшимокруг данной проблемы, конкретиз в общей системеруют и мировоззренческихдополняют ее.

проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни". От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения.

Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них:

"Истина - это соответствие знаний действительности";

"Истина - это опытная подтверждаемость";

"Истина - это свойство самосогласованнее знаний";

"Истина - это полезность знания, его эффективность";

"Истина - это соглашение".

Нарский и Т. И. Ойзерман отмечают, что верное отображение как мысленный образ, возникающий в результате познания объекта, есть:

1) отображение, причинно обусловленное отображаемым;

2) отображение, которое находится в отношении изоморфизма или гомоморфизма по отношению к отображаемому;

3) отображение, в котором компоненты, находящиеся в отношении изоморфизма или гомоморфизма к компонентам отображаемого, связаны с последним отношением сходства.

Современная трактовка истины, которую разделяет большинство философов, включает в себя следующие моменты

Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся.

Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность.

В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т. е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.

В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. Эти моменты отграничивают диалектическо - реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.

Именно причине - внеклассовости и надысторичности - и атомистическая концепция Демокрита в своей основе истинна; материальные тела действительно состоят из атомов, а атомы неделимы. Хотя атомы и оказались иными, чем это представлялось в античности, хотя и была доказана впоследствии делимость атомов (кстати, при критике метафизического положения вв. о неделимости атомов забывают, что атомы целостны и действительно неделимы в определенных пределах при определенных

условиях; на этом основана, в частности, вся химия), все же данная концепция соответствовала

и соответствует своему уровню состояния

практики, пусть примитивному, обыденному, но вполне определенному опыту. В этих границах она истинна.

В. С. Соловьев отмечал:

"Истина заключается прежде всего в том, что она есть, т. е. что она не может быть сведена ни к факту нашего ощущения, ни к акту нашего мышления, что она есть независимо от того, ощущаем ли мы ее, мыслим ли мы ее или нет...

Безусловная истина определяется прежде всего не как отношение или бытие, а как то, что есть в отношении, или как сущее"

Известный ученый А-Д. Александров пишет, что само понятие "правда" охватывает и объективную истину, и моральную правоту.

"Стремление найти истину, распространить и утвердить ее среди людей оказывается существенным элементом моральной позиции по отношению к людям... Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности.

Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на действительность. Искажение и сокрытие истины всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение, безразличие к людям; надо совершенно презирать людей, чтобы с

Заблуждение.

Истину следует отличать

от заблуждения. Заблуждение - постоянный спутник истины. Нередко знание, на протяжении длительного времени считающееся истинным, оказывается заблуждением. Яркий пример тому геоцентрическая картина мира, признававшаяся на протяжении многих веков как непререкаемая истина.

Морок – Бог заблуждения, лжи и об

Однако Н. Коперник в 16 веке показал, что истиной является гелиоцентрическая картина мира, в которой центром солнечной системы признается не Земля, а Солнце. Мысль, верная в одних условиях, может стать ложной в других. Так, суждение "вода кипит при 100 ° по Цельсию" истинно лишь при нормальном атмосферном давлении. Если давление изменить, то оно утратит истинность. Даже те суждения, которые считаются надежными и истинными, нередко содержат в себе долю заблуждения. Заблуждение - это искаженное отражение действительности, это знание, которое не соответствует тому, что есть на самом деле. Люди редко достигали истины без ошибок, минуя заблуждение.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама