THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЕЛ Денисенко Алла Петровна

Слайд 2

План: 1.Для чего нужны цифры 2.Как люди научились записывать цифры 3.Цифры Древнего Египта 4.Цифры Древних Римлян 5.Цифры Китая 6.Цифры Индейцев МАЙЯ 7.Современные цифры

Слайд 3

Задача: Познакомить с историей возникновения числа и его роли. Актуальность темы: Современный мир, как человек без воздуха не может обойтись без чисел. Ведь даже звук или картинка записывается путем комбинации цифр.

Слайд 4

Практически все люди на Земле знают, что такое цифры. Если даже мы берем иностранную книгу и не понимаем ни слова, мы все равно сможем прочитать язык цифр. Но так было не всегда

Слайд 5

Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как “пять” или “семь”, он мог показать числа на пальцах рук.

Слайд 6

Как люди научились записывать цифры Проходили многие-многие годы. Менялась жизнь человека. Постепенно росли знания людей, и чем дальше, тем больше увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счет мог идти уже сотнями и тысячами. Для земледельца счет времени по лунным месяцам уже не годился. Нужен был точный календарь. К тому же людям все чаще приходилось сталкиваться с большими числами. Нужно было придумать, как их записывать!

Слайд 7

В разных странах и в разные времена это делалось поразному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” - три палочки. А вот для десятков уже другой знак - вроде подковы.

Слайд 8

У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один - это один палец; два - два пальца; пять - это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть - это пятерня да еще один палец. Автограф Б.Н. Ельцина(первый президент России) 10 ноября 1988 года. Месяц указан римскими цифрами.

Слайд 9

Так выглядели древние китайские цифры Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек.

Презентация по слайдам

Текст слайда:


Текст слайда:


Текст слайда: Самая простая система счисления была еще у древних людей. Аддитивная система счисления. Алфавитная аддитивная система счисления. Мультипликативная система счисления.


Текст слайда: Здесь собраны наиболее известные нумерации мира: Древнеегипетская нумерация Древнегреческая нумерация Вавилонская нумерация Нумерация индейцев Майя Старо-Китайская нумерация Славянская кириллическая нумерация Славянская глаголическая нумерация Латинская нумерация Современная арабская нумерация


Текст слайда: Первый тип: XXXV = 10+10+10+5 = 35; CCXIX = 100+100+10-1+10 = 219; Второй тип: (иероглифы по порядку: 2, 1000, 4, 100, 2, 10, 5) Здесь дважды использован иероглиф "2", и в каждом случае он принимал разные значения "2000" и "20". 2 1000 + 4 100+2 10+5 = 2425


Текст слайда: 1 2 3 4 … 9 10 11 И А ведь всего-то это 1457 2026.Удобств для счета, как мы видим ни каких. Такой системой счисления пользовались Египтяне, Ацтеки, племена Майя.


Текст слайда: Например 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 11, 12, …, 99, 100, 101 … Запись числа 1999 означает, что 1 1000 + 9 100 + 9 10 + 9. Для того, чтобы "собрать" такое число используется умножение (multiplication англ.), из-за чего систему и назвали "мультипликативной". Такие системы счисления были только у народов с очень хорошо развитой математикой. По сей день мы используем только такую систему счисления.


Текст слайда: 1 Как и большинство людей для счета небольшого количества предметов Египтяне использовали палочки. 10. Такими путами египтяне связывали коров Если нужно изобразить несколько десятков, то иероглиф повторяли нужное количество раз. Если палочек нужно изобразить несколько, то их изображали в два ряда 100. Это мерная веревка, которой измеряли земельные участки после разлива Нила. 1 000. Египтяне присвоили такое значение изображению этого цветка. 10 000. "В больших числах будь внимателен!" – говорит поднятый вверх указательный палец.


Текст слайда: 100 000. Это головастик. Обычный лягушачий головастик. 1 000 000. Увидев такое число обычный человек очень удивится и возденет руки к небу. Это и изображает этот иероглиф 10 000 000. Египтяне поклонялись Амону Ра, богу Солнца, и, наверное, поэтому самое большое свое число они изобразили в виде восходящего солнца - 1207, - 1 023 029

Слайд №10


Текст слайда: В древнейшее время в Греции была распространена так называемая Аттическая нумерация. В этой нумерации числа 1, 2, 3, 4 изображались соответствующим количеством вертикальных полосок: , . Число 5 записывалось знаком (древнее начертание буквы "Пи", с которой начиналось слово "пять" - "пенте". Числа 6, 7, 8, 9 обозначались сочетаниями этих знаков: Число 10 обозначалось - заглавной "Дельта" от слова "дека" - "десять". Числа 100, 1 000 и 10 000 обозначались H, X, M. Числа 50, 500, 5 000 обозначались комбинациями чисел 5 и 10, 5 и 100, 5 и 1 000,.

Слайд №11


Текст слайда: Примерно в третьем веке до нашей эры аттическая нумерация в Греции была вытеснена другой, так называемой "Ионийской" системой. В ней числа 1 - 9 обозначаются первыми буквами греческого алфавита: числа 10, 20, … 90 изображались следующими девятью буквами:ѓ числа 100, 200, … 900 последними девятью буквами: Для обозначения тысяч и десятков тысяч пользовались теми же цифрами, но только с добавлением особого значка ". Любая буква с этим значком сразу же становилась в тысячу раз больше. Для отличия цифр и букв писали черточки над цифрами.

Слайд №12


Текст слайда: В вавилонской поместной нумерации ту роль, которую у нас играет число10, играет число 60, и потому эту нумерацию называют шестидесятиричной. Числа менее 60 обозначались с помощью двух знаков: для единицы, и Эти знаки повторялись нужное число раз, например для десятка. -3 -20 -32 а это число 59.

Слайд №13


Текст слайда: Вавилонский способ обозначения чисел больше 60 . Цифры записываются по разрядам, с небольшими пробелами между: Так записывается число 302 При отсутствии разряда вставлялся значок: игравший роль нуля. это запись числа 7203

Слайд №14


Текст слайда: Сначала эта нумерация обслуживала пятеричную систему счисления, а потом ее приспособили для двадцатеричной. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 0 или 20

Слайд №15


Текст слайда: Записывались цифры числа в столбик, начиная со знаков затем знаки, а потом больших значений и заканчивая меньшими. , 59 16 23 20+20+5+5+5+1+1+1+1 = 59; 5+5+5+1 = 16; 20+1+1+1 = 23

Слайд №16


Текст слайда: Интереснее всего записывались числа второго десятка: Читаем дословно "четырнадцать" - "четыре на десять". Как слышим, так и пишем: не 10+4, а 4+10, - четыре на десять. И так для всех чисел от 11 до 19. Таким образом у славян мы прослеживаем десятеричную систему счисления. Запись числа, использованная славянами аддитивная, то есть в ней используется только сложение: = 800+60+3 Тысяща - 1 000, Леон - 10 000, Одр - 100 000, Вран (ворон) - 1 000 000, Колода - 10 000 000, Тьма - 100 000 000.

Слайд №17


Текст слайда: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Записывались цифры числа начиная с больших значений и заканчивая меньшими

Слайд №18


Текст слайда: 10 100 1000 - 1 000; - 548 Такая запись числа мультипликативная, то есть в ней используется умножение: 1 1 000 и 5 100+4 10+8

Слайд №19


Текст слайда: В этой системе счисления для записи чисел используется только одна цифра. Ее можно изобразить в виде палочки, кружочка, или любой другой фигуры. Числа будут записываться примерно так: 1 2 3 4 5 и т. д.

Слайд №20


Текст слайда: Возникла эта нумерация в древнем Риме. Использовалась она для аддитивной алфавитной системы счисления I 1 V 5 X 10 L 50 C 100 D 500 M 1 000

Слайд №21


Текст слайда: Прежде знак M изображался знаком Ф, потому то 500 и стал изображать знак D как "половина" Ф. Так же построена и пары L и C, X и V. Записывались цифры числа начиная с больших значений и заканчивая меньшими, слева направо. Если цифра с меньшим значением записывалась перед цифрой с большим значением, то происходило ее вычитание. CCXXXVII = 100+100+10+10+10+5+1+1 = 237НоXXXIX = 10+10+10-1+10 = 39 Есть правило, по которому нельзя записывать подряд 4 одинаковых цифры, такая комбинация заменяется комбинацией с правилом вычитания, например: XXXX = XC (50-10) IIII = IV (5-1) CCCC = CD (500-100)

Слайд №22


Текст слайда: В ней цифры имели вид начальных букв соответствующих числительных на древнеиндийском языке - санскрите, использующем алфавит "Деванагари". Первоначально этими знаками представлялись числа 1, 2, 3, … 9, 10, 20, 30, …, 90, 100, 1000; с их помощью записывались другие числа. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд №23


Cлайд 1

Cлайд 2

Содержание Как мы считаем Счеты в разных странах Способы счёта Пальцевой счет Возникновение чисел

Cлайд 3

Как мы считаем Искусство счета развивалось с развитием человечества. В те времена, когда человек лишь собирал в лесу плоды и охотился, ему для счета хватало четырех слов: один, два, три и много. Именно так считают и сейчас некоторые племена, живущие в джунглях Южной Америки.

Cлайд 4

Однако, когда люди начали заниматься животноводством и земледелием, то им уже стало необходимо пересчитывать коз в стаде или количество корзин с выращенными плодами (которых было больше трех), заготовленными на зиму.

Cлайд 5

Если в какой-то бороздке при счете набиралось более 10 камешков, их снимали и добавляли один камешек в следующем разряде. Римляне усовершенствовали абак, перейдя от деревянных досок, песка и камешков к мраморным доскам с выточенными желобками и мраморными шариками.

Cлайд 6

Обнаружена в раскопках так называемая "вестоницкая кость" с зарубками. Это позволяет историкам предположить, что уже 30тыс.лет.до н.э. наши предки были знакомы с зачатками счета.

Cлайд 7

Древнегреческий абак (доска или "саламинская доска" по имени острова Саламин в Эгейском море) представлял собой посыпанную морским песком дощечку. На песке проходились бороздки, на которых камешками обозначались числа. Одна бороздка соответствовала единицам, другая - десяткам и т.д.

Cлайд 8

Счеты в разных странах Китайские счеты суан-пан состояли из деревянной рамки, разделенной на верхние и нижние секции. Палочки соотносятся с колонками, а бусинки с числами. У китайцев в основе счета лежала не десятка, а пятерка.

Cлайд 9

Она разделена на две части: в нижней части на каждом ряду располагаются по 5 косточек, в верхней части - по две. Таким образом, для того чтобы выставить на этих счетах число 6, ставили сначала косточку, соответствующую пятерке, и затем прибавляли одну в разряд единиц.

Cлайд 10

На Руси долгое время считали по косточкам, раскладываемым в кучки. Примерно с XV века получил распространение "дощаный счет". "Дощаный счет" почти не отличался от обычных счетов и представлял собой рамку с укрепленными горизонтальными веревочками, на которые были нанизаны просверленные сливовые или вишневые косточки. «Русский щот»

Cлайд 11

Способы счёта Способов счета было придумано немало: делались зарубки на палке по числу предметов, завязывались узлы на веревке, складывались в кучу камешки. Но палку с зарубками с собой не возьмёшь, да и камни таскать не очень приятно, а пастуху нужно знать – не отбилась ли какая коза от стада.

Cлайд 12

И тут на помощь приходят пальцы рук – отличный счетный материал, им до сих пор пользуются не только первоклассники. А если предметов больше десяти?

Cлайд 13

Так, для выражения числа «двадцать» индейцы из Южной Америки противопоставляют пальцы на руках пальцам на ногах.

Cлайд 14

Конечно, можно использовать и пальцы на ногах, а дальше? Тут уже ничего не оставалось делать, как придумать десятичную систему, которой мы пользуемся сейчас: считаем десятки; когда наберется десять десятков, называем их сотней; потом десять сотен – тысячей.

Cлайд 15

«Пальцевое» происхождение десятичной системы подтверждается формой латинских цифр: римская цифра пять(V) – ладонь с оттопыренным большим пальцем, а римская цифра десять (X) – две скрещенные руки. Пальцевой счет.

Cлайд 16

Индейцы племени майя в Америке считали пятёрками: одна пятерка – единица следующего разряда, пять пятерок – новый разряд и т.д. Ясно, что они пользовались пальцами только одной руки.

Cлайд 17

Некоторые племена использовали только четыре пальца одной руки, однако при этом учитывали, что каждый палец состоит из трех фаланг, т.е имели в распоряжении двенадцать объектов счета

Cлайд 18

Так возникла дюжина, которая сто лет назад была широко распространена и в Европе, и в России, но постепенно уступила свое место десятке. До сих пор в Европе дюжинами считают пуговицы, носовые платки, куриные яйца, и многое другое, что продается поштучно.

Cлайд 19

Все знают, что тысяча тысяч – это миллион. Тысяча миллионов называется биллионом или миллиардом («би» - по-латыни – два). Тысяча миллиардов, т.е. 1 000 000 000 000 – триллион («три» - по-латыни – три), дальше 1 000 000 000 000 000 – квадриллион (квадра – четыре), дальше квинтиллион, секстиллион, октиллион, нониллион дециллион.

Cлайд 20

Большие числа возникают в астрономии, часто говорят об «астрономических числах», поскольку массы звезд и расстояния между ними выражаются действительно большими числами, однако физики подсчитали, что количество атомов – мельчайших частиц вещества – во всей Вселенной не превосходит числа, выражаемого единицей со ста нулями. Это число получило специальное название – гугол.

Cлайд 21

Возникновения чисел. Мы привыкли пользоваться благами цивилизации – автомобилем, телефоном, телевизором и прочей техникой, делающей нашу жизнь легче и интереснее. Тысячи изобретений потребовалось для этого, но самым важным из них были первые – колесо и число. Без них не было бы всего нашего технического великолепия. Казалось бы, что понятие числа должно возникнуть одновременно с умением считать, но это далеко не так.

Cлайд 22

Замечено, что считать до пяти умеют и кошки и свиньи, но чтобы перейти от пяти предметов к числу «пять», требовалось великое открытие, и вот почему. Пять собак или пять свиней – это совсем не то, что пять орехов.

Cлайд 23

Пять собак или пять свиней – это совсем не то, что пять орехов. Ведь пять орехов – очень мало, съел – и не заметил, а пять свиней – очень много, их хватит, чтобы долго кормиться большой семье. Пять собак – это стая, которая может хорошо защитить от диких зверей, а пять блох на собаке и разглядеть-то трудно. Разве можно их сравнивать?


  • Что такое число?
  • Цифры древних цивилизаций

2.1. Цифры в Древнем Египте

2.2. Цифры племени майя

2.3. Цифры Древней Греции

2.4. Цифры Древнего Китая


Что такое число?

Числа были всегда, только правила изображения их были другими. Но смысл был один: числа изображались с помощью определённых знаков – цифр .

Цифра - это символ, участвующий в записи числа.

Число - это величина, которая складывается из цифр по определённым правилам. Эти правила называются системами счисления 1 .


На протяжении многовековой истории человечества существовало множество различных способов записи числа , некоторые дошли до наших времен, а некоторые остались в истории.

  • Первоначально человек стал считать по пальцам . Наиболее древней и простой «счетной машиной»издавна являются пальцы рук и ног.

Цифры древних цивилизаций Цифры в Древнем Египте

Первые написанные цифры, о которых мы имеем достоверные свидетельства, появились в Египте и Месопотамии около 5000 лет назад.

В египетской системе цифрами являлись иероглифические символы ; они обозначали числа 1, 10, 100 и т. д. до миллиона. Числа, не кратные 10, записывались путем повторения этих цифр . Каждая цифра могла повторяться от одного до 9 раз . Например, число 4622 обозначалось следующим образом:


Цифры племени майя

Древние майя самостоятельно пришли к использованию позиционного принципа. Запись цифровых знаков, образующих число, майя вели вертикально , снизу вверх, как бы возводя некую этажерку из цифр.

Майя считали двадцатками – у них была двадцатеричная система счёта. Числа от 1 до 20 обозначались точками и чёрточками.


Цифры Древней Греции

В Древней Греции имели хождение две основных системы счисления - аттическая (или геродианова) и ионическая (она же александрийская или алфавитная).

Аттическая система счисления была десятичная, использовали повторы коллективных символов. Использовалась греками уже к 5 в. до н.э.

  • Черта , обозначавшая единицу, повторенная нужное число раз, означала числа до четырех.
  • Вместо пяти черт ввели новый символ Г , первую букву слова "пента» (пять).
  • Дойдя до десяти, они ввели новый символ D , первую букву слова "дека»(десять). Т
  • Новые символы для каждой новой степени числа 10: символ H означал 100 (гекатон), X - 1000 (хилиои), символ M - 10000 (мириои или мириада). Числа 6, 7, 8, 9 обозначались сочетаниями этих знаков:

Ионическая система счисления алфавитная. Получила широкое распространение в начале Александрийской эпохи.

  • Чтобы отличить числа от слов, греки над соответствующей буквой ставили горизонтальную черту.
  • Сходство греческой буквы О с современным обозначением нуля может
  • Запись алфавитными символами могла делаться в любом порядке, так как число получалось как сумма значений отдельных букв.

Цифры Древнего Китая

Эта нумерация одна из старейших и самых прогрессивных . Возникла эта нумерация около 4 000 тысяч лет тому назад в Китае.


  • Записывались цифры числа начиная с больших значений и заканчивая меньшими.
  • Если десятков, единиц, или какого-то другого разряда не было, то сначала ничего не ставили и переходили к следующему разряду .
  • Чтобы не перепутать разряды использовали несколько служебных иероглифов , писавшихся после основного иероглифа, и показывающих какое значение принимает иероглиф-цифра в данном разряде.

- 1 000;

Такая запись числа мультипликативна , то есть в ней используется

умножение:

1 x 1 000 и 5 x 100+4 x 10+8



Славянская кириллическая нумерация

Эта форма записи чисел получила большое распространение в связи с тем, что имела полное сходство с греческой записью чисел . Если посмотреть внимательно, то увидим, что после «а» идет буква "в" , а не «б» как следует по славянскому алфавиту , то есть используются только буквы, которые есть в греческом алфавите.

Чтобы различать буквы и цифры, над числами ставился особый значок - титло (~)


Римская нумерация

Древние римляне изобрели систему исчисления , основанную на использовании букв для отображения цифр. Каждая буква имела различное значение, каждая цифра соответствовала номеру положения буквы.


Римская нумерация

Для того чтобы прочесть римскую цифру, следует следовать пяти основным правилам:

  • Буквы пишутся слева направо, начиная с самого большого значения.
  • Буквы I. X. C и M могут повторяться до трёх раз подряд.
  • Буквы V. L. D не могут повторяться.
  • Цифры 6, 8, 40, 80, 800 следует писать, комбинируя буквы: VII (6), VIII(8), XL (40), LXXX (80), CD (400), DCCC (800).
  • Горизонтальная линия над буквой увеличивает её значение в 1000 раз.

то XV(15), CCXLIII(243), ZCXV(2115)

то III(3), XX(20), CCC(300), MCCXXX(1320)

V (5000) , CIII(103000), IXDL(9550)


3.1. Индийская нумерация

3.2. Вклад мусульман в развитие нашей системы счисления

3.3. Современная система счисления

3.4. Какая у нас система исчисления

3.4. Сравнение записи цифр у разных народов


«Мы называем изобретенные индийцам и цифры 1, 2, . . . , 9 и нуль арабскими , так как заимствовали их у арабов, но сами арабы называли эти цифры индийскими, а арифметику, основную на десятичной системе - « индийским счетом »(хисабал – Хинд).

В долине Инда существовала цивилизация, одним из центров которой был город, раскопанный вблизи холмов Мохенджо – Даро. Эта цивилизация, основанная первоначальным населением Индии, была разрушена арийскими племенами Русов , пришедшими с Гималаев…


[Арийские] жрецы принесли с собой Ведическое мировоззрение и записали священные книги брахманов «Веды»(“Знания”). Ими же была создана система записи счета. К VII – V вв. до н. э. относятся первые индийские посменные математические памятники… Большинство научных трактатов индийцев написаны на санскрите – языке религиозных книг брахманов. Этот язык объединил многочисленные народы Индии, говорившие на различных языках»


Индийская нумерация

Счет целых чисел в Индии с древних [арийских] времен носил десятичный характер . Санскрит – индоевропейский язык, Похожий на наш: 1 - эка, 2 – дви, 3 –три .


Индийская нумерация

Наряду с цифровой записью в Индии широко применялась словесная система обозначения чисел , этому способствовал богатый по своему словарному запасу санскритский язык, имеющий много синонимов:

  • нуль обозначался словами “пустое”, “небо”, “дыра”; единица Луна, Земля ; двойка – словами ; четверка – словами “океаны”, “стороны света» и т. д.
  • нуль обозначался словами “пустое”, “небо”, “дыра”;
  • единица – предметами, имеющимися только в единственном числе: Луна, Земля ;
  • двойка – словами “близнецы”, “глаза”,“ноздри”, “губы” ;
  • четверка – словами “океаны”, “стороны света» и т. д.

Индийская нумерация

Применение позиционного принципа в словесной нумерации , в котором одно и тоже слово в зависимости от места имеет разное числовое значение, а названия разрядов опускаются, зафиксировано еще в V в. Например, число 1021 записывалось словами «Луна – дыра – крылья – Луна».


Индийская нумерация

На основе цифр брахми выработались с овременные индийские цифры « деваеагари » ( божественное письмо ), применяющиеся в десятичной позиционной системе, от которой происходят десятичные позиционные системы арабов и европейцев.

краткое содержание других презентаций

«Математическая игра» - Конкурс болельщиков. Для болельщиков предусмотрены свои конкурсы. + 5. Столетие. 12. По вертикали. 7. Весенний месяц. 8. Прибор для вычислений. 14. 13. Вопрос для решения. 21. Мера длины. 17. Ход игры: Станция № 3. Поработай со « спичками». Деление. 13.

«Сравнение чисел 5 класс» - Какие лучи называются дополнительными? 10) Чем отличается координатный луч от луча? Длина реки Волга – 3520 км; Дона – 1870 м; Дуная – 2850 км. Задание 2. I. Повторение теоретического материала. Записать числа в виде двойного неравенства. 5 класс Учитель: Съедина Н.С. Задание 3. Имеет ли прямая концы? I I. Решение задач Задание 1. Сравнение чисел.

«Деление с остатком урок» - 9 (ост 7). Цель урока: Неполное частное. Каждый хочет получать Толька лишь оценку пять. Может ли остаток быть больше делителя? Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку? Выполните деление и сравните результат: Делитель. 100:8= 79:8= 144:8= 115:8= 213:8=. В вазочке было 23 конфеты. Остаток.

«Доли урок» - Обыкновенные дроби. Доли. Умение читать и записывать обыкновенные дроби по числителю и знаменателю. Урок математики в 5 классе. Учитель: Щетинина О.Г. Цели урока:

«Цепочки вычислений» - 37. Вычислительные цепочки. 25. Заполните таблицы. 15. 20. 40. Н.Я. Виленкин "Математика 5". 5 класс. 29. 17. 10. 18.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама