THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Путешествие в Серафимо-Знаменский скит в сентябре 2012 года.
  • Серафимо-Знаменский женский скит.

    Адрес Серафимо-Знаменского скита: Московская область, Домодедовский район, с. Битягово
    Как проехать к Серафимо-Знаменскому скиту.
    Проезд на общественном транспорте: с Павелецкого вокзала до станции «Домодедово», далее автобус № 23 до с. Битягово или автобусы № 31, 32, 58 до с. Заборье, потом пешком 2,5 км (не доходя до с. Битягово 500 м).
    Расписания автобусов - в полезных ссылках.
    Посмотреть все монастыри Московской области на карте яндекса.

    Серафимо-Знаменский скит основала в 1910 г. игуменья Ювеналия (в миру княжна Т.А. Марджанишвили, с 1916 г. схиигуменья Фамарь), он был заложен в 1910 г.

    Строительство скита продолжалось два года. Скит освятил в 1912 г. митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский).

    В 1999 г. здания Серафимо-Знаменского скита вернули Русской православной церкви. А в 2000 г. этот религиозный центр был возрожден как скит, т.е. малый женский монастырь.


    На территории Серафимо-Знаменского скита расположены 12 небольших домиков-келий - по числу 12 апостолов , и каждый имеет собственное название.

    Приехав в наши дни в Серафимо-Знаменский скит можно увидеть храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя преподобного Серафима Саровского , в подклети - усыпальница с престолом святой равноапостольной Нины. (Основательница монастыря особо чтила эту святую.) В скиту бьет безымянный почитаемый источник.


    Колодец на территории Серафимо-Знаменского скита.
    Вдали слева видна надвратная звонница .

    Надвратная звонница и келия .

    Две келии.

    Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес с архитектурно-художественных и планировочных позиций. Уникальный проект комплекса скита создал архитектор Л.В. Стеженский. Комплекс скита имеет квадратный план, в центре его поставлен ярусный шатровый храм, играющий роль высотной доминанты. Домики келий симметрично размещены по периметру глухой кирпичной стены, из 12 зданий сохранилось девять. Здания в комплексе скита в основном кирпичные, неоштукатуренные, их декоративные элементы выделены побелкой. В составе Серафимо-Знаменского скита, кроме церкви Знамения и Серафима, сохранились кельи двух типов и вне скита - дом священника и дом причта.


    Келии в Серафимо-Знаменском скиту.

    Одноэтажный деревянный дом священника создан под влиянием архитектуры стиля модерн.

    Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя преподобного Серафима Саровского является самым оригинальным зданием в комплексе скита, в нем декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры переработаны в стиле модерн. Храм из красного кирпича имеет крестчатый объем, он увенчан стройным световым шатром с четырьмя рядами кокошников. Здесь престолы в верхнем храме в честь иконы Божией Матери Серафимо-Понетаевской и преподобного Серафима Саровского; в цокольной части храма находится нижний храм-усыпальница с престолом в честь святой равноапостольной Нины (этот храм своим видом напоминает катакомбный храм первых веков христианства).


    Ажурные кованые ворота звонницы.

    Ажурные Святые ворота звонницы. Звонница со Святыми вратами воссоздана заново по фотографиям 1920-х годов.

    Голубь на Святых воротах звонницы.

    Равновеликие одноэтажные кельи обращены внутрь скитской территории, они различаются числом жилых помещений и могут быть оценены как два типа келий. В одном случае в их убранстве преобладают мотивы стилизованного русского кокошника, а в другом - формы модерна.

    В советский период были утрачены Святые ворота, часть ограды, здания келий, некоторые здания были перестроены.

    В планировке скита и в визуальном облике его строений много значимой символики. Так, ограда скита задумана как квадрат в 33 сажени - в память о 33 годах земной жизни Иисуса Христа Скитский храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» имеет 24 кокошника по числу 24 апокалипсических старцев. В ограде вокруг храма были расположены 12 небольших домиков-келий - по числу 12 апостолов, - каждый из этих келейных корпусов был посвящен одному из этих апостолов. В скиту должны были жить только 33 сестры - по числу лет земной жизни Иисуса Христа.

    С использованием материалов из книги «Монастыри подмосковья».

    Церковь во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима, с усыпальницей и престолом внизу в честь святой равноапостольной Нины. Серафимо-Знаменский скит находится в 30 км к юго-востоку от Москвы. Скит основан схиигуменией Фамарью (Маджанишвили 1868-1936 гг.) при деятельном участии великой княгини преподобномученницы Елизаветы Федоровны (Романовой) в начале ХХ века. Освящал его в 1912 г. митрополит Московский, впоследствии священномученик, Владимир (Богоявленский).

    После закрытия в 1924 г. на территории скита находилась больница, позже база отдыха. Как действующий монастырь, скит открылся 2 апреля 2000 г. Бочкообразность храма на снимке - не дисторсия объектива (снималось на 50 мм оптику), храм действительно имеет шатровую форму.



    Серафимо-Знаменский скит основан в 1912 году игуменьей Ювеналией, в миру княжной Тамарой Александровной Марджановой, принявшей впоследствии великую схиму с именем схиигумении Фамарь. Она приняла постриг в Бодбийском монастыре, где в 4 веке скончалась и была погребена Св. Нина, просветильница Грузии. В 1902 году игумения Ювеналия возглавила Бодбийскую обитель, а с декабря 1907 года матушка отправилась в Серафимо-Понетаевский монастырь с намерением поселиться в скиту поблизости от монастыря. Во время молитвы она услышала голос Царицы Небесной, повелевшей ей не оставаться здесь, а устраивать собственный скит. А еще раньше, в 1892 году Иоанн Кронштадтский, предвидя судьбу этой женщины, возложил на ее три креста. Так за свою жизнь она стала настоятельницей трех монастырей: Бодбийского (в Грузии), Покровской общины в Москве и Серафимо-Знаменского на Домодедовской земле.

    И вот 27 июля 1910 года в лесу, недалеко от Москвы состоялась закладка скита. В сентябре 1912 года возведение обители было закончено. Активную помощь оказала Великая княгиня Елизавета Федоровна. 23 сентября 1912 года обитель была освящена Митрополитом Владимиром, будущим новомучеником Российским. Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес с архитектурно-художественных и планировочных позиций. Уникальный проект комплекса скита создал архитектор Леонид Васильевич Стеженский. Он имеет квадратный план, в центре его поставлен ярусный шатровый храм, играющий роль высотной доминанты. Храм Знамения Божией Матери и прп. Серафима Саровского с усыпальницей и престолом во имя равноапостольной Нины имеет 24 кокошника по числу 24 апокалипсических старцев. В нем декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры переработаны в стиле модерн. Храм из красного кирпича имеет крестчатый объем, он увенчан стройным световым шатром с четырьмя рядами кокошников. Ограда скита представляет собой квадрат со стороной в 33 сажени - в память 33 лет земной жизни Христа. В ограде располагались 12 небольших домиков-келий - по числу 12 апостолов, каждый имел соответствующее название: Андреевский, Иоанно-Богословский и т.д. Они симметрично расположились по периметру глухой кирпичной стены. Ныне из 12 зданий сохранилось только 9. Здания в комплексе скита в основном кирпичные, неоштукатуренные, их декоративные элементы выделены побелкой. В скиту могли жить только 33 сестры - по числу лет земной жизни Христа.

    Скит действовал 12 лет и был закрыт в 1924 году. Схиигумения Фамарь прожила еще 12 лет. Она жила в комнате великой княгини Елизаветы Федоровны в Марфо-Мариинской обители. В те тяжелые 1920-е годы матушка Фамарь организовала кооперативы, в которых монахини изготовляли мягкие игрушки и стегали одеяла, при зтом в этих кооперативах тайно велись богослужения. В 1931 году ее арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму, а затем сослали в Иркутскую область, где она заболела горловой чахоткой. Вскоре после возвращения из ссылки в 1936 году матушка умерла в Подмосковье в возрасте 67 лет. Она была похоронена на Введенском кладбище в Москве. После закрытия в стенах скита разместилась заборьевская больница, а с 1965 года - пионерлагерь и база отдыха завода "Криптон".

    Решение о передаче скита в ведение Церкви было принято в конце 1998 года. 27 января 1999 года, в день памяти Св. Нины в скитском храме состоялась первая Божественная литургия. Здесь началось возрождение монашеской жизни. Серафимо-Знаменский скит - это удивительное живописное и романтическое место. В лесной глуши, среди корабельных сосен стоит миниатюрный, изысканный монастырек с древнерусским храмом, будто сошедший с полотен художников Васнецова или Левитана.

    http://www.mihaylovskoe.orthodoxy.ru/churches/

    Рядом с г. Домодедово возле д. Битягово стоит Серафимо-Знаменский скит-малый женский монастырь. Его основала в 1910 г. игуменья Ювеналия (в миру грузинская княжна Т.А. Марджанишвили, с 1916 г. схиигуменья Фамарь, 1869-1936).
    Церковь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима, с шатром из 24 поднимающихся ажурными ярусами кокошников. Архитектором собора является А.В. Щусев. Скит строили два года, и в 1912 г. он был освящён митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленский). Все постройки выполнены в неорусском стиле, правильный художественный и авторский подход определили всю красоту композиции.
    В 1924 году монастырь закрыли, советская безбожная власть только начинала гонения в отношении православной веры. На месте скита была открыта больница. В 1965 году открылся пионерский лагерь и база отдыха завода.
    В 1999 году строения вернули Русской Православной Церкви, и в 2000 году началось возрождение женского монастыря.

    Серафимо-Знаменский женский скит Московской епархии

    Серафимо-Знаменский скит был основан в году игуменьей Ювеналией (Марджановой) .

    Архитектура

    Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес с архитектурно-художественных и планировочных позиций. Уникальный проект комплекса скита создал архитектор Леонид Васильевич Стеженский. Он имеет квадратный план, в центре его поставлен ярусный шатровый храм, играющий роль высотной доминанты.

    Храм в честь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, с усыпальницей и престолом во имя равноапостольной Нины, имеет декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры, переработанные в стиле модерн. Храм из красного кирпича имеет крестчатый объем, он увенчан стройным световым шатром с четырьмя рядами кокошников общим числом 24 - по числу 24 апокалипсических старцев.

    Ограда скита представляет собой квадрат со стороной в 33 сажени - в память 33 лет земной жизни Христа. В ограде располагались 12 небольших домиков-келий - по числу 12 апостолов (сохранилось девять). Каждый из этих келейных корпусов был посвящён одному из этих апостолов. Они симметрично располагались по периметру глухой кирпичной стены. Здания в комплексе скита в основном кирпичные, неоштукатуренные, их декоративные элементы выделены побелкой.

    Храмы

    • Храм иконы Божией Матери "Знамение" и преподобного Серафима Саровского с нижним храмом-усыпальницей в честь святой равноапостольной Нины

    Святыни

    • икона с мощами священномученика Гермогена, епископа Тобольского
    • мощи преподобноисповедницы Фамари (Марджановой)

    Настоятельницы

    Литература

    • В.Г. Глушкова "Монастыри Подмосковья", Москва, Вече, 2015, стр. 140-146

    Церковь Знамения и Серафима

    Проезд на автомобиле: трасса Москва - Кашира. В Битягово можно попасть только со старого шоссе М4, в районе населенного пункта Заборье нужно повернуть на неприметном повороте направо (к турбазе «Нефтяник»), проследовать через поле и поднырнуть под новой трассой на Каширу. Справа останется кладбище, лесной массив, в котором скрыт Серафимо-Знаменский скит.

    Обитель основана игуменьей Ювеналией (в миру княжной Тамарой Александровной Марджановой) при поддержке Великой княгини Елизаветы Федоровны.

    До этого грузинская княжна была настоятельницей (1902 г.) монастыря равноапостольной Нины в Бодбэ и управляла скитом (~1907 г.) Серафимо-Понетаевской обители.

    Тамара, находившаяся под духовным руководством Иоанна Кронштадского и получившая благословение на учреждение собственной пустыни из уст великих старцев Анатолия Оптинского, Алексия Зосимовского, Гавриила Седмиезерского и др., неуклонно стремилась к своей цели.

    Закладка скита в лесной пустоши Дрязгино состоялась летом 1910 г., а к началу осени строительные работы были завершены. 23 сентября 1912 г. обитель освятил митрополит Владимир.

    Стилистически единая архитектура всего комплекса, наделенная древнехристианской символикой, несет глубокую смысловую нагрузку.

    Ансамбль, сложенный из кирпича, вписан в правильный квадрат, длина каждой грани которого составляет 33 сажени, символизируя 33 года земной жизни Спасителя. По периметру невысокой ограды расположились 12 домиков-келий, по числу 12 апостолов - учеников Христовых.

    Храм во имя Знамения Божией Матери получил так же престол преп. Серафима Саровского, благодаря убежденности Ювеналии, считавшей, что «Преподобный Серафим правил всей ее жизнью».

    Небольшая церковь неорусского стиля с усыпальницей и приделом во имя равноап. Нины (в подвальном этаже), служит композиционным и художественным ядром ансамбля. На крестчатом объеме с развитой трехчастной апсидой и западным притвором, поднимается световой шатер из 32 кокошников, завершенный продолговатой главой, крытой металлом, имитирующим поливную черепицу. Окрашенные поверхности стен, сохранившие фактуру кирпичной кладки, несут на себе редкие стилизованные изображения символов северного христианства, заимствованные, возможно, у викингов-варягов и широко распространенные в Старой Ладоге, на Псковщине и Новгородчине. Равноконечный крест, помещенный в окружность можно интерпретировать, как спасение через крест. Ступени под крестом символизируют Голгофу - восхождение к кресту Спасителя.

    Ступенчатый шатер не только придал культовому зданию с традиционной планировкой ярко индивидуализированный облик, но и завершил собой динамичное построение архитектурных масс. Кокошники ломаного, утрированного абриса, прорезанные узкими щелями окон, так же участвуют в формировании внутренней поверхности шатра, сообщая его ячеистой структуре тонкую свето-теневую моделировку.

    Интерьеры не расписаны, а побелены по штукатурке. Иконостас новый.

    Автором предварительного проекта Серафимо-Знаменского храма ПАМО (1999 г.) называет архитектора Л.В. Стеженского. В столице сохранилось несколько его построек начала XX столетия. Большинство из них - гражданские здания (частная женская гимназия Н.П. Хвостовой, доходные дома Павлова и Воробьева), но встречаются постройки религиозного характера (комплекс зданий Покровской общины с церковью Михаила Малеина). Сооружения Стеженского отмечены печатью усредненности и типичности. Гипотезу о принадлежности Знаменского храма в скиту замыслу Леонида Васильевича Стеженского, пожалуй, можно объяснить вспышкой творческого озарения, выпадающей однажды и на долю малого мастера.

    Есть мнение о причастности к проекту А.В. Щусева, который уже в начале своего творческого пути зарекомендовал себя как крупный мастер церковного зодчества.

    В 1916 г. игуменья Ювеналия была пострижена в схиму, т.е. приняла обет вести более строгий аскетический образ жизни. Новооблаченная схимница получала имя Фамарь. Скит функционировал до 1924 года, пока не был закрыт советской властью и превращен в Заборьевскую больницу. С 1965 г. здесь разместился пионерский лагерь и база отдыха завода «Криптон», пустующие корпуса которой можно видеть поблизости.

    В 1999 г. в обители возродилась монашеская жизнь. Трудами сестер и вкладчиков разрушенная звонница и несколько келейных домиков встали на свои прежние места, будто бы и не было здесь страшных разрушений…

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама