THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Слайд 2

План

Каменное зодчество Руси: Начало строительства храмов; Закладка храма; Разметка храма; Устройство фундамента; Материал для строительства: глина и камень; Устройство стен и окон; Наборы кирпичей используемые в строительстве; Система деревянных «связей» для укрепления стен; Система сводов в русской крестово-купольной церкви. Собор Святой Софии в Киеве - XI век; Собор Святой Софии в Новгороде – 1045-1052 гг.; Церковь Покрова Богородицы на р. Нерли – XII век.

Слайд 3

Начало строительства храма.

Начинали строить храмы обычно весной или летом и заканчивали работу осенью (март - сентябрь). В первый год обычно устраивали фундамент. Затем два-три года возводили стены и крыши. Последний год был посвящен куполам и главам храма. Так, более или менее большой храм строили на Руси 4-5 лет..

Слайд 4

Закладка храма.

Прежде всего, подготавливалась ровная площадка. Затем намечалось место алтаря и проводилась продольная ось храма от будущего входа до будущего алтаря. Ось храма ориентировали алтарем на восток. Но восток понимали как точку восхода солнца. А известно, что солнце восходит точно на востоке только два дня в году. Поэтому и храмы (как на Руси, так и в Западной Европе) ориентированы в довольно широком диапазоне с юго-востока до северо-востока.

Слайд 5

Разметкахрама

  • Слайд 6

    Устройство фундамента

    Слайд 7

    Материал для строительства: глина

    Наиболее распространенным материалом в каменном строительстве Древней Руси был кирпич. Со времени первой каменной постройки и до середины XIII века (до монгольского вторжения) кирпичи на Руси имели форму тонких и широких плиток. Такая форма кирпича пришла на Русь вместе с византийскими мастерами и потому называлась по-гречески плинфа (плинтъ, плинфъ). Слово же кирпич русские заимствовали у поволжских татар лишь в XIV веке.

    Слайд 8

    Материал для строительства: камень

    В каждом княжестве предпочитали свой, местный, камень. Так, в Киеве, Чернигове, Переславле применяли красный шифер, который легок в обработке и обладает красивым цветом - оттенками лилового, фиолетового, розового. В Смоленске использовали красновато-лиловый песчаник. В Новгороде - известняковую плиту, а позднее пористый ракушечник бурого, красноватого или зеленоватого цветов. Во Владимир и Суздаль привозили крепкий белый морозоустойчивый известняк из-под Москвы по рекам Пахре, Москве, Воре и Клязме.

    Слайд 9

    Устройство стен и окон

    Слайд 10

    Наборы кирпичей используемые в строительстве

    1 слайд

    Архитектура Древней Руси X – XIII века Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

    2 слайд

    Каменное зодчество Руси: Начало строительства храмов; Закладка храма; Разметка храма; Устройство фундамента; Материал для строительства: глина и камень; Устройство стен и окон; Наборы кирпичей используемые в строительстве; Система деревянных «связей» для укрепления стен; Система сводов в русской крестово-купольной церкви. Собор Святой Софии в Киеве - XI век; Собор Святой Софии в Новгороде – 1045-1052 гг.; Церковь Покрова Богородицы на р. Нерли – XII век. План

    3 слайд

    Начинали строить храмы обычно весной или летом и заканчивали работу осенью (март - сентябрь). В первый год обычно устраивали фундамент. Затем два-три года возводили стены и крыши. Последний год был посвящен куполам и главам храма. Так, более или менее большой храм строили на Руси 4-5 лет.. Начало строительства храма.

    4 слайд

    Прежде всего, подготавливалась ровная площадка. Затем намечалось место алтаря и проводилась продольная ось храма от будущего входа до будущего алтаря. Ось храма ориентировали алтарем на восток. Но восток понимали как точку восхода солнца. А известно, что солнце восходит точно на востоке только два дня в году. Поэтому и храмы (как на Руси, так и в Западной Европе) ориентированы в довольно широком диапазоне с юго-востока до северо-востока. Закладка храма.

    5 слайд

    6 слайд

    7 слайд

    Материал для строительства: глина Наиболее распространенным материалом в каменном строительстве Древней Руси был кирпич. Со времени первой каменной постройки и до середины XIII века (до монгольского вторжения) кирпичи на Руси имели форму тонких и широких плиток. Такая форма кирпича пришла на Русь вместе с византийскими мастерами и потому называлась по-гречески плинфа (плинтъ, плинфъ). Слово же кирпич русские заимствовали у поволжских татар лишь в XIV веке.

    8 слайд

    Материал для строительства: камень В каждом княжестве предпочитали свой, местный, камень. Так, в Киеве, Чернигове, Переславле применяли красный шифер, который легок в обработке и обладает красивым цветом - оттенками лилового, фиолетового, розового. В Смоленске использовали красновато-лиловый песчаник. В Новгороде - известняковую плиту, а позднее пористый ракушечник бурого, красноватого или зеленоватого цветов. Во Владимир и Суздаль привозили крепкий белый морозоустойчивый известняк из-под Москвы по рекам Пахре, Москве, Воре и Клязме.

    9 слайд

    10 слайд

    «Церковь Покрова на Нерли в Боголюбово» - Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Церковь Покрова на берегу Нерли. Храм в вечернее время. Высота галереи составляла 5.5 метров. Легенда создания церкви. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, История создания церкви.

    «Церковь Покрова на Нерли» - Церковь Покрова на Нерли. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м. Архитектурные особенности церкви. Церковь в искусстве. Памятник мирового искусства. Храм кубического типа. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Лебедь-храм, плывущий по волнам времени. Стены церкви украшены резным рельефом.

    «Архитектура Руси 14-16 века» - Изборская крепость. Луковка. Церковь Спаса. Строительство периода XIII-XVI в.. Гранатовитая палата Московского Кремля. Собор Спаса – Преображения в Твери. Оружейная палата. Церковь Федора Стратилата. Церковь Спаса Преображения. Собор Василия Блаженного в Москве. Храм вознесения в селе Коломенском. Архитектура России в XIV-XVI вв.

    «Архитектура Руси 14-15 века» - «Богоматерь Донская». Архитектура и живопись в XIV – XVI вв.. «Кремль – алтарь России» М.Ю. Лермонтов. Андрей Рублёв. Грановитая палата. Архитектура. Благовещенский собор Московского Кремля. Проблема урока. Успенский собор Московского Кремля. «Апостол Павел». Строительство храма Василия Блаженного. Архангельский собор был возведен в 1505-1508 гг..

    «Храм Покрова на Нерли» - Традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. Место для постройки церкви. Храм Покрова на Нерли. В русской архитектуре нет памятника более лирического. Внутреннее пространство церкви. Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества. Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году.

    «Московское зодчество» - Церковь Вознесения в Коломенском. Красная площадь. Площадь, вымощенная брусчаткой, является пешеходной зоной. От площади к берегу Москвы-реки ведёт покатый Васильевский спуск. Гранатовая палата в Кремле. Московский Кремль. Архитектура Московкого княжества. Кремль имеет 20 башен. Покровский собор. Внутреннее убранство храма.

    Всего в теме 25 презентаций

    * Говорят, что архитектура - это душа народа, воплощённая в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и её языческие молельни крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражали свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции сияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. * Дню русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличиеразного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. ” Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным дрвением русских деревянных строений. Эта традиция живет и до настоящей поры. * Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом. Посмотрите на церкви той поры, и вы поймёте, о чём идёт. Что такое архитектура Руси

    Архитектура ДРЕВНЯЯ архитектура, которая восходит к Руси языческой КАМЕННАЯ архитектура, которая связана с Русью христианской

    Многоярусность строений Наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней Украшение художественной резьбой Увенчивание башенками и теремами Древняя архитектура «Два всадника» фрагмент украшения Михайловского златоверхого монастыря в Киеве

    Каменная архитектура Сооружение церквей по образу и подобию крестово – купольного храма греков (квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупальному пространству прямоугольные ячейки образуют крест). Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь). 986– 996 гг. Киев.

    Софийский собор – сочетание славянских и византийских традиций. Собор Святой Софии в Киеве- памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037 году. Первоначально собор представлял собой крестово-купольный храм с тринадцатью главами. Стены храма были выложены из красного кирпича-плинфы, серого гранитного камня и розового раствора-цемянки -смеси извести, песка и толченого кирпича.

    Софийский собор в Новгороде. Софийский Собор в Новгороде – памятник древнерусского зодчества; построен в 1045 – 1050 годах при князе Владимире Ярославиче в детинце - центральной укрепленной части города на более высоком, левом берегу Волхова. Строился по образцу Софии Киевской. Круговые паперти и лестничная башня с дополнительной главой в южной части западной паперти, расширяют пространство собора. Строили собор в основном из камня.

    Золотые ворота в Киеве. Золотые ворота - крепостная башня с широким (7, 5 м.) проездом. Они предназначались для торжественного, церемониального въезда в столицу с южной стороны. В силу своей значимости они были каменными. Строили в технике смешанной кладки, которая широко использовалась еще в Древнем Риме. Слои камней перемежевывались с выравнивающими рядами плинфы. На воротах располагалась боевая площадка с несколькими рядами бойниц. Золотые ворота венчала надвратная церковь Благовещенья. Золотые ворота не сохранились. Они были воссозданы в 1982 году по реставрационному проекту И. Лопушанской и С. Высоцкого.

    Дмитриевский собор во Владимире. Построен в 1194 -1197 и первоначально входил в комплекс княжеского дворца. Строго продуманные пропорции одноглавого 4 -столпного храма, обилие фасадных скульптурных украшений придают собору величественность и торжественную парадность. В XII в. , по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали однокупольные храмы – богатыри, сменившие прежние пирамиды. Фрагмент фасада.

    Прокофьева Е.Е.

    Введение

    Данную работу я начну с определения архитектуры,а также определения древнерусской архитектуры.Архитектура-это искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека. Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями. В архитектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза), технические (прочность, долговечность) и эстетические (красота) свойства объектов.

    Русское слово архитектура заимствовано из латинского,которое было заимствовано из др.греческого.

    В русском языке имеется оригинальное слово для обозначения строительного искусства: «зодчество» (ст.-слав. «зьдьчий» от «зьдь» - глина, материя).

    Так же я приведу определение архитектуры из толкового словаря Ожегова.

    Архитектура-1. Искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество. Садово-парковая (композиция садов, парков). Ландшафтная (ис- кусство гармонического сочетания естественных ландшафтов с архитектурными комплексами, искусственными ландшафтами). 2. Стиль постройки,здания. 3Сооружения малых форм (небольшие сооружения декоративного, мемориального, служебного назначения).

    Древнерусская архитектура-является древнейшим видом архитектуры.

    Самой главной областью применения дерева в качестве строительного материала было русское национальное жилище, а также хозяйственные и прочие постройки. В культовом строительстве дерево активно вытеснялось камнем, вершин развития деревянная архитектура достигла на Русском Севере.

    Архитектура Киевской Руси в этот период сформировалась под влиянием новой христианской веры, однако яркой нитью через всю ее историю протянулось древнее языческое наследие. Подтверждением тому являются многочисленные шедевры архитектуры. Запоминающаяся древнерусская архитектура, включает в себя старинные, самобытные фрески, скульптурные фасады и удивительные орнаменты золотоглавых церквей и соборов. Многие из них сохранились до наших дней. Уникальная архитектура Киевской Руси - это симбиоз всего лучшего в культуре восточнославянских племен, великой Византии, племен кочевников, а также своей собственной.

    Зодчие Древней Руси сформировали свой стиль, который до сих пор восхищает воображение потомков. Наиболее полно архитектура Киевской Руси сохранилась в современном Киеве. Кажется, что именно в этом месте собраны все значимые шедевры того времени, например Десятинная церковь, Софийский собор, Золотые ворота с церковью Благовещения и многие другие.

    Говорят, что архитектура- это душа народа, воплощенная в камне. Всем известно о том, что к Руси этому относится только с некой поправкой. И так архитектура Киевской Руси. Мало кто знает то, что Русь долгие и длительные годы была, страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. Следует отметить, что древесная архитектура восходит в основном к Руси языческой, в то время как архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, деревянные постройки не сохранились до наших дней, но строительный стиль народа дошел до нас в позднейших древесных сооружениях, в старых описаниях и рисунках. Для российской древесной архитектуры была характерна многоярусность построек, увенчивание их башенками и теремами, наличие различного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Необычная, художественная резьба по дереву была привычным украшением древесных строений на Руси. Эта традиция живет в народе и до настоящего времени.

    В актуальности данной темы нет сомнений. Знать свою культуру, свои корни необходимо.Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать. Достаточно заметить и, скорее всего, это будет верно хотя и не ново что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и всего общества.Эта проблема всегда актуальна, потому что это история нашей страны,это подробное дальнейшее углубленное изучение проблем нашей страны.Это история «застывшая в камне».

    Предмет исследования-История Древней Руси.

    Объект исследования-История архитектуры.

    Цель работы: Рассмотреть архитектуру Киевской Руси в 10-13 веках.

    Задачами исследования являются:

    Дать общую характеристику и особенности архитектуры Киевской Руси;

    Рассмотреть архитектурные стили Киевской Руси;

    Проследить появление памятников архитектуры Киевской Руси;

    Изучить литературу по данной теме;

    Анализ и синтез используемых материалов;

    Выбрать необходимый материал.

    Хронологические рамки исследования:10-13 века.

    Методы исследования: монографический,аналитический,метод сравнения и прочие.

    1. История изучения архитектуры Киевкой Руси

    История изучения архитектуры Киевской Руси берет свое начало с конца XVIII века,когда заметно повысился интерес к памятникам древнерусской архитектуры.

    К этому времени как раз относятся и первые случаи раскопок древних памятников. Но раскопки эти проводились не с научной целью, а в процессе хозяйственных или строительных работ, все же при этом привлекали внимание и сами обнаруженные памятники. Так в 90-х годах XVIII в. при земляных работах в полоцком Бельчицком монастыре исследователи случайно наткнулись на остатки древней церкви. Неизвестный нам автор не только подробно описал руины, но и сделал схематическую зарисовку плана. В 1824 г. по инициативе киевского митрополита производились раскопки руин древнейшего памятника зодчества Киевской Руси - Десятинной церкви. Задача раскопок была тоже не научной, речь шла о предложении помещика А. С. Анненкова построить на этом месте новую церковь, и поэтому нужно было обнажить фундаменты древнего храма. Однако при вскрытии фундаментов были все же поставлены и чисто научные задачи.Было проведено описание раскопанных остатков и отмечено, что «полезно было бы поручить это дело архитектору. Впрочем, о научном уровне этого предприятия можно судить по тому, что для удобства возведения новой церкви остатки древних стен были сломаны до основания.

    Понимание ценности памятников древнего зодчества именно как памятников независимо от их использования постепенно завоевывало признание. Появились любители-археологи, интересовавшиеся древнерусской архитектурой. В 1836 г. Д. Тихомиров начал раскопки храмов в Старой Рязани. И хотя он писал, что цель его раскопок «открыть место погребения великих князей и архипастырей рязанских», гораздо больше его интересовала сама архитектура раскапываемых памятников и исследование он проводил, «чтобы лучше можно было иметь понятие об архитектуре XII века». При этом следует отметить достаточно высокий для того времени научный уровень раскопок Д. Тихомирова, точность его описаний и грамотность чертежей.

    Изучение памятников древнерусского зодчества пошло ускоренными темпами с 70-х годов XIX в. При этом огромную роль в развитии историко-архитектурной науки сыграли археологические съезды. Организаторы этих съездов понимали археологию очень широко и включали в нее не только раскопки, но и изучение сохранившихся памятников. Статьи о памятниках древнерусского зодчества, публикуемые в Трудах археологических съездов, несомненно, способствовали усилению интереса и к раскопкам таких памятников. В 60-80-х годах XIX в. были осуществлены раскопки нескольких памятников древнерусской архитектуры, задуманные уже как чисто исследовательские задачи вне связи с практическими или культовыми целями. В Смоленске такие раскопки провел М. П. Полесский-Щепилло, в Старой Рязани - А. В. Селиванов, в Галицкой земле - И. Шараневич. В конце XIX в. впервые подобные раскопки начали вести не любители, а профессионалы - археологи и искусствоведы: Н. Е. Бранденбург в Старой Ладоге, А. В. Прахов во Владимире-Волынском. Крупным шагом в развитии методики археологических исследований древних памятников зодчества стали работы П. П. Покрышкина по изучению остатков древних построек в Холме, церкви Василия в Овруче и церкви Спаса на Берестове в Киеве. Следует особо отметить методику детальных обмеров древних памятников, впервые разработанную и блестяще осуществленную П. П. Покрышкиным в натуре. Наконец, в начале XX в. Д. В. Милеев провел в Киеве первоклассные по методике раскопки древних памятников зодчества, в том числе участка фундаментов Десятинной церкви.

    К сожалению, основная линия развития историко-архитектурной науки продолжала оставаться не связанной с археологией. Возможно, вина в этом частично лежала на исследователях раскопок, большей частью не только не делавших из своих работ историко-архитектурных выводов, но очень часто и вообще не доводивших свои исследования до публикации. Поэтому в 1-м томе капитальной «Истории русского искусства» И. Э. Грабаря, изданном в 1910 г. и подведшем итоги дореволюционному этапу изучения древнерусского зодчества, данные археологических раскопок оказались совершенно неучтенными.

    В послереволюционные годы характер изучения истории древнерусской архитектуры существенно изменился. Впервые внимание исследователей начали привлекать общие проблемы истории зодчества. Ранее даже в наиболее серьезных трудах исследователи, как правило, не пытались выявить общую картину развития архитектурного стиля, они ограничивались описанием памятников,а в лучшем случае определением культурных влияний. Теперь же на первый план выдвинулось раскрытие эволюции архитектурно-художественного образа, изучение закономерностей развития зодчества. На смену архитекторам, которые почти безраздельно господствовали в этом разделе науки, пришли искусствоведы. В работах Ф. И. Шмита, Л. И. Некрасова, Н. И. Брунова была значительно продвинута вперед разработка основных проблем истории древнерусского зодчества. Однако именно эти работы показали, насколько недостаточен фонд изучаемых памятников, насколько важно максимально увеличить количество исследуемых сооружений. Во второй половине 30-х годов заметно явное оживление архитектурно-археологической деятельности. Раскопки Н. Н. Воронина в Боголюбове и М. К. Каргера в Киеве послужили началом нового этапа в изучении истории древнерусской архитектуры.Этот новый этап полностью развернулся уже после окончания Великой Отечественной войны.

    Уже на I всесоюзном археологическом совещании, состоявшемся в Москве в 1945 г., было отмечено: «Подлинная и полная история древнерусской национальной архитектуры может быть лишь результатом археологического раскрытия ее памятников и их реконструкции». Последовавшее за этим развитие архитектурной археологии дало очень значительные результаты. Помимо раскрытия большого количества памятников, остатки которых были погребены в земле, археологические раскопки затронули и значительную часть сохранившихся зданий, порой очень существенно изменив наши представления об их первоначальном облике. Развитие архитектурной археологии резко изменило количество доступных изучению памятников русской архитектуры домонгольского периода. Количество памятников возрастало довольно медленно. Так, А. М. Павлинов в своей «Истории русской архитектуры» (1894) упомянул о 26 памятниках X-XIII вв., в «Истории русского искусства» И. Э. Грабаря (1910) их уже 38, в книге А. И. Некрасова «Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII вв.» (1936) - 55. Наконец, в написанной Н. Н. Ворониным и М. К. Каргером главе «Архитектура» двухтомной «Истории культуры Древней Руси» (подготовлена к печати перед войной, но издана только в 1951 г.) таких памятников 77. В настоящее время более или менее изучено около 160 памятников русской архитектуры домонгольского времени, а общее количество известных памятников (включая и такие, от которых сохранились лишь жалкие следы) приближается к 200. Понятно, что ведущая роль в изучении памятников древнейшего периода истории русской архитектуры стала принадлежать археологам.

    В изучение древнерусской архитектуры археологи внесли не только количественные изменения,но и исторический подход. Историю архитектуры стали рассматривать в неразрывной связи с политической и социально-экономической историей страны, с развитием идеологии, литературы. Такой методический принцип обеспечил переход к качественно новой, более высокой ступени в понимании развития зодчества.

    2. Общая характеристика и особенности архитектуры Древней Руси

    Скандинавы называли Киевскую Русь «Гардариком» - страной городов. Если это и было не совсем справедливо- всё-таки бoльшая часть населения жила, конечно, не в городах, то вполне справедливо в смысле культурном - именно в городах жила и развивалась новая мощная культура, та, которой мощный толчок дало принятие христианства и последовавшее за ним открытие самой высокоразвитой на тот момент интеллектуальной и художественной системы Европы - византийской.

    Образ города прежде всего был связан с идеей защиты, оберега , если применить языческий термин. Причём магическая сила этого оберега должна была соединяться с его практической способностью обороняться. Земляные валы, окружавшие город, создавали как бы идеализированный образ горы. И недаром, может быть, родственны сами слова «гора» и «город». Город был священной горой, неприступной твердыней. За его валами и стенами нередко скрывалась вся застройка. Возможно, именно для этого храмы и были придвинуты к городским укреплениям. Во многих древнерусских городах соблюдалось это правило: собор стоял на самом выигрышном и видном месте, а его прикрывали валы и стены, сооружавшиеся, как правило, на самых бровках береговых круч. Только в Московское время, в связи с изменениями в военно-фортификационном деле, крепостные стены стали спускаться вниз, к подножиям городских холмов, а живописная застройка этих холмов стала раскрываться широкой панорамой, как видно на примере Московского Кремля.

    Для того, чтобы город жил и оставался живым, нужно было создать различные видимые и невидимые «барьеры» между пространствами «своим» и «чужим», освоенным человеком - и внешним, враждебным. Потому большое внимание уделялось точкам входов, воротам и дверям. В Средневековой Руси над воротами всегда или сооружали церкви, или устанавливались в киотах иконы. Часто также ставились церкви или часовни рядом с воротами - для их духовной защиты.

    Но и «своё» пространство было неоднородно. Пространство внутри детинца, естественно, было самым значимым и самым священным. Отмечено особым смыслом и пространство вокруг храмов, княжеских дворцов, торговых площадей и т.д. Исключительно большое значение с течением времени приобрели монастыри, сами становившиеся зачастую крепостями. Если они располагались в городской черте, то они становились «городом в городе» . В ряде случаев в них переходил смысловой центр города, они становились его ядром. Иногда города слагались вокруг монастырей - так возник Троице-Сергиев Посад.

    Для культуры Древней Руси существенно то, что идеальная картина мироустройства в главных своих чертах в готовом виде была привезена из Византии. Важнейшую роль в этой системе играла церковная иерархия, пришедшая на Русь в виде одной из митрополий константинопольской патриархии, и определявшая статус древнерусских городов. Идея церковной субординации ясно выражена в главных соборах городов Киевской Руси. Крупнейшие соборы домоногольской Руси были возведены в митрополичьей и великокняжеской столице - Киеве. Вторые по величине княжеские и епископские соборы появились в Новгороде, Чернигове, Полоцке, а несколько позднее - в Ростове, Суздале, Владимире-на-Клязьме, Владимире-Волынском, Галиче. Города меньшего значения, отдававшиеся во владение младшим князьям (или куда посылались наместники) получали соответственно более скромные храмы.

    Естественно, что и сами города в соответствии со своим положением в общей иерархической системе имели разную величину, разную степень композиционной сложности и богатства. Малые городки часто имели укреплённым один лишь детинец, а в крупных городах бывалo и несколько преградий и гораздо большее число архитектурных доминант. В пределах стен такие города могли иметь достаточно большие территории. В XII-XIII вв. Киев, Чернигов, Новгород достигли площади более 200 га; Владимир-на-Клязьме - 80 га; Переяславль-Залесский - 30 га, а такие, как Юрьев-Польской или Дмитров, - менее 10 га. «Подудельный» по отношению к Чернигову Вщиж, состоявший из детинца и предградья, по общей площади равнялся одному лишь черниговскому детинцу.

    Каждое здание в древнерусском городе должно было иметь подобающую ему величину и форму и занимать подобающее ему место. Все храмы были связаны подобием своих общих форм, ибо имели некий исходный общий идеальный образ Дома Божьего. В меру своего достоинства меньшие храмы уподоблялись большим, местные святыни ориентировались на общерусские, а через них и на общехристианские. Древнерусский город таким oбразом через посредство особо значимых архитектурных символов и образов включался в общую стройную картину мироздания - принцип подобия или образной соотнесённости был важнейшим признаком средневекового способа мышления и средневековой системы ценностей.

    Начальный, киевский период нашего зодчества по своему характеру является княжеским и великокняжеским. Особенность древнерусского зодчества состоит в том, что первые же его памятники оказались грандиозными и роскошными, превосходящими по своей сложности последующие постройки. Храмы Киева, Новгорода, Чернигова XI века относятся к замечательным произведениям не только русского, но и мирового искусства.

    Два обстоятельства были тому причиной. Первое. Принятие христианства и сопутствующее этому каменное строительство были определены как государственные потребности княжеской средой. Великий князь и его окружение выступили заказчиками первых построек, отсюда их торжественность, церемониальность, парадная зрелищность. Вторая причина - высота художественной традиции, лёгшая в основу зодчества Киевской Руси. Летописи сообщают о приходе греческих мастеров для строительства первых храмов. Они и принесли с собой развитую строительную технику и способы декорации, определили распространение приёмов и форм замечательного искусства.

    Каменное строительство на Руси началось в конце X столетия. В конце XI-XII вв. мы встречаем уже полностью сложившийся тип храма, получивший широкое распространение. До наших дней полностью сохранились лишь четыре постройки: Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийские соборы Киева и Новгорода, Троицкая надвратная церковь в киевском Печерском монастыре. Частично уцелели соборы Спаса на Берестове и Выдубицкого монастыря. Общую картину дополняют результаты раскопок, давшие нам сведения о планах Десятинной церкви, трёх храмов XI века в Киеве, Борисоглебской церкви в Вышгороде, собора Кловского монастыря в Киеве.

    Выстроенные в середине XI века соборы Софии в Новгороде и Полоцке не только начинают развитие искусств этих центров, но они стоят и в непосредственной связи с Киевской Софией. Заказчиком новгородского собора выступил только что завершивший строительство в Киеве Ярослав Мудрый, часть киевских мастеров, вероятно, принимала участие в новгородском строительстве. Все три храма имеют не только одинаковое посвящение, но и одинаковую пятинефную структуру, которая и объединяет их в особое явление в архитектуре XI века.

    Но начнём мы не с киевских памятников, а с самого древнего сохранившегося памятника, Спасо-Преображенского собора в Чернигове. Строительство его было начато по заказу черниговского князя Мстислава Владимировича, едва ли не превосходившего своим могуществом сидевшего на киевском престоле своего брата Ярослава. Во всяком случае раздел русских земель этими князьями в 1026 году основой своей имел добрую волю и согласие Мстислава, который одержал победу над войсками Ярослава и новгородцев и мог бы добиться единоличного правления над всей Русью.

    Черниговский собор является четырёхстолпным храмом типа вписанного креста с нартексом и развитой алтарной частью. Над нартексом и боковыми нефами расположены хоры, эти зоны интерьера оказываются двухъярусными. Нефы разделены аркадами.

    В Черниговском соборе нет лёгкости - здесь ясно ощутима известная массивность оболочки. Толщина стены выявлена и в проёме арок и в ширине лопаток. Пространство здесь не главное, оболочка слишком весома. Но эта весомость не переходит в ощущение тяжести - спасает ритм. Массивность же приводит к своеобразной выразительности храмового интерьера. Человек как бы телесно увлекается ритмом массы, пространство приобретает характер защищённый и закрытый. Несмотря на явно обозначенный подкупольный центр, чувствуется и свойственное базиликам движение к алтарю по горизонтали. Удивительную красоту, богатство планов и ритмов вносят в собор виды аркад сквозь аркады, характерные для византийских соборов эпохи Юстиниана, когда возникали лучшие и главнейшие соборы Константинополя.

    Техника кладки стен, придающая зданию праздничную нарядность, классическая для Константинополя - из камня и плинфы с утопленным рядом. Обширно, красиво и систематично употребляется орнаментальная кладка - в стену вставлены камни, плинфа может располагаться вертикально или наклонно или быть выложена крестами или солярными знаками. В таких каменных орнаментах как бы скрыто «третье измерение», узор приобретает не всегда осознаваемую, но всегда воздействующую на зрителя глубину, помогает дематериализовать массу, придать ей подвижность.

    Спасо-Преображенский собор в Чернигове можно и должно рассматривать как замечательное создание русского и византийского зодчества, в котором ясность основного типа соединилась с изысканностью пространственных, ритмических, декоративных и масштабных соотношений. И мы не сможем объяснить собор, если будем исходить из быта и культуры славян XI века. Но, с другой стороны, ими обусловлено всё своеобразие перетолкования основной традиции и оригинальность форм храма. Требование устройства обширных хоров, изменившее структуру канонического храма - вписанного креста, привело к строительным новшествам. Отвечая на этот заказ, строители обратились к византийскому искусству более раннего времени. Во множестве случаев и во все эпохи византийские мастера рассматривали более древние произведения, каков бы ни был их возраст, как модели для собственных созданий. Памятник константинопольской традиции оказался смело и решительно переделанным в соответствии с требованиями нового места и новой культуры. В нём нет ни одной черты, не известной константинопольскому искусству. Однако особенности их соединения объясняются спецификой заказа черниговского князя.

    Хотя византийское искусство давало основу для выражения мысли, но акценты были расставлены в соответствии с местными запросами. Подчёркнутая структурность интерьера, объёмность и некоторая массивность форм придали черниговскому собору подчёркнутую монументальность облика, силу и торжественность, ставшие обязательными признаками архитектуры русских княжеств XI - первой половины XII вв. Здесь было положено начало истории нашего зодчества XI в., переработки языка византийской архитектуры, причём её столичного, главного направления.

    Отдельно надо сказать о пятиглавии храма. Применение световых глав в Византии, их связь с хорами, само пятиглавие - черты достаточно распространённые. Но согласованность и цельность черниговского пятиглавия производит особенное впечатление. В Византии главы стоят всегда как бы раздельно, самостоятельно. В Чернигове же главы неразрывно связаны в красивую пирамидальную группу, подчинённую движению пластических масс и ритму самого собора, логично венчающие его, - качества, характерные для будущих русских построек.

    Традицией, послужившей основой нового искусства, была традиция столичной школы византийской архитектуры. Своеобразие новых построек вытекало из особенностей княжеского заказа, в частности из желания иметь большие хоры, а также из-за специфических условий строительства. Русский народ проявил исключительную одарённость в архитектуре - это сказалось в чутье пропорций, понимании силуэта, декоративном инстинкте и изобретательности форм.

    Да, первоначально строили мастера из Византии. Однако и в киевской области появляются уклонения от чистых византийских образцов. Эти уклонения в далёкой Новгородско-Псковской области выливаются в формы до такой степени яркие и неожиданные, что уже в самых ранних памятниках чувствуются те местные особенности, которые позже приводят к расцвету блестящего и самобытного искусства.

    Но пока новый этап развития зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярослава Мудрого в Киеве в конце 30-х, начале 40-х годов XI века. Определяющим памятником этого искусства стал Софийский собор в Киеве.

    Он построен после продолжительного перерыва в каменном строительстве. Мастера, строившие Десятинную церковь, видимо, давно вернулись назад, домой, «в греки». Но время не стояло на месте. Софийский собор, который заложен в 1037 году, - уже сильное и масштабное изменение русскими зодчими византийских идей, что означало рождение непрерывной и устойчивой местной традиции.

    Необычно выглядит уже план здания: вместо прозрачной схемы византийских памятников или Спасо-Преображенского собора - грандиозное многонефное помещение, всё сплошь заставленное крестчатыми столбами. Пятинефность собора - уникальное для византийской культуры явление. Так же, как и загруженность его, византийцы умели ценить идею пространства. Храм был тринадцатиглавым - тоже для Византии явление невиданное. Многоглавие связано с устройством светлых хоров, но сгруппировать тринадцать глав было не так-то просто. Группировались же они в уже знакомой нам пирамидальной композиции.

    Именно масса стала определяющим началом даже в интерьере Киевской Софии. Пространственное же решение здесь - это, собственно, то, что получается. Но оно не второстепенно. Пространство соотнесено с оболочкой неразрывно и сплетённо, вогнутые поверхности арок и сводов вводят пространство как бы внутрь материальных конструкций. Смысл последних в том, чтобы дать место пространству. Здесь почти невозможно их разделение. Подобный союз порождён самой исходной идеей - созданием большого собора из относительно небольших ячеек.

    Интерьер уподобляется христианскому космосу. Это всегда было сокровеннейшим стремлением византийского искусства. Этому всегда служила и программа украшения интерьеров.

    Самое сильное впечатление в соборе - это впечатление явленности зрителю этого космоса, с наглядными воплощениями его высших истин и сотнями приобщённых к ним святых. Это всё удивительно согласуется с назначением храма как митрополичьего, как храма всей Руси, с посвящением храма не какому-либо святому или событию, а всеобщей сущности христианства - Софии, Премудрости Божьей. Софийский собор исполнен чувства открытия христианского космоса новому народу, следовательно - избранному народу, для которого пришло время благодати. Для молящихся в соборе акцент ставился не на драматизме крестной жертвы Христа, а на светлом и торжественном чувстве спасения, приобщения к величавой гармонии мироздания. Обращение сотен людей, как бы поддерживаемое множеством святых и небесной литургией апостолов, сконцентрированное в молитве Богородице, выступающей заступницей нового народа и его столицы, достигает изображённых на сводах и куполах небесных сфер и распространяется над всем пространством. Всё это каким-то непостижимым и вместе с тем естественным образом рассказывает нам о душевном и духовном настроении славянского общества того времени.

    Существеннейшим качеством архитектуры Софийского собора является её триумфальность, праздничность. Это связано и с князем-заказчиком и с общей идеей государственности - светской идеей, вложенной в строительство. Христианизация Руси рассматривалась как доказательство богоизбранности русского народа, а так как процесс этот происходил недавно, то прямой контакт народа с Богом, нисхождение благодати как бы продолжалось. Христианство рассматривало власть земных царей как богом данную, эту идею князья и их окружение и усвоили немедленно. Князь выступал проповедником христианства и его защитником. Христианство поднимало авторитет князя, а сила и могущество молодого государства придавали размах христианским обрядам и христианскому искусству.

    Строительство Ярослава имело своим замыслом достойно украсить богоизбранный город. При этом за образец бралось самое высокое, что существовало в тогдашнем искусстве - памятники Константинополя.

    Существует ещё два пятинефных русских храма, выстроенных в середине XI века и образующих единое по характеру явление с главным храмом Киева. Это - Софийские соборы Новгорода и Полоцка, игравшие для этих земель столь же важную и существенную роль, как и София Киевская для всей Руси. Но если София Новгородская построена в исходной и родной земле Ярослава Мудрого по заказу самого великого князя и правящего в городе его старшего сына, то близость её к киевскому собору кажется естественной. Удивительна близость к этим соборам полоцкого храма, создававшегося повелением князя Всеслава, враждовавшего с Киевом и Новгородом.

    Не может быть сомнения в том, что далёким образцом для Руси была София Константинопольская. Но она была не только внешним образцом - повторялась ситуация ранней поры жизни Византии. Высшая религиозная идея должна была стать идейным стержнем государства. Идея же, связанная с понятием гармонично устроенного космоса, оказалась близка великокняжеской культуре Киевской Руси, её могуществу и торжественности.

    Пространство понималось теперь по-новому. Оно мыслилось не обезличенно-космически, как в открытых языческих святилищах, а личностно организованным, обращённым к человеку, но человеку, объединённому с другими коллективной духовной деятельностью - молитвой. Это и дало основание Д.С.Лихачёву назвать стиль русской архитектуры X-XI веков монументальным историзмом.

    Во второй половине XI - первой половине XII века государственно-митрополичий (он же великокняжеский) жанр уходит, и это ведёт к изменению стиля монументального историзма. Монументализм при этом остаётся в силе: каждый из князей заботится о своей власти и силе, которые должны производить соответствующее впечатление. С историзмом дело обстояло сложнее. Впечатление историзма архитектуры рождалось главным образом путём ассоциаций и символизаций. 13 глав Софийского собора символизировали то ли Христа с 12 апостолами, то ли единство многоплеменной Руси. А может быть, и глав-то было не 13, а больше, и они не символизировали ни того, ни другого, а нечто третье, но в любом случае вызываемые ими ассоциации носят собирательный характер. Что-то собирается. Собирание же предполагает место исхода собираемого, время для собирания, то есть какой-то процесс, а это и есть канва историзма. Похожую роль могли играть и постепенно убывающие объёмы, многочисленные членения, аркады галерей. И эта многоэлементность постепенно начинает уходить, переоформляться.

    Это происходит постепенно. В 1054 году умирает Ярослав Мудрый, и между его сыновьями начинаются «кторы» (раздоры), которые как зараза распространяются среди русских князей. Образованный Изяславом, Всеволодом и Святославом «триумвират» был лишь ширмой - у каждого из них были свои интересы, точнее, интересы своих земель. Каждый из них мечтал о превосходстве, каждый стремился создать себе культурный ореол, каждый обращался к архитектуре как к средству самовозвеличивания. Все три брата почти одновременно строят (или принимают участие в строительстве) соборов в своих «фамильных» монастырях: Изяслав - в Дмитриевском (Михайловском Златоверхом), Всеволод - в Выдубицком (1070-1088), Святослав - в Киево-Печерском (1073-1078). Всё это были большие сооружения, скорее всего, пятиглавые. Однако уже не пятинефные, а трёхнефные, в крайнем случае - с галереями. Пятинефность не требовалась функционально, но такие черты великих традиций эпохи Ярослава Мудрого, как пятиглавие, башни (Михайловский собор Выдубицкого монастыря), круговые галереи (собор Дмитриевского монастыря), вероятно, производили впечатление построек не только княжеского, но и государственного значения. Стиль монументального историзма до конца XI века не исчерпал своих возможностей.

    Количество не только сохранившихся, но и вообще существовавших памятников того времени может показаться нам ничтожно малым. Возведение каждой каменной церкви в Русской земле становилось событием, о котором подробно упоминают летописи. Это и понятно. Каменное зодчество пробивалось с трудом в силу экономических причин. Оно было дороже деревянного, нужно было найти и освоить каменные карьеры, научить рабочих ломке камня и его обработке, освоить производство кирпича, извести и вяжущего раствора. Необходимо было построить специальные печи для обжига и выделки извести.

    Мастера осваивали новые материалы быстрыми темпами. Особенно об этом свидетельствует широкое распространение плинфы - плоского, тонкого, очень прочного, хорошо обожжённого кирпича. Ремесленник, изготовлявший плинфу, назывался плинфотворитель и пользовался большим уважением. На плинфах ставились княжеские клейма. А мастера-каменщики даже в XIV веке были такой редкостью, что по ярлыку хана Узбека (1313) от обязательных работ были освобождены «каменные здатели».

    Общественное положение зодчих было очень высоким. Под словом зодчество подразумевалось именно кирпичное строительство: «здо» - глина, из которой изготовляли кирпич. Строитель был един во многих лицах и находился в неограниченном подчинении у князя.

    На Руси не было бродячего ремесла, широко распространённого в странах Европы в средневековье, и мастера могли развиваться только за счёт освоения новых профессий.

    Строили на Руси быстро. Первая каменная Десятинная церковь была закончена в семилетний срок - если учесть, что всё делалось вручную и притом только в тёплое время года, что одновременно было организовано и производство строительных материалов, то темпы строительства покажутся невероятными. Успенский собор во Владимире был построен в основном за 3 года, Дмитриевская церковь - за 4 года. Каменный собор Софии в Новгороде - за 5 лет.

    Но, естественно, массовое строительство продолжало оставаться деревянным. Эти умения были наработаны веками. Русь славилась постановкой обыденных обетных церквей. Специальными исследованиями было установлено, что в Древней Руси была найдена оптимальная форма топора. У современных топоров КПД 0,8-0,85 , а у некоторых древнерусских - 0,91-0,97.

    Строительных артелей было совсем немного. (Вероятно, тогда они назывались не словом артель, а словом дружина.) Первыми строителями были греки. Конечно, они не могли обойтись без помощи местных подмастерьев, которые постепенно перенимали их секреты. После строительства Десятинной церкви 30 лет ничего не строится ни в Киеве, ни во всей русской земле. Затем начинается строительство, которое не идёт параллельно в двух разных городах - видимо, артель была всего одна. София Киевская, затем Новгородская и Полоцкая, а затем строительство снова концентрируется в Киеве. В конце XI века начинается параллельно с Киевом активное строительство в Переяславле - видимо, на Руси появляется вторая артель, судя по технике строительства, тоже византийцы. В 80-х годах византийские мастера строят и в Чернигове, это продолжается до 1139 года, когда черниговский князь Всеволод Ольгович становится великим князем и забирает свою любимую артель с собой в Киев. Старая киевская артель передана при этом временному союзнику - полоцкому князю. Часть же черниговской артели оказывается в Смоленске и возвращается в Чернигов лишь в конце XII века. Основная же часть артели переходит сначала в Переяславль, затем во Владимир Волынский, и только лишь в 1167 году возвращается в Киев, когда там возобновляется каменное строительство. Другая артель с начала XII века бродит от Новгорода к Пскову, а затем к Старой Ладоге и в 60-е годы возвращается в Новгород, где строительство прерывалось на 30 лет. Причём это, кажется, единственный случай, когда мастера являлись свободными ремесленниками, а не собственностью князя. Новгородские церкви в половине XII века строились обычно за один строительный сезон, причём только за последние 30 лет возвели 17 храмов.

    Киевская артель, ушедшая в Полоцк, строила там до 70-х годов XII века, когда по неизвестным причинам каменное строительство там обрывается. Появилась в начале XII века своя артель и в Галицкой земле, которая в 40-е годы делится мастерами с Владимиро-Суздальской землёй, но это отдельная история - там много кто строил. В середине XII века на Руси функционируют 6 артелей, способных вести монументальное строительство. А к XIII веку артели Владимиро-Суздальской земли и Смоленска так разрастаются, что способны вести строительство одновременно в двух разных городах.

    Небольшое количество артелей показывает, насколько непростым было дело зодчих. И действительно: тогда, когда не существовало строительной науки, ведь во главе артели должен был стоять человек с гениальной интуицией - иначе быть не могло. Гоголь как-то сказал, что архитектура - застывшая музыка. Он даже не подозревал, насколько он был прав.

    В любом курсе основ музыкальной акустики можно прочитать, что если отношение чисел колебаний двух тонов представляет собой отношение простых чисел от 1 до 6, это называется акустическим консонансом, в противном случае - акустическим диссонансом. Подобно этому, имея дело с отношениями длины отрезков, выраженных простыми числами от 1 до 6, мы имеем дело с формальным или зрительным консонансом. Во многовековой истории музыки это понимание консонанса остаётся почти без изменений; то же самое относится и к архитектуре. Не думаю, что древнерусские зодчие отдавали себе в этом отчёт, но они действовали по этим правилам; естественно, люди со столь развитым гармоническим чувством рождаются не часто. Но, судя по оставшимся памятникам, их всё-таки на Руси было немало.

    3. Архитектурные стили Киевской Руси

    3.1. Киевский стиль

    На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. В главном соборе Киева Святой Софии, построенном из плинфы, с девятью куполами, чувствуется влияние мастеров из Константинополя. Новой чертой становится окружение храма открытой галереей-гульбищем и возведение его на высоком цоколе - подклете.

    Наиболее полно архитектура Киевской Руси сохранилась в современном Киеве. Кажется, что именно в этом месте собраны все значимые шедевры того времени, например Десятинная церковь, Софийский собор, Золотые ворота с церковью Благовещения и многие другие.

    Великий креститель Киевской Руси, князь Владимир в 996 году на свои деньги построил величественную Десятинную церковь. На содержание ее он выделил десятую часть от своих доходов, раньше это называлось – десятиной, церковь от этого слова и получила свое название. Ей в истории отводилось великое назначение. Древнерусская архитектура в этом строении проявилась во всем своем великолепии. Она очень больших размеров, крестово-купольная, шестиярусная. Построенная на века из камня, внутри она была украшена изумительными по красоте фресками, мозаиками и отделана мрамором. Изначально в Десятинной церкви была устроена княжеская усыпальница. Здесь была похоронена супруга Владимира, византийская царевна Анна и он сам, умерший в 1015 году. Затем сюда были перевезены останки легендарной княгини Ольги. Внутреннее убранство этой церкви включает также иконостас, кресты и прочую церковную утварь, которая была лучшей на то время.

    Искусство Киевской Руси поражало своей изысканностью и мастерством древних местных умельцев. Судьба церкви была трагичной и в начале XI века она пострадала от пожара, а затем подвергалась неоднократным разрушениям. В 1240 году хан Батый взяв Киев, не пожалел святыню и полностью уничтожил Десятинную церковь. 3 февраля 2005 года президентом Украины был подписан указ о восстановлении Десятинной церкви.

    В центре Древнего Киева до сих пор красуется Софийский собор. Он виден издалека, а купола его покрытые золотом, вызывают восхищение и гордость за то, что такой дивной красоты памятник сохранился до наших дней. Он - место паломничества верующих и одна из главных исторических достопримечательностей столицы. Его история непроста, он также неоднократно был разграблен во время войн, в том числе в 1240 году воинами Батыя, но каждый раз восставал из руин. В 1740 году он был окончательно отстроен, а его нынешний облик до сих пор радует своим прекрасным старинным видом. Недалеко от Софийского собора находятся Золотые Ворота. Это символический древний памятник, в котором нашла отражение архитектура Киевской Руси. Ворота были лицом города и служили для церемониального, торжественного въезда в древний Киев. Они построены в южной части города киевским князем Ярославом Мудрым в 1037 году. Как дополнительная защита, перед воротами был вырыт ров шириной 15 метров и глубиной до 8 метров. Золотые Ворота – это самая настоящая крепостная башня с проездом до 7,5 метров. До наших дней сохранились мощные пилястры, древние стены высотой 9,5 метров.

    Примечательна надвратная церковь Благовещенья у Ворот. Она была символом христианского града. Археологические исследования Золотых Ворот удивили ученых найденными остатками ее убранства: фресковой росписью, кубиками яркой прозрачной смальты, фрагментами мозаики. Смальта очень часто использовалась в украшении древнеславянских храмов. Древние зодчие любили ее за долговечность и необыкновенные по красоте переливы цвета, которые в готовом виде производили эффект живого мерцания. Несомненно, в этот период истории искусство Киевской Руси достигло своего величайшего расцвета, а свидетельством являются удивительные памятники архитектуры того времени.

    3.2. Владимиро-суздальский стиль

    При князе Владимире Мономахе начинается бурное строительство на северо-востоке Руси, в Залесье. В результате здесь был создан один из самых прекрасных во всей средневековой Европе художественных ансамблей.

    При Юрии Долгоруком (сыне Владимира Мономаха) сформировался так называемый суздальский стиль - белокаменное зодчество. Первой церковью, родоначальницей стиля, сложенной из белого камня, блоки которого были идеально подогнаны один к другому, стала церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше, в 4 км от Суздаля, на том самом месте, где якобы останавливались святые князья Борис и Глеб, когда они ходили из Ростова и Суздаля в Киев. Это был храм-крепость. Он представлял собой мощный куб с тремя массивными апсидами, щелевидными окнами, напоминающими бойницы, широкими лопатками, шлемообразным куполом.

    Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский окончательно перебрался во владимирскую резиденцию. Он делал всё, чтобы город Владимир (названный так в честь Владимира Мономаха) затмил Киев. В крепостной стене, окружавшей город, были сооружены ворота, главные из которых традиционно именовались Золотыми. Такие ворота возводились во всех крупных городах христианского мира, начиная с Константинополя, в память о въезде Иисуса Христа в Иерусалим через Золотые ворота города. Золотые ворота Владимира венчала надвратная церковь, украшенная резным декором и золотым куполом. На противоположном конце города высились Серебряные ворота, не менее массивные и торжественные.

    Белокаменные фасады соборов украшали резьбой по камню. Наличие каменного декора представляет собой отголосок романского стиля и связано с тем, что Андрей Боголюбский созывал к себе во Владимир мастеров не только из Византии, но со всех земель. Уже знаменитая церковь Покрова на Нерли несёт на себе отпечаток этого стиля. Церковь посвящена празднику Покрова пресвятой Богородицы, установленному Андреем Боголюбским в ознаменование объединения Руси под главенством Владимира.

    Андрей Боголюбский построил этот придворно-княжеский храм недалеко от своих палат в память о любимом сыне Изяславе, погибшем в победоносном походе на болгар в 1164 г. Изящная одноглавая церковь словно парит над широкой гладью заливных лугов. Её устремлённость ввысь создаётся прежде всего гармоничными пропорциями, трёхчастным делением фасадов, которое соответствует организации внутреннего пространства церкви, арочным завершением стен (так называемые закомары), ставшим лейтмотивом здания, повторяющимся в рисунке оконных проёмов, порталов, аркатурном поясе. Церковь Покрова на Нерли самый лиричный памятник русского зодчества.

    В 1185 - 1189 гг. во Владимире был возведён земельный собор во славу Богоматери - Успенский. В собор поместили величайшую русскую святыню - икону Богоматери, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой и тайно вывезена из Киева Андреем Боголюбским. Собор был воздвигнут в центре Владимира, на высоком берегу Клязьмы, возвышаясь над городом. Как всякий собор, относящийся к земельному жанру культовой архитектуры. Успенский был шестистолпным одноглавым крестово-купольным храмом с притвором. По словам летописца, «Бог привёл мастеров из всех земель», в числе которых были и пришельцы с романского Запада, присланные к князю Андрею якобы императором Фридрихом Барбароссой. Расширенный при Всеволоде Большое гнездо, брате Андрея, собор приобрёл более монументальный вид с протяжёнными фасадами, расчленёнными на пять прясел, и пятью куполами.

    Во времена Всеволода, чья слава и власть так поражали современников. Суздальская земля стала княжеством, господствующим над остальной Русью. В этот период во Владимире был возведён Дмитриевский собор, третий шедевр культового зодчества.

    Дмитриевский собор - это сравнительно небольшой одноглавый храм с хором, какие строились на феодальных дворах. Но несмотря на размеры он выглядит величавым и торжественно-великолепным. Это один из самых красивых и самых оригинальных соборов Древней Руси. В плане он представляет собой греческий крест без какого бы то ни было отступления от византийского канона. Но снаружи Дмитриевский собор являет собой нечто столь самостоятельное, что не может быть включён в число построек византийского типа. Уже не широкие и плоские «лопатки» членят стены на прясла, а длинные тонкие колонны. В барельефах Дмитриевского собора мы видим элементы византийского, романского, даже готического стилей и, конечно, русского. Наличие богатого каменного декора храма свидетельствуют о том, что его украшали мастера с романского Запада, хотя в барельефах нет ничего апокалиптического, т. е. намекающего на конец света и Страшный суд. Южный фасад украшает подчёркнуто плоская резьба, напоминающая резьбу по дереву, несомненно русских мастеров. И преобладание растительного и зооморфного орнаментов также свидетельствуют о традиционно русском стиле. Можно предположить, что строителем собора был зодчий, хорошо знакомый с венецианским собором св. Марка, поскольку мотивы декора двух этих соборов абсолютно тождественны: невиданные львы, птицы и олени, цветы, листья, фантастические всадники, грифоны, кентавры и даже сцена восхождения Александра Македонского на небо заполняют плоскости стен.

    Всё здание по высоте делится на три яруса. Нижний - самый высокий, почти без украшений, его гладь оживляют лишь глубокое пятно портала и аркатурный пояс. «Колонки» пояса как бы свисают вниз, подобно тяжёлым плетёным шнурам с массивными подвесками. На среднем ярусе, над аркатурным поясом, сосредоточено всё декоративное убранство собора. Третий пояс - это массивная глава храма, поднятая на квадратном «постаменте».

    3.3. Новгородский стиль

    Новгород - один из древнейших центров культуры. Здесь при Софийском Соборе в ХI веке впервые возникло русское летописание. Здесь образовалась собственная, выделявшаяся своей самобытностью школа иконописи, многие шедевры которой сохранились и до наших дней. Среди сложившихся к XII-XIII векам художественных центров Новгород занимает ведущее место, являясь хранителем традиций древнерусской культуры предшествующих столетий.

    Свойственные новгородской школе особая полнокровность, конкретность, энергичный лаконизм стиля отчасти проявились уже на раннем этапе ее становления - в новгородской архитектуре и живописи периода Киевской Руси. Во 2-й пол. 12 в. на смену монументальным, соборам предшествующей эпохи (Софийский собор в Новгороде, Юрьев монастырь) приходят сравнительно небольшие, 1-главые, 4-столпные церкви (Георгия в Старой Ладоге; Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде, 1185-92; Спаса на Нередице).

    В поисках выразительности архитектурных форм с конца 13 в. зодчие новгородской школы, переходят к 3-лопастным завершениям фасадов (церкви Николы на Липне, 1292, Успения на Волотовом поле), широко используют разнообразные декоративные элементы (Федора Стратилата церковь. Спаса на Ильине церковь). Фрески церквей Спаса на Ильине (1378, Феофан Грек), Федора Стратилата (1370-80-е гг.), Успения на Волотовом поле (ок, 1390) выделяются одухотворенной патетикой образов, стремительностью движения, техника письма отличается свободой и смелостью. Линейно-графические, близкие к иконописи приемы, статичные композиции свойственны росписям церквей Спаса на Ковалеве (1380) и Рождества на кладбище (1380-90-е гг.)

    В Великом Новгороде сосредоточены сохранившиеся до сих пор выдающиеся памятники средневековой архитектуры и живописи. Среди них древнейший в России храм - Софийский собор, сооруженный в середине XI в., и древнейший в России - Юрьев монастырь, основанный в начале ХIIв. Многие памятники архитектуры сохранили фресковую живопись (к сожалению, фрагментарно) ХII, ХIV, ХV, ХVIII вв.

    Историки и искусствоведы отмечают два самых впечатляющих памятника русской архитектуры одиннадцатого века - Софийский собор, построенный в Киеве, и Новгородский собор того же наи­менования, заложенный в 1045 году. Новгородский собор несколько лучше сохранился до немецкого нашествия, но был страшно по­врежден в 1944 году. Вторая святая София - Новгородская, была возведена на месте первой деревянной, уничтоженной пожаром в 1045 г. в самом центре новгородского детинца. Софийский собор был пятиглавым. Каждый, кто плыл по Волхову в Новгород, видел ее сверкающие купола издалека. Более строгая и менее роскошная, чем киевская, Новгородская София была прекрасна по-своему. Ее пропорции совершенно другие, апсиды вытянуты, главный объем храма прямоугольной формы. София Новгородская стала символом торжества православной веры и одновременно олицетворением складывающейся в этих землях русской государственности.

    Новго­родское княжество развивалось на просторах от Балтики до Ледо­витого океана и Урала. Поселения славян на этих территориях появились с незапамятных времен. Новгородцы -прекрасные тор­говцы и моряки, были людьми смелыми и любознательными. Новгород был построен на двух берегах реки Волхов, вытекающей из Ильмень-озера, и, подобно Киеву, являлся средне­вековым православным городом, но с самобытным и интересным политическим и экономическим устройством. В XII в. на новгород­ских землях наметилось формирование местной, художественной школы. В ней отразились традиции православного искусства, суро­вая красота северного края, своеобразие общественного устройства и быта и, наконец, мужественный характер новгородцев. Новгород­ские мастера были знакомы с достижениями монументального киевского зодчества, иконописи, музыки, они восприняли грече­скую систему храмового искусства в уже адаптированном виде, что позволило им быстро идти по пути самобытного развития. Новго­родская «классика» отличается простотой, глубиной и одновремен­но праздничным, красочным восприятием мира и являет собой наступление зрелого периода в художественной культуре Древней Руси.

    Самыми ранними памятниками своеобразной новгородской архитектуры домонгольского периода являются величественный собор Николы на Ярославовом дворище, храмы Антониева и Юрь­ева монастырей. Георгиевский собор Юрьева монастыря был по­строен в 1119 г. Его эпическое спокойствие и монументальные формы напоминают стилевые закономерности киевской архитекту­ры. Верхняя часть храма выглядит асимметричной, что создает впечатление внутренней подвижности. Это удивительное решение в новгородском зодчестве раскрывает для нас красоту асимметрии.

    Со второй половины XII- начала XIII в. в архитектуре начинает преобладать более простой стиль, храмы становятся компактными, увенчиваются одним куполом. Сохранилось несколько новгород­ских храмов этого периода: монастырская церковь Благовещения у деревни Аркажи (1179), храмы Петра и Павла на Синичьей горе (1185-1192), Рождества в Перыни (первая половина XIII в.), Св. Георгия на Старой Ладоге (вторая половина XII в). Удивитель­ным образцом архитектуры этого периода, сочетающим в себе суровую простоту и совершенство форм, являлась церковь Спаса Преображения на Нередице, созданная в 1198 г. Это постройка крестовокупольного типа, кубической формы, лишенная каких-ли­бо украшений, отличающаяся небольшой асимметрией, в линиях стен и вертикалей поражала лаконичностью и гармонией. Церковь на Нередице стала одной из самых болезненных потерь, понесенных во время немецкого нашествия.

    Заключение

    На протяжении столетий у восточных славян накапливался богатый опыт архитектуры, сложилась национальная традиция градостроительства. Долгое время как главный строительний материал использовалась древесина.

    Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного к каменному и кирпичного строительству. С принятием христианства началось сооружение храмов, которые являют собой самостоятельную древнерусскую переработку византийских образцов.

    Первые каменные сооружения были созданы в период княжения Владимира Великого. Нигде в Европе в это время искусство не было столь развито и усовершенствовано, как в Византии, поэтому могучее воздействие художественной культуры Византии сказывалось в искусстве многих областей средневековой Европы.

    Обширное и открытое на всю высоту внутреннее пространство греческого каменного храма, сверкавшее утонченной декоративной отделкой, резко отличалось от первых храмов, рубившихся в Киеве в X-XI веках. Таким образом, вместе с принятием православия Русь примыкала к передовой архитектурной традиции в Европе – византийской строительной культуре. На Руси было положено основание развитию монументальной каменной архитектуры. Темп и своеобразие этого процесса с самых первых шагов его показывают, что русская культура той поры смогла не только быстро воспринять высокую и сложную традицию строительного искусства греков, но и творчески ее переработать и переосмыслить.

    Византийские мастера принесли на Русь вполне сложившиеся принципы культового зодчества. Его главным типом был крестово-купольный храм – рожденная несколькими веками византийского творчества архитектурная система, наиболее точно и полно отвечающая православному пониманию Церкви и мироздания, подчиненная литургическому назначению здания.

    Таким образом мы рассотрели архитектуру Киевской Руси 10-13.Нужно сказать,что благодаря ей мы сейчас имеем представление об этих архитектурных памятниках,а некотрые из них можем видеть.Эта страница из нашего прошлого дала толчок многому,и надеюсь,окажет влияние на то,что будет написано.

    Список литературы

    1.Алпатов М.В.Всеобщая история искусств.Т.3.-М.,1955.

    2.Вернадский Г.В. Киевская Русь. - Тверь: ЛЕАН, Москва., 1999.

    3.Ворничесенко А.Ю.: Русская история с древнейших времен до наших дней. //Учебное пособие. СпБ., 2006 г.

    4.Воронин Н.Н.Зодчество Северо-Восточной Руси 12-15 вв.Т.1-2.-М.,1961-1962.

    5.Гнедич П. П. Всемирная история искусств. – М., 2004.

    6.Греков Б.Д.Киевская Русь.-М,1953.

    7.Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. – М., 2000.

    8.Зезина М.Р.,Кошман Л.В.,Шульгин В.С.История русской культуры.М:Высш.шк.,1990.

    9. Каргер М.К. Древний Киев:очерки по истории материальной культуры древнерусского города.Т.1. – М.-Лг. : и-во АН СССР,1958.

    10.Краткий очерк истории русской культуры.-Л.,1967.

    11.Культурология, история мировой культуры. / Под ред. А.Н. Марковой. - 2001.

    12.Лазарев В.Н.Русская иконопись от истоков до начала 17 в,-М.,1983.

    13.Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974.

    14.Муравьев А.В.,Сахаров А.М.Очерки истории русской культуры 9-17 вв.-М,1984.

    15.Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г.

    16.Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Ч.1. Разделы: Русские славяне и их соседи; Первоначальный быт русских славян; Крещение Руси; Последствия принятия Русью христианства; Киевская Русь в XI-XII вв; Новгород.

    17.Рыбаков Б.А.Из истории культуры Древней Руси.-М.,1984.

    18.Рыбаков Б.А.История русского искусства.Т.1.-М.,1953.

    19.«Слово о полку Игореве» и его время/Под.ред.Д.С.Лихачева.-М.:Наука,1985.

    20.Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие по культурологии. М.: МОНФ, 1998, 169 стр.

    Примечания

    Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 2004.-С.87.

    Воронин Н.Н.Зодчество Северо-Восточной Руси 12-15 вв.Т.1– М., 1961.-С.17.

    Рыбаков БА.История русского искусства.Т.1. –М., 1953.-С.137.

    Воронин Н.Н.Зодчество Северо-Восточной Руси 12-15 вв.Т.1-М.,1961.-С.-21.

    Воронин Н.Н.Зодчество Северо-Восточной Руси 12-15 вв.Т.-1.-М.,1961.-С.36.

    Ворничесенко А.Ю.: Русская история с древнейших времен до наших дней. //Учебное пособие. СпБ., 2006 г. –С.207

    Ворничесенко А.Ю.: Русская история с древнейших времен до наших дней. //Учебное пособие. СпБ., 2006 г. –С.117.

    Муравьев А.В.,Сахаров А.М.Очерки истории русской культуры 9-17 вв.-М.,1984.-С.-10.

  • THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама