THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Слышали выражение "казни египетские"? Так говорят, ожидая чего-то ужасного. Пришло это предание из Библии, где повествуется о Десяти казнях египетских. Пять глав книги Исход посвящены описанию того, как Господь обрушивает на Египет одно бедствие за другим. По Библии, казни насланы были для того, чтобы упрямый фараон дал разрешение евреям покинуть страну и отправиться в Землю обетованную. Оказывается, есть и материалистическое объяснение всем этим ужасным событиям.

Итак, вторая библейская книга - Исход - описывает, как тяжести существования еврейского народа под гнетом фараона. И вот Господь явился Моисею в виде неопалимой купины (пылающего тернового куста) и повелел ему освободить свой народ из рабства и вести его в Землю обетованную. Моисей, вместе с братом Аароном пришли к фараону и потребовали именем Господа отпустить евреев из Египта, но фараон, посмеявшись над ними, отказался. Тогда-то Господь и обрушил на Египет одну за другой Десять казней.

Сначала вода в Ниле превратилась в кровь, река сделалась зловонной и в ней вымерла вся рыба. Но это не впечатлило фараона. Тогда последовала Вторая казнь: началось нашествие жаб. Они "покрыли землю Египетскую", они забирались в дома, в постели египтян, в их печи, в их еду. Фараон был непреклонен. Последовала Третья казнь: на египтян и на их скот напали несметные тучи мошек. Фараон оставался при своем. Наступил черед Четвертой казни: дома египтян наполнились песьими мухами (по традиционной трактовке, оводами). Они жалили египтян и их скот, но, как жабы и мошки до них, обходили стороной евреев. Это бедствие также не заставило фараона образумиться. Пятой казнью стал моровой падеж скота египтян, затем Шестая казнь - их тела (в том числе и фараоново) покрылись язвами и нарывами. Фараон готов был сдаться, но Господь хотел, чтобы он отпустил евреев не из страха, а из смирения перед Ним, и Моисею и Аарон вновь получили отказ. Седьмой казнью стал смертоносный огненный град, Восьмой - нашествие саранчи, истребившей весь урожай, Девятой - непроглядная тьма, которую никакой огонь не мог рассеять (та самая Тьма египетская). Фараон в своем последнем разговоре с Моисеем после Девятой казни разрешил евреям покинуть Египет, но велел им оставить свой скот, переживший все бедствия (своего скота у египтян не осталось). Моисей отказался, и пришло время Десятой казни, самой ужасной.

Господь повелел каждой еврейской семье зарезать ягненка, пометить его кровью входы в свои дома и пировать по домам всю ночь. Ночью же на землю спустился ангел смерти и пошел по Египту, убивая первого ребенка в каждой семье. В том числе был убит и наследник фараона. Ангел смерти обошел стороной дома евреев, на которых были пометки кровью жертвенных ягнят. После этого фараон сдался - разрешил евреям покинуть Египет, забрав все свое имущество. Начался собственно Исход. А в память о пиршестве во время Десятой казни египетской, предварявшем освобождение от рабства, был установлен праздник Песах (от слова песах - обойти стороной, миновать).

Есть множество попыток найти материалистическое объяснение всем этим кровавым событиям. И вот еще одна версия, выдвинутая группой ученых - климатологов и биологов, из Германии. В Гейдельбергском университете, в Институте экологии водных систем и рыболовства, в Институте физики атмосферы ученые изучали следы радиоактивных элементов в сталагмитах в египетских пещерах и на основании этого смогли составить представление о двух совпавших по времени природных катастрофах, которые могли дать толчок рождению предания о Казнях.

Столицей Египта в 13 веке до нашей эры, которым датируется Исход, был город Пер-Рамзес (Дом Рамзеса) в дельте Нила. Этот город, по мнению археологов, был оставлен жителями около трех тысяч лет назад. Немецкие ученые полагают, что те же природные бедствия, которые в Библии превратились в Казни египетские, были причиной, по которой египтяне покинули Пер-Рамзес.

Основных бедствий, ставших причиной всем остальным, было два: засуха и извержение вулкана. Исследователи обнаружили, что на протяжении почти всего правления Рамзеса II в Египте были обильные дожди, Нил исправно разливался, обеспечивая хорошие урожаи, и страна процветала. Однако в последние годы царствования Рамзеса наступила засуха. Нил стал мелеть, и течение его замедлилось. В жарком климате Египта последствия были неизбежны: вода стал цвести. В реке размножились водоросли Oscillatoria rubescens. Эти водоросли называют также "бургундская кровь" из-за того, что они придают воде темно-красный оттенок. Это явление можно наблюдать в застоявшихся водоемах и в наши дни. Вот и настала Первая казнь египетская, в которой "вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки".

Последующие бедствия Египта, по мнению ученых, были следствием первых. Биологи знают, что в экстремальных ситуациях, грозящих массовым вымиранием (например, вследствие резкого размножения ядовитых водорослей) головастики из-за гормонального всплеска могут развиться во взрослых жаб ускоренными темпами. Такое событие произошло в Египте три с лишним тысячи лет назад. Вся эта масса народившихся жаб лавиной выплеснулась из ставшего непригодным для жизни Нила в поисках мест, где можно было укрыться от жары.

Мест таких не находилось, и жабы стали массово умирать от недостатка пищи и палящего солнца. Их гниющие трупы стали пищей для насекомых, которые, соответственно, стремительно размножились. Насекомые, помимо того, что досаждают людям укусами, являются основными переносчиками инфекционных заболеваний. Вот, после мошкары последовали эпидемия и эпизоотия, приведшие к резкому росту смертности как среди людей, и падежу домашнего скота.


Похоже, причиной Казней с Первой по Шестую стала необычайная засуха. Что же с остальными - как объяснить огненный град, нашествие саранчи и Тьму египетскую? Оказывается, в Эгейском море, на архипелаге Санторини некогда находился вулкан. Его извержение в середине II тысячелетия до нашей эры породило множество древних мифов и легенд народов Средиземноморья. В частности считается, что гибель цивилизации Кикладских островов в результате разрушительного извержения вулкана Санторин и землетрясения стала первоисточником легенды об Атлантиде. Вы не находите, что Огненный дождь и Тьма египетская очень похожи на последствия крупного извержения вулкана, когда тучи пепла застят небо и осыпаются на землю? В результате образования тех же туч, могли случиться и погодные аномалии, такие как увеличение количество осадков, что, привело к чрезвычайному размножению и миграции саранчи.

Вот так, все Десять казней египетских получают вполне научное объяснение.




ВВЕДЕНИЕ :

Библия подробно повествует о десяти египетских казнях в книге Исход: Исход 7:8-12:31 , а также ссылается на это событие в книге Псалтирь:
Псалом 77:41-51 «…не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь , чтобы они не могли пить; послал на них насекомых , чтобы жалили их, и жаб , чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их - саранче ; виноград их побил градом и сикоморы их - льдом; скот их предал граду и стада их - молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве ; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых »;
Псалом 104:26-36 «Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой. Послал тьму и сделал мрак , и не воспротивились слову Его. Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые , скнипы во все пределы их. Вместо дождя послал на них град , палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их. Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их ».
Если внимательно прочитать отрывки из этих Псалмов, то легко заметить, что в каждом из них описываются не все египетские казни, а только некоторые из них, выборочно. Но если совместить описания египетских казней из обоих отрывков, то получится описание всех десяти казней.

Рассмотрим подробно десять египетских казней, описанных в книге Исход. Но для начала перечислим все 10 казней в той последовательности, в которой Господь их наслал на Египет:

Перечисление десяти казней в их последовательности :

1. Вода превратилась в кровь
2. Нашествие жаб
3. Наказание мошками
4. Наказание пёсьими мухами
5. Моровая язва
6. Наказание нарывами
7. Град
8. Нашествие саранчи
9. Тьма
10. Смерть первенцев


При близком рассмотрении становится видно, что одни казни причиняли скорее неприятности и неудобства, чем страдания (например, кровавая вода или нашествие жаб). Следующие казни причиняли вред экономике: моровая язва уничтожила скот, град побил урожай, тучи саранчи пожрали остатки уцелевшего после града урожая. Десятая казнь стала кульминацией Божьего гнева. Этими казнями были унижены и посрамлены египетские боги и идолы, оказавшиеся неспособными защитить области своей деятельности (воду в реке Нил, скот, здоровье людей и скота, жизнь первенцев и т.п.).
Давайте рассмотрим каждую из десяти казней подробно.

ПЕРВАЯ КАЗНЬ: ВОДА ПРЕВРАТИЛАСЬ В КРОВЬ

Исход 7:19-25 «И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: возьми жезл твой, и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, - и превратятся в кровь , и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах. И сделали Моисей и Аарон, как повелел Господь. И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. И волхвы Египетские чарами своими сделали то же. И ожесточилось сердце фараона, и не послушал их, как и говорил Господь. И оборотился фараон, и пошел в дом свой; и сердце его не тронулось и сим. И стали копать все Египтяне около реки чтобы найти воду для питья, потому что не могли пить воды из реки. И исполнилось семь дней после того, как Господь поразил реку ».

Первая казнь - превращение воды в Ниле в кровь. Большинство богословов склонно считать, что выражение «вода в реке превратилась в кровь » следует воспринимать образно, подобно выражению «луна превратится в кровь» в Иоиле 2:31 «Солнце превратится во тьму и луна - в кровь , прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный ». Они склонны верить, что во время первой египетской казни вода в Ниле приобрела кровавый оттенок и ядовитый вкус, от которого рыба вымерла и вся река воссмердела.
Против чего же была направлена эта казнь? Река Нил считалась одним из божеств Египта, которому Египет был обязан своим появлением на свет, своим существованием и процветанием.

«В Древнем Египте Нил, "великая река", всегда был источником жизни, общим достоянием двух земель - Верхнего и Нижнего Египта. Широко известно изречение Геродота: "Египет - дар Нила". Во многих текстах подчеркивается космичность Нила, его подземный и небесный характер. Существовали представления, согласно которым по небесному Нилу днем плывет ладья Солнца. Под землей тоже есть Нил, по нему Солнце, спустившись за горизонт, путешествует ночью. Образ подземного Нила был тесно связан со смертью, с душами умерших и судом над ними в загробном мире. Обращаясь к богу, египтянин говорил: "Ты создал Нил в преисподней и вывел его на землю по желанию своему, чтобы продлить жизнь людей, подобно тому, как ты даровал им жизнь, сотворив их".
Бог Хапи (которого изображали тучным человеком с сосудами в руках, из которых льется вода) был образом Нила, протекавшего на земле. Он почитался как "высокий Нил, который дает жизнь всей стране своим питанием", как податель влаги и урожая. По преданию, пещера, откуда бог следил за подвластной ему рекой, находилась немного южнее Асуана, на острове Бига у первого порога. Сам Нил населяли добрые и злые божества в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей. Отцом Xапи был первобытный океан Нун . Праздник, посвященный Xапи, был приурочен к началу разлива Нила. В этот день ему приносили жертвы, в реку бросали свитки папируса с перечислениями даров» (источник: статья «Река» на сайте http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/river/).


Другое божество Нила - Хнум (который почитался египтянами как бог-творец, создавший человека на гончарном круге) также считался хранителем истоков Нила и изображался в виде человека с головой барана со спирально закрученными рогами. Другое божество - Себек - в египетской мифологии считалось богом воды и разлива Нила. Поскольку его священным животным был крокодил, то он чаще всего изображался в виде человека-крокодила или человека с головой крокодила.
Египтяне поклонялись не только Нилу и идолам-покровителям Нила, но и некоторым особям рыб, которые водились в этой реке.
Чтобы посрамить все эти египетские божества, Господь Бог превратил воду Нила в кровь, и в результате вода стала непригодной для питья и орошения земли, а также вся рыба вымерла.

Следует обратить внимание на то факт, что египетские чародеи смогли повторить это чудо своими колдовскими силами, что способствовало ожесточению сердца фараона.

ВТОРАЯ КАЗНЬ: ЖАБЫ

Исход 8:1-14 «И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою жабами; и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои, и на тебя, и на народ твой, и на всех рабов твоих взойдут жабы. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. То же сделали и волхвы чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую. И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу. Моисей сказал фараону: назначь мне сам, когда помолиться за тебя, за рабов твоих и за народ твой, чтобы жабы исчезли у тебя, в домах твоих, и остались только в реке. Он сказал: завтра. Моисей отвечал: будет по слову твоему, дабы ты узнал, что нет никого, как Господь Бог наш; и удалятся жабы от тебя, от домов твоих, и от рабов твоих и от твоего народа; только в реке они останутся. Моисей и Аарон вышли от фараона, и Моисей воззвал к Господу о жабах, которых Он навел на фараона. И сделал Господь по слову Моисея: жабы вымерли в домах, на дворах и на полях; и собрали их в груды, и воссмердела земля ».

«В Древнем Египте с головой лягушки (или жабы) изображались мужские первобожества гермопольской Огдоады - великой восьмерки изначальных божеств. Силам первозданного Хаоса противостояли созидательные силы - четыре пары божеств, олицетворяющих стихии. Мужские божества восьмерки - Хук (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон ("Невидимый", то есть Воздух) - имели облик людей с головами лягушек. Им соответствовали женские божества со змеиными головами.
Лягушкам приписывалась власть над разливами Нила, от которых зависел урожай. Маленькие лягушки появлялись в реке за несколько дней до ее разлива и поэтому считались вестниками плодородия. Кроме того, в Египте существовало поверье, будто лягушка обладала способностью самозарождения, поэтому она связывалась с загробным культом и воскресением после смерти. Она считалась священным животным древнеегипетской богини плодородия Хекет - одного из символов бессмертия. [Поскольку её священное животное - лягушка, то она изображалась в виде лягушки или женщины с лягушкой на голове.]. Богиня-лягушка помогала роженицам, а в загробном царстве - воскресению умерших» (источник: статья «Лягушка» на сайте http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/frog).


Господь Бог посмеялся над суеверием египтян и над их божествами, наслав на весь Египет полчища жаб и лягушек. По слову Моисея жабы вышли из реки Нил и наполнили все жилища египтян.
Чародеи тоже смогли имитировать это чудо, но поскольку они не смогли избавить страну от нашествия жаб, фараон убедился в Божьем превосходстве и даже попросил Моисея и Аарона помолиться о нём и даже пообещал Моисею, что он отпустит Израильский народ в пустыню на некоторое время: стих 8 «И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу ». Однако потом он ожесточился сердцем и передумал.


ТРЕТЬЯ КАЗНЬ: МОШКИ

Исход 8:15-19 «И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри жезл твой и ударь в персть земную, и сделается персть мошками по всей земле Египетской. Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь ».
Что это были за мошки? Мнения богословов разделились. Согласно переводу септуагинты (греческому переводу Ветхого Завета), по удару жезла из земли появилось множество «скнипов». Вот что как об этом написано в Псалме 104:31 «Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их ». В старину скнипами на Руси называли вшей. Это был перевод с библейского оригинала, где используется слово «кинним».
Древнегреческие философы Филон и Ориген полагали, что это были мошки и комары - обычный бич Египта в периоды наводнения Нила. Другие же философы и исследователи (такие как Иосиф Флавий) придерживаются другой точки зрения, понимая под словом «кинним» вшей или блох. Именно так это слово переводится с сирийского и арабского языков.


Так или иначе, данная казнь была направлена на посрамление египетских божеств земли, неба, воздуха и здоровья, которые были не в состоянии защитить людей и скот Египта от нашествия мошек.
Чародеи не смогли воспроизвести это чудо и расписались в своём бессилии, признав эту казнь «перстом Божьим». Они перестали соревноваться с Моисеем, признали силу Бога и поэтому начали советовать фараону отпустить евреев по слову Моисея.

ЧЕТВЁРТАЯ КАЗНЬ: ПЁСЬИ МУХИ

Исход 8:20-32 «И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух. И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: пойдите, принесите жертву Богу вашему в сей земле. Но Моисей сказал: нельзя сего сделать, ибо отвратительно для Египтян жертвоприношение наше Господу, Богу нашему: если мы отвратительную для Египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями? мы пойдем в пустыню, на три дня пути, и принесем жертву Господу, Богу нашему, как скажет нам. И сказал фараон: я отпущу вас принести жертву Господу Богу вашему в пустыне, только не уходите далеко; помолитесь обо мне. Моисей сказал: вот, я выхожу от тебя и помолюсь Господу, и удалятся песьи мухи от фараона, и от рабов его, и от народа его завтра, только фараон пусть перестанет обманывать, не отпуская народа принести жертву Господу. И вышел Моисей от фараона и помолился Господу. И сделал Господь по слову Моисея и удалил песьих мух от фараона, от рабов его и от народа его: не осталось ни одной. Но фараон ожесточил сердце свое и на этот раз и не отпустил народа ».

Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.
Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим ».
Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов.

ПЯТАЯ КАЗНЬ: МОРОВАЯ ЯЗВА

Исход 9:1-7 «И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; ибо если ты не захочешь отпустить и еще будешь удерживать его, то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; и разделит Господь между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего скота сынов Израилевых не умрет ничего. И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей. И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего. Фараон послал узнать, и вот, из скота Израилевых не умерло ничего. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не отпустил народа ».

Моровая язва - это болезнь животных. Большой удар по египетским богам. Бык и корова считались главными божествами египтян и были священными животными Египта. Им приносились жертвы и курения. Быка в роскоши содержали во многих египетских храмах. После смерти такого быка бальзамировали и с церемонией, подобающей только царю, хоронили в великолепном саркофаге. Кроме того, многие египетские божества изображались с головой или туловищем тельца или коровы. Так, Апис считался богом плодородия; его изображали в образе быка с солнечным диском. Амон , будучи покровителем города Фивы, также был богом воздуха и урожая, творцом мира; изображался с головой человека, а иногда быка или барана, с двузубой короной и длинным скипетром в руке. Богиня Исида часто изображалась как женщина с рогами коровы и солнечным диском на лбу, в руке стебель папируса. Хатхор - богиня любви и судьбы, богиня неба; кормилица фараонов и властительница дальних стран. Изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы, иногда только с одними ушами. Вообще, египтяне многих своих богов изображали с головами или телами животных. Против веры в этих богов и была направлена пятая казнь.
Итак, животных Египта постигла моровая язва, а у израильтян - не погибло ни одно животное: Исход 9:7 «Фараон послал узнать, и вот, из скота Израилевых не умерло ничего ». Стоит иметь в виду, что выражение «вымер весь скот Египетский» не означает, что в буквальном смысле в Египте вымер весь скот. Ведь следующая шестая казнь тоже коснулась животных (стихи 8-9). Под выражением «вымер весь скот Египетский» подразумевается весь скот, бывший в полях. Он-то и вымер от моровой язвы. Об этом Моисей предупреждал фараона в 3-м стихе «рука Господня будет на скоте твоём, который в поле ».

ШЕСТАЯ КАЗНЬ: НАРЫВЫ

Исход 9:8-12 «И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона; и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской. Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах. Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею ».
Многие богословы считают, что это было нечто чёрной оспы. Эта казнь коснулась и людей, и животных, и даже чародеев после того, как Моисей подбросил пепел к небу по слову Господа Бога.
Приказание бросить кверху взятый из печи пепел имеет отношение к одному из древних религиозных обычаев Египта. Развеваемый по ветру пепел от жертв в честь бога Сета (бог зла и неудачи), по верованию египтян, отвращал зло, сглаз или порчу от всех тех пределов, куда он попадал. Но теперь брошенный Моисеем к небу пепел разнёс, в обличение египетского суеверия, не благосостояние и благополучие, а проклятие от Бога Израилева, и вызвал нарывы на телах людей и скота.
Кроме всего прочего тот факт, что чародеи не смогли защитить себя и фараона от нарывов на теле, явилось свидетельством бессилия египетских богов-целителей во главе с Исидой, которые не смогли предотвратить шестую казнь, посланную на Египет Богом Израиля.

СЕДЬМАЯ КАЗНЬ: ГРАД - Исход 9:17-35 .

Нужно отметить, что был не просто град, а очень крупный град: предположительно, размером с апельсин. Кроме того, этот град сопровождался молниями. О молниях сказано как об огне в Исходе 9:23-25 «И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле ; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом , град весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения её ». В другом месте прямо написано, что град сопровождался молниями: Псалом 77:47-49 «…виноград их побил градом и сикоморы их - льдом ; скот их предал граду и стада их - молниям ; послал на них пламень гнева Своего , и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов ».
Прежде чем пошел град, Бог сделал египтянам весьма милосердное предупреждение, чтобы они собрали свои стада и отвели их в укрытие. И вот во всём Египте выпал град и побил всё: стих 25 «от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал », а в районе Гесем (или Гошен), где жили евреи, града не было.
Удивительным в этой казни было то, что те из египтян, «которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы » (стих 20), и таким образом, спасли и своих рабов и скот от гибели. Тем самым, Господь Бог продемонстрировал фараону и всему Египту, что послушных Богу ожидает жизнь, а противящихся Богу - смерть.
Кроме всего прочего, данная казнь была направлена против богов неба, воздуха, дождя и плодородия, которым фанатически поклонялись египтяне во главе с фараоном, и которые были не в состоянии защитить свой народ от этой казни. Однако фараон медлил и продолжал ожесточать своё сердце.

ВОСЬМАЯ КАЗНЬ: САРАНЧА - Исход 10:1-20 .

Наказание саранчой было одним из самых страшных. Саранча налетела большими тучами и съела всю зелень, которая выжила во время седьмой казни. А в конце дня саранча со зловонием покрывала землю толщиной в 12 см.
Данная казнь была в первую очередь направлена против богов земли, урожая и плодородия. Вот лишь некоторые из них: Осирис - бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира; Птах (Пта) - бог плодородия земли; Апис - символ плодородия; Мин - бог плодородия, производитель урожаев; Нехебкау - бог времени, плодородия и податель пищи. Египтяне увидели, что все эти многочисленные божества были не в состоянии защитить свой народ от очередной казни Бога Израилева, в результате которой, вся страна осталась без урожая и практически была обречена на страшный голод.
После этого даже слуги фараона убедились в необходимости отпустить евреев: Исход 10:7 «Тогда рабы фараоновы сказали ему: долго ли он будет мучить нас? отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему; неужели ты еще не видишь, что Египет гибнет? » Внезапное появление и исчезновение казней в таком обширном масштабе по слову Моисея послужило доказательством силы и могущества Бога.
Ярким достижением данной казни явилось признание фараоном своего собственного бессилия и греховности пред Богом Израиля, а также бессилия египетских богов защитить их сады и поля от нашествия саранчи: «Фараон поспешно призвал Моисея и Аарона и сказал: согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами; теперь простите грех мой еще раз и помолитесь Господу Богу вашему, чтобы Он только отвратил от меня сию смерть » (Исход 10:16-17 ).

ДЕВЯТАЯ КАЗНЬ: ГУСТАЯ ТЬМА

Исход 10:21-27 «И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их. Фараон призвал Моисея и сказал: пойдите, совершите служение Господу, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами. Но Моисей сказал: дай также в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу Богу нашему; пусть пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта; ибо из них мы возьмем на жертву Господу, Богу нашему; но доколе не придем туда, мы не знаем, что принести в жертву Господу. И ожесточил Господь сердце фараона, и он не захотел отпустить их ».

Наказав Египет тьмой, Бог умалил и посмеялся над египетским божеством Ра - богом солнца. Полуночная тьма над Египтом продолжалась три дня. А там, где жил Израиль, было светло. «Трехдневный мрак, объявший Египет, служил очевидным доказательством бессилия верховного бога Ра, бога солнца, подчинившегося теперь воле Всевышнего и оказавшегося не в состоянии дать своим почитателям хотя бы частицу света » (Толковая Библия Лопухина). Помимо верховного бога Ра, были посрамлены и другие боги солнца и света, такие как: Атон - бог солнца, изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались раскрытыми ладонями. Гор (Хор) выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. Он изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Атум - бог вечернего заходящего солнца. Xепри - бог утреннего, восходящего солнца (в отличие от Ра - дневного и Атума - вечернего). Мневис - божество в виде черного быка - почитался как живое воплощение бога солнца и изображался с солнечным диском между рогами.

ДЕСЯТАЯ КАЗНЬ: СМЕРТЬ ПЕРВЕНЦЕВ - Исход 11-12 главы .

Это было самое страшное наказание для египтян. Но если бы не эта казнь, то евреи бы до сегодняшнего дня были рабами в Египте.
Десятая казнь была направлена во-первых, на богов-защитников фараона (таких как бог Гор и богини Сатис , Сихмет и Уто ), а также на последнее божество Египта - фараона. «Фараоны являлись «служителями Гора», преемниками его власти над Египтом. Своими крыльями Гор охраняет царя (на статуе фараона Хефрена на затылке изображен сокол, прикрывающий крыльями его голову). Имя Гора вошло обязательным компонентом в пятичленную титулатуру фараона » (Статья «Древние Боги Египта» http://gellett.narod.ru/bogiegipta.html).
Издревле фараоны почитались, как боги. А многие Египетские боги считались в прошлом фараонами (такие как Мин и Гор).
Но Господь развеял суеверие о том, что фараоны являются или становятся богами. Несостоятельность фараона защитить свой народ и свою собственную семью от смерти первенца опровергла претензии фараона на звание бога.
Помимо всего прочего, десятая казнь, по мнению многих богословов является местью Господа Бога за всех израильских младенцев, убиенных в Египте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ :

Египтяне были идолопоклонниками. Они считали, что их божества сильнее всех других богов. Десять казней были десятью казнями Египта, и были направлены на уничижение египетских идолов, чтобы показать египтянам и всему миру, что Бог Израиля является единственным истинным Богом, и что Он - превыше всех богов и идолов.
При чтении истории о десяти казнях, часто встречается повторяющаяся фраза: «И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш » (Исход 6:7; 7:5; 8:22; 10:2; 14:4 ). Эта фраза подчеркивает смысл всего происходящего. Господь хотел показать и Египтянам, и Евреям, что Он является истинным Богом - Богом неба и земли, а также Богом израильского народа. Поэтому даже самому фараону Бог сказал в самый разгар 10 казней египетских: «Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою , и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле » (Исход 9:16 ).

Благодаря случившемуся в Египте славное имя Господа Бога было возвещено по всей земле. И сегодня нет оправдания людям, слышавшим о десяти египетских казнях, но продолжающим поклоняться другим богам и идолам.


И не стоит забывать, что десять египетских казней являются не только демонстрацией Божьей силы и власти над силами природы и судьбой человечества, но и являются предупреждением о наказании, грядущем на людей, противящихся Богу и Его Слову.

Казни египетские - чудесные действия, поразившие Египет перед исходом евреев (Исх. 7 , 14-11, 10. 12 , 29-32). В Библии названо десять таких казней, а именно:
1) превращение в кровь воды в Ниле и во всех водохранилищах Египта (7 , 14-25);
2) изведение жаб, покрывших всю землю египетскую (8 , 1-14);
3) появление «кинним» (פום LXX σκνιφες ) - москитов (по Филону, Оригену и некоторым новейшим исследованиям) или вшей (φθτεϊρες , pediculi по Иосифу Флавию и свидетельству самаритянского, сирийского и арабского Пятокнижия, Таргума Онкелоса);
4) появление множества песьих мух (צר ב , LXX κυνόμνια ), укус которых вызывает различные болезни (8 , 20-32);
5) послание мора на скот (9 , 1-6);
6) болезни - воспаления и нарывы (9 , 8-11);
7) молния и град, погубившие все, что было в поле - от человека до скота (9 , 12-26);
8) нашествие саранчи, истребившей уцелевшую от града растительность (10 , 1-15);
9) трехдневная тьма, покрывшая землю Египетскую (10 , 21-23), и
10) истребление первенцев египетских - от первенца фараонова до первенца последнего из рабов (12 , 29-32).

В течение этих казней можно заметить некоторую последовательность в смысле возрастания силы и действия.

Первые казни - превращение воды в кровь, послание жаб и скнипов - не приносили существенного вреда египтянам и, главным образом, предостерегали фараона от дальнейшей опасности. В следующем ряде казней (3-6) уже более решительно выступал разрушительный характер, причем эти казни поражали уже одних египтян, минуя землю Гессем. Дальнейшие казни наносили тяжкий удар благосостоянию Египта, и грозные явления, свидетельствовавшие о гневе Божием, в них достигали потрясающих размеров. Наконец, в последней казни могущество Иеговы, Бога Израилева, обнаружилось уже с такою силой, что упорство фараона было окончательно сломлено и освобождение евреев из рабства было достигнуто.

Главнейшей особенностью египетских казней, предшествовавших исходу, служит то, что они были связаны большей частью с естественными явлениями, свойственными долине Нила, обусловленными климатом и природою этой страны. Так, первая казнь - превращение воды Нила в кровь - представляет аналогию естественному, ежегодно повторяющемуся явлению окрашивания нильской воды во время разлива. Вторая казнь - послание жаб - также напоминает о ежегодном появлении в Египте множества лягушек, размножающихся вследствие влажности почвы от разлива реки. Равным образом, третья и четвертая казни могут быть поставлены в связь с изобилием - на Востоке вообще и в Египте в частности - всевозможных родов насекомых, пятая - с часто повторяющимися здесь эпизоотиями и т. д. Но, при сходстве с обычными явлениями, свойственными Египту, казни исхода, как видно из библейского повествования, существенно от них отличались. Это отличие, прежде всего, состояло в том, что казни начинались и оканчивались по слову Моисея или по мановению его жезла в заранее назначенные моменты, и что из сфер действия их исключена была та область Египта, где жили евреи. Дальнейшее отличие казней от обычных явлений природы Египта заключалось в чрезвычайной, особенной силе, с которою действовали в казнях естественные факторы. Так, первая казнь - превращение воды Нила в кровь - представляла некоторую аналогию ежегодному явлению окрашивания Нила во время разлива. Но описанное в Библии событие, как видно из повествования книги Исход, отличалось от ежегодного окрашивания Нила следующими чертами: 1) оно произошло, следует думать, не во время разлива Нила, когда бывает естественное окрашивание воды (ср. Исх. 9 , 31-32; 7, 15); 2) вода Нила во время казни не просто окрасилась, а, согласно толкованию блж. Феодорита (Вопр. на кн. Исх. XIX русский перевод Твор. ч. 26, стр. 117), Ефрема Сирина (рус. пер. Твор. св. отцов т. 22, 421) и Кирилла Александрийского (Comment, in Joan. VI, 53), превратилась в кровь и поэтому стала оказывать разрушительное действие, вследствие которого вымерли все рыбы; 3) наконец, превращение воды в кровь простиралось не на одну только реку Нил, но и на все вместилища воды в земле Египетской. Подобное же чрезвычайное усиление естественных факторов библейское повествование отмечает и во второй казни. Отличие этой казни от обычного появления жаб в Нильской долине по окончании разлива реки состояло в том, что жабы, по мановению жезла Аарона, явились в огромном количестве, устремились, вопреки своему естественному образу жизни, в дома, на людей, на домашнюю утварь и, затем, мгновенно вымерли, по слову Моисея. Вообще, при сходстве с естественными явлениями казни египетские в тоже время заключали в себе нечто превышающее эти явления и были действиями сверхъестественными, чудесными. Правда, в виду указанных аналогий представители отрицательной критики склонны сверхъестественный элемент в библейском повествовании о казнях считать позднейшим украшением и измышлением. Но гораздо справедливее вместе с библиологами - апологетами в этом сходстве чудесных действий, предшествовавших исходу из Египта, с естественными явлениями, свойственными Нильской долине, видеть именно доказательство древности и достоверности библейского повествования о казнях. Если бы это повествование, как полагают представители отрицательной критики, было измышлено в позднейшее время, то, без сомнения, писатель постарался бы оторвать свои рассказы от естественной почвы, измыслил бы такие действия, которые не имеют никаких аналогий в естественных явлениях Египта, дабы тем ярче выставить чудесный характер этих действий.

То обстоятельство, что орудием божественного наказания в египетских казнях послужили естественные явления египетской страны, может быть объясняемо целью казней обнаружить пред фараоном могущество Иеговы, Бога Израилева, сокрушить упорство фараона и побудить его отпустить евреев. Но могущество Иеговы яснее всего могло выступать для египтян именно в тех бедствиях, которые наведены были рукой Моисея. Эти бедствия обнаружили, что Иегова повелевает всеми силами природы, что в Его власти находятся все источники жизни Египта и его благосостояние. Кроме того, казни исхода имели значение суда над всеми богами египетскими (Исх. 12 , 12: „и над всеми богами египетскими произведу суд“). Поражая тяжкими бедствиями Египет, Иегова доказывал этим ничтожество египетских богов, которых народ считал источником своего благоденствия. Так как Нил был одним из главных божеств, почитавшихся во всем Египте, и обоготворялся под именем Озириса (Усири) или, позднее, Сераписа, то, очевидно, поражение воды Нила было не только наказанием для народа, но и унижением для божества. Подобным образом изведение и истребление словом Моисея жаб послужило доказательством бессилия почитавшейся египтянами богини Гекет, символом и олицетворением которой считалась жаба; послание моровой язвы на скот являлось ударом по господствовавшему в Египте культу животных и в особенности культу аписа; трехдневная тьма обозначала для египтян победу Моисея над Ра - верховным божеством Египта - божеством солнца и над всем сонмом египетских богов, представлявших олицетворение различных моментов в движении солнца.

Вообще, в египетских казнях все главнейшие божества Египта вызывались на суд Всемогущим Богом Израиля и поражались Его десницею. Вследствие этого казни могли оказать влияние не только на египтян, но и на евреев. Последних они могли предостеречь от увлечения языческими культами и укрепить в вере отцов, что было особенно важно для еврейского народа перед началом новой свободной жизни.

Литература

а) Русская:
† Проф. А. П. Лoпухин , Библейская История т. 1.
Г. Властов , Свящ. Летопись, II, Спб. 1878.
М. И. Савваитский , Исход израильтян из Египта, Спб. 1889 (магистер. диссертация, в которой см. и подробную библиографию),
А. П. Лопухин , Толковая Библия т. I, Спб. 1904.

б) Иностранная:
Köhler, Lehrbuch Bibl. Geschichte, 1875,
I-te Hälf. Vigouroux . La Bible et les découvert, modern., 1882.

См. также Энциклопедии Hastings"a Hauck’a, Smith"a, Gheync и др.

* Владимир Петрович Рыбинский,
магистр богословия, экстраординарный профессор и
инспектор Киевской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 7, стлб. 831. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1906 г. Орфография современная.

Почему же именно десять казней?

Вс-вышний создал мир десятью речениями [см. 1-ую главу Торы «Берешит» - рассказ о сотворении мира ]. Мир был создан для того, чтобы дать человеку возможность исправить себя и мир, в котором он обитает, и таким образом получить максимальное вознаграждение за свои действия. Это вознаграждение, в свою очередь, является максимальным добром, которое может получить творение от Творца.

Однако не все обитатели этого мира принимают одинаковое участие в процессе исправления. Евреи, потомки Авраама , избранника Вс-вышнего, играют в этом процессе центральную роль. Более того, евреи должны выполнить эту роль, будучи независимой нацией, живущей на своей земле и выполняющей законы Торы .

Египтяне отрицали факт создания этого мира Вс-вышним и дошли даже до того, что приписали создание мира самим себе - Фараон сказал: «Нил мой, и я создал его» (Йехезкель 29:3 и 9 ).

Кроме того, они препятствовали возникновению еврейской нации и дарованию ей Торы на горе Синай .

Теперь понятно, почему египтяне, отрицающие создание мира ДЕСЯТЬЮ речениями и препятствующие дарованию Торы, основанной на ДЕСЯТИ заповедях , подверглись десяти казням.

Связь 10 казней с целью творения

Чтобы ответить на вторую часть вопроса - почему именно эти казни, и почему именно в этом порядке - давайте разберём сказанное выше немного подробней.

Мишна в начале пятой главы трактата Авот говорит так: «Десятью речениями был создан мир. Чему это нас учит? Разве он не мог быть создан одним речением? А для того [он был создан именно так], чтобы наказать преступников, которые губят мир, созданный десятью речениями, и вознаградить праведников, которые поддерживают существование мира, созданного десятью речениями».

Почему же за поддержание существования мира, созданного бо льшим количеством речений, полагается бо льшая награда?

Постараемся коротко объяснить это странное утверждение.

Дело в том, что создание мира - это процесс сокрытия лика Творца. (В Святом языке слово «мир» - олам и слово «сокрытие» - hээлем - образованы от одного корня).

Когда сокрытие достигает определённого уровня, появляется возможность отрицать Творца, т.е. появляется свобода выбора, которая, в свою очередь, позволяет вознаградить человека за правильный выбор или наказать за неправильный. Если бы мир был создан только одним речением, сокрытие было бы настолько слабым, что свобода выбора не могла бы существовать и не за что было бы награждать праведников и наказывать преступников.

Десять речений, которыми был создан мир, это десять последовательных уровней сокрытия. С их помощью была создана ситуация, когда есть возможность нарушить волю Вс-вышнего. Нарушение - это как раз то, при помощи чего преступники, как говорит мишна, «губят мир».

К этому необходимо добавить, что любое выполнение воли Творца способствует раскрытию Его лика в этом мире, а нарушение Его воли сгущает сокрытие. Чем больше сокрытие, тем труднее сделать правильный выбор. С другой стороны, чем большее сокрытие человеку пришлось преодолеть, чтобы сделать такой выбор, тем большая награда его ожидает.

Если бы евреям, находящимся в египетском рабстве, удалось сохранить свой духовный уровень в течение четырёхсот лет, как было обещано Аврааму, их награда была бы настолько велика, что дальнейшее исправление не потребовалось бы. К сожалению, уже после двухсот десяти лет рабства ситуация стала настолько тяжёлой (евреи опустились на 49 ступеней нечистоты из 50 возможных), что дальнейшее исправление требовало радикального изменения условий. Т. е., следуя изложенной выше логике, в результате того, что неправильный выбор был сделан очень много раз, сокрытие Лика почти достигло такого уровня, на котором правильный выбор становится невозможным. В такой ситуации он невозможен из-за того, что правда скрыта до такой степени, что при всём желании невозможно определить: что правильно, а что нет. Отсутствие свободы выбора означает, что дальнейшее существование мира не имеет смысла.

Теперь понятно, что для выполнения замысла Творца, т.е. исправления мира силами людей, требовалось начать всё сначала. Требовалось ограничить силы зла и снова дать людям свободу выбора. Для выполнения этой цели и были предназначены казни египетские.

Суть казней и их порядок

Как было сказано, десять речений обеспечили существование свободы выбора. Последовательно ошибаясь в принятии решений морального свойства (подчиняясь своему дурному началу), египтяне опустились на такой уровень, что стали отрицать даже первое речение «В начале создания Вс-могущим неба и земли» - «Нил мой, и я создал его». В большой мере они увлекли за собой и подвластных им евреев. Чтобы ослабить силу зла, нужно было, чтобы власть Вс-вышнего проявилась, раскрылась именно в тех аспектах существования, в которых восторжествовала тьма, и в том же порядке.

Теперь ясно, что порядок казней ПРОТИВОПОЛОЖЕН порядку речений, т.к. последнее речение предоставляло наибольшую возможность для ошибки. Именно с него началось духовное падение, но с него начинается и процесс духовного восстановления.

Последнее речение говорит о том, что наше благосостояние зависит от благословления, которое посылает нам Вс-вышнего: «И сказал Б-г: вот, Я дал вам всякую траву семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семяносный, вам это будет в пищу»(Берешит 1:29 ). Дальше Тора объясняет, как тут можно ошибиться: «Сила моя и мощь руки моей доставили мне богатство это»(Дварим 8:17 ).

Теперь понятно, что не случайно первая казнь - кровь - поразила Нил, единственный источник пропитания Египта. Эта казнь показала египтянам, что их пропитание зависит не только от них самих.

Нарастание тяжести казней показывало египтянам и следящим за происходящим евреям, что нет в мире ничего, что не подчинялось бы воле Вс-вышнего. Был поражён источник пропитания египтян (кровь), затем их дома (лягушки), их скотина (мор), их тела (язвы), и, наконец, они сами (смерть первенцев).

Последней казни хотелось бы уделить особое внимание.

Каким образом смерть первенцев соответствует речению «В начале создания Вс-могущим неба и земли»?

Первенец - «реализация» возможности родителей участвовать в сотворении жизни. Только благодаря первенцу его родители становятся родителями. Здесь можно провести параллель с тем, как Творец реализовал Свою возможность творить, произнеся первое речение.

10 Казней - по порядку

Приведем порядок казней от первой до последней и краткое объяснение того, в чем они заключались.

Кровь («дам» ) - вода в Ниле превратилась в кровь, и одновременно вся вода в Египте стала кровью.

Жабы («цфардеа» ) - Египет заполонили вышедшие из реки жабы.

Вши («киним») - весь Египет наполнился вшами.

Дикие звери («аров») - нашествие диких зверей на Египет.

Мор («девер») - падеж египетского скота.

Нарывы («шхин») - гнойные язвы на теле египтян.

Град («барад») - крупный «огненный» град, уничтоживший большую часть урожая («огненный» - т.к. согласно мидрашу, внутри каждой градины был огонь).

Саранча («арбе») - небывалое нашествие саранчи, уничтожившей то, что не было побито градом.

Мрак («хошех») - весь Египет окутала густая, непроницаемая мгла, которая держалась несколько дней.

Поражение первенцев («макат бхорот») - смерть первенцев в каждой египетской семье, от первенцев человека до первенца скота.

ПЕРВАЯ КАЗНЬ: ВОДА ПРЕВРАТИЛАСЬ В КРОВЬ

Исход 7:19-25 И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. И волхвы Египетские чарами своими сделали то же. И ожесточилось сердце фараона...

Против чего же была направлена эта казнь?

Река Нил считалась одним из божеств Египта, которому Египет был обязан своим появлением на свет, своим существованием и процветанием.
«В Древнем Египте Нил, "великая река", всегда был источником жизни, общим достоянием двух земель – Верхнего и Нижнего Египта. Широко известно изречение Геродота: "Египет - дар Нила". Во многих текстах подчеркивается космичность Нила, его подземный и небесный характер.

Существовали представления, согласно которым по небесному Нилу днем плывет ладья Солнца. Под землей тоже есть Нил, по нему Солнце, спустившись за горизонт, путешествует ночью. Образ подземного Нила был тесно связан со смертью, с душами умерших и судом над ними в загробном мире. Обращаясь к богу, египтянин говорил: "Ты создал Нил в преисподней и вывел его на землю по желанию своему, чтобы продлить жизнь людей, подобно тому, как ты даровал им жизнь, сотворив их".

Бог Хапи (которого изображали тучным человеком с сосудами в руках, из которых льется вода) был образом Нила, протекавшего на земле. Он почитался как "высокий Нил, который дает жизнь всей стране своим питанием", как податель влаги и урожая. По преданию, пещера, откуда бог следил за подвластной ему рекой, находилась немного южнее Асуана, на острове Бига у первого порога. Сам Нил населяли добрые и злые божества в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей. Отцом Xапи был первобытный океан Нун. Праздник, посвященный Xапи, был приурочен к началу разлива Нила. В этот день ему приносили жертвы, в реку бросали свитки папируса с перечислениями даров».

Другое божество Нила – Хнум (который почитался египтянами как бог-творец, создавший человека на гончарном круге) также считался хранителем истоков Нила и изображался в виде человека с головой барана со спирально закрученными рогами. Другое божество – Себек – в египетской мифологии считалось богом воды и разлива Нила. Поскольку его священным животным был крокодил, то он чаще всего изображался в виде человека-крокодила или человека с головой крокодила.

Египтяне поклонялись не только Нилу и идолам-покровителям Нила , но и некоторым особям рыб, которые водились в этой реке.
Чтобы посрамить все эти египетские божества, Господь Бог превратил воду Нила в кровь, и в результате вода стала непригодной для питья и орошения земли, а также вся рыба вымерла.

Следует обратить внимание на то факт, что египетские чародеи смогли повторить это чудо своими колдовскими силами, что способствовало ожесточению сердца фараона и удвоить силу тяжести этой казни.


ВТОРАЯ КАЗНЬ: ЖАБЫ

Исход 8:1-14 «И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою жабами ; и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои, и на тебя, и на народ твой, и на всех рабов твоих взойдут жабы. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.

«В Древнем Египте с головой лягушки (или жа бы) изображались мужские первобожества гермопольской Огдоады – великой восьмерки изначальных божеств. Силам первозданного Хаоса противостояли созидательные силы – четыре пары божеств, олицетворяющих стихии. Мужские божества восьмерки – Хук (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон ("Невидимый", то есть Воздух) – имели облик людей с головами лягушек. Им соответствовали женские божества со змеиными головами.

Лягушкам приписывалась власть над разливами Нила, от которых зависел урожай. Маленькие лягушки появлялись в реке за несколько дней до ее разлива и поэтому считались вестниками плодородия. Кроме того, в Египте существовало поверье, будто лягушка обладала способностью самозарождения, поэтому она связывалась с загробным культом и воскресением после смерти. Она считалась священным животным древнеегипетской богини плодородия Хекет – одного из символов бессмертия. [Поскольку её священное животное – лягушка, то она изображалась в виде лягушки или женщины с лягушкой на голове.]. Богиня-лягушка помогала роженицам, а в загробном царстве – воскресению умерших.

Господь Бог посмеялся над суеверием египтян и над их божествами, наслав на весь Египет полчища жаб и лягушек. По слову Моисея жабы вышли из реки Нил и наполнили все жилища египтян.

Чародеи тоже смогли имитировать это чудо, но поскольку они не смогли избавить страну от нашествия жаб, фараон убедился в Божьем превосходстве и даже попросил Моисея и Аарона помолиться о нём и даже пообещал Моисею, что он отпустит Израильский народ в пустыню на некоторое время: стих 8 «И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу». Однако потом он ожесточился сердцем и передумал.

ТРЕТЬЯ КАЗНЬ: МОШКИ

Исход 8:15-19 «И увидел фараон , что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри жезл твой и ударь в персть земную, и сделается персть мошками по всей земле Египетской. Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь».

Что это были за мошки? Мнения богословов разделились. Согласно переводу септуагинты (греческому переводу Ветхого Завета), по удару жезла из земли появилось множество «скнипов». Вот что как об этом написано в Псалме 104:31 «Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их». В старину скнипами на Руси называли вшей. Это был перевод с библейского оригинала, где используется слово «кинним».

Древнегреческие философы Филон и Ориген полагали, что это были мошки и комары – обычный бич Египта в периоды наводнения Нила. Другие же философы и исследователи (такие как Иосиф Флавий) придерживаются другой точки зрения, понимая под словом «кинним» вшей или блох. Именно так это слово переводится с сирийского и арабского языков.

В соответствии с Толковой Библией Лопухина, «Кинним, по библейскому повествованию, выводятся из персти земной, тогда как москиты появляются «из воды» относительно москитов нельзя сказать, что они «явились на людях и на скоте» (стих 17); наконец, в Талмуде слово «кинна» имеет значение «вошь». Не противоречит такому пониманию и чтение LXX - «sknifeV». Употребление этого выражения у древних греческих авторов - Феофраста, Аэция, Аристофана показывает, что данный термин обозначает и травяную вошь, и червей, и блох».

Так или иначе, данная казнь была направлена на посрамление египетских божеств земли, неба, воздуха и здоровья, которые были не в состоянии защитить людей и скот Египта от нашествия мошек.

Чародеи не смогли воспроизвести это чудо и расписались в своём бессилии, признав эту казнь «перстом Божьим». Они перестали соревноваться с Моисеем, признали силу Бога и поэтому начали советовать фараону отпустить евреев по слову Моисея.


ЧЕТВЁРТАЯ КАЗНЬ: ПЁСЬИ МУХИ

Исход 8:20-32 «И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим.

Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух. И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: пойдите, принесите жертву Богу вашему в сей земле. Но Моисей сказал: нельзя сего сделать, ибо отвратительно для Египтян жертвоприношение наше Господу, Богу нашему: если мы отвратительную для Египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями? мы пойдем в пустыню, на три дня пути, и принесем жертву Господу, Богу нашему, как скажет нам.

И сказал фараон: я отпущу вас принести жертву Господу Богу вашему в пустыне, только не уходите далеко; помолитесь обо мне. Моисей сказал: вот, я выхожу от тебя и помолюсь Господу, и удалятся песьи мухи от фараона, и от рабов его, и от народа его завтра, только фараон пусть перестанет обманывать, не отпуская народа принести жертву Господу. И вышел Моисей от фараона и помолился Господу. И сделал Господь по слову Моисея и удалил песьих мух от фараона, от рабов его и от народа его: не осталось ни одной. Но фараон ожесточил сердце свое и на этот раз и не отпустил народа».

Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.

Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».

Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов.


ПЯТАЯ КАЗНЬ: МОРОВАЯ ЯЗВА

Исход 9:1-7 « И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; ибо если ты не захочешь отпустить и еще будешь удерживать его, то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; и разделит Господь между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего скота сынов Израилевых не умрет ничего.

И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей. И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего. Фараон послал узнать, и вот, из скота Израилевых не умерло ничего. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не отпустил народа».

Моровая язва – это болезнь животных. Большой удар по египетским богам. Бык и корова считались главными божествами египтян и были священными животными Египта. Им приносились жертвы и курения. Быка в роскоши содержали во многих египетских храмах. После смерти такого быка бальзамировали и с церемонией, подобающей только царю, хоронили в великолепном саркофаге.

Кроме того, многие египетские божества изображались с головой или туловищем тельца или коровы. Так, Апис считался богом плодородия; его изображали в образе быка с солнечным диском. Амон, будучи покровителем города Фивы, также был богом воздуха и урожая, творцом мира; изображался с головой человека, а иногда быка или барана, с двузубой короной и длинным скипетром в руке. Богиня Исида часто изображалась как женщина с рогами коровы и солнечным диском на лбу, в руке стебель папируса.

Хатхор – богиня любви и судьбы, богиня неба; кормилица фараонов и властительница дальних стран. Изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы, иногда только с одними ушами. Вообще, египтяне многих своих богов изображали с головами или телами животных. Против веры в этих богов и была направлена пятая казнь.

Итак, животных Египта постигла моровая язва, а у израильтян – не погибло ни одно животное: Исход 9:7 «Фараон послал узнать, и вот, из скота Израилевых не умерло ничего». Стоит иметь в виду, что выражение «вымер весь скот Египетский» не означает, что в буквальном смысле в Египте вымер весь скот. Ведь следующая шестая казнь тоже коснулась животных (стихи 8-9). Под выражением «вымер весь скот Египетский» подразумевается весь скот, бывший в полях. Он-то и вымер от моровой язвы. Об этом Моисей предупреждал фараона в 3-м стихе «рука Господня будет на скоте твоём, который в поле».

ШЕСТАЯ КАЗНЬ: НАРЫВЫ

Исход 9:8-12 «И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона; и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской. Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах. Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею».

Многие богословы считают, что это было нечто чёрной оспы. Эта казнь коснулась и людей, и животных, и даже чародеев после того, как Моисей подбросил пепел к небу по слову Господа Бога.

Приказание бросить кверху взятый из печи пепел имеет отношение к одному из древних религиозных обычаев Египта. Развеваемый по ветру пепел от жертв в честь бога Сета (бог зла и неудачи), по верованию египтян, отвращал зло, сглаз или порчу от всех тех пределов, куда он попадал. Но теперь брошенный Моисеем к небу пепел разнёс, в обличение египетского суеверия, не благосостояние и благополучие, а проклятие от Бога Израилева, и вызвал нарывы на телах людей и скота.

Кроме всего прочего тот факт , что чародеи не смогли защитить себя и фараона от нарывов на теле, явилось свидетельством бессилия египетских богов-целителей во главе с Исидой, которые не смогли предотвратить шестую казнь, посланную на Египет Богом Израиля.

СЕДЬМАЯ КАЗНЬ: ГРАД

Нужно отметить, что был не просто град, а очень крупный град: предположительно, размером с апельсин. Кроме того, этот град сопровождался молниями. О молниях сказано как об огне в Исходе 9:23-25 «И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, град весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения её».

В другом месте прямо написано, что град сопровождался молниями: Псалом 77:47-49 «…виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов».

Прежде чем пошел град, Бог сделал египтянам весьма милосердное предупреждение, чтобы они собрали свои стада и отвели их в укрытие. И вот во всём Египте выпал град и побил всё: стих 25 «от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал», а в районе Гесем (или Гошен), где жили евреи, града не было.

Удивительным в этой казни было то, что те из египтян, «которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы» (стих 20), и таким образом, спасли и своих рабов и скот от гибели. Тем самым , Господь Бог продемонстрировал фараону и всему Египту, что послушных Богу ожидает жизнь, а противящихся Богу – смерть.

Кроме всего прочего, данная казнь была направлена против богов неба, воздуха, дождя и плодородия, которым фанатически поклонялись египтяне во главе с фараоном, и которые были не в состоянии защитить свой народ от этой казни. Однако фараон медлил и продолжал ожесточать своё сердце.


ВОСЬМАЯ КАЗНЬ: САРАНЧА

Наказание саранчой было одним из самых страшных. Саранча налетела большими тучами и съела всю зелень, которая выжила во время седьмой казни. А в конце дня саранча со зловонием покрывала землю толщиной в 12 см.

Данная казнь была в первую очередь направлена против богов земли, урожая и плодородия. Вот лишь некоторые из них: Осирис – бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира; Птах (Пта) – бог плодородия земли; Апис – символ плодородия; Мин – бог плодородия, производитель урожаев; Нехебкау – бог времени, плодородия и податель пищи. Египтяне увидели, что все эти многочисленные божества были не в состоянии защитить свой народ от очередной казни Бога Израилева, в результате которой, вся страна осталась без урожая и практически была обречена на страшный голод.

После этого даже слуги фараона убедились в необходимости отпустить евреев: Исход 10:7 «Тогда рабы фараоновы сказали ему: долго ли он будет мучить нас? отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему; неужели ты еще не видишь, что Египет гибнет?» Внезапное появление и исчезновение казней в таком обширном масштабе по слову Моисея послужило доказательством силы и могущества Бога.

Ярким достижением данной казни явилось признание фараоном своего собственного бессилия и греховности пред Богом Израиля, а также бессилия египетских богов защитить их сады и поля от нашествия саранчи: «Фараон поспешно призвал Моисея и Аарона и сказал: согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами; теперь простите грех мой еще раз и помолитесь Господу Богу вашему, чтобы Он только отвратил от меня сию смерть» (Имход 10:16-17).

ДЕВЯТАЯ КАЗНЬ: ГУСТАЯ ТЬМА

Исход 10:21-27 «И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их. Фараон призвал Моисея и сказал: пойдите, совершите служение Господу, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами.

Но Моисей сказал: дай также в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу Богу нашему; пусть пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта; ибо из них мы возьмем на жертву Господу, Богу нашему; но доколе не придем туда, мы не знаем, что принести в жертву Господу. И ожесточил Господь сердце фараона, и он не захотел отпустить их».

Наказав Египет тьмой, Бог умалил и посмеялся над египетским божеством Ра – богом солнца. Полуночная тьма над Египтом продолжалась три дня. А там, где жил Израиль, было светло. «Трехдневный мрак, объявший Египет, служил очевидным доказательством бессилия верховного бога Ра, бога солнца, подчинившегося теперь воле Всевышнего и оказавшегося не в состоянии дать своим почитателям хотя бы частицу света» (Толковая Библия Лопухина).

Помимо верховного бога Ра, были посрамлены и другие боги солнца и света, такие как: Атон – бог солнца, изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались раскрытыми ладонями. Гор (Хор) выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. Он изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Его символ – солнечный диск с распростертыми крыльями.

Атум – бог вечернего заходящего солнца. Xепри – бог утреннего, восходящего солнца (в отличие от Ра – дневного и Атума – вечернего). Мневис – божество в виде черного быка – почитался как живое воплощение бога солнца и изображался с солнечным диском между рогами.

ДЕСЯТАЯ КАЗНЬ: СМЕРТЬ ПЕРВЕНЦЕВ

Это было самое страшное наказание для египтян. Но если бы не эта казнь, то евреи бы до сегодняшнего дня были рабами в Египте.
Десятая казнь была направлена во-первых, на богов-защитников фараона (таких как бог Гор и богини Сатис, Сихмет и Уто), а также на последнее божество Египта – фараона.

«Фараоны являлись «служителями Гора», преемниками его власти над Египтом. Своими крыльями Гор охраняет царя (на статуе фараона Хефрена на затылке изображен сокол, прикрывающий крыльями его голову). Имя Гора вошло обязательным компонентом в пятичленную титула туру фараона»

Издревле фараоны почитались, как боги. А многие Египетские боги считались в прошлом фараонами (такие как Мин и Гор).

Но Господь развеял суеверие о том, что фараоны являются или становятся богами. Несостоятельность фараона защитить свой народ и свою собственную семью от смерти первенца опровергла претензии фараона на звание бога.

Помимо всего прочего, десятая казнь, по мнению многих богословов является местью Господа Бога за всех израильских младенцев, убиенных в Египте.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама