THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Диоген: изречения, цитаты, притчи и шутки философа

Александр Македонский хотел по-царски одарить Диогена и разрешил ему просить все что угодно.
Тогда Диоген попросил:
- Отойди в сторону, ты закрываешь мне солнце.

Когда Александр спросил у Диогена, отчего тот ни капли его не боится, тот сказал:
- А какой ты человек, плохой или хороший?
- Конечно, хороший, - ответил царь.
- Так чего же тебя бояться? - удивился философ.

Один богач пригласил Диогена в свой роскошный дом, где все сияло чистотой,
Диоген осмотрелся и... плюнул прямо в лицо хозяину.
- Ты сдурел? - в бешенстве воскликнул богач.
- Просто это единственное грязное место в доме, - скромно ответил философ.

Когда у Диогена спросили, отчего люди охотно подают милостыню нищим,
но не спешат помогать бедным философам, он ответил так:

Когда у Диогена спросили, какой зверь кусается больнее всего, он ответил:
- Из диких - клеветник, из домашних - льстец.

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ОК. 412 Г. ДО Н.Э. - 323 Г. ДО Н.Э.)

Бесперая птица

Как я уже говорил, Платон с Диогеном недолюбливали друг друга и не упускали случая обменяться колкостями. Платон называл человека "бесперой птицей". Услышав это определение, Диоген показал публики ощипанного петуха, заявив:

Вот человек в представлении Платона.

Свободный человек самодостаточен

Как-то раз Диоген мыл в ручье зелень, перед тем как ее съесть. Мимо проходил Аристипп, тот самый, что пользовался особым расположением тирана Дионисия. Увидев, чем занят киник, он участливо заметил:

Эх, Диоген! Тебе бы смирить гордыню и подружиться с Дионисием, глядишь, и не пришлось бы мыть зелень себе на обед.

Диоген ответил:

Посмотри на это с другой стороны: если бы ты умел мыть зелень, тебе не пришлось бы искать дружбы Дионисия.

Туманные предсказания

Греки, как вы помните, были помешаны на предсказаниях будущего и толпами ломились в храмы, чтобы узнать у прорицателей свою судьбу. Как правило, предсказания выходили настолько туманными, что их можно было толковать как душе угодно. Когда Диогена Синопского вместе с его отцом объявили фальшивомонетчиками и призвали на суд, киник заявил, что не мог ослушаться бога Аполлона, который сказал ему через оракула: "Ты рожден изменить жизнь своей страны". Вот Диоген и решил, что новые деньги будут неплохим почином для перемен.

Как ни странно, суд такие оправдания не впечатлили, и философа приговорили к изгнанию. На прощание он сказал своим соотечественникам:

Вы изгоняете меня. Что ж, а я приговариваю вас до конца дней своих оставаться в нашей стране.

Неподдающийся

Спустя несколько лет, когда кто-то напомнил Диогену о преступном прошлом, тот спокойно ответил:

В ту пору я был точь-в-точь как ты сейчас: разница между нами лишь в том, что тебе таким, как я сейчас, не стать никогда.

Против течения

Диоген имел привычку приходить в театр к концу представления, проталкиваясь сквозь толпу идущих прочь горожан. Когда у философа спросили, что ему за охота двигаться против течения, Диоген ответил:

Собственно говоря, я только этим всю жизнь и занимаюсь.

Мертвым не больно

Когда у Диогена спросили, надо ли бояться смерти, он ответил, предвосхитив знаменитое изречение Эпикура:

Зачем же ее бояться? Мертвые ничего не чувствуют и, главное, не могут снова умереть.

Когда Александр поинтересовался, отчего все зовут его псом, философ ответил:

Я служу добрым, лаю на равнодушных и кусаю злых.

Надежная защита

Как-то раз Диоген отправился посмотреть, как тренируются лучники. Один стрелок никак не мог попасть в цель. Заметив это, философ расположился прямо перед мишенью.

Ты что, я могу тебя убить! - перепугался лучник.

Вряд ли, - ответил Диоген. - Судя по тому, как ты стреляешь, туда, где я сижу, стрела точно не попадет.

Смелая самокритика

Один человек, у которого в Афинах была весьма дурная репутация, повесил на дверях своего дома табличку: "Да не войдет сюда плохой человек". Прочитав ее, Диоген ужаснулся:

Неужели хозяину дома придется ночевать на улице?

Время для обеда

У Диогена спросили, когда лучше всего приниматься за еду. Он ответил:

Если ты богат, когда пожелаешь; если беден - когда сможешь.

Почитай отца своего

Увидев, что сын гетеры кидает камни в прохожих, Диоген крикнул:

Мальчик, остерегайся кидаться в незнакомцев, ведь любой из них может оказаться твоим отцом.

Посреди площади

Диоген ел, пил и справлял нужду, где считал нужным. Когда у него спросили, почему он жует свой обед прямо посреди площади, философ ответил:

Потому что голод настиг меня именно посреди площади.

Грязевые бани

Однажды Диоген пришел в баню и уже хотел было начать мыться, но чан оказался таким грязным, что философ поинтересовался у банщика:

А где моются после твоей бани?

Похититель плащей

Повстречав в бане человека, которого подозревали в краже одежды, Диоген спросил:

Ты пришел раздеваться или одеваться?

Проклятие имени

Узнав, что некто по имени Дидим (что в переводе означает "тестикул") был уличен в прелюбодеянии, Диоген хмыкнул:

Этот Дидим заслуживает, чтобы его повесили за собственное имя.

Добрые статуи

Как-то раз Диогена застали за странным занятием: он просил милостыню у статуи.

Что ты делаешь? - спросили зеваки.

Пытаюсь привыкнуть к тому, что люди, у которых я прошу подаяния, превращаются в статуи, - объяснил философ.

Поставь себя на их место

Когда у Диогена спросили, отчего люди охотно подают милостыню нищим, но не спешат помогать деньгами бедным философам, он ответил так:

Любой из нас боится в один прекрасный день оказаться нищим, но мало кто способен вообразить себя философом.

Запоздалое предупреждение

Как-то раз прохожий задел Диогена поленом, которое нес на плече, и крикнул:

Берегись!

Киник удивился:

Теперь-то зачем? Или ты собираешься ударить меня снова?

Рынок Диогена

Однажды Диоген попал в плен к чужеземцам и оказался на невольничьем рынке. Когда надсмотрщик спросил у философа, что тот умеет делать, Диоген ответил:

Я умею повелевать. Посмотрим, не захочет ли кто-нибудь купить себе хозяина.

Бочка Диогена

Диоген, как мы знаем, жил в бочке. Когда на Коринф наступало войско Филиппа Македонского и в городе поднялась паника, философ принялся с грохотом катать свою бочку по улицам. Когда у него спросили, что он творит, Диоген ответил:

Да вы все носитесь как угорелые, вот мне и стало неловко просто так сидеть.

Могильщики найдутся

У тебя нет ни семьи, ни слуг, - посочувствовал кто-то Диогену. - Кто пойдет за твоим гробом?

Тот, кто захочет прикарманить мои пожитки, - ответил Диоген.

Собачья преданность

О смерти Диогена говорят разное. По одной версии, он погиб от укуса шмеля, по другой - его разорвали собаки. Кое-кто утверждает, будто философ умер по собственной воле, перестав дышать. Легенда гласит, что перед смертью он произнес:

Бросьте мое тело собакам, мы с ними друг к другу привыкли.

Диоген
(ок. 410 - ок. 320 гг. до н.э.)
философ-киник, последователь Антисфена, из Синопы
изречения и цитаты в другом переводе:

Когда он [Диоген] грелся на солнце, Александр [Великий], остановившись над ним, сказал: "Проси у меня, чего хочешь"; Диоген ответил: "Не заслоняй мне солнца".

На вопрос, откуда он, Диоген сказал: "Я - гражданин мира".

Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, он [Диоген] ответил: "Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь".

Среди бела дня Диоген бродил с фонарем в руках, объясняя: "Ищу человека" .

[Диоген] просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, он сказал: "Чтобы приучить себя к отказам".

На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил: "Молодым еще рано, старым уже поздно".

Возвращаясь из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он [Диоген] ответил: "Народу много, а людей немного".

Тому, кто стыдил его за то, что он бывает в нечистых местах, он сказал: "Солнце тоже заглядывает в помойные ямы, но от этого не оскверняется".

Народу много, а людей немного.

Спрошенный кем-то, почему люди подают попрошайкам, а философам - никогда, Диоген ответил: "Потому что предполагают, что хромыми и слепыми они еще могут стать, а философами - никогда".

Ищу человека

Диоген говорил, что берет пример с учителей пения, которые нарочно берут тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне нужно петь им самим.

Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек - самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.

Не заслоняй мне солнца

Диоген говорил, что, протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.

Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: "Мужайтесь, други: виден берег!"

Диоген, увидев, как ехавший на колеснице олимпионик Диоксипп все больше поворачивал назад голову, заглядевшись на красивую женщину, смотревшую на шествие, и не в силах оторвать от нее глаз, воскликнул: "Смотрите, как бы девчонка не свернула молодцу шею!"

Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: "Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев", Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: "Вот платоновский человек!" После этого к определению было добавлено: "И с широкими ногтями".

Поучать старца - что лечить мертвеца.

Если ты подаешь другим, то подай и мне; если нет, то начни с меня.

Льстец - самый опасный из ручных животных.

Когда кто-то задел его бревном, а потом крикнул: "Берегись!" - он [Диоген] спросил: "Ты хочешь еще раз меня ударить?"

Тем, кто боялся недобрых снов, он [Диоген] говорил, что они не заботятся о том, что делают днем, а беспокоятся о том, что им приходит в голову ночью.

Когда кто-то, завидуя Каллисфену, рассказывал, какую роскошную жизнь делит он с Александром [Македонским], Диоген заметил: "Вот уж несчастен тот, кто и завтракает и обедает, когда это угодно Александру!"

Об одной грязной бане он спросил: "А где мыться тем, кто мылся здесь?"

Когда у него убежал раб, ему советовали пуститься на розыски. "Смешно, - сказал Диоген, - если Манет может жить без Диогена, а Диоген не сможет жить без Манета".

Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: "Если для живых - ты опоздала, если для мертвых - поторопись".

Однажды Диоген, завтракая в харчевне, позвал к себе проходившего мимо Демосфена. Тот отказался. "Ты стыдишься, Демосфен, зайти в харчевню? - спросил Диоген, - а ведь твой хозяин бывает здесь каждый день!" - подразумевая весь народ и каждого гражданина в отдельности.

Как-то Диоген, прибыв в Олимпию и заметив в праздничной толпе богато одетых родосских юношей, воскликнул со смехом: "Это спесь". Затем философ столкнулся с лакедемонянами в поношенной и неопрятной одежде. "Это тоже спесь, но иного рода", - сказал он.

Когда распространился слух, чти Филипп [Македонский] приближается, на коринфян напал ужас, и все принялись за дело: кто готовил оружие, кто таскал камни, кто исправлял стену (…). Диоген, видя это (…), стал усерднейшим образом катать взад и вперед (…) большой горшок, в котором он тогда жил. На вопрос кого-то из знакомых: "Что это ты делаешь, Диоген?" - он отвечал: "Катаю мой горшок, чтобы не казалось, будто я один бездельничаю, когда столько людей работает".

Некий софист спросил Диогена: "Я - это не ты, верно?" - "Верно", - сказал Диоген. "Я - человек". - "И это верно", - сказал Диоген. "Следовательно, ты - не человек". - "А вот это, - сказан Диоген, - ложь, и если ты хочешь, чтобы родилась истина, начни рассуждение с меня".

Однажды афинянин смеялся над ним [Диогеном] в таких словах: "Почему ты, когда хвалишь лакедемонян и порицаешь афинян, не отправляешься в Спарту?" - "Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых".

Диоген велел бросить себя без погребения. "Как, на съедение зверям и стервятникам?" - "Отнюдь! - ответил Диоген. - Положите рядом со мной палку, и я буду их отгонять". - "Как же? Разве ты почувствуешь?" - "А коли не почувствую, то какое мне дело до самых грызучих зверей?"

С правдой надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтоб не ожег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было.

Торжество над самим собой есть венец философии.

Для того чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.

Все находится во власти богов; мудрецы - друзья богов; но у друзей все общее; следовательно, все на свете принадлежит мудрецам.

Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу.

Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином.

Причинять муки своим завистникам - это быть в хорошем настроении.

Из этой жизни хорошо уйти, как с пира: не жаждая, но и не упившись.

* * *
Вы читали цитаты, притчи и шутки из жизни философа Диогена.

..................................................................................................

Диоген Синопский. Афоризмы и высказывания

Диоген Синопский (ок. 412 до н. э., Синоп - 10 июня 323 до н. э., Коринф), древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников
Из-за большого числа противоречащих друг другу описаний и доксографий фигура Диогена сегодня предстает слишком неоднозначной. Также сохранилась информация о существовании в один период по крайней мере пяти Диогенов.

Джон Уотерхаус, «Диоген»

Вся история жизни и творчества этого мыслителя предстаёт как миф, созданный множеством историков и философов.
Затруднительно обнаружить однозначные сведения даже биографического характера

Благодаря своей оригинальности Диоген является одним из самых ярких представителей античности, а заданная им киническая парадигма позже оказала серьёзное влияние на самые различные философские концепции.

Gerome - Diogenes

Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:
Пусть состарится медь под властью времени - всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

Художник Э. Ландсир. Александр и Диоген. 1848

Случаи из жизни Диогена

Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни».
Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.

Диоген и мальчик. 1867, Репин Илья Ефимович

Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
***
Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги»
Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие.

Диоген и Александр Македонский. Копия неизвестного художника с картины Тьеполо. Государственный Эрмитаж

Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя.
Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце.
Александр подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?»
«Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю».

Иван Филиппович Тупылев Александр Македонский перед Диогеном. 1787

«А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?»
«Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться.
На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».
По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э

Художник Гаспард де Крайер. Александр и Диоген. XVII век

Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил.
На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».
***
Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
***
Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.

Everdingen Caesar. Diogenes Seeks a True Man 1652, The Hague, Mauritshuis

Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, - спросили они мимоходом, - как там, полно народу?».
«Полно», - кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?».
«Людей - почти никого», - покачал головой Диоген.
***
Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало».
***
А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
***
Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».
***
Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!»
На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».

Mattia Preti Диоген и Платон

Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все.
Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, - сказал Диоген, - если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»
***
На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется».
Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».
***
Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»
***
К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз»

Никола Пуссен Пейзаж с Диогеном, 1648

Афоризмы

Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.
***
Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
***
Смерть - не зло, ибо в ней нет бесчестья.
***
Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
***
Я - гражданин мира.
***
Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.
***
Конечная цель - это благоразумный выбор того, что соответствует природе
***
Однажды Диогена спросили:
- Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?
Философ ответил:
- Эти люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.

Пучинов М. И. "Беседа Александра Македонского с Диогеном"

Диогена спросили, почему он не любит людей - ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
- Плохих - за то, что творят зло, хороших - за то, что позволяют им это делать.
***
Однажды афинянин смеялся над ним в таких словах: «Почему ты, когда хвалишь лакедемонян и порицаешь афинян, не отправляешься в Спарту?» – «Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых»
***
Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы»
***
Диоген, чтобы показать, что он не считает афинян достойными называться людьми, средь бела дня зажег фонарь и стал ходить по самым людным улицам города.
- Что ты делаешь?- спрашивали его.
- Ищу человека,- отвечал Диоген

Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.
***
Поучать старца – что лечить мертвеца
***
Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых – ты опоздала, если для мертвых – поторопись»
***
Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.

Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец - самый опасный из ручных животных.
***
Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.
***
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология - самым безумным, суеверие и деспотизм - самым несчастным.

Некий софист спросил Диогена: «Я – это не ты, верно?» – «Верно», – сказал Диоген. «Я – человек». – «И это верно», – сказал Диоген. «Следовательно, ты – не человек». –
«А вот это, – сказал Диоген, – ложь, и если ты хочешь, чтобы родилась истина, начни рассуждение с меня»
***
Как-то на одном ужине всем наскучил своей плохой игрой арфист. Но Диоген похвалил его:
- Молодец, что, будучи плохим музыкантом, все же продолжает играть, а не идет воровать.
***
Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию.
Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак.

Diogenes, Detail of Rafaello Santi"s "The School of Athens" (1510), Vatican collection, Vatican City

Вот, афиняне, цена вашего ума,- сказал им Диоген.-Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

(ок. – ок. гг. до н.э.) философ-киник, последователь Антисфена, из Синопы (Малая Азия)

Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек – самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, (…) то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.

[Диоген] говорил, что, протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.

[Диоген] говорил, что берет пример с учителей пения, которые нарочно берут тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне нужно петь им самим.

Увидев однажды женщину, непристойным образом распростершуюся перед статуями богов, и желая избавить ее от суеверия, он [Диоген] подошел и сказал: «А ты не боишься, женщина, что, быть может, бог находится позади тебя, ибо все полно его присутствием, и ты ведешь себя непристойно по отношению к нему?»

Когда он [Диоген] грелся на солнце (…), Александр [Великий], остановившись над ним, сказал: «Проси у меня, чего хочешь»; ответил: «Не заслоняй мне солнца».

Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»

Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев», Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».

Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, он [Диоген] ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь».

Когда кто-то задел его бревном, а потом крикнул: «Берегись!» – он [Диоген] спросил: «Ты хочешь еще раз меня ударить?»

Среди бела дня он [Диоген] бродил с фонарем в руках, объясняя: «Ищу человека».

Тем, кто боялся недобрых снов, он [Диоген] говорил, что они не заботятся о том, что делают днем, а беспокоятся о том, что им приходит в голову ночью.

Когда кто-то, завидуя Каллисфену, рассказывал, какую роскошную жизнь делит он с Александром [Македонским], Диоген заметил: «Вот уж несчастен тот, кто и завтракает и обедает, когда это угодно Александру!»

Об одной грязной бане он спросил: «А где мыться тем, кто мылся здесь?»

[Диоген] просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, он сказал: «Чтобы приучить себя к отказам».

На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил: «Молодым еще рано, старым уже поздно».

Когда у него убежал раб, ему советовали пуститься на розыски. «Смешно, – сказал Диоген, – если Манет может жить без Диогена, а Диоген не сможет жить без Манета».

Спрошенный кем-то, почему люди подают попрошайкам, а философам – никогда, Диоген ответил: «Потому что предполагают, что хромыми и слепыми они еще могут стать, а философами – никогда».

Возвращаясь из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он [Диоген] ответил: «Народу много, а людей немного».

На вопрос, откуда он, Диоген сказал: «Я – гражданин мира».

Тому, кто стыдил его за то, что он бывает в нечистых местах, он сказал: «Солнце тоже заглядывает в помойные ямы, но от этого не оскверняется».

У расточителя он [Диоген] просил целую мину; тот спросил, почему у других он выпрашивает обол, а у него целую мину. «Потому, – ответил Диоген, – что у других я надеюсь попросить еще раз, а доведется ли еще попросить у тебя, одним богам ведомо».

Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых – ты опоздала, если для мертвых – поторопись».

Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы».

Поучать старца – что лечить мертвеца.

Однажды Диоген, завтракая в харчевне, позвал к себе проходившего мимо Демосфена. Тот отказался. «Ты стыдишься, Демосфен, зайти в харчевню? – спросил Диоген, – а ведь твой хозяин бывает здесь каждый день!» – подразумевая весь народ и каждого гражданина в отдельности.

Как-то Диоген, прибыв в Олимпию и заметив в праздничной толпе богато одетых родосских юношей, воскликнул со смехом: «Это спесь». Затем философ столкнулся с лакедемонянами в поношенной и неопрятной одежде. «Это тоже спесь, но иного рода», – сказал он.

Когда распространился слух, чти Филипп [Македонский] приближается, на коринфян напал ужас, и все принялись за дело: кто готовил оружие, кто таскал камни, кто исправлял стену (…). Диоген, видя это (…), стал усерднейшим образом катать взад и вперед (…) большой горшок, в котором он тогда жил. На вопрос кого-то из знакомых: «Что это ты делаешь, Диоген?» – он отвечал: «Катаю мой горшок, чтобы не казалось, будто я один бездельничаю, когда столько людей работает».

Некий софист спросил Диогена: «Я – это не ты, верно?» – «Верно», – сказал Диоген. «Я – человек». – «И это верно», – сказал Диоген. «Следовательно, ты – не человек». – «А вот это, – сказан Диоген, – ложь, и если ты хочешь, чтобы родилась истина, начни рассуждение с меня».

Диоген, увидев, как ехавший на колеснице олимпионик Диоксипп все больше поворачивал назад голову, заглядевшись на красивую женщину, смотревшую на шествие, и не в силах оторвать от нее глаз, воскликнул: «Смотрите, как бы девчонка не свернула молодцу шею!»

Однажды афинянин смеялся над ним [Диогеном] в таких словах: «Почему ты, когда хвалишь лакедемонян и порицаешь афинян, не отправляешься в Спарту?» (…) – «Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых».

Диоген (…) велел бросить себя без погребения. «Как, на съедение зверям и стервятникам?» – «Отнюдь! – ответил Диоген. – Положите рядом со мной палку, и я буду их отгонять». – «Как же? Разве ты почувствуешь?» – «А коли не почувствую, то какое мне дело до самых грызучих зверей?»

Ищу человека!

С правдой надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтоб не ожег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было.

Торжество над самим собой есть венец философии.

Для того чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.

Все находится во власти богов; мудрецы – друзья богов; но у друзей все общее; следовательно, все на свете принадлежит мудрецам.

Если ты подаешь другим, то подай и мне; если нет, то начни с меня.

Народу много, а людей немного.

Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу.

Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином.

Причинять муки своим завистникам – это быть в хорошем настроении.

Льстец – самый опасный из ручных животных.

Из этой жизни хорошо уйти, как с пира: не жаждая, но и не упившись.

Диоген и его последователи - странствующие наставники истины - проповедовали довольство малым. Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, философ выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчик превзошёл меня простотой жизни».

Подтверждая личным примером необходимость сбросить оковы цивилизации, уродующей людей, и возвратиться в лоно природы, Диоген поселился в бочке, вернее, в большой глиняной амфоре для хранения жидкостей, вина или зерна - пифосе. Полагая, что добродетель состоит в воздержании, в отсутствии потребностей и в жизни, сообразной с природой, он довел свой аскетизм до крайних пределов.

Его проповеди, обычно строившиеся в форме непринуждённой беседы со слушателями, больше всего были популярны среди городских низов, и большинство горожан любили чудака. Так, например, когда какой-то мальчишка разбил его бочку-амфору, они высекли злоумышленника, а Диогену дали новую бочку.

Диоген просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, философ ответил: «Чтобы приучить себя к отказам».

Он просил милостыню у скряги, тот колебался. «Почтенный, - сказал Диоген, - я же у тебя прошу на хлеб, а не на склеп!»

На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он ответил: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами - никогда».

Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, он ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь».

Когда философ завтракал на площади, зеваки столпились вокруг него, крича: «Собака!» - «Это вы собаки, - сказал Диоген, - потому что толпитесь вокруг моего завтрака».

Кто-то пожалел Диогена за его изгнание. «Несчастный, - ответил он, - ведь благодаря изгнанию я стал философом».

На вопрос, что дала ему философия, чудак ответил: «По крайней мере, готовность ко всякому повороту судьбы».

Человеку, сказавшему: «Мне дела нет до философии!», он возразил: «Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?»

Тем, кто боялся недобрых снов, Диоген говорил, что они не заботятся о том, что делают днём, а беспокоятся о том, что приходит им в голову ночью.

Видя, что в Мегарах овцы ходят в кожаных попонах, а дети бегают голыми, Диоген сказал: «Лучше быть у мегарца бараном, чем сыном».

Когда кто-то задел его бревном, а потом крикнул: «Берегись!» - он спросил: «Ты хочешь ещё раз меня ударить?» По другой версии, человека, который толкнул его бревном, а потом крикнул: «Берегись!», Диоген сначала ударил палкой и затем тоже крикнул: «Берегись!»

На вопрос, по какому месту лучше получать удары, он ответил: «По шлему».

Говорят, чудак среди бела дня бродил с фонарём в руках, объясняя свои действия словами: «Ищу человека».

А однажды он голый стоял под дождем, и окружающие жалели его; бывший свидетелем этого Платон сказал им: «Если хотите пожалеть его, отойдите в сторону», имея в виду его тщеславие.

По неподтверждённым данным, у Диогена была жена Памфила и дочка Милена. И это несмотря на то, что чудак отрицал, наряду с богатством и почестями, также и науку, и частную собственность, и брак.

Видя, как кто-то совершал обряд очищения, Диоген сказал: «Несчастный! Ты не понимаешь, что очищение так же не исправляет жизненные грехи, как и грамматические ошибки».

Однажды он просил подаяния у человека со скверным характером. «Дам, если ты меня убедишь», - говорил тот. «Если бы я мог тебя убедить, - сказал Диоген, - я убедил бы тебя удавиться».

Как-то он возвращался из Лакедемона в Афины и на вопрос: «Откуда и куда?» - ответил: «Из мужской половины дома в женскую».

На вопрос, откуда он, чудак говорил: «Я - гражданин мира».

Кто-то приносил жертвы, моля у богов сына. «А чтобы сын был хорошим человеком, ради этого вы жертв не приносите?» - поинтересовался Диоген.

Увидев неумелого стрелка из лука, он уселся возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы в меня не попали».

«Когда мир благоденствует?» - спросили как-то Диогена. «Когда его цари философствуют, а философы царствуют», - ответил мудрец.

Если Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг. Философ проповедовал: «Любовь к деньгам есть мерило всякого порока».

Он удивлялся, что историки изучают бедствия Одиссея, но не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире, а не могут сладить с собственным нравом; астрономы следят за Солнцем и Луной, а не видят того, что у них под ногами...

Вернувшегося из Олимпии философа спросили, мол, много ли там было народу, на что он ответил: «Народу много, а людей немного».

Некий «прыгун» сказал Диогену:
- Как жаль, Диоген, что ты с такой закалкой никогда не участвовал в Олимпийских состязаниях. Наверняка ты был бы первым!
- Зато я участвую в состязаниях более важных, чем Олимпийские.
- В каких же это? - не понял «прыгун».
И, укоризненно качнув головой, Диоген ответил:
- Вы же знаете: я состязаюсь в борьбе с пороками».

Скляренко В. М., Евминова С. П., Иовлева Т. В., Мирошникова В. В., 50 знаменитых чудаков, Харьков, «Фолио», 2007 г., с.168-172.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама