THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Семь ангелов, семь богов? часть 2 После церемонии вокруг Каабы паломники устремлялись к возвышавшимся недалеко от храма холмам ас-Сафа и ал-Марва, на вершине которых стояли идолы Исаф и Найла, и семь раз пробегали между ними. Завершался трехдневный Хаджж главным жертвоприношением в долине Мина, где нужно было обойти семь идолов (четырехугольных камней) и бросить в каждого семь камней, что символизировало отречение мусульман от всякой связи с Сатаной. При чтении Корана допускаются известные варианты, принятые той или иной школой чтецов; каноническими же обычно считаются семь чтений. У тайских народов говорится, то Земля некогда была опустошена жаром семи солнц. Спустившийся после этого на землю бог Пхра Пхум оставил только одно солнце. Его антагонист Пхра Ин (соответствующий индийскому Индре) позвал женских духов семи планет и обещал женится на них, если они убьют Пхра Пхума. У того отсекли голову, и с тех пор семь сестер держат ее по очереди в течение года. В древнем Китае широко известно о «Семи мудрецах из бамбуковой роще». Семь Богов счастья в Японии. «В 1610г. в Париже собрались семеро Неизвестных. С собой они принесли семь книг, в которых содержалось сокровенное Знание, дающее власть над миром, над живой и мертвой природой, над душами людей. Каждый из семи владел только одной Книгой, которую пополнял и совершенствовал всю жизнь…». («Розенкрейцеры») Основатель ордена Розенкрейцеров, Христиан Розенкрейц был похоронен в гробнице о семи стенах и семи углах. К центральному алтарю Розенкрейцеров вели семь ступеней. Правил посвящения в суфийскую ложу («Халку»), которую основал в ХIII в. Ахмед Ясави, было семь. Семь ступеней и семь правил для новых членов установил основатель самой грозной в истории человечества секты ассасинов, знаменитый «Старец Горы» Хасан ибн Саббах. В мистериях Зороастризма кандидата проводили по лабиринту, состоящему из семи сводов, соединенных галереями, где он подвергался семи инициатическим опасностям. Среди семи ангелов еврейской религии лишь трое названы в Танахе (Ветхом Завете) по имени: Михаэль, Габриэль и Рафаэль. Остальные четверо, Ориэль, Регуэль и Иерахмиэль, упоминаются в неканонической литературе (Книге Еноха). Считается, что четыре ангела стоят перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света: Михаэль, Габриэль, Ориэль и Рафаэль. Впрочем, имя духа - не то же, что имя человека. Бог - Дух, и как Дух - называет существо не по преходящему, но по Славе. Имя Ангела - имя его славы. Имена некоторых (в православной традиции - семи) Ангелов (Архангелов) открыты людям: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Селафиил, Варахиил. При этом четыре первых Ангела считаются «библейскими», то есть имена их прямо названы в Писании, а три последних известны из Предания. В иудейском апокрифе «Книга Еноха» (II в. до н. э.) - существует семь Архангелов: Михаил - главный Архангел, Люцифер - Падший архангел, Уриил - властвующий над небесными светилами, Рафаил - властитель мысли человека и его исцелитель, Рагуил - подвергающий наказаниям мир светил, Сариил - начальник над духами, соблазняющими и вовлекающими людей в грех, Гавриил - страж рая и начальник над духами, Вероятно, семь Архангелов «Книги Еноха» соответствуют семи Амеша Спента зороастрийского пантеона и семи планетным духам вавилонян. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь Архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называются также в христианской традиции архистратигами. Амешаспенты Амешаспенты (авест. aməša- spənta-) - Бессмертные Святые, шесть духовных первотворений Ахура Мазды. Для объяснения сущности Амешаспентов обычно прибегают к метафоре шести свечей, зажённых от одной свечи. Таким образом Амешаспентов можно сравнить с эманациями Бога. Амешаспенты являют собой образ семи ступеней духовного развития человека, а кроме того, называются покровителями семи телесных творений, каждое из которых представляет собой зримый образ Амешаспента. 1.Ахура Мазда - человек 2.Воху Мана - животные 3.Аша Вахишта - огонь 4.Хшата Ваирья - металлы 5.Спента Армаити - земля 6.Хаурватан - вода 7.Амеретат - растения Учение о семи ангелах есть и в канонических книгах Библии. В «Книге Товит»: «Я - Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред Славу Святого» (12,15). В Апокалипсисе: «семь звезд суть Ангелы семи церквей» (1,20). Учение о соборе семи Архангелов с конкретными именами появляется в средневековье в 15 веке, это описание сделал францисканский португальский монах Амадей Мендес да Сильва, имена он узнал из собственного откровения. В средние века появляется культ семи ангелов в Католической Церкви и строятся храмы в Риме, затем в Неаполе. До конца 17 века этого учения о соборе из 7 архангелов с конкретными именами в Православии, как в иконографии, так и в агиографии (Великие Четье-Минеи свт. Макария 16 века, Жития святых Тулупова середина 17 века) - нет. Учение с именами из откровения Амадея португальского внесено в жития святых Димитрия Ростовского под числом 26 марта в издании 1700 года. В самой Католической церкви учение о семи ангелах, с конкретными именами, было отвергнуто и возвратились к поклонению только трех ангелов: Михаила,Гавриила и Рафаила, только к тем именам, которые разрешил почитать Римский собор 745 года при папе Захарии. Только эти три имени есть в канонических книгах Библии. Римский собор 745 года определил: «Nos autem, ut a vestro sancto apostolatu edocemur, et divina tradit auctoritas, et non plus quam trium angelorum nomina cognoscimus, id est Michael, Gabriel, Raphael: alioqui de mysterio sub obtentu angelorum demonum nomina introduxit.» (Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта.). Имен: Варахиил и Иегудиил нет в Священном Предании Церкви, эти имена из откровения Амадея португальского. Первое имя - Варахиил встречается ещё в иудейском апокрифе в «Книге Небесных дворцов»(между II и VIII/IX вв.) - 14, 17 глава: «Бараки*эл(Варахиил), который управляет молнией», но Иегудиил имя, которое не встречается вообще нигде, кроме «откровения» Амадея. Если верить исключительно словам Библии, то Михаил - архангел, Гавриил - ангел (согласно православной гимнографии - архангел), Рафаиил - ангел. Согласно неканоничной книге Библии: «Третьей книге Ездры»: Селафиил и Уриил являются только ангелами, и никак ни архангелами или херувимами или серафимами. Семь ангелов Апокалипсиса (у Иоанна Богослова). Вообще-то культ семи ангелов или, иначе, семи духов имел давнюю историю. Ещё в середине VIII века архиепископ Адальберт Магдебургский, известный своим болезненным интересом к магии и оккультизму, предстал перед высшим церковным судом под председательством папы Захария. Адальберту было предъявлено обвинение, что во время богослужений он использует элементы церемониальной магии и взывает к семи духам. Итогом судебного разбирательства стало то, что вплоть до XV века имена лишь первых трёх из семи высших ангелов использовались католической церковью и сохраняли в полной мере свою славу и святость. Что же касается их подлинных имён, то проблема эта сохраняет актуальность вплоть до наших дней. Вера в ангелов, духов, промежуточных между Богом и человеком, вообще является характерной для семитских народов. И шумеры - один из древнейших народов - воспринимали как таковых Луну, звёзды и планеты. Оккультисты до настоящего времени отождествляют небесные тела Солнечной системы с рядом языческих богов: Митрой, Люцифером, Аполлоном и другими. Небезызвестная Елена Петровна Блаватская в одной из своих работ утверждала: «Паписты поклоняются этим духам и воздают им божественные почести с самого появления христианства и до наших дней... Даже для протестантов ангелы в целом, так же и как семь звёздных ангелов в частности, являются предвестниками Всевышнего и прислуживающими духами, к чьей защите они прибегают, и кому отводят определённое в своём молитвеннике». ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР АПОКАЛИПСИСА Глава шестнадцатая. СЕМЬ АНГЕЛОВ, ИЗЛИВАЮЩИХ СЕМЬ ЧАШ ГНЕВА БОЖИЯ НА ЗЕМЛЮ В этой главе изображается суд Божий над врагами Церкви под эмблемой семи фиалов, или семи чаш гнева Божия, изливаемых семью Ангелами. Эмблема этих казней взята с казней, поражавших древний Египет, поражение которого было прообразом поражения лжехристианского царства, которое выше (11:8) названо Египтом, а затем Вавилоном. Семь богов счастья (Япония, Ситифуку-дзин) - семь божеств, приносящих удачу в синтоизме. Очень часто изображаются в виде фигурок нэцке, плывущих на лодке. Их состав по своему происхождению является «международной сборной», так часть пришла из Китая, Индии, а часть является японской. 1. Эбису - покровитель рыболовов и торговцев, бог удачи и трудолюбия, изображается с удочкой и, часто, с рыбой тай. Существует множество версий о его происхождении, но точно ничего неизвестно. Судя по тому что словом «эбису» или «эмису» обитатели Ямато называли вытесняемые ими племена айну, Эбису как и прочие боги счастья, отчасти иностранец. 2. Дайкоку - покровитель крестьян, бог богатства, изображается с молотом, исполняющим желания, и мешком риса. Первоначально был божеством индуизма, Махакалой. Попав в Китай стал одним из божеств буддизма. Наконец, из Китая был завезен в Японию. 3. Бисямон (или Тамонтэн) - бог богатства и процветания, изображается в виде могучего воина с копьем и в полном самурайском доспехе. Он не только бог-воин но защитник в широком смысле, и является покровителем военных, врачей и юристов. Первоначально бог индуизма, Вайшраваны. 4. Бэндзайтэн (или Бэнтэн) - богиня удачи (особенно на море), мудрости, искусств, любви и тяги к знаниям, изображается в виде девушки с бива - национальным японским инструментом. Первоначально богиня индуизма, Саравати. 5. Фукурокудзю - бог долголетия и мудрых поступков, изображается в виде старика с очень вытянутой головой (фаллический символ). Первоначально китайское божество, повелитель южной Полярной звезды. 6. Хатуй - бог сострадания и добродушия, изображается в виде старика с большим животом. Существовало поверье, что если потереть живот фигурки Хотэя 300 раз, думая о чём-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Первоначально китайский монах Цицы. 7. Дзюродзин - бог долголетия, изображается в виде старика с посохом-сяку, к которому прикреплен свиток мудрости, и журавлем, черепахой или оленем. Иногда изображается пьющим саке. Его прототипом считается даос-отшельник, согласно легенде искавший и нашедший элексир бессмертия. В начале 30-х годов прошлого столетия Дзахо Гатуев, переводчик осетинского эпоса о Даредзанах на русский язык, обратил внимание на особую роль, отведенную в переводимом им памятнике числу «7». Дз. Гатуев попытался выяснить истоки культа этого числа у осетин, в связи с чем, в частности, писал: «Иамон взял жену из-за семи гор, семи рек. Девушка Даредзанти была отдана замуж тоже за семь гор и рек. Лось (в подлиннике - олень) - семирогий. Кони прядают от Амрана на семь гумен. Великан - семиглавый. На фамилию Даредзанти наложили дань семь небесных великанов. Несомненно, что эта цифра вошла в эпос в результате сильного восточного влияния. На востоке ей придается особенное значение: там считают семь морей, семь земель, семь планет, семь цветов, семь тонов музыки и семь металлов. Отсюда же семь небес, на которые восходит пророк Мухаммед». Как показали дальнейшие исследования, культ числа «семь» распространен у осетин гораздо шире, нежели это представлялось Дз. Гатуев, а по происхождению он связан с аналогичным культом у других индоиранских народов и в целом не отражает позднейших влияний со стороны восточных культур. Основная заслуга в деле изучения культа числа «семь» принадлежит В.И. Абаеву, который привел данные о культе семи богов у осетин и их предков - алан и скифов. Этот же ученый показал генетическую связь рассматриваемого культа с аналогичными культами у других индоиранских народов. Сведения о скифском пантеоне богов почерпнуты В.И. Абаевым из сообщения Отца истории (Геродот, IV, 59). Оказалось, что число основных богов, которым поклонялись все скифы, равно семи: Табити, Папай, Апи, Ойтосир (или Гойтосир), Артимпаса, «Геракл» и «Арес». Что касается алан, то наличие в их верованиях культа семи богов свидетельствуется сообщением анонимного Перипла Понта Эвксинского (V В. н.э.) о городе Феодосии, который «называется на аланском или таврском языке Ардавда, что значит Семибожный». Действительно, авд в осетинском языке означает «семь», а ард - это культовое понятие, этимологически родственное древнеперсидскому arta-, авестийскому asa- «божество». Таким образом, аланское Ардавда в точном переводе с древнеосетинского означает «богосемный». У современных осетин культ семи богов впервые отмечен В.Ф. Миллером - это святилище Авд дзуары «Семь божеств» близ селения Галиат в Северной Осетии, именуемое также Узu-дзуарз. Сопоставив весь этот материал с семью амшаспандами зороастрийской (авестийской) традиции, а также - с семью адитьями древнеиндийской мифологии, В.И. Абаев пришел к выводу, что «семибожный пантеон был древним общеарийским трафаретом, который независимо был унаследован» индоиранскими народами, каждый из которых заполнил его «своим содержанием, соответствующим уровню его хозяйственного, социального и культурного развития». Ситифуку - дзин – семь богов Японии, семь Богов Удачи и Счастья. Популярная группа божеств, известная еще с давних времен периода Эдо. По всей Японии распространены их изображения, скульптуры и нэцкэ. Они представлены и в одиночку, но чаще всего в группе на Такара – Буне – корабле сокровищ, Каждый Новый год начинается для японцев с визита в ближайший синтоистский или буддийский храм. Этот ритуал называется Первая встреча с Богами, считается, что он приносит удачу в новом году. Люди молятся, чтобы 7 неудач покинули, а на их место к ним пришли 7 удач, просят о мире и благополучии в семье. Раньше в Японии выходными днями были лишь новогодние праздники, таким образом, жители страны Восходящего Солнца имели возможность посещать храмы в эти праздники. Они пользовались таким случаем, и каждый день, в течении семи последующих, приходили в храмы. Замечательная традиция получила название Сити Фуку Дзин Мегуру, или встреча с Семью Богам Счастья. * Бога Дайкоку – Бог Богатства и Изобилия, исполняющий желания * Бога Эбису – Бог Удачи, Торговли * Бога Бисямона – Бог Процветания, Защитника * Богини Бэнтэн – Богиня Удачи, Любви, Мудрости, Творчества * Бога Фукурокудзина – Бог Долголетия, Мудрых поступков * Бога Хотэйя – Бог Веселья, Добродушия, Достатка * Бога Дзюродзина – Бог Долголетия и Молодости Ситифукудзин (Shichifukujin) - это семь богов удачи, эклектичная группа божеств из Японии, Индии и Китая. Считается, что только Эбису родом из Японии и попал из синто традиции, но и он чужак. Трое богов из индо-буддийского пантеона Индии - Дайкоку (Daikokuten), Бисямон (Bishamonten) и Бензайтен (Benzaiten). Три бога попали из китайской даосской и буддийской традиций - Хотэй (Hotei), Дзюродзин (Jurōjin) и Фукуродзю (Fukurokuju). Эти семеро китайских мудрецов из бамбуковой рощи приплыли в Японию на судне Такарабунэ в XV веке в канун Новогодних праздников, их волшебное судно сокровищ вошло в порт и высадило недалеко от Киото на берег Ситифукудзин семь богов счастья. Каждое божество существовало независимо друг от друга, прежде чем в Япония из них искусственно создали компанию собутыльников. Происхождение этой группы является неясным, хотя большинство ученых указывают на эпоху Муромати (1392-1568). Сначала члены группы не были закреплены и их было меньше семи, Бензайтен была включена позже. Входила в группу и богиня Kichijten, она пришла из индийской мифологии, это индуистская Лакшми, богиня счастья, плодородия и красоты. Позже Kichijten заменил Дзюродзин, по другим данным - Фукуродзю. С 15-го века Ситифукудзин получила популярность, особенно среди городских купцов и ремесленников, как благоприятный знак и мотив счастья и долголетия. По некоторым данным эта популярная группа божеств напоминает о китайских семи мудрецов бамбуковой рощи и/или семи мудрецов чаши вина, образы которых очень популярны в Китае, в Японии же группа создана искусственно в 17-ом веке монахом Тенкай (Tenkai, 1536-1643), который хотел, чтобы они символизировали основные добродетели человека во время правления сегуна Токугава Иэмицу (1623 - 1650). В дао семь добродетелей включают долголетие, богатство, известность. искренность, дружелюбие, достоинство, и великодушие. Интересно сравнить эти добродетели с христианскими, которые сформировал в своих трудах Фома Аквинский и другие богословы. Семь христианских добродетелей включают целомудрие, умеренность, справедливость, щедрость, надежда, смирение и вера. Либо благоразумие, вера, любовь, мужество, надежда, справедливость и умеренность. Лишь к 19 веку состав компании мудрецов устоялась в нынешнем составе. семь дней Творения Мира семь смертных грехов семь цветов радуги семь нот октавы семь дней недели семь архангелов Господних семь Ангелов в религии езидов семь небес Ислама семь кругов ада семь чудес Света семисвечье в Иудаизме семь ангелов знамения Апокалипсиса семь врат сновидения семь чакр семь таинств Православной Церкви семь печатей и семь труб Апокалипсиса семь чаш гнева Господня семь гласных греческого алфавита семь арийских рас семь основных металлов алхимии семь планетарных духов алхимии семиричное строение человека в Буддизме семиричное строение человека по Парацельсу семь ступеней лестницы масонов семь великих ангелов Халдеи семиплането-сферный путь Гермеса семь Дев Индии семь Амешаспентов Персии семи конечная диадема Египетской Изиды семь Сефиротов Каббалы семиричная Египетская эволюция человека семь Библейских дочерей Йофора семь добродетелей Египетских жрецов семиструнная лира Орфея послание семи церквам в Асии послания Иоанна семи Ангелам семи церквей: К первому: Знаю… труд твой и терпение твое, и то, что не можешь сносить развратных. И испытал тех, что зовут себя Апостолами и нашел их лжецами. Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь свою. Побеждающему … дам вкушать от Древа Жизни… Ко второму: Знаю … твою скорбь и нищету… Дьявол будет ввергать из среды вас в темницу … и будете иметь скорбь дней десять … Дам тебе венец жизни. Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. К третьему: Знаю … что живешь там, где престол Сатаны и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры моей…Но имею против тебя, потому что есть у тебя … учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых. Побеждающему дам вкушать сокровенную манну … и белый камень, на котором … новое имя, которого никто не знает кроме получающего. К четвертому: Знаю твою любовь и служение и веру и терпение твое, и то что последние дела твои больше первых. Но имею против тебя, потому что попускаешь жене, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение… Кто побеждает … тому дам власть над язычниками. И будет пасти их жезлом железным. И дам ему звезду утреннюю. К пятому: Знаю, ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти. У тебя … есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мной в белых одеждах. Побеждающий облечется в белые одежды, и не имени его из Книги Жизни. К шестому: Знаю … Я отворил пред тобой дверь, и никто не может затворить ее. Ты на много имеешь силы и сохрани слово Мое, и не отрекся от имени Моего. … Сохраню тебя от годины разрушения. …Те, что говорят, что они –Иудеи, но не суть таковы … придут и поклонятся пред ногами твоими. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего. К седьмому: Знаю … ты не холоден, не горяч… Говоришь: «я богат … и ни в чем не имею нужды», а не знаешь, что ты несчастен, жалок, нищ и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, … и белую одежду, … и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Побеждающему дам сесть со Мной на престоле Моем. Семь богов счастья (Ситифуку-дзин) - семь божеств, приносящих удачу в синтоизме. Очень часто изображаются в виде фигурок нэцкэ, плывущих на лодке Такарабунэ - "Корабль Сокровищ". Их состав по своему происхождению является «международной сборной», так как часть пришла из Китая, Индии, а часть является японской. Принято считать, что прообразом богов в нынешнем восприятии являются "семь мудрецов из бамбуковой рощи" Семь сущностей (оболочек) человека Тайные учения древности считают, что человек сложное существо и что он состоит из 7 элементов или начал, разделяющихся на 2 группы: 3 - высшие и 4 - низшие начала. Три высшие начала составляют неумираемую часть человека, его бессмертную индивидуальность, они-то и являются истинным человеком, воплощающимся на земле, тем, что мы называем - дух. Четыре низших начала составляют смертную часть человека, его временную, переходящую личность, то, что мы называем - душа. 1. Физическое тело. Эфирное тело. 2. Астральное тело. 3. Прана, или Жизненная Сила. 4. Инстинктивный ум. 5. Интеллект (разум, рассудок). 6. Духовный ум (духовность, способность прозрения, интуитивный ум). Подсознание. 7. Дух. Дзинг-дзенг… Что это? Звон колокольчика? Нет это название древней могучей цивилизации. Сейчас от великого государства Дзинг-Дзенг остались лишь несколько храмов и монастырей, прячцщихся в неприступных горах Тибета. Но и прежде, и сейчас подданные его живут одной верой, одним ожиданием … В далекие времена границы Дзинг-дзенга простирались от Китая до Индии. Основателями же его стали шесть Небесных посланников, которые каждый в свое время по «небесной веревке» спускались на одну из вершин Тибета, а потом исполнив дело, ради которого были посланы на землю, поднимались обратно, постепенно исчезая в небесной выси. Там, на небесах, и сейчас находятся шесть их гробниц. Но вот стал спускаться Седьмой наставник, последний из них, слкчайно перерезал своим мечом «небесную веревку» и упал с высоты на землю. Пришлось ему остаться. Когда люди спросили, откуда он прибыл, Седьмой наставник указал в небо и сказал: «Я-Великий». Его глаза, лишенные белков, были подернуты пленкой, брови- голубые, как бирюза, зубы – белые, а между пальцами виднелись перепонки, как у ящерицы. И люди сделали его своим правителем. Позднее Седьмой наставник был убит заговорщиками, Могила его находится в стеклянном храме. Мне кажется я много перечислил разных примеров о числе «семь». Я могу сделать следующий вывод для читателей (для себя я этот вывод сделал давно). Весь окружающий нас мир (включая необъятную Вселенную с миллиардами звезд и планет), все многочисленные разумные цивилизации (включая нашу человеческую), созданы были по воле Всевышнего. Но он сам непосредственно не мог участвовать в создании цивилизации на всех планетах, в том числе и на Земле. На Земле его волю выполняли семь его помощников (иерархов, ангелов, архангелов, которых люди часто называли даже богами). По этой причине у всех древих народов есть упоминание о семи ангелах, архангелах или богах, которые активно участвовали в создании нашей человеческой цивилизации. Многие могут сказать, что ангелов было больше и будут правы, так как ангелы тоже бывают разного уровня (и их было много), но главных создателей нашей цивилизации было семь. За многие годы у людей сменилось много религий. Древние цивилизации гибли и забывались. Появлялись новые цивилизации и государства. Каждое новое государство стремилось уничтожить память о предыдущем (как о худшем, считая себя наиболее правильным). Старые религии, служившие Всевышнему, уничтожались, создавались новые религии, служившие не Всевышнему, а властям, не народу, а богатеям. Новые религии (особенно современные) служат не людям и их нравам, а служат во имя своего обогащения. А есть религии, которые поощряют даже войны (уничтожение человека человеком). И только древние религии сохраняют подлинную суть религии (подлинную Веру). К такой религии я отношу и религию езидов. Это одна из древнейших религий и она сохранила древнюю суть. Именно в ней есть Всевышний и семь его главных ангелов во главе с Малаки Таусом.

Для наших читателей: один из семи архангелов с подробным описанием из различных источников.

Арха́нгел (др.-греч. Ἀρχάγγελος от др.-греч. ἀρχι- - «главный, старший» + др.-греч. ἄγγελος - «вестник, посланец, ангел») - в христианском вероучении одна из высших категорий (чинов) ангелов. В системе ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита это восьмой из девяти чинов ангельских. В канонических книгах Библии архангелом непосредственно назван только лишь Михаил (Послание Иуды:9), но, согласно традициям Церкви, архангелов восемь.

В Православной церкви встречается упоминание о восьми архангелах: Михаиле, Гаврииле, Рафаиле, Урииле, Селафииле, Иегудииле, Варахииле и Иеремииле. Известны также: Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других.

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных совершается в Православной церкви 8 (21) ноября. Его установление связывают с решением Лаодикийского собора, бывшим за несколько лет до Первого Вселенского собора и осудившем как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.

Классификации

Согласно книге «О небесной иерархии» Псевдо-Дионисия Ареопагита (V - нач. VI вв), архангел - название второго чина в третьем, низшем лике ангельской иерархии (1-й чин - ангелы, 2-й - архангелы, 3-й - начала). Имена семи архангелов и их функции приведены в XX главе (абзаце) эфиопского апокрифа «книга Еноха» (II век до н. э.):

Михаил поставлен над лучшею частью людей, – над избранным народом поставлен над лучшей частью человечества и над хаосом председательствует над человеческой добродетелью, командует народами
Гавриил поставлен над змеями, и над раем, и над херувимами поставлен над раем, змеями и херувимами председательствует над змеями, над раем и над херувимами
Рафаил ангел духов людей поставлен над духами людей председательствует над духами людей
Уриил ангел грома и колебания поставлен над миром и над тартаром председательствует над шумом и ужасом
Рагуил карает мир и светила дает отмщение миру светил налагает наказание на мир и светила
Саракаел поставлен над душами сынов человеческих, склонивших духов ко греху поставлен над духами, которые грешат в духе председательствует над духами сынов человеческих, которые преступают закон
Ремиил Нет Бог поставил над теми, кто воскресает Нет

Вероятно, семь Архангелов «Книги Еноха» соответствуют семи Амеша Спента зороастрийского пантеона и семи планетным духам вавилонян. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь Архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называются также в христианской традиции архистратигами .

Семь ангелов упоминается также в книге Товит: «Я - Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред Славу Святого» (12,15). И в Апокалипсисе: «семь звезд суть Ангелы семи церквей» (1,20).

Учение о соборе семи Архангелов с конкретными именами: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, - появляется в средневековье в XV веке, это описание сделал францисканский португальский монах Амадей Мендес да Сильва (Амадей Португальский, †1482), имена он узнал из собственного откровения. В средние века появляется культ семи ангелов в Католической Церкви и строятся храмы в Риме, затем в Неаполе. До конца XVII века этого учения о соборе из 7 архангелов с конкретными именами в Православии, как в иконографии, так и в агиографии (Великие Четье-Минеи свт. Макария XVI века, Жития святых Тулупова середина XVII века) - нет. Учение с именами из откровения Амадея Португальского внесено в жития святых Димитрия Ростовского под числом 26 марта в издании 1700 года. В самой Католической церкви учение о семи ангелах, с конкретными именами, было отвергнуто и возвратились к поклонению только трех ангелов: Михаила, Гавриила и Рафаила, только к тем именам, которые разрешил почитать Римский собор 745 года при папе Захарии. Только эти три имени есть в канонических книгах Библии. Римский собор 745 года определил: Nos autem, ut a vestro sancto apostolatu edocemur, et divina tradit auctoritas, et non plus quam trium angelorum nomina cognoscimus, id est Michael, Gabriel, Raphael: alioqui de mysterio sub obtentu angelorum demonum nomina introduxit. («Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта.»)

Имён Варахиил и Иегудиил нет в Священном Предании Церкви, эти имена из откровения Амадея Португальского. Первое имя, Варахиил, встречается ещё в иудейском апокрифе в «Книге Небесных дворцов» (между II и VIII/IX вв.) - 14, 17 глава: «Баракиэл (Варахиил), который управляет молнией», но Иегудиил - имя, которое не встречается вообще нигде, кроме «откровения» Амадея.

Если верить исключительно словам Библии, то Михаил - архангел, Гавриил - ангел (согласно православной гимнографии - архангел), Рафаил - ангел. Согласно «Третьей книге Ездры», Уриил - является ангелом (не архангелом или херувимом или серафимом), а Иеремиил - архангелом.

В каббале раскрывается соответствие иерархии ангелов, праотцов и сфирот:
Михаил - Авраам - хесед, Гавриил - Исаак - гвура, Рафаил - Иаков - тиферет.

Архангел Михаил

Архангел Михаил (др.-евр. מיכאל, Михаэ́ль - «Кто как Бог»; греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) - главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.

Имя Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила:

  • «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских » (Дан. 10:13).
  • «Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего » (Дан. 10:21).
  • А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:

Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:

  • явление Валааму: «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему » (Чис. 22:22);
  • явление Иисусу Навину: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч » и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав. 5:13-15);
  • уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4Цар. 19:35);
  • спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих » (Дан. 3:95).

В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) Люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зелёную финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом ».

Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад её.

Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.

Иннокентий, архиепископ Херсонский

Празднование в православной церкви 21 ноября (8 ноября по старому стилю) и 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание чуда архангела Михаила в Хонех (Колоссах); в католической - 8 мая и 29 сентября.

Архангел Гавриил

Архангел Гавриил, новгородская икона

Архангел Гавриил (др.-евр. גבריאל - сила Божия) Упоминается в следующих библейских книгах: Дан. 8:16, 9:21 и Лк. 1:19, 1:26.

В Библии называется ангелом, но в предании христианской церкви выступает как архангел - один из высших ангелов. В Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Деве Марии в Назарете - о рождении Иисуса Христа. Считается ангелом-хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа. По учению мусульман - от него пророк Мухаммед получил свои откровения. На иконах изображается со свечой и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Память архангела Гавриила совершается в Православной церкви 26 марта и 13 июля (по юлианскому календарю).

Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой каменное зерцало ». Это зеркало из зелёного ясписа (яшмы) с чёрными и белыми пятнами на нём, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества.

Архангел Рафаил

Архангел Рафаил (др.-евр. רפאל, Рэфа́эль - «исцелил Господь»). Упоминается в книге Товита (3:16; 12:12-15). Рафаиил по-арамейски означает «Исцеление Божие » или «Врачевание Божие ». Согласно еврейскому мидрашу, Рафаил вылечил боль, которую испытывал Авраам после того, как сделал себе обрезание. В исламе архангел Рафаил - тот, кто возвестит Судный день.

В «Руководстве к написанию икон» сообщается, что: «архангел Рафаил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран ».

Архангел Варахиил

Архангел Варахиил (благословение Божие) - в Библии не упоминается, известен только из «откровения» Амадея Португальского.

В книге «Руководство к писанию икон » о нём сообщается: «Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном ». Белые розы выступают символом благословения Божьего.

Поелику благословения Божии различны, то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие.

Святитель Иннокентий Херсонский

Архангел Селафиил

Архангел Селафиил (Салафиил ; др.-евр. שאלתיאל - «молитва к Богу»). Упоминается только в апокрифической Третьей книге Ездры (3 Ездр. 5:16).

«И вот Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, чтобы они чистым дыханием уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил»

В «Руководстве к писанию икон» о нём говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся ».

Архангел Иегудиил

Архангел Иегудиил (хвала Божия). Это имя известно только из «откровения» Амадея Португальского, в канонических текстах его имя не упоминается.

Имя архангела Иегудиила в переводе на русский язык означает «Славитель Божий » или «Хвала Божия ». Руководствуясь этими переводами подобные эпитеты иконописцы помещали на его изображения. Так, в надписи на фреске Благовещенского собора говорится: «имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние ».

Как поясняется в «Руководстве к писанию икон», Иегудиил «изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам ».

Иннокентий Херсонский пишет о нём: «Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию ».

Архангел Уриил

Архангел Уриил (др.-евр. אוּרִיאֵל - «свет Божий, или Бог свет есть»). Упоминается в апокрифической Третьей книге Ездры (3 Ездр. 4:1; 5:20).

Согласно апокрифу - Третьей книге Ездры, архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По мнению православных богословов, Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невеж, а само имя архангела, соответствуя его особому служению, означает «Огонь Божий» или «Свет Божий».

По иконописному канону Уриил «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень ».

Иннокентий Херсонский в своём сочинении об архангелах пишет об Урииле следующее: «Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные ».

Архангел Иеремиил

Архангел Иеремиил (высота Божия). Упоминается только в Третьей книге Ездры (3 Ездр. 4:36.).

Библейская энциклопедия архимандрита Никифора сообщает о нём следующее:

В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается ещё Архангел Иеремиил (высота Божия). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.

Исходя из значения имени (Иеремиил - «Высота Божия») богословы считают, что он посылается от Бога к человеку, чтобы содействовать возвышению и возвращению человека к Богу. Изображается он, держащим в правой руке весы.

См. также

  • Малаика - ангелы в нехристианских авраамических религиях.
  • Мукаррабун - ангелы высшей категории в исламе.
  • Ангельская иерархия

Примечания

  1. Архангелы - статья из Большой советской энциклопедии.
  2. Акафист святым Бесплотным силам
  3. Собор Архистратига Михаила. Архивировано 27 ноября 2012 года.
  4. Смирнов А.В. Книга Еноха. - Казань, 1988
  5. 1 Enoch (Ethiopic) Parallel Translations. Chapter XX / Chapter 20
  6. Empore (Gesamt). Проверено 2 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  7. Дебольский Г. Е. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной церкви.том 1.1837 г. стр.98
  8. Engel
  9. Mansi JD - Sacrorum Conciliorum Nova Amplissima Collectio Vol 012 (1692-1769) col. 384 Concilium Romanum 745 Actio tertia
  10. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архивировано 27 ноября 2012 года.
  11. Академик В. Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр.226.
  12. Архиепископ Херсонский Иннокентий. Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5-6
  13. Фартусов В. Д. Указ. сочю С. 226
  14. Фартусов В. Д. Указ. соч. С. 226
  15. Фартусов В. Д. Указ. соч. С. 227
  16. Иннокентий Херсонский. Седмь Архангелов Божиих, М., 1996. С. 14
  17. Иннокентий Херсонский. Указ. соч. С. 11-12
  18. Фартусов В. Д. Указ. соч. С. 226-227
  19. Иннокентий Херсонский. Указ. соч. С. 12
  20. Иннокентий Херсонский. Указ. соч. С. 10
  21. Никифор, архим. Библейская энциклопедия. М., 1891. С. 63

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Архангелы
  • Архангел // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Собор Архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных: о дате праздника и иерархии ангелов. Архивировано 27 ноября 2012 года. на сайте Православие и мир
  • Архангел Михаил. Архивировано 27 ноября 2012 года.
  • Архангел Гавриил. Архивировано 27 ноября 2012 года.
И прiиде един от седми Ангел имущих седмь фiал, и глагола со мною, глаголя ми: прiиди, да покажу ти суд любодейцы великiя, седящiя на водах многих: с неюже любодеяша цари земстiи, и упишася живущiи на земли от вина любoдеянiя ея. И веде мя в пусто место духом: и видех жену седящу на звери червлене, исполненем имен хулных, иже имеяше глав седмь и рогов десять. И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих. С нею блудодействовали цари земные, и вином ее бдудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню, и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

Некоторые принимали эту блудницу за древний Рим, как расположенный на семи холмах; семью же главами носящего ее зверя считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь. Мы же, руководствуясь и сообразуясь с последовательностью происходящего, думаем, что блудницей называется вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия антихриста. Ибо прежний Рим лишился царской державы еще с давнего времени, разве только предположить, что прежнее достоинство снова к нему возвратится. Но если сие допустим, то уничтожится город, владычествующий ныне, ибо Апостол говорит: и жена, юже видел ecu, град есть великiй, иже имать царство над цари земными (Апок.17:18). Но о сем, если поможет Бог, поговорим впоследствии. Теперь же следует изъяснить, что должно разуметь под пустыней, в которую видевший сие был приведен Духом. Пустынею в духовном смысле считаем всякий вообще город или многочисленное или многолюдное общество, порицаемое Богом за душевное опьянение, прелюбодеяние и другие подобные преступления. Можно истолковать это и иначе: что Апостол Иоанн в духовном созерцании видел запустение предуказанной блудницы, представленной под образом женщины по причине женственности, наклонности и слабости к греху. - Она сидела на звере багряном, потому что по лукавым делам почивает на дiаволе, увеселяющемся убийствами и кровью, и тем становится в хулениях на Бога помощницею отступника. Ибо самый зверь и багряный вид его служат указанием суровости, жестокости и предрасположения к убийствам. - О значении семи голов и десяти рогов узнаем, с помощью Божией, из последующего от Божественного Ангела.

Облечена жена в багряницу и порфиру - сии принадлежности и символы самодержавия над всеми; по той же причине украшена драгоценными камнями и бисером.

Чашею показывается сладость лукавых деяний пред вкушением их, а золотом их драгоценность. - Как некто сказал об Иове, что он пил поругание якоже воду (Иов.34:7), так и здесь показывается, что она следует злу не для насыщения, но по жажде своей погибели. Посему она и умножила свои мерзости, т. е. мерзостные для Бога дела, которыми напоевается грехолюбивое общество, вкушая как сладкое питье мерзостное опьянение греха и блудного осквернения.

Начертание на челе показывает бесстыдство неправды, полноту грехов и сердечное смущение, она мать, ибо в подначальных городах руководит душевным блудодеянием, порождая тем мерзкие пред Богом беззакония.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама