THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама









История иконописи евангелистаЛукиСоздание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки. Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые «фаюмские портреты»). Портрет юноши. II век н. э. Портрет мальчика по имени Евтихий Евангелист Лука пишет икону Богоматери (Михаил Дамаскин, XVI век)


Андрей Рублёв, Иванов сын Родился в Новгороде около 1340 – 1350 воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в Андрей монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора


«Святая Троица» Андрея Рублёва (икона Андрея Рублёва, ~ , Москва, Третьяковская галерея


История иконописи В Рублёв совместно с Даниилом Чёрным, Феофаном Греком и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице- Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса Апостол Павел


Техника иконописи Из пород дерева часто использовались: липа, берёза, сосна, ель, кедр, лиственница, дуб, клён. Лучшей, но и самой дорогой считалась привозная кипарисовая доска. Доски вытёсывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольная распиловка брёвен на доски в России началась лишь с XVII века Но считается, что доски, вырубленные топором, более качественны по сравнению с другими. Тесло


Техника иконописи Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку (ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса). Служит для лучшего сцепления левкаса (представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею) с поверхностью. Боковые и торцевые поверхности иконной доски могут именоваться бортом или хребтом. Залевкашенная иконная доска


Техника иконописи Чаще всего заготовкой досок для икон занимается специальный мастер дощанник, нанесением грунта левкасчик, к иконописцу доска поступает уже в подготовленном виде. Известны также иконы, написанные на загрунтованном с двух сторон холсте «холстяных цках» или в искусствоведческом именовании «таблетках».




Поле Поле Поля́ иконной доски обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега). От ковчега отделяется лузгой (ребро двугранного угла, образованного внутренними поверхностями пересекающихся стен), по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета опушью лузгой Игоревская икона Божией Матери с деисусом и избранными святыми на полях. Конец XIV начало XV вв. Государственный Русский музей.


Виды иконописи От иконописи принято отделять с одной стороны другие формы церковного изобразительного искусства: монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др.), книжную миниатюру, декоративно-прикладное искусство (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье); с другой живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации.














Обрамления Ри́за, или окла́д (в южных и западных областях России шата, цата, накладное украшение на иконах, покрывающее всю доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лица и рук так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези









История большого обмана Гениальный ученый, один из талантливейших живописцев всех времен Леонардо да Винчи являлся примером сверхчеловека, которому было доступно все знания людей на Земле с одинаковым успехом он ваял скульптуры, играл на музыкальных инструментах, пел и сочинял сонеты, в физических упражнениях не было равных ему современников, за 100 лет до Ньютона и Гюйгенса он предсказал волновую природу света, независимо от Галилея понял бесконечность Вселенной, и место Земли в солнечной системе. Но и ему не была чужда и тяга к небольшим розыгрышам. И самым грандиозным из них была Туринская плащаница






1. Какую картину написал Андрей Рублев? 1. Какую картину написал Андрей Рублев?












Когда возникла икона? первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Нерукотворный Спас возник в I веке н.э годы В VI веке



Слайд 1

Икона в православной культуре
Презентация по предмету «Основы православной культуры» Составители: Т.О. Ерицян Н.А. Гегамян Т.Б. Рогова С.И. Степанян М.И. Багдасарьян Л.Н. Кукота

Слайд 2

Дорог мне, перед иконой В светлой ризе золотой, Этот ярый воск, Возжженный чьей неведомо рукой. Знаю я – свеча пылает, Клир торжественно поет: Чье-то горе утихает, Кто-то слезы тихо льет, Это – светлое мгновенье В диком мраке и глуши, Память слез и умиленья В вечность глянувшей души... А.Майков

Слайд 3

Икона – это удивительное, совершенно уникальное явление в мировой человеческой культуре. Различные изображения Христа, Богородицы и святых мы можем встретить и в католических и в протестантских храмах, но иконы в том смысле, какой она приобрела в православной культуре, нет больше нигде. Икона – это один из главных символов православного искусства.

Слайд 4

Икона является неотъемлемой частью православной традиции. На Руси повелось издавна: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело – его сопровождал иконописный образ. Вся история России проходит под знаком иконы, многие чудотворные и прославленные иконы были свидетелями и участниками важнейших исторических перемен в судьбе страны.

Слайд 5

Слово «икона» имеет греческое происхождение и буквально означает «образ». Поэтому на Руси иконы часто называли образáми. Икона – писанная молитва в православии. Её содержание составляют не исторические эпохи и не богатство душевной жизни человека, а единение человека с Богом.

Слайд 6

Без православных икон невозможно представить православный храм. Ряд икон, отгораживающий (соединяющий) алтарь от центральной части храма – это иконостас. В центре иконостаса находятся двери, которые называются Царские врата (ворота). Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Марии, Божией Матери…

Слайд 7

Икона помогает верующему в молитве и является как бы «окном» в духовный мир, «проводником» к Богу. Благодаря иконе и молитве православный человек может обратиться к Нему, духовно с Ним соединиться. Поэтому верующие бережно относятся к иконам, почитают их, выражая этим свои чувства к Богу, к Богородице, к святым людям, которые по учению Церкви все живы в духовном мире, с ними можно общаться, обращаясь к ним в молитве.

Слайд 8

Всякое недостойное обращение с иконой считалось святотатством (оскорблением религиозной святыни). Входящий в дом, прежде всего, кланялся иконам, а потом уже здоровался с хозяевами. С древнейших времен почти каждый крупный город или монастырь имел свою, особо чтимую чудотворную икону Пресвятой Богородицы, которую считал своей славой и утверждением.

Слайд 9

Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека Христа). Икона – это не обычная картина. Известный историк и искусствовед Николай Михайлович Тарабукин в одной из своих книг написал: «Смысл иконы таинственен …смысл иконы – чудотворение».
Тайная вечеря
Картина Леонардо да Винчи
Икона

Слайд 10

Портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова.

Слайд 11

На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.

Слайд 12

Свет является главным в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений. Золотой фон иконы иконописцы называют «свет». Это символ бесконечного божественного Света.

Слайд 13

Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб (ореол) – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь. Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.
Архангел Михаил

Слайд 14

Одна из сложностей в развитии христианской живописи состояла в том, что надо было дать ответ на непростой вопрос: как вообще можно писать иконы, если сама Библия подчеркивает, что Бог невидим.

Слайд 15

Икона стала возможна потому, что вслед за Ветхим Заветом пришел Новый Завет. Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем Сам родился как человек. Апостолы воочию видели Христа. А то, что видно, можно изобразить.

Слайд 16

Иконописцем мог быть только человек, имеющий особый дар от Бога. Всю свою жизнь он должен был нести непрестанный подвиг молитвы, стремиться к нравственному совершенству. Иконописцы в Древней Руси были почти исключительно иноками (монахами).

Слайд 17

Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алимпий Печёрский. Иконы известных иконописцев Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова и тысяч безымянных мастеров входят в сокровищницу мирового духовного искусства, но, прежде всего, являются достоянием русского народа.

Слайд 18

Иконописцы изображают на иконах Пресвятую Троицу, Иисуса Христа, Божию Матерь, ангелов, святых, заслуживших своей праведной жизнью почитания и после смерти, а также события из Ветхозаветной и Новозаветной Священной Истории, которые отмечаются Православной Церковью как праздники. Самые распространенные и известные – это иконы Иисуса Христа и Богородицы.

Слайд 19

«Троица» преподобного Андрея Рублева (ок. 1414 г.) признана вершиной русской иконописи и является одним из наиболее известных шедевров мирового христианского искусства.

Слайд 20

Икона Преподобного Сергия Радонежского
Икона Святого Николая Чудотворца

Слайд 21

Икона Святого Александра Невского
Икона Блаженной Матроны Московской

Слайд 22

Первая икона Иисуса Христа имеет чудесное, сверхъестественное происхождение. По преданию она появилась ещё при жизни Иисуса Христа. Это «Спас Нерукотворный» (или «Спас на убрусе») (убрус – кусок полотна, на котором, как гласит древнее церковное предание, отпечатлелся Образ (Лик) Иисуса Христа).
Икона Спас Нерукотворный (VI в.) из храма Сан-Сильвестро ин Капите в Ватикане считается одним из ближайших списков с легендарного «оригинального» Нерукотворного Образа Христа

Слайд 23

Слайд 24

Над входом в северную галерею Благовещенского собора Кремля находится образ «Спаса Нерукотворного» – фреска, созданная, предположительно, Симоном Ушаковым в 1661 году.

Слайд 25

На основе этого первого изображения Господа Иисуса Христа впоследствии сложилась иконография Иисуса Христа, принятая в Церкви. Первые дошедшие до нас изображения Христа относятся ко второму веку после Рождества Христова.

Слайд 26

Особое место в душе православного христианина занимает Божия Матерь – наша Заступница, Покровительница и Утешительница, выбравшая православную Русь в качестве Своего избранного удела.
Икона Богородицы Умиление

Слайд 27

С самых первых веков принятия христианства русский народ проникся глубокой любовью и почитанием Богоматери. Одна из первых церквей, построенная в Киеве ещё при князе Владимире, была посвящена Богородице. В 12 веке в русский церковный календарь был введён новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник свидетельствовал о том, что православные верят в покровительство Божьей Матери русской земле.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • знакомство с особенностями древнерусской иконописи.
  • формирование духовной культуры как части общей культуры человека; содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся; воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины через знакомство с русской иконописью
  • развитие у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях

Оборудование:

  • изображения икон;
  • карточки с церковнославянскими буквами;
  • карточки-названия добродетелей и страстей;
  • рисунки с буквой “иже”;

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку, садитесь.

Повторение

В давние времена большинство народов не могли прочитать Священное Писание на родном языке. Не было и у наших предков-славян своей письменности. Братья Кирилл и Мефодий, ставшие монахами создали первую славянскую азбуку и перевели Евангелие на Славянский язык. Эта азбука и по сей день используется в церковно-славянском языке. Давайте вспомним с какими буквами мы уже знакомы.

(Дети выходят с буквами и читают стихи).

“Аз”

Я старательно постился
Перед причащением.
Я с сестрою помирился,
Попросил прощения
У Андрея и у Даши,
И когда я причащался,
То увидел: возле Чаши
Добрый Ангел улыбался.

“Буки”

С колокольни звон, звон -
Благовест зовется он.
Звони, мой колокол, звони
Зови людей к себе, зови!
Лети, лети благая весть,
Что храм открыт и служба есть.

“Веди”

В нашем храме на Крещенье
Было водоосвященье.
Мы пошли с сестрицею
За святой водицею.
Я не овощ в огороде,
Я расту не просто так -
Каждый день святую воду
Выпиваю натощак!

“Глаголь”

Месяц вышел, засиял
Свод небесный полон стал
Золотых горошин.
И я тихо прошептал:
“Это все Господь создал!
Какой же он хороший!”

Сообщение темы и целей урока

Есть одна буква, с которой мы не знакомы, эта буква –

“Иже”

Есть икона дома –
В доме мирно и светло.
Дарит каждому икона
Благодатное тепло.

Наша тема урока сегодня “О чём рассказывает икона?” Мы вспомним, что мы уже узнали об иконе, как появилась икона, расскажем об известных нам иконах и узнаем о новых. Пока иконы молчат, но я надеюсь, что благодаря вашим знаниям и доброй душе, с которыми вы пришли на урок, иконы заговорят.

Слово икона – греческое и по-русски означает “образ”, “изображение”. Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.

Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий "пророк и чудотворец" Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, Но сделать “портрет” не смог “по причине сияющего блеска лица Его”. На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ - первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.

И в настоящее время, несмотря на то, что современные иконописцы возрождают традиции канонического письма, во многих церквах в большинстве своем можно увидеть изображения в академическом стиле.

Конечно, икона – это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. Главное, чтобы всегда ощущалась степень ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он изображает: образ должен быть достоин Первообраза.

Аналойные иконы

Аналой - это высокий четырехугольный столик с покатым верхом, который стоит напротив каждого алтаря перед иконостасом; на него кладется праздничная икона, соответствующая тому или иному дню, либо икона, соответствующая посвящению придела. Такие иконы и называются аналойными.

Если вы слышали в церкви просьбу молящихся передать или поставить свечку "празднику" – речь шла именно о подсвечнике перед иконой, лежащей на аналое в приделе, где идет служба.

В православной Церкви очень много праздников и иметь для каждого из них писанные иконы не по карману даже старинным, "богатым" храмам. Но во многих церквях нет даже самых необходимых аналойных икон. Так, например, чаще всего на аналой кладется икона Воскресения Христова – на каждую в субботу вечером и воскресенье утром, а во многих храмах службы совершаются только в эти дни. И очень часто на аналое в эти дни можно видеть небольшую напечатанную иконку в пластиковом багете или иконку сияющую за счет шелкографии. Мы уверены – если вы подарите такому храму аналойную икону Воскресения Христова, настоятель и все прихожане будут молиться за вас на каждой службе.

Еще со времен князей Владимира и Ярослава православные славяне носили на груди кроме нательного крестика еще и нательные иконы с образами Богородицы, Спасителя, святых. Православные иконки на шею изготавливались из дерева (путем вырезания), из драгоценных металлов - золота, серебра. Сейчас традиции нательных православных иконок возрождаются.

По времени празднования они бывают:

  • неподвижные (не переходящие) - каждый год приходятся на одно и то же число;
  • подвижные (переходящие) - зависят от времени празднования Пасхи (не раньше 4 апреля и не позже 8 мая) и поэтому каждый год выпадают на разные дни, но празднуются в одни и те же дни недели, потому что Пасха всегда празднуется в воскресенье.

Родовая семейная икона – это защитник всей семьи, ценность, веками передающаяся от родителей к детям. На Руси ни одно важное дело не могло обойтись без благословения родовой иконой. Традиция семейных икон имеет вековые корни, соединяет семью, укрепляет род, духовно обогащает человека.

Чаще всего на семейной иконе изображают Божия Матерь с Младенцем в окружении угодников Божиих. Это могут быть святые, чьи имена носят члены семьи или особо почитаемые заступники и покровители рода.

Выбор центрального образа для семейной иконы имеет очень большое значение. Именно поэтому перед началом работы иконописец проводит много времени в общении с семьей, для которой будет написана икона. Если кто-то из членов семьи родился в день празднования какого-либо из образов Богородицы, то может быть принято решение о написании этого образа на иконе.

Во время работы над семейной иконой, мастер молится о благополучии данной семьи, а семья, в свою очередь, молится о том, чтобы Господь послал ему в помощь Святого Духа. Семейная икона – одна из главных семейных святынь. Купить такую икону можно в подарок молодой семье и подарить на день венчания. На ней изображаются двое святых – покровители мужа и жены.

Семейная икона – это уникальный по своей сути подарок. Она будет оберегать, защищать и объединять семью, поможет преодолеть трудности. Поэтому заказать и купить такую икону можно на любое значимое для семьи событие.

Главной особенностью семейной иконы является то, что благодаря ей можно осуществить соборную молитву, то есть собрать воедино просьбы каждого члена семьи, который молится не только о себе, но и о своих близких. Семейная икона – это святыня, объединяющая всю семью в любви, терпении, доверии и взаимопонимании. Благодаря такой иконе можно преодолеть семейные споры, неурядицы

С давних времен на территории России существуют складни или полиптихи – складные многостворчатые переносные алтари, в некоторых случаях служившие реликвариями для сбережения частиц мощей святых. Такие старинные предметы культа могли иметь разное количество створок, изготавливавшихся из дерева, кости или металла. Створки складней расписывались, украшались резными элементами, а также декорировались росписью по эмали. Такие предметы старины с двумя створками назывались диптихами, складни, составленные из трех створок – триптихами, а из четырех – квадриптихами. Наименее распространенными были складни-полиптихи, состоявшие из большого количества створок.

Как правило, старинные складни на Руси были нагрудными и носились на шнурке. Также существовали складни в виде ковчега, в который вкладывалась икона. В шестнадцатом и семнадцатом столетии в мастерских при монастырях создавались крупные складни-иконостасы, предназначавшиеся для походов.

На Руси были известны складни нагрудные, нательные и поставные или киотные. Все эти предметы культа могли быть путными – их брали с собой на богомолье, в дорогу или в поход. Некоторые старинные складни с большим количеством створок назывались походными. Согласно историческим сведениям, в семнадцатом столетии все ратники обязательно имели тройные складни, носившиеся на груди. С такими реликвиями военные никогда не расставались.

Икона имеет великую силу благодатного действия, очищающего души созерцающих ее людей. Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, "честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней". Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. "Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону" .

Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, св. миро - вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего.

История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их - образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении

Иконостас достаточно легко научиться понимать, если знать, по какому принципу располагаются в иконостасе иконы.

  • Итак, первый ряд – это иконы, называемые “местные”.

Прежде всего, это главные иконы иконостаса: иконы Спасителя и Божией Матери. Присмотритесь, они всегда располагаются по бокам царских врат и на этой фотографии хорошо видны.

Далее, к ряду местных икон относится икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм. Это может быть икона Святой Троицы (если Троицкий храм), икона Успения Богоматери (если Успенский храм) и т.д.

К местным иконам также относятся иконы почитаемых святых (например, чьи мощи хранятся в храме) или иные иконы, которые по той или иной причине было решено поместить в первом ряду иконостаса.

  • Второй ряд иконостаса: Деисусный чин, то есть святые, предстоящие Христу в благоговейном поклонении.
  • Третий ряд: Двунадесятые праздники, то есть 12 самых главных праздников Православной Церкви. Эти иконы часто делаются небольшого размера.

Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка “Без Бога - не до порога”.

Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

Творческая работа (можно задать домой)

Сегодня мы говорили об иконах. В них и цвета имеют своё значение.

  • Белый – нравственная, чистая
  • Черный – тьма, злые силы
  • Красный – огонь, жизнь
  • Зеленый – символ жизни на Земле
  • Багровый – знак величия
  • Голубой – цвет небесной истины

Раскрасьте выданную вам букву “ИЖЕ”.

Итог урока

Вот и подошел к концу наш урок. Продолжите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал, что...
  • Сегодня на уроке я понял, что...
  • Сегодня на уроке я почувствовал, что...
  • Мне очень хочется, чтобы...

Слайд 2

«Россия в злате куполов, молитвой и веками освященных». Так сказал великий князь Константин Романов.

Идея христианства в России неразрывно связаны с идеей нравственной чистоты, духовного совершенства, внутренней свободы

Слайд 3

Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать,
Входить на сумрачные хоры,
В толпе поющих исчезать.
Боюсь души моей двуликой
И осторожно хороню
Свой образ дьявольский и дикий
В сию священную броню.
В своей молитве суеверной
Ищу защиты у Христа,
Но из-под маски лицемерной
Смеются лживые уста.
И тихо, с неизменным ликом,
В мерцанье мертвенном свечей,
Бужу я память о двуликом
В сердцах молящихся людей.
Вот – содрогнулись, смолкли хоры,
В смятенье бросились бежать…
Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь посещать.

Александр Блок

Слайд 4

Слайд 5

Каждому христианину Бог дает Ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в час смерти. Ангел-хранитель – скорый помощник в любой нужде и болезни.

Ангел-хранитель

"Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе в Ангелам"

Слайд 6

Святитель Николай Чудотворец

Николай Чудотворец – самый почитаемый и любимый святой на Руси. В III веке он был архиепископом города Миры в Ликии и ревностно защищал православную веру. Его доброта, милосердие, бескорыстие настолько твердо отпечатались в памяти людей, что он прославился по всему христианскому миру спустя сотни лет после своей жизни. Ему молятся о путешествующих, плавающих и пленных, просят о мире в семье, молятся в бедности и нужде. По молитвам этого святого воистину свершается невозможное.

Слайд 7

Святая блаженная Ксения Петербургская

Святая блаженная Ксения Петербургская еще при жизни почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою получила Ксения благодатный дар прозорливости. Ей молятся в самых разных тяжелых житейских обстоятельствах.

Слайд 8

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

На протяжении многих лет образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом как чудотворный. Перед этой иконой молятся об исцелении в основном от алкоголизма и наркомании.

Слайд 9

На этой иконе изображена Пресвятая Богородица, пронзенная семью стрелами, от чего икона получила название свое – «Семистрельная». Семь мечей, символизируют полноту печали и сердечной боли, которые были перенесены на земле Пресвятой Девой Марией. Икона почитается чудотворной. Ей молятся об умягчении сердец тех, кто приближается к вам со злыми, завистливыми помыслами, о защите от врагов и недоброжелателей. Когда молятся пред нею за врагов, то смягчают их враждебные отношения, уступая чувству милосердия.

Икона Божией Матери "Семистрельная"

Слайд 10

Это чудотворное явление Матери Божией произошло в Х веке в Константинополе. Когда храм был наполнен молящимися, святой блаженный Андрей и святой Епифаний, подняв глаза к небу увидели Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и святыми. Пречистая Матерь Божия со слезами молилась за христиан. Когда она закончила молиться, то сняла со Своей головы покрывало и распростерлп его над молящимися, защищая их от врагов видимых и невидимых.

Покров Пресвятой Богородицы

Слайд 11

Эта икона одна из самых почитаемых в России. Не раз она спасала от нашествия врагов. Народная молва приписывает ей благодать исцеления от слепоты и болезней глаз. Ею благословляют при вступлении в брак

Казанская икона Божией Матери

Слайд 12

Когда преподобный Иоанн Дамаскин, которому по клевете врагов отсекли руку, слезно молился перед иконою Божией Матери, отсеченная рука его срослась. В благодарность за исцеление Иоанн привесил к иконе серебрянное изображение руки, отчего она и получила свое название.

К этой иконе молятся при болезнях рук, ног, душевном спокойствии, в тех случаях, когда в буквальном смысле не хватает рук.

Икона Божией Матери "Троеручица"

Слайд 13

Икона связана с историей о чудесном прощении грешника. Богородица заговорила с ним с иконы во время молитвы, и грешник уверовал в свое спасение, хотя грехи эти были слишком велики. К этой иконе обращаются даже тогда, когда уже не надеются ни на чью помощь. А также для исцеления недугов глухоты телесной и духовной.

Икона Божией Матери "Нечаянная радость"

Слайд 14

Один из самых известных и любимых русских святых. Великими подвигами благочестия он обрел дар прорицания и исцеления. Его мощи обитают в Дивеевском монастыре, куда беспрерывно проистекает поток страждущих и молящихся. К преподобному Серафиму прибегают с просьбой о стяжании любви к ближним, о даровании непрестанной молитвы, об исцелении от всяких болезней. Скоропослушник, истинная радость для христиан.

Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец

Слайд 15

Святого целителя и великомученика Пантелеимона еще при жизни признавали великим целителем.

Святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждующим, больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. К нему и по сей день обращаются с молитвами при разных болезнях.

Святой великомученик Пантелеимон целитель

Слайд 16

По преданию, написана евангелистом Лукой. В XIV веке икона таинственным образом исчезла из храма в Константинополе и явилась в России над водами Ладожского озера под Тихвином, где и сейчас находится. К этой иконе обращаются с молитвой об избавлении от нашествия врагов, молятся о прозрении слепых, исцелении бесноватых.

Тихвинская икона Божией Матери

Слайд 17

Посмотреть все слайды

Из опыта преподавания модуля «Основы православной культуры» курса «Основы религиозных культур и светской этики» учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» го Саранск

Шелтуковой Татьяны Борисовны


Службу служит иерей,

Предстоит от всех людей.

Дух Святой сослужит там,

Дом Господень, или



Восседает на Престоле

В славы жарком ореоле

Наш Отец и Государь.

Здесь Ему священник служит,

Здесь он просит все, что нужно.

И сейчас, совсем как встарь,

Божий дом - святой


АЛТАРЬ (высокий жертвенник) - восточная, главная часть храма, в которой находится престол.


Чтобы Чашу, где Христос,

Кто пока что не подрос,

Видеть мог со всех сторон,

Возвышается


АМВОН (восходить) - часть солеи , выдающаяся полукружием в центр храма напротив царских врат . Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и т.п.


Отделен алтарь от храма,

Здесь висят иконы в рамах,

Пред киотами лампады

Зажигаются как надо,

Перед службою, как раз.

Это что?


ИКОНОСТАС - перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма . Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.


К этим я изображеньям

Приступаю с уваженьем.

Приложусь благоговейно,

И от них святым елеем

Я помазания жду.

Я молюсь, кладу поклоны

Образам, святым




Мы хотим узнать:

Почему икона так необычна?

  • Почему изображают невидимое?
  • Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?





Боровиковский Б.Л. Христос со сферой.

Икона «Спас Вседержитель».

15 век, Новгород.


Путевой лист

Признак

Икона

Картина


СВЕТ

изнутри

извне

картина

икона

Икона святого апостола Павла.

15 век, прп. Андрей Рублев.

Апостол Павел.

Эль Греко.


ТЕНЬ

есть

икона

картина

Икона святого апостола Петра.

12 век, Афон.

Апостол Петр.

Эль Греко.


не закрыт

закрыт

картина

Тайная вечеря.

Шебуев В.К.

икона

Икона «Тайная вечеря».


НИМБ

есть

икона

картина

Богоматерь с младенцем в розах. Бруни Ф.А.

Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», 15 век.


ПРОСТРАНСТВО

ограничено

не ограничено

картина

икона

Икона свт. Николая Чудотворца

Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо,

Леонардо да Винчи


ГАРМОНИЯ ЛИНИЙ

икона

картина

Икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена»

1218 г., Ярославль.


Изображение гор и возвышенностей

картина

икона

Джомолунгма (Эверест).

Рерих Н.К.

«Преображение Господне»

15 век, Новгород.



картина

Тайная вечеря.

Леонардо да Винчи.


ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Икона «Спас на престоле».

15 век, Новгород.

икона


ЦЕНТР ИКОНЫ - ЛИК

Пресвятой Богородицы «Владимирская»

икона


Путевой лист

Признак

Икона

Картина

Пространство

Не ограничено

Гармония линий

Ограничено

Изображение гор и возвышенностей

Закругленные

Перспектива изображений

Реальное изображение

Обратная

Центр изображения

Линейная


Александр Невский

Это картина или икона? Обоснуйте.




ИТОГ УРОКА

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрел…

9. Я научился…

10. У меня получилось …

11. Я смог…

12. Я попробую…

13. Меня удивило…

14. Урок дал мне для жизни…


Глаза икон и свечи плачут… Дрожащий голос в тишине: «Пошли нам, Боженька, удачу, Любовь и счастье на земле… Пускай дожди проходят мимо, Пусть солнце каждый день встаёт Лучами яркими над миром, В сердцах растапливая лёд…

И пусть спокойным будет небо, Цветы в лугах и детский смех, И в доме пахнет свежим хлебом, Благослови нас, Боже, всех!» Н. Алдохина

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама