THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

отметить, и прямо противоположная философская установка, основывающаяся на учете угрозы развитию человечества на Земле из-за роста народонаселения и в то же время преследующая гуманные цели: сохранение жизни (даже воскрешение из мертвых) и переселение части населения Земли на другие планеты космоса (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский). Экономический детерминизм – одно из крупнейших направлений в социальной философии, утверждающее экономический фактор в качестве главного фактора развития общества. Он возник еще до К. Маркса, хотя некоторые специалисты склонны однозначно соотносить экономический детерминизм с марксизмом. Одним из крупных его представителей был английский экономист Р. Джонс (1790-1855). С его точки зрения, основой всякого общества является способ производства и распределения общественного богатства. Изменения этого способа производства, по его мнению, определяют так или иначе все другие изменения в обществе. Он писал, что изменения в экономической организации общества сопровождаются крупными политическими, социальными, моральными и интеллектуальными изменениями, затрагивающими те обильные или скудные средства, при помощи которых осуществляются задачи хозяйства. Эти изменения неизбежно оказывают решительное влияние на различные политические и социальные основы соответствующих народов, и влияния эти распространяются на интеллектуальный характер, обычаи, манеры, нравы и счастье народов. Экономический фактор является, по Р. Джонсу, ведущим, главным фактором развития общества. Экономический детерминизм К. Маркса опирался на признание производственных отношений как лежащих в основании смены всех форм общественного устройства. Вслед за изменением производительных сил, по К. Марксу, рано или поздно меняются производственные отношения, которые должны прийти в соответствие с характером производительных сил. Производственные отношения детерминируют всю надстройку, состоящую из системы взглядов и теорий (политических, правовых и др.) и аналогичных учреждений. Антагонистические противоречия в классическом капитализме пронизывают как способ производства, так и отношения между ним и надстройкой. Движущей силой, разрешающей (или преодолевающей) это противоречие, является классовая борьба рабочего класса с буржуазией и революция угнетенных против угнетателей. Классовую борьбу К. Маркс называл "локомотивом истории". Проблему соотношения таких движущих факторов истории, как народные массы и личность, К. Маркс решал, исходя из положения в системе производства эксплуатируемых и эксплуататоров: на первый план выдвигались "рабочие массы", которые считались главной движущей силой общества. В связи с этим утверждалось, что идеология тоже становится "материальной движущей силой" (правда, лишь постольку, поскольку "овладевает" массой). Цели, провозглашаемые К. Марксом, особенно в первый период его научной деятельности, были по существу своему гуманными. Но теоретический анализ проблемы отчуждения привел его к необходимости исследования частной собственности, а углубленное ее (политэкономическое) исследование - к выводу о том, что экспроприаторов надо экспроприировать. Политэкономия сомкнулась с политикой. Итак, у К. Маркса - ряд факторов или движущих сил общественного развития, но основным пунктом его теоретических построений оказывалось представление о производственных, экономическо-политических отношениях.

Тема: «Общество как саморазвивающаяся система»

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

1.Обособившаяся от природы часть материального мира, связанная с жизнедеятельностью людей.

2.Целостная система жизнедеятельности людей друг с другом и с природой.

3.Общность, союз, сотрудничество (любое общество – общность, но не любая общность – общество).

4.Высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, труд, продукты труда, различные формы собственности, политика, государство, классы, нации, народы, род, племя, институт брака, семьи, сфера духа (культура).

Социальные общности и связи внутри и между этими общностями.

  • Профессиональные группы: шахтеры, учителя..

    Социально-демографические группы (молодежь, пенсионеры, школьники, безработные, кормящие матери, приходящие отцы)

    Социально-территориальные общности (город, село, деревня, район, регион, область)

Социальная мобильность и социальная стратификация

Теории классов:

    Маркс К. (экономический детерминизм) – общество делится на 2 антагонистических класса – имеющие собственность на средства производства (С) и не имеющие этой собственности.

    А.Смит и Рикардо (распределительная теория классов) – капиталисты – получают прибыль, землевладельцы – ренту, рабочие – зарплату.

    3. М.Вебер - источник классовых различий – профессиональное мастерство, специальность, квалификация, владение интеллектуальной собственностью.

    4. Причина возникновения классов – насилие, грабеж

    5. Ростоу У. – вместо классов – деление по профессии (технологический детерминизм)

    Стратификация означает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе (против теории классов К.Маркса).

    Классы, социальные слои и группы выделяются по признакам:

    Образование

    Психология

    Бытовые условия

    Занятость

  • Профессия

    Страт может быть от 2-х и до 9.

Социальный статус

    Социальное положение человека в обществе, зависит от:

    • профессии,

      экономического положения,

      политических возможностей,

      демографических свойств человека.

    Виды социальных статусов

      Статус указывает на место человека в обществе.

      Предписанный – дается человеку обществом.

    Достигаемый – приобретается человеком своими собственными усилиями за определенный промежуток времени.

    Социальная роль

    В конце ХХ века большинство социальных статусов – достигаемые.

      Способ поведения человека.

      Статус включает несколько ролей.

      Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые зависят от социальных норм.

    Социальная группа

      Любая совокупность людей, выделенных по таким критериям, как:

      • национальность,

        профессия,

        образование,

        место жительства и др.

      Численность групп на земле в 2 раза больше численности людей.

    СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

      Сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей:

      1\ЭКОНОМИЧЕСКАЯ сфера – процесс производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Заводы, фабрики, банки, биржи и т.д.

      2\СОЦИАЛЬНАЯ сфера – социальные группы, связи, институты, нормы, ценности. Классы, страты, социальные группы, слои, нации, народы, роды, племена.

      3\ПОЛИТИЧЕСКАЯ сфера – государство, партии, общественные организации, средства массовой информации, политическая культура, идеология – это область ВЛАСТИ.

      4\ДУХОВНАЯ сфера – наука, культура, искусство, духовные ценности, мораль, религия, философия.

    Культура - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты

    Функции культуры:

      Приспособления к окружающей среде

      Накопления, хранения и передачи культурных ценностей

      Целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека

      Социализаторская

      Коммуникативная

    Социальный прогресс и развитие общества.

      Первобытнообщинный строй - 40 тыс. до н.э. – конец IV тыс. до н. э

      Древний мир - Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э

      Средние века - V в. н.э. – сер. XVII в

      Новое время - Сер. XVII – нач. XX в

    На каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.

    Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, проводимое одновременно, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

    Революция – полное или комплексное изменение всех или большинства сторон жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Возникновение философии и ее место в духовной жизни. Философия как форма общественного сознания «Может быть, другие науки и нужнее, но лучше ее нет» Аристотель о философии Философия в переводе с древнегреческого (fileo - любить, sofia - мудрость) – «любовь к мудрости» Считается, что слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор, имея в виду людей, стремящихся к знанию и правильному образу жизни. В дальнейшем истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» идет от Платона, который, в свою очередь ссылался на то, что термин «философия» ввел Сократ, для которого философия представляла исследование самого себя. Сократ жил во времена, когда активно действовали так называемые софисты - мудрецы, умные люди, которые обучали всех желающих различного рода наукам. Сократ же утверждал, что подлинным софистом, мудрецом, является один лишь Бог. Человек не может быть мудрецом, он может быть только лишь любителем мудрости, философом. Таким образом, Сократ противопоставлял себя софистам, и в этом противопоставлении и появились впервые термины «философия» и «философ». В этом смысле этот термин употребляется и у Платона, который утверждал, что философия - это учение о вечно сущем и неизменном, т.е. наука об идеях. Сократ

3 слайд

Описание слайда:

Аристотель еще более способствовал утверждению термина «философия». По Аристотелю, философия есть наука, исследующая все сущее как таковое, первое начало всего существующего. Начиная с Аристотеля термин «философия» прочно утвердился в древнегреческом языке. Рождение и становление философского знания, философии как науки, неотделимо от мировоззрения. Мировоззрение – потребность человека познать мир; совокупность (система) взглядов на мир в целом и отношение человека к этому миру. Основные формы мировоззрения: мифологическое; религиозное; художественное; натуралистическое; обыденное (повседневное); философское.

4 слайд

Описание слайда:

Особое место и роль философского мировоззрения состоит в том, что оно относится к н аучной сфере общественного сознания, имеет специфический категориальный аппарат, опирающий на данный разных наук и опыт развития человечества. Философская форма мировоззрения начинает вызревать в условия высокого уровня общественно-экономического и культурного уровня общества. Ее первые признаки проступают в 12-8 веках до н.э. (в Древней Индии. Китае, Египте). Ее зарождение как специфической формы духовной деятельности было связано с культурным переворотом в Древней Греции в 8-5 веках до н.э. Одной из важнейших предпосылок было развитие полисной демократии, открывшей возможность свободного мышления. Соотношение и различие философии и религии РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ КОСМОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: как устроен мир? КОСМОГОНИЯ. Отвечает на вопрос: каково происхождение окружающего нас мира и как его свойства менялись во временит? АНТРОПОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: что есть человек и какое его место в окружающем мире? ГНОСЕОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: какими средствами познания сущего обладает человек по своей природе и как и в каком порядке следует употреблять их в деле познания? 1. ТЕОЛОГИЯ (богословие). Отвечает на вопрос: что есть творящая или организующая из хаоса мир божественная инстанция? 2. ТЕОГОНИЯ. Отвечает на вопрос: как эволюционировала во времени божественная инстанция, соотв5ественно изменяя мир? 3. ЭСХАТОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: к какому концу направляет развитие мира божественное начало? 4. СОТЕРИОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: как нужно вести себя человеку по отношении к миру.

5 слайд

Описание слайда:

Философия в течение долгого периода развивалась вместе с естественнонаучным знанием, а философы были одновременно и естествоиспытателями. Философией долгое время обозначали всю совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством – практические наблюдения и выводы, основы наук, раздумья людей о мире и себе, о смысле и цели человеческого существования. Так, Аристотель физику называл второй философией. Биология и психология (в нашем понимании) тоже были частью философии. Со временем от философии начинают отпочковываться другие науки. Сначала математика, в дальнейшем - геометрия и астрономия. После Гиппократа, Аристотеля и Галена - медицина. В эпоху Возрождения от философии отделяется физика, в потом появляется химия. В XIX веке отделяется психология. В XX веке появляется социология, культурология. политология и т.д. Понимание предмета философии связано с социально-историческими условиями. В античности смысл философии виделся в поиске истины (Пифагор), в познании вечных и абсолютных истин (Платон), в постижении всеобщего в самом мире (Аристотель). В эпоху разложения античного общества философия представала средством освобождения человека от страха перед будущим и страданиями, способствующая достижению счастья и душевного здоровья (Эпикур). Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы приспособить ее к соответственным интересам; одни устремляли свое взор к Богу, другие – на землю, одни утверждали, что философия самодостаточна, другие говорят, что ее задача – служить обществу. Аристотель Эпикур

6 слайд

Описание слайда:

В 19-20 веках возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. Общее в различных философских концепциях Исследование наиболее общих вопросов бытия Философское учение о бытии - онтология (от греч ontos - сущее и logos – учение) Анализ наиболее общих вопросов познания Философское учение о познании - гносеология (от греч. gnosis - знание, познание и и logos – учение) Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества Социальная философия Исследование наиболее общих и существенных проблем человека Философская антропология Философия – учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира; это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру; это размышление над всеобщими проблемами в системе «мир – человек» (П.В. Алексеев)

7 слайд

Описание слайда:

Предмет философии – всеобщее в системе «мир-человек». Предмет философии может быть представлен в общих своих контурах как предмет мировоззрения, имеющий две подсистемы субстратного типа – Человек и Мир; и четыре подсистемы отношений между ними: генетические; познавательные; аксиологические; праксиологические. человек мир Философия выступает как: информация о мире в целом и отношении человека к этому миру; комплекс принципов познания. Функции философии: Мировоззренческие Методологические Мировоззренческие функции философии: гуманистическая (место, роль человека в мире, вопросы жизни и смерти, поиски смысла жизни, отчуждение человека и т.п.); социально-аксиологическая (разработка представлений о ценностях, формирование представлений о социальном идеале, интерпретация, критика социальной действительности); культурно-воспитательная; объяснительно-информационная (отражательно-обобщаю-щая). Методологические функции философии: эвристическая; координирующая; интегрирующая; логико-гносеологическая. генетические познавательные аксиологические праксиологические

8 слайд

Описание слайда:

Сущность философских проблем (вопросов). В философии проблемы концентрируются вокруг отношения человека к миру в целом. Эти проблемы можно разделить на: онтологические (онтология – учение о бытии, философия бытия)); антропологические (жизневоззренческие, экзистенциальные); аксиологичесие (ценностные); гносеологические (гносеология – теория познания); праксиологические (духовно-практические). Основные философские проблемы (вопросы): Как дух соотносится с материей? Существую ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная? Имеет ли Вселенная цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Как человек познает окружающий мир и самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Все эти вопросы неразрывно связаны с существованием человека, с его потребностью осмысления мира и своего отношения к нему.

9 слайд

Описание слайда:

Средства познания в философии Философия как вид знания. В философском знании представлены все имеющиеся в человеческой культуре виды знания – они переплетены и дают интегральное целое, т.е. философское знание есть комплексный вид знания. Философское знание имеет сущностные признаки, свойственные: естественнонаучному знанию; идеологии; гуманитарному знанию; художественному знанию; трансцендирующему постижению объекта (религия, мистика); обыденному (повседневному) знанию людей. ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии) МЕТОДОЛОГИЯ (учение о методе) ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании) ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ ЭСТЕТИКА СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭТИКА ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ ЛОГИКА

10 слайд

Описание слайда:

Средства познания в философии. Средства исследования в философии можно разделить на: научные – в отличие от средств обыденного познания, художественного освоения действительности и средств религии); умозрительные (в отличие от экспериментальных наук); всеобще-категориальные; критически-конструктивно-рефлексивные. Методом философского исследования является диалектика, которая немыслима без правил и законов формальной логики. В философском познании также используются: индукция и дедукция; формально-логические определения; метод эктраполяции; метод идеализации; метод мысленных экспериментов; метод герменевтической интерпретации (раскрытие внутреннего смысла текстов); интеллектуальная интуиция. Философия и другие науки. Философия - наука, которая занимается поиском и исследованием общих черт всего окружающего мира в целом и внутреннего мира человека. Если любая другая наука изучает какую-либо область или часть мира, то философия охватывает весь мир. Кратко и условно можно назвать философию наукой обо всем. Но не обо всем вообще, а о самых главных чертах и основных признаках мироздания и человека. Эта особенность философии существенно отличает ее от всех других наук и даже противопоставляет ее им. Сходство всех наук в том, что они изучают один и тот же окружающий нас мир. А их различие в том, что они изучают его по-разному, подходят к нему с разных сторон. Ботаника изучает растительный мир, зоология - животный, астрономия исследует небесные тела, география - материки и океаны и т.д. Каждая наука смотрит на какую-либо сторону мира, занимается только одной его областью, стремится увидеть, описать ее интересующую грань мироздания. Философия же пытается увидеть весь окружающий целиком. Любая наука, изучая что-либо одно, хочет получить только часть знания, философия же, изучая все, стремится добыть все знание. Философия как метанаука, ставит перед собой глобальные цели в постижении окружающего мира.

11 слайд

Описание слайда:

Философия в современном мире Как мы видели, зарождение науки было тесно связано с философской ориентацией на постижение начал и причин всего сущего. Однако сегодня наука радикально отличается от этой первоначальной античной установки. В современной жизни обнаруживается противоречие – наука, порвав с философской традицией, все больше вторгается нашу жизнь, а философия и гуманитарное знание в целом стали влиять на человеческое поведение в гораздо меньшем масштабе. Научно-техническое знание, оторванное от гуманитарных (гуманистических) оснований, превращается в орудие манипуляции природными и социальными процессами. Наука и научное творчество в современном мире оказалось оторванными от жизненных ценностей и потребностей, человек стал придатком машины, технологических процессов. Достижения науки и техники оборачиваются трагедией, человечество стоит на пороге экологической катастрофы. В этой связи задача философии и философов, и в целом гуманитарного знания, состоит в гуманитарной экспертизе и выработке стратегических ориентаций современного научно-технического прогресса. Без философского знания, без философского осмысления действительности невозможно построение свободного государства и гражданского общества, невозможно развитие духовных ценностей. Знание философии раскрепощает людей, помогает им разобраться в сложных жизненных противоречиях. Философия в наши дни выступает как форма ориентирования в нестандартных ситуациях.

Слайд 2

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

1.Обособившаяся от природы часть материального мира, связанная с жизнедеятельностью людей. 2.Целостная система жизнедеятельности людей друг с другом и с природой. 3.Общность, союз, сотрудничество (любое общество – общность, но не любая общность – общество).

Слайд 3

ОБЩЕСТВО

4.Высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, труд, продукты труда, различные формы собственности, политика, государство, классы, нации, народы, род, племя, институт брака, семьи, сфера духа (культура).

Слайд 4

Философский подход к понятию «ОБЩЕСТВО» состоит в определении специфики связей индивидов в единое целое. Основными типами общественных связей и закономерностей считают: 1. Идеалистический –Аристотель, Августин Бл., Ф.Аквинский, М.Лютер, Гегель.

Слайд 5

2.КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ – Гоббс, Французские материалисты и Просветители. Гоббс – государство устанавливает общественный договор в целях обеспечения мира и безопасности. Граждане добровольно ограничивают свободу, отдают часть своих прав государю. Государь – абсолютный суверен, а подданные должны беспрекословно выполнять свой гражданский долг как моральный долг.

Слайд 6

3.НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД - Монтескье, Чижевский, Циолковский, Мечников, Гумилев. Чижевский, Гумилев – на все процессы на Земле влияет Солнце. Монтескье – климат, почва, состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественных отношений. Циолковский Э. – Земля – заповедник для естественного обновления жизненных форм, в том числе и социальной. Мечников И. – влияние географической среды (гидросферы) на развитие социальных процессов.

Слайд 7

4. Материальный тип связей в обществе – К.Маркс – экономический детерминизм, У.Ростоу – технологический детерминизм. Маркс – общество – продукт взаимодействия людей В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА МЕТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ. Нет общества вообще – есть различные этапы его исторического развития – ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ.

Слайд 8

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей: 1\ЭКОНОМИЧЕСКАЯ сфера – процесс производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Заводы, фабрики, банки, биржи и т.д. 2\СОЦИАЛЬНАЯ сфера – социальные группы, связи, институты, нормы, ценности. Классы, страты, социальные группы, слои, нации, народы, роды, племена.

Слайд 9

ОБЩЕСТВО

3\ПОЛИТИЧЕСКАЯ сфера – государство, партии, общественные организации, средства массовой информации, политическая культура, идеология – это область ВЛАСТИ. 4\ДУХОВНАЯ сфера – наука, культура, искусство, духовные ценности, мораль, религия, философия.

Слайд 10

Слайд 11

Вместе мы сила

Слайд 12

Слайд 13

Материальное производство - БАЗИС

  • Слайд 14

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

    Социальные общности и связи внутри и между этими общностями. Классы Этносы Профессиональные группы: шахтеры, учителя.. Социально-демографические группы (молодежь, пенсионеры, школьники, безработные, кормящие матери, приходящие отцы) Социально-территориальные общности (город, село, деревня, район, регион, область)

    Слайд 15

    Теории классов: Маркс К. (экономический детерминизм) – общество делится на 2 антагонистических класса – имеющие собственность на средства производства (С) и не имеющие этой собственности. А.Смит и Рикардо (распределительная теория классов) – капиталисты – получают прибыль, землевладельцы – ренту, рабочие – зарплату.

    Слайд 16

    3. М.Вебер - источник классовых различий – профессиональное мастерство, специальность, квалификация, владение интеллектуальной собственностью. 4. Причина возникновения классов – насилие, грабеж 5. Ростоу У. – вместо классов – деление по профессии (технологический детерминизм)

    Слайд 17

    Социальная мобильность и социальная стратификация

    Стратификация означает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе (против теории классов К.Маркса). Классы, социальные слои и группы выделяются по признакам: -образование -психология -бытовые условия -занятость -доходы -профессия Страт может быть от 2-х и до 9.

    Слайд 18

    П.Сорокин

    Ввел понятие социальной мобильности – любой переход индивида из одной социальной позиции в другую. Горизонтальная социальная мобильность – из одной группы другую (из православия в католицизм), из одной семье в другую, переход на другое предприятие и т.д. Вертикальная социальная мобильность – перемещение в другой социальный пласт, вверх-вниз, социальный лифт.

    Слайд 19

    ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

    ГЕГЕЛЬ: гражданское общество – объединение членов общества как самостоятельных субъектов общности на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности. Главные принципы гражданского общества – обеспечение жизни, благополучия, достоинство личности; каждый человек – самоцель и высшая ценность.

    Слайд 20

    1.Семья, кооперация, ассоциация, общественные организации, товарищества, творческие, хозяйственные, спортивные, этнические, конфессиональные, дачные, художественные, ЖСК – сфера самоуправления людей и их объединений 2. Производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы. Гражданское общество и государство – отношение между индивидуальной свободой и публичной властью.

    Слайд 21

    ГОСУДАРСТВО

    1. Политический институт, возник на известной ступени развития общества, когда экономическое развитие привело к расслоению общества на антагонистические классы. 2. Институт публичной власти, воля и интерес господствующего в экономике класса, возведенная в закон, в правовые нормы.

    Слайд 22

    3. Политический институт классового общества, охраняет его экономическую и социальную структуру. 4. Возникло в результате разделения труда, появления частной собственности, раскола общества на антагонистические классы. 5. Аппарат насилия, элемент надстройки.

    Слайд 23

    ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

    1.Территория 2. Система органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти. 3. Власть публичная – отделена от народа, опирается на вооруженную силу. Чиновники – отдельная профессия. 3. Осуществление внешней и внутренней политики. 4. Наличие права, системы норм, обязательных для всех членов общества 5. Взимание налогов и сборов, эмиссия денег, облигации, государственных займы

    Слайд 24

    ТИПЫ ГОСУДАРСТВ

    1.По типам общественно –экономической формации (ОЭФ) – рабовладельческое, феодальное, буржуазное. 2.По типам правления и устройства институтов государственной власти - монархическое, республиканское, конституционная монархия, президентское, парламентское.

    Слайд 25

    3. По типам государственного УСТРОЙСТВА: Унитарные, федеративные (СССР, РФ,США, Франция, Германия) конфедерация (ЕЭС). 4. По типам политических РЕЖИМОВ правления: -тоталитарные (диктат одной идеологии, репрессии над инакомыслием) -авторитарные (жесткий централизм, идеологическая демагогия, нет прав граждан, суд лишен самостоятельности, выборы фиктивны) -демократические (верховенство закона, выборность, равноправие граждан).

    Слайд 26

    СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ГОСУДАРСТВО

    1. Форма общественного сосуществования всех граждан общества, гарант и выразитель их суверенных прав, обязанностей, свобод. 2. Политическая сфера, где осуществляется связь со всеми социальными структурами – взаимоотношение народов, наций, этносов, рас, региональных общностей (землячеств) 3. Выражает интересы всего общества, т.к. это позволяет оптимально функционировать и обществу, и государству.

    Слайд 27

    Современный взгляд на ГОСУДАРСТВО

    5. Стремится стать правовым, демократическим. Разделение власти на судебную, исполнительную, законодательную становится общечеловеческой ценностью. 6. Стремится, как тенденция, преодолеть разрыв между моралью, нравственностью и политикой. 7. Гарантирует свободы человеку – делать все, что не запрещено законом.

    Слайд 28

    ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

    Внешние: оборона, международная политика. Внутренние: - защита экономической и социальной систем - регуляция хозяйственной жизни - охрана общественного порядка - регуляция социальных отношений - культурно-воспитательная, идеологическая работа (формулировка национальной идеи)

    Слайд 29

    Общественно-экономическая формация

    Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – социо-экономический феномен. Учет вертикальных связей развития общественных организмов. 5 ОЭФ: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Отличаются по СПОСОБУ ПРОИЗВОДСТВА.

    Слайд 30

    ЭПОХА

    Эпоха – («остановка») – промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т.д., имеющий характерные особенности (эпоха Пушкина, эпоха классицизма, эпоха неолита, эпоха революций). Уклад – определенный тип общественного производства. Социально-экономический строй того или иного общества может включать в себя несколько укладов. Многоукладность экономики: частнокапиталистическая, патриархальная, мелкотоварная, государственная, общественная и т.д.

    Слайд 31

    ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    Цивилизация – социокультурный феномен (Данилевский Н.Э., Шпенглер О., Тойнби А.). Нелинейность, цикличность развития общества. Каждая цивилизация – самобытна, уникальна, неповторима, не существует общих закономерностей и преемственности между цивилизациями. Учет горизонтальных связей между социальными организмами.

    Слайд 32

    Хантингтон «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка»

    1.Цивилизации - это большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т. д.). 2.Цивилизации существуют, как правило, более тысячелетия; 3.После возникновения самых ранних цивилизаций, в течение почти трёх тысячелетий между ними не было никаких контактов или эти контакты были очень редкими и ограниченными;

    Слайд 33

    Хантингтон

    4.Каждая цивилизация видит себя самым важным центром мира. 5.Западная цивилизация возникла в VIII-IX веках нашей эры. Она достигла своего зенита в начале XX века. Западная цивилизация оказала решающее влияние на все остальные цивилизации; 6.Восприятие западного влияния (вестернизация) и технологический прогресс (модернизация) могут происходить раздельно или совпадать.

    Слайд 34

    7.Религиозный фанатизм часто является реакцией обывателя на модернизацию и вестернизацию. 8.Некоторые цивилизации (западная, индуистская, синская, православная, японская и буддистская) имеют свои «стержневые», то есть главные, страны, а другие цивилизации (исламская, латиноамериканская и африканская) не имеют стержневых стран.

    Слайд 35

    ХантингтонСписок цивилизаций

    1.Западная цивилизация 2.Исламская цивилизация 3.Индуистская цивилизация 4. Синская цивилизация 5. Японская цивилизация 6.Латиноамериканская цивилизация 7.Православная цивилизация 8. Буддистская цивилизация 9. Африканская цивилизация

    Слайд 36

    СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕНОГО РАЗВИТИЯ

    В рамках стадиально- поступательного развития: Традиционное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество – (Информационное общество) Это ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (зависимость от уровня развития техники и технологии)

    Слайд 37

    Технологический детерминизм Ростоу У.У. (1916-2003гг.)

    Специальный советник Дж.Кеннеди и Л.Джонсона. Теория постиндустриального общества. «Стадии экономического роста. Неокоммунистический манифест»(1960). 1.Идея подтягивания отсталых стран до уровня развитых(ускорять прохождение ими стадий экономического роста). 2.Америка должна препятствовать распространению коммунистических идей, вплоть до силового варианта. 3. 3 концепции Ростоу: стадии экономического роста; фазы перехода к демократии; ценовая теория длинных волн конъюнктуры.

    Слайд 38

    Ростоу У.У.

    Критерии выделения фаз развития – технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства. 5 этапов развития общества (по уровню технологии): 1.Традиционное общество – ручная техника, иерархия социальной структуры (до конца феодализма). 2.Переходное об-во – (подготовка к взлету) – централизованное государство, предприимчивые люди (домонополистический капитализм) 3.»Взлет» - промышленный переворот, накопление капитала (от 5 до 10% нац.дохода от капиталовложений (монополистический капитализм).

    Слайд 39

    РОСТОУ У.У.

    4.»Зрелость»-уровень капиталовложений до 20% нац.дохода. Наука, техника, города – 60-90% населения, рост доли квалифицированного труда (индустриальное общество) 5.Эра «высокого массового потребления» - главные отрасли экономики – сфера услуг, товары массового потребления, средний класс, государство обеспечивает высокий уровень жизни (постиндустриальное общество) 6. «Поиск качества жизни» - добавлен позже – духовное развитие человека (информационное)

    Слайд 40

    Профессиональное разделение труда, а не классовое. Развитие ощества характеризуется не формами собственности, а уровнем развития промышленности, техники, хозяйства, науки, доли накопления капитала в национальном доходе. Экономические изменения – последствия неэкономических человеческих порывов и устремлений. В рамках капитализма внедрить: плановость, централизм, плюрализм капиталистических корпораций. Вывод Ростоу У.У. : капитализм вечен, коммунизм – болезнь.

    Слайд 41

    Тоффлер Э.

    «Шок будущего» «Третья волна» – постиндустриальное, информационное общество – экологичность, возобновимые источники, умные технологии, производство для себя, множество корпораций, разнообразие типов семей, индустриализация образования, дестандартизация и индивидуализация.

    Слайд 42

    Фукуяма

    «Конец истории и последний человек» «Будущее истории» - распространение либеральной демократии – конечная точка социокультурной эволюции человечества. Тупики потребления. Постчеловеческое общество. Демократические волны. Опора на средний класс.

    Слайд 43

    Надо умерить в человеке пыл борьбы. В целом пессимизм, но альтернативы демократии нет. Всем движет ЖАЖАДА ПРИЗНАНИЯ. За культурную самобытность при сохранении либеральной демократии.

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Основные понятия и предмет философии Основы философии

    учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира Философия (phileo и sofia)

    Предмет философии Человек Человек - человек Человек - общество Человек - природа Человек - мир Ч Е Л О В Е К ОБЩЕСТВО ПРИРОДА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 10 Ф И Л О С О Ф И Я 1.Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека. 2. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру 3.Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления Философия С В Я З И

    Структура философского знания: Онтология (ontos и logos)-учение о бытии. Гносеология (gnosis и logos)-учение о познании. Философская антропология (antropos и logos) -учение о человеке. Этика – философская теория морали и нравственности. Логика – учение о последовательном, непротиворечивом и доказательном мышлении. Аксиология – учение о ценностях. Эстетика – учение о прекрасном, его законах и нормах др.

    Функции философии Мировоззренческая Гносеологическая Методологическая Социальная Аксиологическая Гуманистическая рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции культуры оценка всех видов человеческой практики и принципиальных возможностей познания разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса разработка теории поисковой деятельности, ее принципов, способов, норм гармонизация общественных отношений на гуманитарных основаниях утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений сверхзадача философии – показать «каким» надо быть, чтобы быть человеком. 11

    это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Мировоззрение -

    Тип ы мировоззрения Мифологи ческое Религ иозное Философ ское формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа

    Основной вопрос философии Онтологическая сторона основного вопроса Гносеологическая сторона основного вопроса Что первично: материя или сознание? Познаваем ли мир? 1. Первичная материя – материализм («линия Демокрита ») 2. Первично сознание – идеализм («линия Платона») 3. Материя и сознание являются равными и независимыми основами бытия – деизм. 1. Мир познаваем А) Эмпиризм (Ф.Бэкон) – «нет ничего в мыслях (разуме), чего до этого не было бы в чувствах и опыте» Б) Рационализм – (от лат. rationalis - разумный) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. 2. Мир непознаваем А) Агностицизм (И. Кант) – существуют загадки и противоречия, которые не будут разгаданы человечеством никогда (например, существует ли Бог) Б) Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

    ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ? (ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ)

    Философия Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни Обучить принципам « мудрой жизни » (т. е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждений и т. д.) Укрепить внутренний духовный « стержень » и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности (никогда не сдаваться). Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, т.е. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее Научить познанию будущего Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил

    Домашнее задание Объясните, к ак Вы понимаете выражение – "найти философский камень"? Откуда пришло это выражение? "Философия…одна только отличает нас от дикарей и варваров…Каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют" (Р.Декарт). Что такое "философствование"? В чем смысл этого понятия?


  • THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама