THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.

Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.

И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.

И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.

А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и [стеною] по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря» (Исх., гл. 14).

Нет ничего в Ветхом Завете и о том, откуда собственно взялся посох Моисея. Но информация об этом сохранилась в других источниках. Причем версия, которая имеется по этому поводу в мусульманской традиции, совпадает с тем, что можно найти в Торе. И ту же самую версию мы услышали от Великого Коэна, то есть Первосвященника, самаритян во время своей экспедиции в Израиль в 2010 году.

Согласно всем этим источникам, Моисей не сделал себе посох из ветки какого-то дерева или кустарника, а получил в уже готовом виде от своего тестя (то есть отца жены) по имени Итро. Итро же, как выясняется, был человеком не простым.

Вот, что говорит по этому поводу один из еврейских источников.

Некогда Итро занимал должность советника египетского фараона и, в отличие от других советников, предлагал фараону относиться к евреям терпимо. Убедившись, что его совет не принят, он оставил свою должность при царском дворе, покинул Египет и поселился в Медиане. Вскоре он стал там главным жрецом.

Однако в некий момент (по неясным причинам) Итро проникся центральной идеей монотеизма - идеей единого Бога - и объявил народу, что не сможет быть больше жрецом.

Слова Итро ошеломили народ. Все отвернулись от него и его семьи. Даже пастухи, пасшие его стада, покинули Итро, и некому было выводить скот на пастбище, кроме как его дочерям. Когда же дочери Итро приводили скот к источнику, пастухи отгоняли их - и они вынуждены были ждать, пока все остальные напоят свои стада.

Однажды дочери Итро встретили у источника чужестранца. Его вполне можно было принять за египтянина. И хотя египтяне слыли людьми не очень благородными и вежливыми, этот «египтянин» помог им напоить скот - и в тот день они рано вернулись домой. Удивленному отцу они рассказали, что «египтянин» помог им и защитил их от пастухов, и что вода сама поднималась навстречу этому человеку. И тогда Итро понял, что этот «египтянин» происходит из рода Яакова. Он послал дочерей за пришельцем, и вскоре они возвратились вместе с ним. Это был Моше (то есть Моисей). Он сказал Итро: «Отчасти твои дочери правы, говоря, что их спас от пастухов египтянин. Дело в том, что я убил египетского надсмотрщика, который был жесток с одним евреем. Мне пришлось бежать из Египта, и, в конце концов, я добрался до этих мест. Так что, если бы не тот египтянин, из-за которого я бежал, меня не было бы здесь - и я не смог бы помочь твоим дочерям». Итро и Моше понравились друг другу, и Моше был рад найти пристанище в доме Итро.

Упоминание «рода Яакова» (он же Иаков в христианской традиции) в этой истории не случайно. Дело в том, что именно с Яаковым связан тот отрывок в Торе, в котором вновь мы видим посох, творящий «чудеса».

«В недельной главе «Ваишлах» наш праотец Яаков рассказывает: «С моим посохом перешел я этот Иордан». Раши поясняет: «Он опустил свой посох в Иордан, и воды реки расступились». То есть Яаков тоже сделал чудо с помощью посоха» (Бенцион Ласкин, Недельная глава «Шмот»).

Таким образом воздействие посохом на большой массив воды имело место задолго до рождения Моисея. И это не случайно, поскольку, согласно преданиям, посох имел божественное происхождение и длинную историю. Эту историю мы вкратце услышали у самаритян.

А вот, что пишет об этом Бенцион Ласкин:

«На самом же деле все началось еще раньше. В Мишне говорится (Пиркей авот), что посох был создан на исходе шестого дня Творения - в сумерки, перед самым началом первой в истории человечества Субботы. Мидраш добавляет, что когда первый человек был изгнан из рая, то он взял с собой посох. Затем этот посох передавался из поколения в поколение, пока не достался Ноаху, который отдал его своему сыну Шему. От того посох перешел к Аврагаму, Ицхаку и Яакову. Яаков принес его в Египет и передал Йосефу. После смерти Йосефа посох каким-то образом оказался у Итро (возможно, после смерти Йосефа фараон раздал его имущество, и Итро, как наиболее духовный человек из всех советников фараона, получил посох). Когда Итро, покинув Египет, поселился в Мидьяне, он воткнул посох в землю в своем саду, но потом никак не мог вытащить его из земли. У Итро была дочь по имени Ципора, которая была очень хороша собой: как говорит Раши, «все признавали ее красоту». Так что в Мидьяне многие герои хотели взять ее в жены. Каждого, кто приходил просить руки дочери, Итро подвергал испытанию, говоря: «Если ты сможешь вытащить этот посох, то получишь мою дочь». Однако все попытки женихов не увенчались успехом. А потом пришел Моше и вынул посох из земли (и женился на Ципоре)».

Несколько иной вариант (который не принципиально отличается от приведенного выше) дает еврейская Агада:

«Посох этот, предуготованный в сумерки шестого дня творения, был дан господом Адаму в раю, от Адама перешел к Ханоху, от Ханоха к Симу, потом переходил по наследству к Аврааму, к Ицхаку, к Яакову и, наконец, к Йосефу. После смерти Йосефа посох был взят фараоном к себе. Итро, бывший одним из волхвов египетских, смутно чувствуя чудесную силу этого посоха, выпросил его у фараона и посадил среди деревьев в своем саду. Однако невидимая рука не давала ему подойти близко к посоху. Когда явился Моисей, увидел посох и прочитал начертанные на нем письмена, он протянул руку и беспрепятственно взял его себе. Видя это, Итро понял, что Моисею суждено освободить народ израильский, и дал ему в жены дочь свою Ципору».

Во всех этих вариантах присутствуют два важных момента. Во-первых, посох имеет божественное происхождение, то есть создан Богом. А во-вторых, Итро был египетским жрецом. И это прямо выводит нас на те изображения египетских богов, где боги держат в руках «скипетр».

Древнееврейский язык Ветхого Завета повествует о удивительных зверях – символах огромной власти. Но в переводах допущены ошибки, которые создают искажённую картину. Вернувшись к оригиналу, мы откроем себе зверей, забытых намного веков. И одна из самых «зверских тайн Библии» связана со змеем, которого Бог вручил Моисею.

Написано, что Бог воззвал к Моисею из горящего куста. Он повелел Моисею освободить евреев из рабства фараона, и вывести из Египта в «Землю обетованную». Он обещал Моисею, что поможет сотворить чудеса, что бы убедить египтян в своём могуществе. Он повелел Моисею бросить посох на землю. И согласно древнему тексту, посох превратился в нахаша. – нахаш на иврите означает змей.

«Возьми его за хвост», - сказал Бог. Моисей взял. И змей снова обратился посохом. Моисей вернулся в Египет, и убедил своего брата Аарона: «Настало время взять посох, и бросить вызов фараону»

Для древних израильтян посох был не просто помощником при ходьбе. Это был символ власти превосходства и авторитета. На иврите это звучит как «мате». Мате означает посох, но у него есть и другой смысл. Это ещё и племя. То есть это не только посох в руках вождя, но и всё племя над которым он имеет власть.

Из Книги «Исход», мы узнаём, что народ Моисея попал в беду. Они были в рабах у фараона, и вот Моисей с Аароном идут в столицу Египта, что бы бросить вызов фараону и выкрикнуть знаменитые слова: «Отпусти мой народ». Но на сей раз в Библии говорится, что Бог вложил силу в посох Аарона. В Библии ясно говорится, что именно Аарон, брат Моисея, бросил посох перед фараоном. Уверенный в том, что Бог евреев слаб, фараон требует чуда. И Аарон бросает свой посох. Согласно, Книги «Исход» посох превратился в нахаша. Но это не так. Перед фараоном возник вовсе не нахаш. Согласно тексту на Иврите, когда Аарон бросил свой посох, тот превратился в танина, зверя, которого египтяне считали столь сильным, что даже построили в его честь несколько храмов. Строили на совесть, и сегодня 3000 лет спустя мы можем видеть их руины. Что же это за зверь? Почему ему поклонялись? И как он меняет наше понимание Библии. Слово танин, мы встречаем в книге пророка Иезекииля. Где фараон сравнивается с Нильским Великим Танинон. А кто самый страшный в Ниле. Это конечно крокодил. По Иезекиилю Бог сравнивает фараона с Великим Танином, лежащим посреди рек своих, а затем Бог предрекает крокодилу: «Я вложу крюк в челюсти твои и вытащу тебя из рек твоих». Фараон, царь Египта, символически выведен в образе нильского крокодила. То есть веками слово танин переводили неправильно. Возможно, следуя первому переводу Библии с иврита на греческий язык. Но и Иезекииль явно даёт понять, что танин это не змей.

Фараон призывает своих жрецов и приказывает бросить их жезлы…. И начинается битва. Почему так важно, что когда Аарон бросил вызов фараону его посох превратился в крокодила? Тайна этого библейского зверя начинается в храме Ком-Омбо Надписи на гигантских стенах и колонах свидетельствуют, что одним из древнейший, и наиболее чтимых египетских богов был крокодил Себек. Себека изображали либо человеком с головой крокодила, либо крокодилом. Он был если не самым главным богом, то входил в десяток самых главных богов. И с течением времени его популярность всё росла. Потому что он был богом плодородия и Солнца. Древние египтяне причислили крокодила к богам, потому что наделяли его волшебными способностями. Самки крокодила, как будто заранее знали насколько Нил выйдет из берегов. Перед разливом они откладывают от 18 до 80 яиц. Их гнёзда всегда оказываются выше уровня воды. При разливе их никогда не затапливает.

Итак посох Аарона превращается в крокодила. Власть Аарона над могучим нильским крокодилом должна была потрясти веру фараона. Его бог Себек оказался уязвим. Аронов крокодил выиграл эту битву. Но можно ли в этом усмотреть вызов власти фараона? Возможно, ответ кроется в недавно найденных мумиях крокодилов двухтысячелетней давности? Вы не поверите, но в животе этого библейского зверя кроется настоящая тайна.

В начале XX века, в песках возле древнеегипетского города Тептюниса, археологи нашли полторы тысячи крокодилов. 31 мумия была набита папирусами. Внутренние полости были набиты винегретом из древних текстов не только разных столетий, но и культур. Там были и греческие стихи и комедии. Видимо крокодила почитали не только в Египте. Прошло сто лет, но раскопки в этом городе продолжаются. Что можно узнать об аароновом крокодиле из обрывков древних текстов? Что нового мы можем узнать о нашем библейском звере?

Всеведущий бог был мудрый советчиком, ведь он мог предсказывать будущее. Египтяне видели, как он откладывает яйца. Поэтому эго считали ясновидящим. Жрецы крокодилового храма, очевидно посоветовавшись с Себеком, давали ответы в письменном виде. А записки с вопросами закапывали в песок за стенами храма. Про эти клочки папируса никто ничего не знал больше двух тысяч лет. Но сегодня мы можем судить о могуществе бога-крокодила. И получается, что в эпоху Среднего Царства, Себек, бог-крокодил был, чуть ли не самым популярным богом.

Богу Моисея и Аарона противостоял очень сильный культ, и тогда, читая библейскую историю в правильном переводе, где посох Аарона превратился в крокодила, а не змея, его символика становится кристально ясной. Впервые за тысячу лет стал понятен смысл библейского рассказа про этого зверя. Ставка в схватке с крокодилом Ааронового крокодила с Себеком была вся система власти древнего Египта.

Согласно Библии, Аронов крокодил залил кровью двор фараона. И поглотил всех крокодилов фараона до единого. А вместе с ними фараон лишился силы. Библия говорит, что фараон не извлёк урока. Его сердце ожесточилось, он проигнорировал предупреждение – гибель крокодилов, и отказался отпустить народ Моисея и Аарона. Эта ошибка навлекла на Египет беды. Согласно, Ветхого Завета, Бог покарал фараона и наслал на него множество животных, сухопутных и водных. Из десяти казней египетских шесть связанных с животными. Самое тревожное это то, что все из этих животных существует и, по сей день.

В Библии упоминается загадочный жезл, врученный Моисею самим Богом. Он мог из воды сделать кровь или вызвать град. В наше время наука может дать объяснение многим чудесам. Так может и Жезл Моисея является всего лишь еще не придуманным нашей цивилизацией, но вполне реальным прибором?

Напутствие Бога

В Библии сказано, что Моисей впервые написал о магическом жезле по указанию Господа. Кем же был Моисей? Родился он на территории Египта, где иудеи пребывали в рабстве. Но настал день, когда Моисей убил египтянина, вступившись за соплеменника, и скрывался в «земле Мадиамской», где обзавелся семьей. Угнетение евреев в Египте не прекращалось.

Горящий куст

Бог услышал мольбы евреев и явился Моисею, повелев вывести ему свой народ в «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед». Бог и ангел явились Моисею странным образом: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает». В наше время это явление легко объяснить, это мог быть электрический фонарик.

Господь наградил Моисея волшебным жезлом, способным обращать воду в кровь. Кроме того, жезл мог превращаться в змею. Сейчас каждый сможет сделать из воды жидкость очень похожую на «кровь», смешав хлорид железа с роданидом аммония. А если нагревать кусочек роданида ртути, то он, быстро разлагаясь, превратится в извивающуюся пористую массу, очень похожую на змею. Этот опыт имеет название «фараонова змея».

Казни египетские

Итак, оказывается чудо имеет простое объяснение. Но, всё-таки Моисей имел посох, представляющий собой сложный механизм и описанные выше фокусы – сущий пустяк.

Ведь жезл Моисея мог менять время суток, насылать саранчу и «песьих мух». В наше время тоже можно управлять погодой при помощи специальных реагентов. Вполне вероятно, что жезл позволял это на расстоянии.

И всё же, чем на самом деле был жезл Бога? Как он превращал одни вещества в другие? Каждое вещество определяется зарядом ядра его атома, таким образом, если изменить заряд ядра, то мы получим другое вещество. В ХХ веке в результате опытов искусственным путем было получено золото, но такой способ оказался нерентабелен, в сравнении с простой добычей. Возможно вскоре будет найден другой более дешевый способ. Знаменитый бозон Хиггса (частица Бога) уже почти найден в адронном коллайдере (почти – так как еще не завершилась проверка результатов экспериментов).
Возможно, эти исследования позволят делать из одного вещества другое или лишать его массы, так как боги древности знали секрет борьбы с гравитацией.

Волшебная палочка

Библия говорит, что пророк Моисей был не единственным обладателем жезла, такие палочки имелись еще и у властителей Египта.
Подобные мифы существуют в Индии, Шумере и Америке. Так у греческих богов имелся магический жезл кадуцей, похожий на жезл Моисея и позволявший совершать различные чудеса. По своей форме кадуцей напоминает коническую спиральную антенну. Такие жезлы стали прообразом волшебной палочки, известной всем из детских сказок.

Посох Моисея, тайна посоха Аарона, чудеса и 10 казней в Египте Древнееврейский язык Ветхого Завета повествует о удивительных зверях – символах огромной власти. Но в переводах допущены ошибки, которые создают искажённую картину. Вернувшись к оригиналу, мы откроем себе зверей, забытых намного веков. И одна из самых «зверских тайн Библии» связана со змеем, которого Бог вручил Моисею. Написано, что Бог воззвал к Моисею из горящего куста. Он повелел Моисею освободить евреев из рабства фараона, и вывести из Египта в «Землю обетованную». Он обещал Моисею, что поможет сотворить чудеса, что бы убедить египтян в своём могуществе. Он повелел Моисею бросить посох на землю. И согласно древнему тексту, посох превратился в нахаша. – нахаш на иврите означает змей. «Возьми его за хвост», - сказал Бог. Моисей взял. И змей снова обратился посохом. Моисей вернулся в Египет, и убедил своего брата Аарона: «Настало время взять посох, и бросить вызов фараону» Для древних израильтян посох был не просто помощником при ходьбе. Это был символ власти превосходства и авторитета. На иврите это звучит как «мате». Мате означает посох, но у него есть и другой смысл. Это ещё и племя. То есть это не только посох в руках вождя, но и всё племя над которым он имеет власть. Из Книги «Исход», мы узнаём, что народ Моисея попал в беду. Они были в рабах у фараона, и вот Моисей с Аароном идут в столицу Египта, что бы бросить вызов фараону и выкрикнуть знаменитые слова: «Отпусти мой народ». Но на сей раз в Библии говорится, что Бог вложил силу в посох Аарона. В Библии ясно говорится, что именно Аарон, брат Моисея, бросил посох перед фараоном. Уверенный в том, что Бог евреев слаб, фараон требует чуда. И Аарон бросает свой посох. Согласно, Книги «Исход» посох превратился в нахаша. Но это не так. Перед фараоном возник вовсе не нахаш. Согласно тексту на Иврите, когда Аарон бросил свой посох, тот превратился в танина, зверя, которого египтяне считали столь сильным, что даже построили в его честь несколько храмов. Строили на совесть, и сегодня 3000 лет спустя мы можем видеть их руины. Что же это за зверь? Почему ему поклонялись? И как он меняет наше понимание Библии. Слово танин, мы встречаем в книге пророка Иезекииля. Где фараон сравнивается с Нильским Великим Танинон. А кто самый страшный в Ниле. Это конечно крокодил. По Иезекиилю Бог сравнивает фараона с Великим Танином, лежащим посреди рек своих, а затем Бог предрекает крокодилу: «Я вложу крюк в челюсти твои и вытащу тебя из рек твоих». Фараон, царь Египта, символически выведен в образе нильского крокодила. То есть веками слово танин переводили неправильно. Возможно, следуя первому переводу Библии с иврита на греческий язык. Но и Иезекииль явно даёт понять, что танин это не змей. Фараон призывает своих жрецов и приказывает бросить их жезлы…. И начинается битва. Почему так важно, что когда Аарон бросил вызов фараону его посох превратился в крокодила? Тайна этого библейского зверя начинается в храме Ком-Омбо Надписи на гигантских стенах и колонах свидетельствуют, что одним из древнейший, и наиболее чтимых египетских богов был крокодил Себек. Себека изображали либо человеком с головой крокодила, либо крокодилом. Он был если не самым главным богом, то входил в десяток самых главных богов. И с течением времени его популярность всё росла. Потому что он был богом плодородия и Солнца. Древние египтяне причислили крокодила к богам, потому что наделяли его волшебными способностями. Самки крокодила, как будто заранее знали насколько Нил выйдет из берегов. Перед разливом они откладывают от 18 до 80 яиц. Их гнёзда всегда оказываются выше уровня воды. При разливе их никогда не затапливает. Итак посох Аарона превращается в крокодила. Власть Аарона над могучим нильским крокодилом должна была потрясти веру фараона. Его бог Себек оказался уязвим. Аронов крокодил выиграл эту битву. Но можно ли в этом усмотреть вызов власти фараона? Возможно, ответ кроется в недавно найденных мумиях крокодилов двухтысячелетней давности? Вы не повери...

После смерти патриарха Иосифа положение евреев резко изменилось. Новый царь, который не знал Иосифа, стал опасаться, что евреи, став многочисленным и сильным народом, в случае войны перейдут на сторону неприятеля. Он поставил над ними начальников, чтобы изнуряли их тяжкими работами. Фараон приказал также умерщвлять новорожденных израильских мальчиков. Под угрозой оказалось само существование избранного народа . Однако Промысл Божий не попустил осуществить этот план. Бог спас от гибели и будущего вождя народа — Моисея . Этот величайший ветхозаветный пророк происходил из колена Левия. Родителями его были Амрам и Иохаведа (Исх 6, 20). Будущий пророк был моложе своего брата Аарона и сестры Мариам. Младенец появился на свет, когда был в силе приказ фараона топить в Ниле новорожденных еврейских мальчиков. Мать три месяца таила свое дитя, но затем была вынуждена спрятать его в корзине в тростнике на берегу реки. Его увидела дочь фараона и взяла к себе в дом . Наблюдавшая издали сестра Моисея предложила привести кормилицу. По Божиему смотрению устроилось так, что кормилицей ему стала его родная мать, воспитывавшая его в своем доме . Когда мальчик подрос, мать привела его к дочери фараона. Живя в царском дворце в качестве приемного сына, Моисей был научен всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах (Деян 7, 22).

Когда ему исполнилось сорок лет , он вышел к своим братьям. Увидев, что египтянин бьет еврея, он, защищая собрата, убил египтянина. Опасаясь преследования, Моисей бежал в Мадиамскую землю и был принят в доме местного жреца Рагуила (он же — Иофор), который выдал за Моисея свою дочь Сепфору.

В Мадиамской стране Моисей прожил сорок лет . За эти десятилетия он обрел ту внутреннюю зрелость, которая сделала его способным совершить великий подвиг — с помощью Божией освободить народ от рабства . Это событие воспринималось ветхозаветными людьми как центральное в истории народа. В Священном Писании оно упоминается более шестидесяти раз. В память об этом событии установлен главный ветхозаветный праздник — Пасха . Исход имеет духовно-прообразовательное значение. Египетский плен является ветхозаветным символом рабского подчинения человечества диаволу до искупительного подвига Иисуса Христа. Исход из Египта знаменует духовное освобождение через новозаветное Таинство крещения .

Исходу предшествовало одно из самых важных за всю историю избранного народа богоявлений . Моисей пас овец своего тестя в пустыне. Он дошел до горы Хорив и увидел, что терновый куст охвачен пламенем, но не сгорает . Моисей стал приближаться к нему. Но Бог воззвал к нему из среды куста: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3, 5-6).

Внешняя сторона видения — горящий, но не сгорающий терновный куст — изображал бедственное положение евреев в Египте . Огонь, как сила истребляющая, указывал на тяжесть страданий. Как куст горел и не сгорал, так и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий. Это является прообразом Боговоплощения. Святая Церковь усвоила символ Неопалимой Купины Божией Матери . Чудо заключается и в том, что этот терновый куст, в котором Господь явился Моисею, сохранился до наших дней. Он находится в ограде синайского монастыря Святой великомученицы Екатерины.

Явившийся Моисею Господь сказал, что вопль страдающих от египтян сынов Израиля дошел до Него .

Бог посылает Моисея совершить великую миссию: выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3, 10). Моисей смиренно говорит о своей немощи. На эту нерешительность Бог отвечает ясными и полными всепобеждающей силы словами: Я буду с тобою (Исх 3, 12). Моисей, принявший от Господа высокое послушание, спрашивает имя Пославшего. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Исх 3, 14). Словом Сущий в синодальной Библии передается сокровенное имя Божие, начертанное в еврейском тексте четырьмя согласными (тетраграмма ): YHWH. Приведенное место показывает, что запрет произносить это сокровенное имя появился гораздо позже времени исхода (может быть, после вавилонского плена).

Во время чтения вслух священных текстов в скинии, храме, а позже в синагогах произносилось вместо тетраграммы другое имя Божие — Адонаи . В славянском и русском текстах тетраграмма передается именем Господь . На библейском языке Сущий выражает личностное начало абсолютного самодостаточного бытия, от которого зависит существование всего тварного мира.

Господь укрепил дух Моисея двумя чудесными действиями . Жезл превратился в змею, а рука Моисея, покрывшаяся проказой, была исцелена. Чудо с жезлом свидетельствовало, что Господь вручает Моисею власть вождя народа. Внезапное поражение руки Моисея проказой и исцеление ее означало, что Бог наделил избранника Своего силою чудотворений для исполнения своей миссии.

Моисей сказал, что он косноязычен. Господь укрепил его: Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить (Исх 4, 12). Бог дает будущему вождю в качестве помощника его старшего брата Аарона .

Придя к фараону, Моисей и Аарон от лица Господа потребовали отпустить народ в пустыню для совершения праздника. Фараон был язычником. Он заявил, что не знает Господа и народ Израилев не отпустит. Фараон ожесточился на народ еврейский. Евреи выполняли в это время тяжелые работы — изготовляли кирпичи. Фараон приказал утяжелить их труд. Бог вновь посылает Моисея и Аарона объявить Свою волю фараону. При этом Господь повелел совершить знамения и чудеса.

Аарон бросил жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Мудрецы и чародеи царя и волхвы египетские сделали то же своими чарами: бросили свои жезлы, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы .

На другой день Господь повелел Моисею и Аарону сотворить еще одно чудо. Когда фараон шел к реке, Аарон ударил жезлом перед лицом царя по воде и вода превратилась в кровь . Кровью наполнились все водоемы в стране. У египтян Нил был одним из богов их пантеона. Происшедшее с водой должно было вразумить их и показать силу Бога Израилева. Но эта первая из десяти казней египетских лишь еще больше ожесточила сердце фараона.

Вторая казнь совершилась семь дней спустя. Аарон простер руку свою на воды египетские; и вышли жабы и покрыли землю . Бедствие побудило фараона просить Моисея помолиться Господу, чтобы Он удалил всех жаб. Господь исполнил прошения Своего угодника. Жабы вымерли. Как только царь почувствовал облегчение, он вновь впал в ожесточение.

Поэтому последовала третья казнь . Аарон ударил жезлом в землю, и явились мошки и стали кусать людей и скот. В еврейском оригинале эти насекомые названы кинним , в греческом и славянском текстах — скнипы . По мнению иудейского философа I века Филона Александрийского и Оригена, это были москиты — обычный бич Египта периода наводнений. Но на этот раз вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской (Исх 8, 17). Волхвы не смогли повторить этого чуда. Они сказали царю: это перст Божий (Исх 8, 19). Но он не послушал их. Господь посылает Моисея к фараону сказать от лица Господа, чтобы отпустил народ. Если он не исполнит, то будут посланы на всю страну песьи мухи . Это была четвертая казнь . Орудием ее были мухи . Они названы песьими , видимо, потому, что обладали сильным укусом. Филон Александрийский пишет, что они отличались лютостью и неотвязчивостью. Четвертая казнь имеет две особенности. Во-первых, Господь творит чудо без посредничества Моисея и Аарона . Во-вторых, земля Гесем, в которой жили евреи, была освобождена от бедствия, с тем чтобы фараон ясно увидел абсолютную силу Божию . Наказание подействовало. Фараон обещал отпустить евреев в пустыню и принести жертву Господу Богу. Он просил помолиться о нем и не уходить далеко. По молитве Моисея Господь удалил всех песьих мух от фараона и людей. Фараон не отпустил евреев в пустыню.

Последовала пятая казнь — моровая язва , которая поразила весь скот египетский. Еврейский же скот бедствие миновало. Эту казнь Бог также совершил непосредственно, а не через Моисея и Аарона. Упорство фараона осталось прежним.

Шестая казнь была совершена Господом только через Моисея (при совершении первых трех посредником был Аарон). Моисей взял полную горсть пепла и бросил его к небу. Люди и скот покрылись нарывами . На этот раз Сам Господь ожесточил сердце фараона. Сделал это, по-видимому, для того, чтобы в дальнейшем открыть царю и всем египтянам Свою всепобеждающую силу. Бог говорит фараону: Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне (Исх 9, 18). Священный писатель отмечает, что те рабы фараона, которые убоялись слов Господа, поспешно собрали рабов своих и стада в дома. Град сопровождался громом, который можно объяснить как глас Божий с небес . В 77-м псалме сообщаются дополнительные подробности этой казни: виноград их побил градом и сикоморы их — льдом; скот их предал граду и стада их — молниям (47-48). Блаженный Феодорит поясняет: «Навел на них Господь град и гром , показывая тем, что Он есть Владыка всех стихий». Эту казнь Бог совершил через Моисея. Земля Гесем не пострадала. Это была седьмая казнь . Фараон покаялся: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Господу: пусть перестанут громы Божии и град, и отпущу вас и не буду более удерживать (Исх 9, 27-28). Но раскаяние было недолгим. Вскоре фараон вновь впал в состояние ожесточения .

Восьмая казнь была очень страшной. После того как Моисей простер над землей египетской жезл, Господь навел с востока ветер , продолжавшийся день и ночь. Напала саранча на всю землю Египетскую и поела всю траву и всю зелень на деревьях . Фараон вновь раскаивается, но, по-видимому, как и раньше, раскаяние его поверхностно. Господь ожесточает его сердце.

Особенность девятой казни в том, что она была вызвана символическим действием Моисея, простершего руки к небу. На три дня установилась густая тьма . Наказав египтян тьмой, Бог показал ничтожество их идола Ра — бога солнца. Фараон опять уступил.

Десятая казнь была самой страшной. Наступил месяц авив. Перед началом исхода Бог повелел совершить Пасху. Этот праздник стал главным в ветхозаветном священном календаре.

Господь сказал Моисею и Аарону, чтобы каждая семья в десятый день авива (после вавилонского плена этот месяц стал называться нисан ) взяла одного агнца и содержала его отдельно до четырнадцатого дня этого месяца, а затем заколола. Когда агнец будет заколот, пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут его вкушать .

В полночь на 15-е число авива Господь поразил в земле Египетской всех первенцев , а также все первородное домашнего скота. Первенцы евреев не пострадали. Поскольку косяки и перекладины их домов были помазаны кровью жертвенного агнца, Ангел, поражавший первенцев египетских , прошел мимо. Установленный в память этого события праздник получил название Пасха (евр. пэсах ; от глагола, означающего перескочить через что-то, пройти мимо ).

Кровь агнца была прообразом искупительной Крови Спасителя, Кровью очищения и примирения . Опресноки (пресный хлеб), которые должны были вкушать евреи в пасхальные дни, имели также символическое значение: в Египте евреям грозила опасность заразиться языческим нечестием. Однако Бог вывел еврейский народ из страны порабощения, сделал народом духовно чистым, призванным к святости: И будете у Меня людьми святыми (Исх 22, 31). Он должен отринуть прежнюю закваску нравственной порчи и начать чистую жизнь . Пресный хлеб, который приготовляется быстро, символизировал ту быстроту , с которой вывел Господь Свой народ из страны порабощения.

Пасхальная трапеза выражала общее единение участников ее с Богом и между собой . Символическое значение имело и то, что агнец приготовлялся целиком, с головой. Кость не должна была сокрушаться .

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама