THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Бернашхэ его звали — это по-бурятски. А с фамилией его разночтения возникают: кто-то говорит, что фамилия его была Батуханов, другие называют фамилию Биртагаев или Балтаханов… Доподлинно известно лишь то, что был он единственным сыном в простой-распростой семье бурят-скотоводов, что дожил он до глубокой старости, и умер в 1924 году. И что звали его Бернашхэ — а «варнашкой», или «бернашкой» уже на русский лад переделали. А ещё известно, что обошёл Варнашка-Бернашка всю бурятскую землю (а это — не только территория современной Республики Бурятия, но и читинское Забайкалье, и Тажеранские степи, и земли булагатов и эхиритов, что в современной Иркутской области), побывал во всех тогдашних дацанах — а вернувшись в родной улус, стал пророчествовать. Бывало, зайдёт к соседям поговорить о том, о сём — и вдруг накатывает на него, и начинает Варнашка говорить о тех временах, что ещё не настали. Страшными и малопонятными были его пророчества — за них старика, бывало, даже били…

…Бурятского улуса Шулута, где прожил последние годы своей жизни старик Бернашка, уже давным-давно нет: подобно многим и многим деревням и посёлкам, улус опустел.Жители его разъехались, разобрали по брёвнышку и увезли с собой на новые места свои избы (ольхонские буряты ещё со второй половины позапрошлого века живут в избах, а не в юртах). Единственная изба, по которой можно было определить место прежнего расположения улуса, была его, деда Варнашки. Изба эта не сохранилась: ещё в 1960-е годы невестка старика решила перевести дом в деревню Анга. Дом был разобран и перевезён на новое место, но поставить его в Анге было не суждено брёвна каким-то таинственным образом вспыхнули, и сгорели до тла. А сама родственница, настоявшая на перевозе дома на новое место, ослепла. Ни односельчане, ни другие жители этих мест, не удивились случившемуся: всем была прекрасно известна посмертная воля «вещего деда» ни в коем случае не разбирать и не продавать его дом, и не предавать его тела земле.

Похоронили же деда Варнашку именно так, как он и завещал: тело его положили на специальный помост, сооружённый где-то в прибайкальской Тажеранской степи. Перед смертью старик особо настаивал на этом, и говорил, что пройдёт сто лет и на его костях выступят письмена, и будет в этих письменах написано о будущем всех бурятских родов. Сам же старик был неграмотный, пророчества свои не фиксировал — просто, рассказывал землякам о том, что открылось ему, а те передавали дальше страшные и малопонятные пророчества Варнашки из уст в уста. Очень скоро всё то, что предрекал старик, стало известно по всей Бурятии. Правда, нет никакой гарантии, что всё то, о чм говорил Бернашхэ, дошло до нас через восемьдесят восемь лет именно в первоначальном виде: известно ведь, что при пересказе редкий рассказчик удержится от того, чтобы не добавить что-то и от себя…

О чм же рассказывал старик своим землякам? Собственно, имя Бернашхэ среди бурят считается «табуированным»; во всяком случае, в разговорах с русскими, из-за одного пророчества, касающегося будущего бурятского народа:

«…Буряты уйдут со своей земли в Монголию. Новым местом, где найдт свою землю бурятский народ, будет тайная долина меж гор у озера Хубсугул. Место это будет указано тайным знаком, Белым Камнем. Тем, кто уйдут первыми, на новом месте помогут обосноваться. Остальные уйдут уже сами, и сами наладят свою жизнь. А последние будут уходить, опираясь на посохи и держась за конские хвосты и стремена всадников…»

Сигналом, или знаком для исхода бурятского народа должно будет стать строительство моста из железа через пролив Сарма, отделяющий Ольхон — крупнейший остров озера Байкал — от материка. Но самым странным в этом пророчестве является то, что если буряты сами не уйдут со своей земли, то увидят на ней «воинов в шлемах цвета неба» (о чем ниже) — слишком явный намёк на «голубые каски» войск ООН и НАТО.

А вопрос о строительстве железного моста через пролив Сарма, который должен связать Ольхон с материком, говорят, решается уже сейчас: вроде, такая инициатива была выдвинута главой МЧС России. Да и недавнее обращение монгольского президента ко всем народам монгольского корня — в том числе, и к российским бурятам и калмыкам — с призывом переселяться в Монголию, тоже заставляет кой о чём задуматься…

Но посмотрим, что же ещё предрекал сто лет назад неграмотный старик-скиталец, обошедший все святые места бурятской земли. Ещё в самом начале прошлого века, задолго до трагических для всей России событий трижды проклятого 1917 года, старик Бернашхэ предупреждал земляков:

«…Богатство копить не нужно: скоро придёт время, когда богатых людей будут убивать, а их богатство достанется ворам. Лам и мудрецов будут убивать, в дацаны погонят скот, сделают скотобойни… Каторжники возьмут в плен Белого Царя, увезут его и его семью в горы, и там убьют. Вершить закон будут каторжники, главным среди них будет каторжник из монгольского рода. Потом будет главным другой каторжник — человек с чёрными волосами. Каторжники и их помощники будут править Россией 70 лет, а потом еще 30 лет не будет настоящей власти… Эти тёмные времена будут наказанием за то, что данники Белого Царя не спасли его от каторжников: бурятские всадники — хорошие воины, но не спасли Белого Царя. Русские клялись быть его слугами, но не спасли Белого Царя. За это бурятскому народу придётся уйти с земли отцов. Русские нарушили свои клятвы Белому Царю — и за это они будут данниками другого белого народа, который придёт на эту землю с другого края земли — с Востока, из-за большого моря…»

А вот ещё одно пророчество старика Бернашхэ — из тех, что уже сбылись:

«…Большая война начнётся на северо-западе, и закончится на юго-востоке. Продлится эта война четыре года, и много воинов будет убито. Из каждых десяти воинов, которые уйдут на эту войну, вернётся только пятеро… Война закончится большими огненными смерчами в Восточном море. Много людей умрёт от этих смерчей сразу, много людей умрёт потом…»

Думаю, и здесь не нужны никакие дополнительные пояснения. И ещё, думаю, никто не удивится, что за предсказания такого вот «светлого будущего» старика-оракула земляки не только мутузили, но даже и даже обкидывали камнями.

Бернашхэ не обижался на людей — ему важно было рассказать им о том, что он узнавал в своих видениях. И не его вина была в том, что видения эти были одно мрачнее другого:

«…Когда придут из-за Восточного моря люди в шлемах цвета неба, может начаться большая война на сорок дней. Эта война будет очень страшной: над всеми странами будет много огненных смерчей. Когда эта война закончится, людей останется очень-очень мало, они станут ниже ростом. Чтобы выжить, они будут искать друг друга. Было бы лучше, если бы этой большой войны на сорок дней не случилось…»

А до того, как начнётся «большая война на сорок дней»,

«…Всю Землю опутают железные змеи, а над землёй люди натянут железную паутину, и по этой паутине пойдёт невидимый огонь. Люди будут ездить на железных конях и в железных повозках, а по небу полетят железные птицы. Чтобы поговорить друг с другом, люди будут говорить слова в железные трубы и видеть друг друга через железные ящики…»

Кто знает? — может быть, за время своих скитаний по дацанам Бернашхэ услышал чей-то рассказ об изобретении телефона? или увидел телеграфные столбы с проводами — ведь телеграфное сообщение тогда уже вовсю использовалось в России?… А может быть, на какой-то из дорог он увидел редкий, по тем временам, автомобиль — и вид «железной повозки» поразил воображение неграмотного старика-бурята? Очень может быть…

Справедливости ради, нужно сказать, что не все пророчества Бернашхэ сулили его сородичам неприятности. Вот, например, что говорил он про вторую половину двадцатого столетия:

«…- Когда закончится четырёхлетняя война, которая начнётся на северо-западе, на долгое время между людьми установится мир. С Востока на Запад придёт Жёлтая религия: люди, живущие на Западе, забудут свою веру и будут искать ответы на свои вопросы у разных мудрецов. Потом они узнают о Жёлтой религии, и сами будут принимать её. Ламы будут ездить к людям, которые живут на западе, и много лам и учеников будет из тех людей, которые там живут. И дацаны они будут сами сооружать на своих землях…»

Вторая половина двадцатого столетия стала не только временем пробуждения интереса к буддизму у европейцев, но даже эпохой триумфального шествия «жёлтой религии» по странам Европы и Северной Америки. Этот же процесс мы наблюдаем и в наши дни.

Старик Варнашка дожил до девяноста четырёх лет, и скончался в 1924 году. Остаётся не совсем ясно, почему окрепшая к тому времени совецкая власть, выражаясь современным сленгом, не «выпилила» вещего старика из своей среды. Единственным объяснением этому может быть то, что в губернском городе Иркутске к тому времени своих «чужеродных элементов» хватало — или о степном предсказателе иркутские коммунисты просто не знали…

У старика остались потомки — правда, не прямые. Их многочисленные внуки и правнуки до сих пор живут в Ольхонском районе Иркутской области — в сёлах Анга и Еланцы, в деревне Бугульдейка. Одна из внучек Бернашхэ, Айхэ, жила с дедом, ухаживая за ним до самой его смерти. Как и предсказал ей дед, Айхэ прожила ровно столько же, сколько прожил и сам Бернашхэ — ровно девяносто четыре года.

В середине 1950-х годов в Ольхонский район приехала экспедиция АН СССР во главе с академиком А. Н. Окладниковым: учёных интересовало место погребения Бернашхэ. Когда участники экспедиции обратились к местным жителям с просьбой указать им это место, никто не вызвался помочь им: тайна могилы старца-предсказателя свято хранилась ольхонскими бурятами. Прошло больше полувека, и тайна эта оказалась и вовсе забытой: сегодня о месте погребения Бернашхэ ничего не известно и самим жителям Ольхонского района Иркутской области. Не осталось и никаких материальных следов прибайкальского оракула: его дом, как я уже сказал, таинственным образом сгорел — а сфотографировать Бернашхэ при жизни, судя по всему, никто и не удосужился… Живёт лишь устное предание, что был он щуплым, низкорослым, и — что совсем не свойственно для бурят — светловолосым. Недалеко от райцентра Ольхонского района, посёлка Еланцы, на месте, где когда-то был улус Шулуты, несколько лет назад была сооружена восьмигранная деревянная юрта и коновязь — в качестве своеобразного памятника старику-провидцу. А люди продолжают ломать себе головы, пытаясь расшифровать смысл тех из его пророчеств, которые ещё не сбылись:

«…Байкал-море вычерпают и перельют в другое место. Это место для воды построят люди. А со дна Байкала будут поднимать чёрное золото…»

«Чёрное золото» — это нефть? Нефть. Но какая может быть добыча нефти на байкальском шельфе? Ложе Байкала — глубокая вертикальная трещина, а не плоская тарелка Каспия, и даже если под толщей байкальской воды и есть какие-то залежи нефти, то стоит ли овчинка выделки? Но тогда — что за «чёрное золото»? Недавно обнаруженные на дне Байкала газоконденсаты? Очень может быть…

С «переливанием» Байкала в другое место, которое «построят люди», тоже не всё ясно. Что это может быть? каскад водохранилищ на Ангаре? Но ведь в них, даже и принимая во внимание строительства Богучанской ГЭС и появления четвёртого по счёту водогноилища водохранилища, при всём желании, не удастся вместить всю байкальскую воду. Загадка, одним словом.

…Не знаю: очень может быть, что уже через двенадцать лет, в 2024 году, исполнится ещё одно пророчество Бернашхэ — будет найдено место его захоронения, и на его костях обнаружатся письмена с новыми предсказаниями-загадками. А напоследок — вот вам, друзья, ещё одно мрачноватое пророчество от старика Бернашхэ:

«…Через сто лет во главе Монголии и всех монгольских племён встанет потомок Чингиз Хана. Этого нового хана выберет народ. Это будет время, когда монголы и буряты станут управлять всеми людьми. Знамёна Чингиз Хана поднимутся далеко на западе. Но войны не будет: белые люди сами захотят, чтобы над ними встали потомки Чингиз Хана. Такое время наступит, если не случится страшной огненной войны на сорок дней. Это будет очень хорошее время для всех народов Земли: больше не будет бедных и голодных, люди вспомнят своих богов, станут мудрыми и добрыми. Белых людей станет совсем мало, но потом их будет больше. Потом белые люди породнятся с монголами и бурятами…»

Потомков Чингиз Хана, как известно, очень много. Одним из них может считаться Сергей Шойгу. Можно ли считать возможное президентство Шойгу в России, или его главенство в Евразийском Союзе, исполнением данного предсказания?

Именно ему приписывают предсказания о падении Российской Империи и Советского Союза, появлении электричества, радио, автомобилей, уходе бурят с берегов Байкала, великой «огненной войне» и последующих мировых катаклизмах.

Он родом из улуса Шулута, что располагался рядом с посёлком Еланцы, был из безграмотных крестьян. О жизни Барнашки известно мало. Не сохранилось ни одной его фотографии, личной вещи, документа или записи. Исследователи расходятся даже в правописании фамилии предсказателя (Балтханов, Бартагаев, Арганов ), а дату рождения называют приблизительно 1860 год. Известна лишь финальная дата - он умер в 1924 году в 94-летнем возрасте, безошибочно отмерив столь же долгий век своей внучке Айхэ…

Посмертное признание

Со слов старика Бааная , который хорошо знал Барнашку, известно, что предсказывать тот начал после двадцати лет, в середине XIX в. Просто ходил по домам и рассказывал о будущем: говорил много, временами безостановочно. Обычно начинал пророчествовать с закрытыми глазами, прислонившись спиной к печке.

Память у него была хорошая, он всё держал в голове, - говорил односельчанин Барнашки исследователям. - Ему не верили, иногда даже избивали и забрасывали камнями. Ведь будущее, о котором он говорил, пугало людей, воспринималось как личное оскорбление. Но когда после его смерти предсказания стали одно за другим сбываться, о нём заговорили с уважением.

Никаких записей, подобных знаменитым катренам Нострадамуса, бурятский провидец не вёл. Содержание его предсказаний передавалось от поколения к поколению в устной форме, при этом зачастую обогащалось и обновлялось народными сказителями.

Так Барнашке приписывались следующие предречения:

«Царская власть падёт, законом будет вершить человек-каторжанин. Царскую семью убьют. Погибнут высокопоставленные деятели. К власти придёт человек с чёрными волосами… Новая власть удержится 70 лет. Четырёхлетняя война начнётся на западе, а закончится на юго-востоке. Из 10 человек домой вернутся 5-6 человек. После этой войны надолго установится мир (окончилась Вторая мировая, в самом деле, в Юго-Восточной Азии после разгрома Японии. - Авт.)».

Широко известно пророчество бурятского предсказателя, о том, что его народ вытеснят с берегов Байкала иноземцы, пришедшие из-за океана. Согласно предсказанию, приют изгнанники найдут в тайной долине, вход в которую отмечен белым писаным камнем в теснине между гор, где-то в Монголии:

«Первым переселенцам помогут, вторые уедут без проблем, третьи уедут, с трудом опираясь на трости и держась за коровьи хвосты».

К этому времени, по предсказанию Барнашки, территория Прибайкалья преобразится до неузнаваемости: «Землю опутают железные змеи, со дна Байкала будут добывать чёрное золото, а всю воду из озера перекачают в искусственную котловину». Возможно, под этим следует понимать строительства каскада водохранилищ на Ангаре или более далёкое для провидца будущее, когда питьевую байкальскую воду начнут перекачивать по трубопроводам в страны, где будет ощущаться её недостаток.

«После третьего раза (последнего изгнания бурят в Монголию. - Авт.), - продолжал пророчествовать Барнашка, - может случиться страшная 40-дневная огненная война, когда на земле возникнут катастрофические огненные смерчи, после неё люди станут меньше ростом и разбредутся по всему свету. Их останется так мало, что они будут вынуждены искать себе подобных».

Надежда есть

Толкование пророчеств, сродни средневековому врачеванию с диагностикой больного по звёздам и дате его рождения. Любой может свободно интерпретировать дошедшие до наших дней предсказания. Между тем самый страшный свой прогноз Барнашка давал с оговоркой: «Лучше, если 40-дневной войны не будет», то есть сам не был уверен в её неизбежности.

Умирая, он сказал, чтобы его тело не хоронили в земле, а оставили на помосте, так как через 100 лет на его костях должны были проявиться все предсказания, которые он говорил при жизни, и новые. В 1950-е годы учёные во главе с академиком А.П. Окладниковым искали могилу прорицателя, но местные жители отказались им помогать.

От улуса Шулута, где жил Барнашка, долгое время оставался только дом прорицателя. Он, возможно, сохранился бы и до наших дней, если бы невеста его сына не вывезла по брёвнам в местность Анга, где он и сгорел. Сама женщина ослепла, что местное население сочло расплатой за нарушение предсмертного завета Барнашки - не переносить дом и не предавать его тело земле.

А посёлок Еланцы разросся, соединив бывшие улусы Шулута и Зукуй, как и обещал бурятский предсказатель. Правнуки Барнашки утверждают, что он и сейчас является потомкам во снах и предупреждает их об опасностях.

Наступление Нового года порождает у многих интерес к разного рода предсказаниям. Оказывается, у бурят было много известных предсказателей. Это Молон - багши в Еравне, Содой - лама в Баргузинской долине, Энхэрэйн Хастан в Тунке…

Но все же самым известным и при этом самым загадочным из них является пророк Барнашка из улуса Шалута, что на Ольхоне. Этого пророка и философа знали не только его земляки ольхонцы, но и жители других районов Бурятии и Восточной Сибири. И по сей день о нем говорят, как о величайшем предсказателе, сравнивая со всемирно известными личностями, как Нострадамус и Ванга и называя «сибирским Сократом»

О Барнашке я беседовала с Валентином Хагдаевым, известным ольхонским шаманом и историком, немало изучавшим историю провидца.
Как говорит Валентин, именно Барнашке приписывают предсказания о падении Российской Империи и Советского Союза, появлении электричества, радио, автомобилей, переселении бурят с берегов Байкала, великой «огненной войне» и последующих мировых катаклизмах.

Родом этот удивительный человек был из улуса Шулута, что располагался рядом с посёлком Еланцы (ныне - районный центр Ольхона - авт). Происходил из неграмотных крестьян. О жизни Барнашки известно очень мало. Не сохранилось ни одной его фотографии, личной вещи, документа или записи. Исследователи расходятся даже в правильном написании фамилии предсказателя. Пишут, что он был Балтханов, Бартагаев, Арганов, а дату рождения называют приблизительно - 1860 год. Доподлинно известна лишь дата смерти. Умер Барнашка в 1924 году в 94 года.

На Ольхоне рассказывали, что предсказывать он начал после двадцати лет. Просто ходил по домам и рассказывал о будущем. Говорил очень много, временами без остановки. Обычно начинал предсказывать с закрытыми глазами, прислонившись спиной к печке. На многих он производил впечатление не совсем нормального человека, как тогда говорили - юродивого.

Ему часто не верили, нередко даже избивали и забрасывали камнями. Будущее, о котором рассказывал это человек, пугало людей, воспринималось как нечто странное.

Однако после его смерти предсказания стали одно за другим сбываться. О Варнашке заговорили, стали вспоминать, передавая из уст в уста то, что он рассказывал. Мой отец помнит, как ему, еще ребенку, о Барнашке рассказал его отец. Дед мой был родом из Ольхона, жил недалеко от тех мест, где ходил бурятский Нострадамус. Быть может, он застал, а может быть, и лично общался с предсказателем.

Никаких записей, подобных знаменитым письменам Нострадамуса, бурятский провидец не вёл. Он попросту не умел писать. Содержание его предсказаний передавалось от поколения к поколению устно, и, конечно, при этом зачастую обогащалось и обновлялось.

То, что дошло до сегодняшних дней, вероятно, не раз изменялось в словоформах, но суть была правдивая:

«Царская власть падёт, законом будет вершить человек-каторжанин. Царскую семью убьют. Погибнут высокопоставленные деятели. К власти придёт человек с чёрными волосами… Новая власть удержится 70 лет. Четырёхлетняя война начнётся на западе, а закончится на юго-востоке. Из десяти человек домой вернутся пятеро человек. После этой войны надолго установится мир…»

Сейчас многими обсуждается пророчество бурятского предсказателя, о том, что его народ вытеснят с берегов Байкала люди, пришедшие из-за океана. Согласно предсказанию, приют буряты найдут в тайной долине, вход в которую отмечен белым писаным камнем в теснине между гор, где-то в Монголии. Если учитывать то, что буряты уже не раз переселялись, а в конце прошлого года глава Монголии даже призвал всех своих «братьев», в том числе и бурят возвращаться в Монголию, то в это можно поверить.

Как утверждал Барнашка, «первым переселенцам помогут, вторые уедут без проблем, третьи уедут, с трудом опираясь на трости и держась за коровьи хвосты».

К этому времени, по предсказанию провидца, территория Прибайкалья преобразится до неузнаваемости: «Землю опутают железные змеи, со дна Байкала будут добывать чёрное золото, а всю воду из озера перекачают в искусственную котловину».

Можно по-разному трактовать последнее предсказание, но оно практически наполовину сбылось. Возможно, под этим следует понимать строительства каскада водохранилищ на Ангаре, а так же научные исследования глубин озера с последующей разработкой найденных в нем газогидрантов, - говорит Валентин.

Согласно предсказанию Барнашки, в будущем может случиться страшная сорокадневная огненная война, когда «на земле возникнут катастрофические огненные смерчи, после неё люди станут меньше ростом и разбредутся по всему свету. Их останется так мало, что они будут вынуждены искать себе подобных». Это предсказание как раз - таки и сродни тем разговорам об апокалипсисе, который будоражит людей последние несколько лет.

Впрочем, толкование пророчеств - это как средневековое врачевание с диагностикой больного по звёздам и дате его рождения. Любой может свободно дополнять дошедшие до наших дней предсказания. К тому же свой самый пугающий прогноз Барнашка давал с оговоркой: «Лучше, если сорокадневной войны не будет». Значит, он сам не был уверен в её неизбежности, - считает Хагдаев.

Умирая, Барнашка просил родных не предавать его тело земле, а оставить на помосте, так как через сотню лет на его костях должны были проявиться очень важные предсказания, которые он не сказал при жизни. Этот факт настолько заинтересовал ученых, что

в 1950-е годы учёные во главе с академиком. Окладниковым искали на Ольхоне могилу прорицателя. Тогда местные жители наотрез отказались им помогать. От улуса Шулута, где жил Барнашка, долгое время оставался только дом провидца.

Он, возможно, сохранился бы и до наших дней, если бы родственники не вывезли его по брёвнам в местность Анга, где он и сгорел. Рассказывали, что одна из родственниц после неожиданно ослепла, и люди сочли это расплатой за нарушение предсмертного завета Барнашки - не переносить его обители не предавать его тело земле.

Валентин Хагдаев за всеми предсказаниями Барнашки обращает внимание на одну из частей учения провидца, где он говорит об отношении к шаманизму и религии вообще. Говорят, Барнашка верил в Бога не так, как большинство бурят, у него была своя вера. Он считал, что со временем люди просто забудут Бога.

Для Варнашки Богом был сам человек, его предки, натура и Вселенная. Он очень любил людей, был необычайно вежлив и тактичен. Даже жестоко обижавших его никогда не осуждал. Чтобы жить на Земле, человек должен быть честным, добрым и боготворить природу, человека и человечество, а Бог - это человек, природа и человечество, Вселенная. От того Варнашка говорил, что нет необходимости задабривать Бога, он ничего не просит от человека, тем более жертвоприношений. Все зависит от самого человека, его духовной чистоты. Человек должен питать доверие в Бога и носить его в душе, - заключает Валентин Хагдаев.

В работе шаманов и знахарей много схожего. Например, если в момент танца шамана попасть в его тень, можно погибнуть. Нельзя подглядывать за шаманом, так же как и за знахарем, в момент его работы. Нельзя не заплатить шаману за проделанную работу. Пожалеешь денег - можно совершенно разориться. О шаманах, как и о знахарях, не говорят плохо даже за глаза: кулы (помощник духа) узнает и накажет неприятностями или болезнью. Нельзя выдавать себя за шамана - это очень опасно, рано или поздно наступит расплата, так как духи ловят лживые слова и не потерпят искажения их ритуалов.

Возвращаясь из Загорского монастыря, я была в Москве. У меня было свободное время до поезда. Я сидела на вокзале и услышала, как некая дама агитировала людей сходить к шаману. Она утверждала, что он за пять минут может вылечить любую болезнь. Я решила посмотреть на этого уникума. Нас повезли на автобусе, и вот наконец встреча. Когда я услышала, как он жутко перевирает шаманские термины, молча встала и ушла. По дороге к вокзалу все время думала о нем. Мне было жалко этого человека. Я могу назвать десятки людей, которые брались шутить с духами, но потом эти шутки вышли им боком. Духи шутить не любят.

Шаман-провидец

У шамана-провидца есть три помощника, три духа: один хранитель, один посланец, один посредник. Обычно такой шаман работает в темноте или ему завязывают глаза, чтобы обострилось внутреннее зрение. Шаманы-провидцы называют свои предсказания «Большие Сны». В зависимости от того, к какому именно духу обращается шаман, берется и соответствующий бубен. Бубны изготавливаются из разных пород дерева: из вяза, рябины, ивы, черемухи, ореха, корня лиственницы, ясеня, дуба, красного дерева и так далее. Кожа на обтяжку бубна также выбирается по назначению. Используют кожу молодого оленя, кабарги, косули и других животных.

Шаман-провидец, как я уже говорила, обладает вторым, внутренним зрением. Он может, находясь в трансе, преодолевать пространство и вторгаться в потусторонний мир. Возвращаться назад из такого «путешествия» очень болезненно. Поэтому шаман-провидец старается не брать в работу несерьезные просьбы типа: где мне найти козленка? Жалко, конечно, животное, но здоровье шамана намного дороже.

Известны случаи, когда шаман не мог вернуться из «путешествия» и погибал, не выходя из транса. В таких случаях говорят, что он не смог открыть обратную дверь мертвого мира.

В последующих книгах я постараюсь разъяснить, в чем схожесть работы шамана-провидца с работой тибетских мастеров и мастеров нашей школы.

У народов Азии и Казахстана шаманы-провидцы украшают бубны кровавым декором.

Кровь употребляется как человеческая, так и белого барашка. Раньше (втайне) не щадилась кровь иноверцев.

Если шаман невзлюбит пришедшего с просьбой о предсказании человека, то может сказать совсем не то, что увидел.

Особо точные предсказания удается извлечь через духов в полнолуние.

Не ходят к шаману в дождь и по нечетным числам.

Как шаман направляет удар через животное

Чтобы вылечить человека или, наоборот, навредить ему, шаман использует проводника - животных или птиц. Так же делают и наши мастера, но обряды и заклинания отличаются друг от друга. Поскольку я пишу о работе шаманов, то и буду говорить о их способах и методах.

Details Hits: 6988

У разных народов прославились своими предсказа­ниями провидцы будущего. У бурят самым известным небуддийским предсказателем считается Барнашка (в бурятском произношении - Барнашхэ Балтханов или по документам Барнашка Бутуханов) - родом из улуса Шулута, располагавшегося ранее рядом с посёлком Еланцы. От этого улуса сейчас не осталось никаких следов. В память о легендарном предсказателе на въезде в Елан-цы, в распадке, где стоял его дом, установлено сэргэ и при реконструкции автомобильного спуска к пос. Еланцы от с. Петрова фирмой «Агродорспецстрой» в 2000 г. обустроена площадка у святого места. Расположенная рядом гора прозвана в народе Барнашкой. Умер он в 1924 г. в 94-летнем возрасте. Родом из крестьян, в шко­лу не ходил и грамотой не владел. У Барнашки было двое детей: дочка и сын. Правнуки его живы и со слов своих родителей, запомнили рассказы об удивитель­ных предсказаниях своего деда, при жизни которого на них мало кто обращал внимание, но после его смерти, когда предсказания стали сбываться, Барнашка про­славился среди бурят как предсказатель. Никаких за­писей, подобных знаменитым катренам Нострадамуса, бурятский провидец не вел. Содержание его предска­заний передавалось от поколения к поколению в устной форме, при этом зачастую обогащалось и обновлялось народными сказителями, поэтому точно определить ка­кие из приписываемых ему предсказаний подлинные, а какая их часть сочинена в новейшее время, уже не представляется возможным. Кроме него прославился своими предсказаниями бурятский лама, ширетуй (на­стоятель) Баргузинского дацана Цыден Содоев (1846-1916), проживавший в тоже время, что и Барнашка, на противоположном восточном берегу Байкала в Баргу-зинской долине. Соодой-лама в течение 5 лет обучался в крупнейшем тибетском монастыре Брайбун, совер­шил паломничество в Индию, Непал, Цейлон, Бутан, в 1896 г. присутствовал в Санкт-Петербурге на церемо­нии коронации императора Николая II, ездил с наслед­ником Цесаревичем на Дальний Восток, на Сахалине встречался с Чеховым, слыл образованным для своего времени человеком. Он сумел точно, без лабораторных исследований воды, определить от каких болезней из­лечивают большинство минеральных источников в Баргузинской долине. Соодой-лама предсказывал скорые гонения и «репрессии против шаманов, новыми людьми у власти, которые будут носить кожаные куртки», что все дацаны будут разрушены и на их месте будут скот­ные дворы, буряты перестанут кочевать, дрова и сэргэ станут ненужными, многолетнюю войну, из которой Россия выйдет победителем, появление поездов, спут­ников и радио. Он предсказал, что в 1961 году, «в год белой Мыши белый дракон взлетит» (в апреле 1961 г. был запущен первый космический корабль с человеком на борту - белоснежный «Восток», однако, надо заме­тить, что белоснежные ракеты с собаками на борту вы­водились на орбиту Земли с 1957 г.). Известно также его пророчество о наступлении для бурят трудных вре­мен, когда они будут вынуждены покинуть свои родные земли. В народном фольклоре пророчества этих двух бурятских провидцев, оставшиеся незаписанными на бумагу, при передаче их в устной форме, слились в еди­ный массив предсказаний, так что теперь трудно опре­делить, кому из них принадлежат, отдельные наиболее часто повторяющиеся примеры их видений будущего.

О жизни предсказателя Барнашки известно мало. Не сохранилось ни одной его фотографии, личной вещи, документа или записи. Исследователи его жизни рас­ходятся даже в правописании его фамилии (Балтханов, Бартагаев, Арганов) и даты его рождения (по мнению С.Д. Бабуева даты его жизни 1860-1924 гг.). По мне­нию ольхонского шамана В. Хагдаева, известна лишь дата его смерти и предсказание своей внучке Айхэ, что она проживет столько же сколько он. Айхэ умерла в 94-летнем возрасте, из чего заключают, что Барнашка умер в 94 года. В молодые годы Барнашка 19 лет про­вел в скитаниях, переходя из одного бурятского улуса в другой. Таким образом, он обошёл все улусы Приольхо-нья, затем по льду перешёл в Баргузинскую долину, от­туда - в Вехнеудинск (современное Улан-Удэ). В своих скитаниях доходил до Хубсугула и Дархадской котлови­ны (Монголия). Вернувшись через Тункинскую долину в Приольхонье, Барнашка поселился на постоянное местожительство в улусе Шулута. О его предсказани­ях рассказывали в середине 50-х гг. прошлого столетия уважаемые старейшины села Черноруд, пос. Еланцы и ольхонские буряты. Ему приписывают предсказания о падении власти государя с черными волосами, битве бедных и богатых, четырехлетней войне, о появлении электричества, радио, автомобилей, уходе бурят с бе­регов Байкала, великой огненной войне и последующих мировых катаклизмах. Он говорил, что «люди на 70 лет забудут Бога, но Бог снова придёт», что человек должен любить природу. Что люди через стены будут слушать голоса. К некоторым из предсказаний, например, таким как рост цены на бензин, что все будут ездить на ино­странных машинах, изменение климата или появление космических кораблей можно, вероятно, относиться со здоровым скепсисом, как формам проявления совре­менного народного мифотворчества, так как слов бен­зин и космические аппараты в то время просто не было, и о подобных предсказаниях странным образом вспом­нили лишь в последние годы. Ему приписывают сле­дующие слова: «Царская власть падёт, законом будет вершить человек-каторжанин. Царскую семью убьют. Погибнут высокопоставленные деятели. К власти при­дёт человек с чёрными волосами, его сменит правитель с белыми волосами и он развалит государство. Новая власть не удержится 70 лет, падёт (действительно, СССР просуществовало 74 года, 1917-1991 гг.). Не завидуйте богатым людям, они обеднеют, а бедняки - разбогатеют». «Зря богатеете, скоро всего лишитесь. Нынешние богачи (первых десятилетий XX века) разво­дят хозяйство, строят и накапливают деньги, но все их богатство пропадет, сами они попадут в трудные места, где будут мерзнуть и голодать, от их усадеб ничего не останется, кроме двух-трех столбов. Придет время, ког­да люди не будут разводить огонь, не нужны будут печи. Люди будут брать огонь с потолка и со стены. В домах появятся люди без рта, глаз и ушей, невидимые, но го­ворящие и поющие». Люди смогут регулировать рож­дение детей, кто захочет мальчика - родится мальчик, кто захочет девочку - родится девочка.

О Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: «Че­тырёхлетняя война начнётся на западе, а закончится она на юго-востоке. Из 10 человек домой вернутся 5-6 человек. После этой войны надолго установится мир» (окончилась война, в самом деле, в Юго-Восточной Азии после разгрома Японии).

После четырёхлетней войны, «если будет новая война, то человек не будет держать ружьё в руках, а просто придёт большая вода» (цунами).

Со слов старика Бааная, который хорошо знал Бар-нашку, известно, что предсказывать он начал после двадцати лет, в середине XIX в. Он ходил по домам и рассказывал о будущем, говорил много, временами безостановочно. Обычно он начинал пророчествовать с закрытыми глазами, прислонившись спиной к печке. Па­мять у него была хорошая, он все держал в голове, ни­когда никто за ним ничего не записывал, а сам он писать не умел. В то время, когда жил Барнашка чистое поле с отдельными строениями протянулись от его улуса Шулу-та до улуса Зукуй и современного посёлка Еланцы ещё не было. Он говорил, что «в Еланцах развернётся строи­тельство, поднимутся новые дома от Шулуты на западе и до Зукуя на северо-востоке», от их деревни, останется только один его дом, что незачем накапливать богатство - все отнимут. Ему не верили, иногда даже за подобные неприятные предсказания избивали и забрасывали кам­нями. Будущее, о котором он говорил, пугало людей и часто воспринималось, как личное оскорбление. Но ког­да после его смерти предсказания стали одно за другим сбываться, о нем заговорили с уважением. От улуса Шулута действительно остался только его единственный дом, который возможно сохранился бы до наших дней, если бы его невеста сына, наперекор, его советам не трогать дом, не вывезла старый дом в местность Анга, где он и сгорел. Поселок Еланцы в самом деле разрос­ся как и предсказывал Барнашка, соединив бывшие улусы Шулута и Зукуй. Невеста его сына, считавшая его при жизни сумасшедшим, выдумывающим всякие небылицы, и нарушившая его предсмертный завет (не переносить дом и не закапывать его в землю) вскоре полностью ослепла, что местным населением было вос­принято как кара Барнашки.

Широко распространено среди местного населе­ния его предсказание, что придет время, когда буряты

Предсказание Барнашки в конце XIX в. об исходе бурят с берегов Байкала снимутся с насиженных мест, их вытеснят с берегов Байкала иноземцы - народы других национальностей, пришедшие из-за океана, и буряты будут вынужде­ны скрыться в тайной долине, вход в которую отмечен белым писаным камнем в теснине между гор, где-то в Монголии. По предсказаниям Барнашки, происходить это будет трижды. Ушедшие в первый раз - будут жить хорошо, во второй раз - жить будут средне, а последним - будет очень трудно. «Буряты переселятся в Монголию. Первым переселенцам там помогут материально. Вто­рые переселенцы уедут без проблем, третьи пересе­ленцы уедут с трудом, опираясь на трости и держась за коровьи хвосты». После третьего раза, может случить­ся в будущем ещё одна «страшная 40-дневная огнен­ная война, когда на земле возникнут катастрофические огненные смерчи», после которой люди станут меньше ростом и разбредутся по всему свету, их останется так мало, что они будут вынуждены искать себе подобных. К этому времени, по предсказанию Барнашки, терри­тория Прибайкалья преобразится до неузнаваемости: «землю опутают железные змеи» (вероятно, можно по­нимать - железные дороги, телеграфные линии и ЛЭП), со дна Байкала будут добывать «чёрное золото», а всю воду из озера перекачают в искусственную котловину. Возможно, следует понимать - современное Иркутское и Братское водохранилище, или прогноз будущего, ког­да питьевая байкальская вода по трубопроводам будет перекачиваться в искусственные резервуары, в страны, где будет ощущаться её недостаток. Толкование про­рочеств, сродни средневековому врачеванию с диагно­стикой больного по звездам и дате его рождения. Лю­бой читатель может дать собственную интерпретацию описываемых предсказаний, но что из них было верно предсказано, а что лишь интерпретировано в желае­мом содержании исследователем «задним числом» при сравнении с уже происшедшими событиями, остается вечной загадкой и интригой для людей. Сам Барнаш­ка, говорил о 40-дневной огненной войне, что «лучше, если её не будет» (т.е. может быть её не будет вообще). Запутанные фразы, в которых трудно разгадать кон­кретные события будущего, порождают лишь интерес к туманным пророчествам и дают неисчерпаемую тему для написания новых книг. Предсказания будущего, как правило, всегда звучат неопределенно, их зачастую домысливают согласно современным знаниям и про­исшедшим историческим событиям. Особенно много всевозможных комментариев опубликовано на основе многотомной хроники, катренов - записанных проро­честв Нострадамуса, в отличие от которого бурятские предсказатели Барнашка и лама Цыден Содоев не оставили после себя никаких письменных записей, всё что мы сегодня знаем сохранилось лишь в устной фор­ме в народном фольклоре, непрерывно обогащаемом и обновляемым современными сказителями.

В словах Барнашки нет уверенности, что «огненная война неизбежна»: «Будущая сорокадневная война бу­дет тяжелей, чем четырёхлетняя война, а если этой вой­ны не будет, то человечеству грозят болезни, эпидемии, возрастёт смертность, в сознании людей будет больше негативного». Хочется надеяться, что человечество из­бежало страшного сценария «сорокадневной войны» и уже прошло сквозь предсказанные эпидемии (сперва атипичной пневмонии - птичьего гриппа, затем свиного гриппа и т. д.) и впереди грядет для всех новая эра все­общего благополучия.

Его правнуки утверждают, что Барнашка в сложные моменты жизни до сих пор является своим родственни­кам во снах и предупреждает их об опасностях. Умирая, он сказал, чтобы его тело не хоронили в земле, а оста­вили на помосте, на его костях должны были проявиться все предсказания, которые он говорил при жизни и но­вые. Однако могила его утеряна. В 1950-е гг. учёные во главе с академиком А.П. Окладниковым искали могилу прорицателя, но местные жители не захотели указать ме­сто его захоронения. Его правнуки рассказывают о том, что Барнашка перед смертью предсказал, что через 100 лет после его смерти могилу найдут и на его костях будут золотыми письменами написаны новые пророчества.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама