THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ОНТОЛОГИЯ

Онтология – учение о бытии

Вопрос о первоначале бытия связан с осмыслением единства и многообразия мира, Существование множества предметов, явлений, процессов и состояний порождает философскую проблему: является ли все это одним бытием, исходящим из одного начала или принципа, которому разнообразие может быть сведено как к своей сущности, или же существует бесконечное многообразие видов обособленного друг от друга бытия, имеющего каждое свою собственную сущность? Парменид полагал, что бытие неподвижно, неизменно и умопостигаемо. Демокрит разработал идею множественного бытия как атомарного вещества.

Онтологические позиции связаны с решением вопросов о бытии вещей, бытии идей (сознания) и бытии людей, Основным вопросом онтологии является вопрос об отношении бытия к сознанию: существует ли объективная, независимая от сознания, реальность, или бытие сводится к содержанию сознания?

Монизм признает единство действительности и один источник существования в качестве первопричины, В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, философы делятся на материалистов и идеалистов.

ž Дуализм - воззрение, утверждающее сосуществование двух различных, несводимых друг к другу сущностей или субстанций - духовной и материальной. (Декарт)

Плюрализм- воззрение, согласно которому действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства (Лейбниц).

Идеалистический монизмвидит единство мира в духовном, идеальном начале. Различают объективный и субъективный идеализм

Материалистический монизмвидит единство мира в системе материальных связей. мир существует вне и независимо от человеческого сознания. Различают диалектический (Маркс) и механистический материализм (17 в.).

Реализм -наиболее распространенная онтологическая позиция, признающая объективную реальность, существующую вне сознания познающего субъекта. К реализму относится объективный идеализм, утверждающий самостоятельное, независимое от человеческого сознания, существование духовной реальности (идеи. Бога, разума) (Платон, Гегель), и материализм, утверждающий первичным родом бытия материю, вещественную реальность.

Диалектический материализм- философское учение, утверждающее (онтологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона ее движения и развития: 1) закон единства и борьбы противоположностей, 2) закон перехода количественных изменений в качественные, 3) закон отрицания отрицания, Особенностью понимания бытия в диалектическом материализмеявляется то, что отброшено понятие бытия как такового

Субъективный идеализмявляется антиподом реализма и рассматривает мир как комплекс представлений, признавая реальным лишь бытие, воспринимаемое сознанием субъекта (распространяется в философии Нового времени). Дж. Беркли.

ž Экзистенциализм (философия существования XX века) утверждает принципиальное различие между бытием человека и бытием вещей: человек - это самосознающая и свободная реальность (Хайдеггер, Ясперс. Сартр, Камю)

Для осмысления онтологических вопросов философия применяет особые формы мышления, категории -предельно широкие понятия - с целью рассмотрения бытия, сущего как такового, отвлекаясь от свойств и особенностей существующего и от его частных разновидностей, Как правило, такие категории раскрываются лишь друг через друга и используются попарно.

Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория бытия.

Небытие - противоположность бытия, несуществующее, непознаваемое ничто, Может рассматриваться как абсолютное - отсутствие бытия как такового, пустота; либо как относительное - небытие определенной вещи. В первом случае может отождествляться с понятиями «потенциальное бытие». «Единое». «Дао», «меон». «инобытие»; во втором случае - служить для определения границ конкретного бытия.

Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово “бытие” происходит от глагола “быть”. Но как фи­лософская категория “бытие” появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему сущест­вования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение матери­ального и идеального, место человека в обществе и в мире. Дру­гими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в осо­бой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.

В современной философской литературе указывается два значения слова “бытие”. В узком смысле слова - это объектив­ный мир, существующий независимо от сознания; в широ­ком - это все существующее: не только материя, но и созна­ние, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином “материя”.

Итак, бытие - это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория ма­тематика, религия или законы, издаваемые государством. Бытие имеет свое противоположное понятие - небытие. И если бытие - это все, что существует, то небытие - это все, чего нет. А как соотносятся между собой бытие и небытие? Это уже вполне философский вопрос, и мы посмотрим, как он ре­шался в истории философии.

Начнем с философа элейской школы Парменида. Расцвет его творчества приходится на 69-ю олимпиаду (504-501 до н.э.). Ему принадлежит философская поэма “О природе”. По­скольку уже в те времена существовали разные подходы к решению философских проблем, то неудивительно, что Парменид ведет полемику со своими философскими противниками и предлагает свои способы решения насущных философских во­просов. “Быть или вовсе не быть - вот здесь разрешение вопро­са”, - пишет Парменид. Главный тезис Парменид формулиру­ет предельно кратко: “Есть бытие, а небытия вовсе нету; здесь достоверности путь и к истине он приближает”.

Другой путь - это признание того, что небытие существует. Парменид отвергает такой взгляд, он не жалеет слов, чтобы вы­смеять и осрамить тех, кто признает небытие. Существует только то, что существует, а несуществующего нет. Кажется, что только так и следует рассуждать. Но давайте посмотрим, какие следствия вытекают из этого тезиса. Главное - это то, что бытие лишено движения, оно не возникает и не уничтожа­ется, оно не имело прошлого и не имеет будущего, оно только в настоящем.

Так неподвижно лежит в пределах оков величайших,

И без начала, конца, затем что рожденье и гибель

Истинным тем далеко отброшены вдаль убежденьем.

Для читателя, не привыкшего к философским рассуждениям, такие выводы могут показаться по меньшей мере странны­ми, прежде всего потому, что они явно противоречат очевид­ным фактам и обстоятельствам нашей жизни. Мы постоянно наблюдаем движение, возникновение и уничтожение разных предметов и явлений как в природе, так и в обществе. Рядом с нами постоянно рождаются и умирают люди, на наших глазах распалось огромное государство - СССР, и на его месте воз­никло несколько новых независимых государств. А кто-то ут­верждает, что бытие неподвижно.

Но на возражения такого рода у философа, следующего Пармениду, найдутся свои аргументы. Во-первых, говоря о бытии, Парменид имеет в виду не ту или иную вещь, а бытие в целом. Во-вторых, он не принимает во внимание мнения, основанные на случайных впечатлениях. Бытие - это умопостигаемая сущность, и если чувства говорят не то, что утверждает ум, то чадо отдать предпочтение утверждениям ума. Бытие - это объект мысли. А на этот счет у Парменида имеется вполне оп­ределенное мнение:

Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.

Ибо ведь без бытия, в котором ее выражение,

Мысли тебе не найти 1 .

Учитывая все эти замечания, еще раз рассмотрим вопрос о бытии и движении. Что значит быть в движении, двигаться? Это значит переходить из одного места или состояния в другое. А что есть “другое” для бытия? Небытие. Но ведь мы уже согла­сились, что небытия нет. Значит, бытию некуда двигаться, не во что изменяться, значит, оно всегда только есть, только су­ществует.

И этот тезис по-своему можно защищать и оправдывать, если под бытием иметь в виду только сам факт существования мира, природы. Да, мир существует и только существует. Но если мы выходим за рамки этой простой и универсальной кон­статации, мы сразу же попадаем в конкретный мир, где движе­ние не только чувственно воспринимаемый, но и умопостигае­мый и всеобщий атрибут материи, субстанции, природы. И это понимали древние философы.

Кто же был философским противником Парменида? Его ро­весник, ионийский философ из Эфеса Гераклит (его акме также приходится на 69-ю олимпиаду, 504-501 до н.э.). В про­тивоположность Пармениду Гераклит основное внимание уде­ляет движению. Мир для него - это космос, не созданный никем из богов и никем из людей, но был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим. Вечность мира, вечность бытия для Гераклита столь же несо­мненна, как и для Парменида.

Но мир Гераклита находится в вечном движении. И здесь его существенное отличие от неподвижного бытия Парменида. Од­нако Гераклит не ограничивается утверждением о подвижнос­ти мира. Само движение он рассматривает как результат вза­имоперехода противоположностей. Бытие и небытие нераз­рывны. Одно порождает другое, одно переходит в другое. “Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое я старое, ибо первое исчезает во втором, а второе в первом”, - говорит Гераклит. Из главы, посвященной истории филосо­фии, известно, что древнегреческие философы в качестве ос­новы всего принимали, как правило, четыре элемента: землю, воду, воздух и огонь. Того же мнения держался и Гераклит, хотя и ставил на первое место огонь. Однако сами эти элементы он рассматривал не просто как сосуществующие, а как переходя­щие друг в друга. Бытие одних определяется через переход в не­бытие других. “Смерть земли - рождение воды, смерть воды - рождение воздуха, смерть воздуха - рождение огня и обратно,”- так говорил Гераклит.

Развивая материалистическую философию, более поздние древние философы-материалисты Левкипп (годы жизни неиз­вестны) и его ученик Демокрит (около 460 - около 370 до н.э.) постарались преодолеть противоречия в учении о бытии и раз­работали концепцию атомизма. Атомы - это неделимые час­тицы вещества. Все видимые тела складываются из атомов. А то, что разделяет сами атомы и тела, - это пустота, которая яв­ляется условием существования многого, с одной стороны, и движения - с другой.

Аристотель в “Метафизике” характеризует взгляды Демо­крита и Левкиппа следующим образом: “Левкипп же и при­ятель его Демокрит учат, что элементы стихии - полное и пус­тое, называя одно из них бытием, другое - небытием... Пото­му-то и говорят они, что бытие нисколько не более существует, чем небытие, так как и пустота не менее реальна, чем тело. Эти элементы они считали материальными причинами существу­ющих вещей” 2 .

Атомистическое учение было принято и развито материа­листами Древней Греции и Рима, в первую очередь такими фи­лософами, как Эпикур (341-270 до н.э.) и Тит Лукреций Кар (около 99 - около 55 до н.э.). В дальнейшем атомизм возрож­дается в философии Нового времени.

Однако в конце V в. до н.э. в древнегреческой философии по­лучили большое развитие совершенно иные философские сис­темы - системы идеалистической философии. И вполне зако­номерно, что в этих системах представлено совсем иное учение о бытии.

Единый в своей материальности космос прежних филосо­фов был в корне преобразован Платоном (427-347 до н.э.). Само бытие оказалось разделенным на неравноценные виды:

Ч это прежде всего мир вечных неизменных идеальных сущ­ностей, мир идей, новая форма бытия, предшествующая миру вещей и определяющая его: 2) это Мир окружающих нас вещей преходящих, недолговечных, бытие которых носит ущербный характер, это какое-то полубытие; 3) это материя, то вещество из которого всемирный космический ремесленник, демиург духовный творец, мировая душа творит вещи по образцам выс­шего бытия, по образцам идей.

Бытие материи это, по Платону, скорее небытие, так как оно лишено самостоятельного существования и проявляется как бытие только в форме вещей. Все перевернулось в философии Платона. Материя, тождественная с бытием у более ранних фи­лософов, была сведена до уровня небытия. А истинно сущим бытием было объявлено бытие идей.

И все же, сколь ни фантастичен сконструированный Плато­ном мир, но и он является отражением и выражением того мира, в котором живет реальный, исторически сложившийся и исторически развивающийся человек. В самом деле, в реаль­ном общественно-историческом пространстве бытия челове­ческого существует мир идей, это мир общественного созна­ния, бытие которого существенно отличается от бытия природ­ных и созданных человеком материальных вещей. И, наверное, можно было бы высоко оценить заслугу Платона в выделении мира идей, если бы он не отделил его от человека и не перенес бы на небо.

В ходе исторического развития общества развивается духов­ное производство, развиваются и обособляются формы обще­ственного сознания, которые для каждого нового поколения людей предстают как особый, извне данный и подлежащий ос­воению мир - мир идей. С этой точки зрения философию Пла­тона можно было бы рассматривать как способ фиксации этой особой формы бытия, бытия общественного сознания.

Однако реальная роль, которую сыграла философия Плато­на в истории философии и общественной мысли, оказалась иной. Через посредничество неоплатонизма философия объек­тивного идеализма Платона сделалась одним из источников христианской теологии, хотя сама эта теология выступала про­тив некоторых элементов платонизма, шедших вразрез с хрис­тианской догматикой.

Ранним и в то же время наиболее значительным представи­телем неоплатонизма был философ Плотин (около 203 - около 269). Он развил учение Платона об идеях и в определенном смысле сделал его законченным. Он разработал, если можно так выразиться, систему симметричного бытия. У Платона бытие подразделяется, как мы видели, на три части: идеи, вещи и материю, из которой образуются вещи.

В мире бытия Плотина существуют четыре вида бытия. Самый низший - это неопределенная материя, вещество как таковое, из которого образуются вещи (мир вещей). Второй вид бытия, более высокий, - это мир вещей, мир наблюдаемой нами природы. Он выше материи, так как представляет собой копии, пусть и несовершенные, совершенных идей. Третий вид бытия - это мир идей. Он не дан в непосредственном воспри­ятии. Идеи - это умопостигаемые сущности, которые доступ­ны уму человека вследствие того, что в душе есть высокая, при­частная миру идей часть. И наконец, согласно Плотину, есть особая материя, та, которая составляет субстрат идей. Это - четвертая, высшая форма бытия. Именно она есть вместилище и источник всего и именно она составила предмет особой забо­ты изобретшего ее Плотина. Эта форма бытия, согласно Пло­тину, есть единое.

Единое изливает себя вовне, и так последовательно образу­ется все сущее: ум и содержащиеся в нем идеи, затем мировая душа и души людей, затем мир вещей и, наконец, эманация единого как бы затухает в самой низшей форме бытия - в ве­щественной материи. Материя духовная - это нечто невыра­зимое через слова, характеризующие другие формы бытия, по­тому что это надсущностное бытие. Но душа, будучи его эмана­цией, стремится к нему, как к своему родному. “Мы лучше су­ществуем, когда обращены к нему, - пишет Плотин, - и там - наше благо, а быть вдали от него - значит быть одино­ким и более слабым. Там и успокаивается душа, чуждая зла, вернувшись в место, чистое от зла. Там она мыслит и там она бесстрастна. Там - истинная жизнь, ибо жизнь здесь - и без Бога - есть лишь след, отображающий ту жизнь. А жизнь там есть активность ума... Она порождает красоту, порождает справедливость, порождает добродетель. Этим беременеет Душа, наполненная Богом, и это для нее начало и конец, начало - потому, что она оттуда, и конец - потому, что благо нахо­дится там, и, когда она туда прибывает, она становится тем, чем она, собственно, и была. А то, что здесь и среди этого мира, есть для нее падение, изгнание и потеря крыльев”. Воспарение души, освобожденной от оков этого мира, к своему первичному источнику, к своему “родителю”-единому есть экстаз. И только он может быть для души путем познания невыразимого и не­познаваемого в наших словах и в наших мыслях единого.

Время, когда жил и развивал свои философские взгляды Плотин, было переходной эпохой. Старый, античный мир рас­падался, нарождался новый мир, возникала феодальная Евро­па. И вместе с тем возникла и стала получать все большее и большее распространение новая религия - христианство. Прежние греческие и римские боги - это были боги политеис­тических религий. Они символизировали элементы или части природы и сами осознавались частями, элементами этой при­роды: боги неба и земли, моря и подземного царства, вулкана и утренней зари, охоты и любви. Они жили где-то рядом, со­всем близко, а зачастую вступали в непосредственные отноше­ния с людьми, определяя их судьбу, помогая одним в войне про­тив других и т.п. Они были необходимым дополнением к при­роде и общественной жизни.

Завоевавшее господство монотеистическое религиозное ми­ровоззрение имело совершенно иных богов, точнее, совершен­но иного бога. Он один был творцом неба и земли, творцом рас­тений, животных и человека. Это была революция в мировоз­зрении. К тому же легализация христианства и признание его в качестве государственной религии Римской империи породи­ло лавинообразный процесс вытеснения всех других взглядов из жизни общества.

Интеллектуальная лавина христианства в Западной Европе подмяла под себя все формы духовного творчества. Философия превратилась в служанку богословия. И лишь отдельные, не­многочисленные умы средневековья позволяли себе обсуж­дать, не порывая целиком с христианством, философские про­блемы бытия мира и человека вне привычной формы библей­ского канона.

Для религиозной философии принципиально важным явля­ется выделение двух форм бытия: бытия Бога, вневременное и внепространственное, абсолютное, надприродное бытие, с одной стороны, и сотворенной им природы - с другой. Творя­щее и сотворенное - вот главные виды бытия.

Бытие и небытие, бог и человек - соотношение этих поня­тий определяет собою решение многих других философских проблем. В качестве примера приведем одно из рассуждении знаменитого итальянского мыслителя Т. Кампанеллы (1568- 1639), взятое из его работы “Город Солнца”, написанной в 1602 г. Жители Города Солнца полагают два фундаменталь­ных метафизических начала: сущее, т.е. Бога, и небытие, которое есть недостаток бытийности и необходимое условие всяко­го физического становления. От наклонности к небытию, гово­рит Кампанелла, рождаются зло и грех. Все существа метафи­зически состоят из мощи, мудрости и любви, поскольку они имеют бытие, и из немощи, неверия и ненависти, поскольку причастны небытию. При посредстве первых стяжают они за­слуги, посредством последних - грешат: или грехом природ­ным - по немощи или неведению, или грехом вольным и умышленным. Как видим, определение бытия и небытия слу­жит основанием для построения системы этики. Но, чтобы не выходить за рамки, предписываемые богословием, Кампанел­ла здесь же добавляет, что все предусматривается и устраива­ется Богом, ни к какому небытию не причастным. Поэтому в Боге никакое существо не грешит, а грешит вне Бога. В нас самих заключена недостаточность, утверждает Кампанелла, мы сами уклоняемся к небытию.

Проблема бытия в религиозной философии, для которой важнейшей всегда является проблема бытия Бога, приводит к специфическим трудностям. От Плотина идет традиция, со­гласно которой Бог как абсолют не может иметь положитель­ных определений. Отсюда необходимость отрицательного (апофатического) богословия. Главная идея состоит здесь в том, что любые определения бытия, взятые как определения природы и человека, неприменимы к сверхприродному абсолюту. И впол­не логичным в этом случае оказывается отказ от определений и трактовки бытия Бога как над- или сверхбытия. Но это не ис­ключает и не снимает проблемы соотношения Бога-творца и сотворенного им мира. В бытии человека и природы должны проявиться какие-то свойства творца, что и дает основание развивать положительное (катафатическое) богословие.

Но и в дальнейшем эта проблема вставала перед теологами религиозными философами, разрабатывавшими вопросы, связанные с пониманием бытия человека, природы и неизбеж­ной для них проблемы бытия Бога. И, конечно же, философское исследование, претендовавшее на свободное развитие мысли, входило в большей или меньшей степени в противоречие с офи­циальным, каноническим толкованием бытия. От этого не спасало ни субъективное намерение тех или других философов укреплять веру, ни переход их в число священнослужителей. Это относится как к западноевропейским католическим мыслите­лям, так и к российским, православным. В качестве примера приведем рассуждение С.Н. Булгакова (1871-1944), в котором диалектика бытия выступает как диалектическая связь Бога и его творения.

“Творением, - пишет Булгаков, - Бог полагает бытие, но в небытии, иначе говоря, тем же самым актом, которым полагает бытие, он сополагает и небытие как его границу, среду и тень... Рядом со сверхбытийно сущим Абсолютным появляется бытие, в котором Абсолютное обнаруживает себя как Творец, откры­вается в нем, осуществляется в нем, само приобщается к бытию, и в этом смысле мир есть становящийся Бог. Бог есть только в мире и для мира, в безусловном смысле нельзя го­ворить о Его бытии. Творя мир. Бог тем самым и себя ввергает в творение, Он сам Себя как бы делает творением”.

Длительное господство религиозной идеологии, относитель­ная слабость и ограниченная сфера влияния материалисти­ческих учений, отсутствие социальной потребности в корен­ном пересмотре взглядов на бытие общества и человека приво­дили к тому, что в течение длительного исторического периода даже в материалистических учениях бытие общества рассмат­ривалось идеалистически, т.е. первичным, определяющим считались идеи. Принципиально иная ситуация сложилась в 40-50-х гг. XIX в., когда были разработаны основы диалекти­ческого материализма и сформулированы основные принципы материалистического понимания истории.

Это было сделано Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. В философию было введено новое понятие: “общественное бытие”. Общественное бытие - это собственная, внутренняя основа существования и развития общества, нетождественная с его природной основой. Возникнув из природы, на основе природы и в неразрывной связи с ней, общество как особое об­разование начинает жить своей, в определенном смысле надприродной жизнью. Появляется новый, прежде отсутствовав­ший, тип законов развития - законов саморазвития общества и его материальной основы - материального производства. У ходе этого производства возникает, отнюдь не по-платоновски, мир новых вещей, который создал не духовный творец, а материальный, но и одушевленный творец-человек, точнее, - че­ловечество. В ходе своего исторического развития человечест­во творит самое себя и особый мир вещей, названный Марксом второй природой. Принципы подхода к анализу общества Маркс сформулировал в “Предисловии” к работе “К критике по­литической экономии” (1859).

“В общественном производстве своей жизни, - писал Маркс, - люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отноше­ния, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответ­ствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социаль­ный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не со­знание людей определяет их бытие, а, наоборот, их обществен­ное бытие определяет их сознание”".

Новый взгляд на общество привел и к новым взглядам на бытие человека. Не творение Бога, как в системе религиозных взглядов, и не творение природы как таковой, как в системе взглядов старых материалистов, а результат исторического развития общества - вот что собою представляет человек. Поэтому и отвергаются попытки найти сущность человека в Боге или в природе как таковой. Краткая формулировка этой проблемы была дана Марксом в “Тезисах о Фейербахе”. “...Сущ­ность человека, - писал Маркс, - не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть сово­купность всех общественных отношений” 2 . Не природа, а обще­ство делает человека человеком. И собственно человеческое бытие человека возможно только в обществе, только в опреде­ленной социально-исторической среде.

Итак, мы видим, что в ходе исторического развития познания, в особенности познания философского, были выделены и по-разному истолкованы различные формы бытия как объективно-реальные (природа, общество, человек), так и вымыш­ленные (мир абсолютных сущностей, Бог).

Конец XIX- начало XX в. характерны тем, что в философии большое внимание уделялось проблемам познания. Гносеоло­гия заняла господствующее положение. Более того, развивают­ся учения, отрицающие значение общефилософских понятий и призывающие отбросить такие фундаментальные философ­ские понятия, как материя, дух, бытие. Особенно заметной такая тенденция была в позитивизме.

И в значительной мере как реакция на такие претензии по­зитивизма формируются относительно новые концепции бытия, которые в то же время поддерживают идею, согласно которой философия должна подняться над материализмом и идеализмом и выражать некую нейтральную теорию. При бли­жайшем исследовании, как правило, выяснялся идеалистичес­кий характер самих этих философских теорий.

В 20-30-х гг. в Германии параллельно начинают разраба­тывать проблемы бытия два немецких философа - Николай Гартман и Мартин Хайдеггер. О Хайдеггере уже говорилось в предыдущей главе, поэтому здесь мы обратимся к работам Гартмана.

Николай Гартман (1882-1950) написал несколько книг, по­священных проблемам онтологии, в их числе “К основам онто­логии” и “Новые пути онтологии”. Исходным пунктом его фило­софии является утверждение о том, что все существующее, как материальное, так и идеальное, охватывается понятием “ре­альность”. Нет реальности высшей или низшей, нет первич­ности идей или материи, реальность материи есть не менее и не более реальность, чем реальность идей, реальность духа. Ре­альность, говорил Гартман, оставляет место действия (дослов­но - место для игры) для духа и материи, для мира и Бога. Но, делая такие заявления, Гартман снимает вопрос о происхожде­нии сознания, о возникновении идеи Бога, о первичности ма­териального или духовного. Он все берет как данное и строит свою концепцию бытия, свою онтологию.

Н. Гартман вводит понятие “разрез бытия, разрез реальнос­ти”. Разрез - это некая незримая граница, разделяющая об­ласти или слои бытия, но, как всякая граница, не только раз­деляющая, но и связывающая эти области.

Первый разрез проходит между физическим и психическим, между живой природой и духовным миром в его широком по­нимании. Здесь пропасть в структуре бытия. Но здесь же и важнейшая его загадка: ведь этот разрез проходит через человека, не разрезая его самого.

Второй разрез - между неживой и живой природой. Здесь кроется еще одна загадка бытия: как из неживого появилось живое?

Третий разрез проходит внутри сферы духовного. Он разде­ляет психическое и собственно духовное.

Таким образом, благодаря наличию указанных разрезов, все бытие, всю реальность, согласно Н. Гартману, можно предста­вить в виде четырехслойной структуры:

ДУХОВНОЕ Существуют вне пространства Существуют во времени
III разрез
ПСИХИЧЕСКОЕ
I разрез Существуют в пространстве
ЖИВАЯ ПРИРОДА
II разрез
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Два слоя, находящиеся ниже первого разреза, существуют и во времени и в пространстве. Два слоя, находящиеся выше пер­вого разреза, существуют только во времени. Третий разрез нужен Н. Гартману, по-видимому, для того, чтобы преодолеть психологизм некоторых философских концепций. Духовное бытие, согласно Гартману, нетождественно психическому. Оно проявляется в трех видах, в трех модусах: как личностное, как объективное и как объективированное существование духа.

Только личностный дух может любить и ненавидеть, только он несет ответственность, вину, заслугу. Только он имеет со­знание, волю, самосознание.

Только объективный дух является носителем истории в строгом и первичном смысле.

Только объективированный дух врастает во вневременное идеальное, сверхисторическое.

Такова в самых общих чертах концепция бытия, разрабо­танная Н. Гартманом. В общем это, несомненно, объективно - идеалистическая теория. Но ее последовательность, широкий охват самого бытия и нацеленность на решение некоторых действительно значимых для науки проблем привлекали к ней внимание многих ученых.

Объективная реальность фиксируется в философии с помо­щью категории “материя”. Рассмотрением бытия как материи мы займемся в следующей главе.

На определенном этапе развития природы, по крайней мере на нашей планете, возникает человек, возникает общество. Бытие общества и бытие человека составят предмет рассмот­рения в других главах этой книги. Однако, как мы уже отмеча­ли, и в бытии человека и в бытии общества есть особая часть или особая сторона их существования: сознание, духовная де­ятельность, духовное производство. Эти очень важные формы бытия будут рассмотрены в главах, характеризующих созна­ние человека и сознание общества. Таким образом, знакомство с последующими главами этой книги позволит обогатить пред­ставления о бытии мира, общества и человека и расширит круг понятий, необходимых для формирования мировоззрения.


Похожая информация.


Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория «бытие».

Внутренняя упорядоченность множества взаимосвязанных элементов называется системой .

Отрицанием в диалектике является переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния.

«интенциональность».

Социальной формой познания, сопровождающей человека на протяжении всей его истории, является игровое познание.

Донаучное знаниеопределяется как «палеомышление» или этнонаука.

Согласно теории П. Фейерабенда , рост научного знания происходит в процессе пролиферации идей.

Впервые термин «гражданское общество» в философии употребил Аристотель.

Главная цель философии – научить людей правильно жить в соответствии с принципами свободы, справедливости и человеколюбия (гуманизма).

Эстетика – философское учение о прекрасном.

Критическая функция философии выражается в стремлении«все подвергать сомнению».

Наука и философия относятся к истине как к высшей ценности. Только в науке и философии целью деятельности является истина сама по себе.

Центральной проблемой немецкой классической философии является проблема тождества субъекта и объекта , сознания и бытия.

Характерной философией русской идеалистической философии является антропоцентризм.

Понятием, противоположным по смыслу понятью «истина» является «заблуждение».

Согласно принципу верифицируемости признаком научного знания является возможность его сведения к протокольным предложениям.

Секуляризация – форма эмансипации (освобождения) от религиозного влияния всех сфер общественной жизнедеятельности.

В современной научно литературе под техникой в широком смысле слова понимаются любые средства и способы деятельности , созданные человеком для достижения каких-либо целей.

Согласно иррационализму , слияние индивидуального Я и мира возможно каксострадание.

Одним из проявлений внутренней свободы человека в философии принято считатьсмирение.

Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется «интенциональность ».

Семья – это первичная социальная группа , поскольку объединяет близких родственников, и социальный институт, поскольку определяет правила и нормы поведения человека.



Преобразовательная функция культуры состоит в том, чтобы с ее помощью изменять окружающий человека мир.

Гносеология исследует общие принципы, формы и методы познания.

Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает онтология .

Аксиология – это учение о ценностях, их формировании и иерархии.

Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего

существующего единого начала. Материалисты таким первоначалом считают материю . Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею .

Учение Декарта о субстанции имеет характер дуализма – принципа, согласно которому материальная и духовная субстанции равноправны и независимы друг от друга.

Индетерминизм – это учение, отрицающее обусловленность, взаимосвязь и причинность.

Всеобщую обусловленность явлений утверждает принцип детерминизма

Отношения бытия и небытия является проблемой онтологии .

Слово есть знак понятия, форма его выражения.



Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется понятием .

Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Раздел философского знания, предметом которого являются общие закономерности и тенденции научного познания, называется эпистемологией

Научное наблюдение – это целенаправленное и специально организованное восприятие явлений, которое всегда теоретически нагружено.

Начальным шагом научного исследования является формулирование проблемы .

Кун Т . считал, что стадия нормальной науки представляет собой деятельность ученых в рамках принятой парадигмы.

Смена парадигм в науке, согласно концепции Т. Куна, является революцией, предлагающей новую, несоизмеримую с прежней парадигму.

Проблема смысла жизни возникает в результате осознания человеком собственной смертности.

В высказывании Сократа «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» сформулирована проблема свободы .

Современная культура выходит за рамки локальных, то есть местных, национальных культур и приобретает глобальный, унифицированный характер.

Классическое понимание свободы предполагает ее связь с необходимостью .

Тезис «Наука – чума ХХ века» выражает смысл позиции антисциентизма.

Понятие «постиндустриальное общество » характеризует определенную стадию развития в теории, предложенной сторонниками стадиальной теории (У. Ростоу, Р. Арон, Д. Белл).

В конце XIX века зарождается философия техники в качестве относительно самостоятельной области исследования.

Аналитическая философия – направление неопозитивизма, которое сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений. Основоположники – Б. Рассел, Л. Витгенштейн.

Сенсуалисты считают, что все знание производится на основе ощущений , поэтому чувственное познание является достоверным.

Отрицание возможности достоверного познания сущности материальных систем – отличительная черта агностицизма . К. Поппер является автором концепции роста знания.

Возникновение инженерной деятельности связано с появлением мануфактурного и машинного производства.

1. Вопросы «Существует ли мир сам по себе или он существует от Бога? Что лежит в основе изменений, происходящих в мире? Каковы основные законы и движущие силы его развития? Относятся к…

а) философской антропологии; в) онтологии;

б) гносеологии; г) социальной философии.

2. Проблему существования в её общем виде выражает философская категория…

а) сущность; в) бытие;

б) сущее; г) экзистенция.

3. Понятие «бытие» введено в философию:

а) Демокритом; в) Аристотелем;

б) Парменидом; г) Пифагором.

4. Форма бытия, не имеющая собственной сущности и существующая лишь как взаимодействие других форм, называется…

а) сознанием; в) субстанцией;

б) виртуальностью; г) материей.

5. Математические теоремы и законы формальной логики имеют _____ бытие.

а) объективно-идеальное; в) субъективно-идеальное;

б) материальное; г) виртуальное.

6. Отождествление бытия как «всеохватывающей реальности» - и субстанции – как основы мироздания – наблюдается в философии…

а) Нового Времени; в) Античности;

б) Средневековья; г) Возрождения.

7. Тезис «Бытие есть, и есть только бытие; небытия нет, и помыслить его невозможно», высказан…

а) Протагором; в) Пифагором;

б) Парменидом; г) Гегелем.

8. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В. И. Ленину, называется…

а) миром; в) природой;

б) Вселенной; г) материей.

9. Физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, планеты, звезды, Вселенная относятся к…

а) биосистемам; в) социальным системам;

б) системам неживой природы; г) виртуальным системам.

10. В формировании современной научной картины мира видное место принадлежит __________, доказывающей способность природы к самоорганизации, самоупорядочиванию.

а) синергетике; в) апологетике;

б) эклектике; г) диалектике.

11. Форма бытия, характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем, обозначается понятием:

а) время; в) материя;

б) пространство; г) движение.

12. Для субстанциальной концепции пространства-времени характерно:

а) пространство и время связаны между собой и с материей;

б) пространство и время есть априорные формы чувственности познающего субъекта;

в) пространство и время есть порождение духовного внечеловеческого начала;

г) пространство и время не связаны между собой и с материей.

13. Форма бытия, выражающая длительность и последовательность смены состояний материальных объектов, называется…

а) движением; в) временем;

б) пространством; г) развитием.


14. Естественнонаучное обоснование связи материи, движения, пространства и времени дано…

а) теорией относительности; в) классической физикой;

б) синергетикой; г) физикализмом.

15. Идея четырехмерного пространственно-временного континуума впервые была высказана…

а) Т. Калуцей; в) О. Клейном;

б) А. Эйнштейном; г) И. Ньютоном.

16. Философская теория об универсальности движения и развития всего сущего называется:

а) синергетикой; в) диалектикой;

б) соционикой; г) метафизикой.

17. Синергетика – это:

а) учение о развитии познания, общества и человека; в) умозрительная философия природы.

б) теория самоорганизации сложных систем; г) учение о сверхчувственных основах бытия;

18. Понятие «мера» связано с законом:

а) взаимного перехода количественных изменений в качественные;

б) превращения и сохранения энергии;

в) взаимопроникновения противоположностей;

г) отрицание отрицания.

19. Согласно диалектике, источником развития выступает…

а) стремление к установлению равновесия;

б) внешнее воздействие на объект;

в) любое изменение объекта;

г) разрешение внутренних противоречий.

20. С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…

а) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности;

б) имеют универсальный характер;

в) отражают саморазвитие абсолютного духа;

г) реализуются только в живой природе.

21. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием…

а) ощущение; в) сознание;

б) рассудок; г) интроспекция.

22. Выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего и действующего существа есть:

а) самосознание; в) миропонимание;

б) мироотношение; г) суждение.

23. Неосознанные и неконтролируемые сознанием человека психические процессы и явления получили название –

а) эмоции; в) бессознательное;

б) Эрос; г) Танатос.

24. Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она:

а) служит регулятором адаптивного поведения; в) носит социальный характер;

б) обусловлена биологическими закономерностями; г) направлена на преобразование мира.

25. С точки зрения представителей психоанализа, основой человеческой культуры является…

а) сознательные формы преобразующей деятельности человека;

б) конфликт между биологической природой человека и требованиями общества;

в) процесс превращения социального инстинкта человека в социально приемлемые формы деятельности;

г) духовная сущность человека, проявляющаяся в творчестве.

26. Базовые ментальные структуры, общие для всего человечества, Юнг К. Г. называл:

а) стереотипами; в) комплексами;

б) алгоритмами; г) архетипами.

27. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и ____________ взгляда на сознание.

а) обыденного; в) эстетического;

б) мифологического; г) естественнонаучного.

28. Главным признаком сознания с точки зрения феноменологии является:

а) интенциональность; в) идеальность;

б) материальность; г) субъективность.

29. Креативность сознания выражается в…

а) способности создавать нечто новое; в) отсутствии смысла в действиях;

б) отсутствии способности создавать нечто новое; г) придании смысла предмету сознания.

30. Христианское понимание смысла жизни заключается в…

а) преобразовании мира; в) спасении души;

б) накоплении знаний; г) материальном обогащении.

31. Человек живет в двух мирах: природном и …

а) эстетическом; в) этническом;

б) классовом; г) социальном.

32. С точки зрения экзистенционализма человек задумывается над смыслом жизни в…

а) состоянии опьянения; в) при обращении к вере;

б) от скуки; г) в пограничной ситуации.

33. Понятие экзистенция было введено для обозначения:

а) бытия вещей и процессов; в) специфически человеческого способа бытия;

б) виртуальной реальности; г) бытия природы.

34. В философии экзистенциализма подлинный способ существования – это:

а) погруженность человека в мир вещей; в) обучение принципам «мудрой жизни»;

б) бытие перед лицом смерти; г) следование всеобщему космическому закону.

35. Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу, доказывали:

а) Платон, Гегель, марксисты; в) Камю, Сартр, Ясперс;

б) Лиотар, Деррида, Рикер; г) Тертуллиан, Августин, Аквинат.

36. Учение о человеке как общественном существе было разработано в философии:

а) креационизма; в) экзистенциализма;

б) позитивизма; г) марксизма.

37. Вопрос о смысле жизни порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек…

а) порочен; в) бездуховен;

б) некрасив; г) смертен.

38. Личность как субъект социальных отношений характеризуется…

а) активностью; в) объективностью;

б) коллективностью; г) обратимостью.

39. Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период…

а) Возрождения; в) Новое время;

б) Средневековья; г) Античности.

40. В статье Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» изложена так называемая__________ теория происхождения человека, сознания, языка.

а) теологическая; в) мутагенная;

б) трудовая; г) натуралистическая.

41. Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой:

а) инициацию; в) практику;

б) познание; г) творчество.

42. Коллективный и индивидуальный носитель познавательной деятельности называется _________ познания:

а) субъектом; в) целью;

б) средством; г) объектом;

43. Результат процесса познания, предстающий как совокупность сведений о чем-либо есть:

а) мудрость; в) истина;

б) интеллект; г) знание.

44. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как…

а) объяснение; в) ложь;

б) заблуждение; г) истина.

45. Под заблуждением принято понимать:

а) зависимость от чужого мнения; в) ограниченность знаний;

б) сознательное искажение информации; г) несоответствие знаний действительности.

46. Только практика является целью, источником и критерием познания и творчества, - доказывали представители:

а) марксизма; в) солипсизма;

б) томизма; г) экзистенциализма.

47. По мнению представителей _________, «знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом».

а) скептицизма; в) агностицизма;

б) гносеологического оптимизма; г) догматизма.

48. Позиция агностицизма представлена в учении:

а) Декарта Р.; в) Аристотеля;

б) Канта И.; г) Бэкона Ф.

49. Установите соответствие между концепциями истины и их основными положениями:

1. «Истинным является такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике».

2. Истина есть соответствие знания объективной реальности.

3. Истина есть согласованность знания с более общей, охватывающей системой знания.

А. Когерентная

В. Прагматическая

С. Корреспонденская

50. Основное отличие научного от ненаучного знания заключается в…

а) объективности; в) теоретичности;

б) рациональности; г) системности.

51. Основными методами эмпирического исследования являются… (2 правильных ответа)

а) научное наблюдение; г) интерпретация;

б) описание объекта; д) формализация;

в) аксиоматический метод; е) эксперимент.

52. К основным формам теоретического знания относится…(3 правильных ответа)

а) проблема; в) закон;

б) гипотеза; г) конвенция;

д) наблюдение.

53. Идеи и концепции, выступающие от имени науки, имитирующие ее черты, но не соответствующие стандартам научности, относятся к:

а) философии; в) лженауке;

б) паранауке; г) парадигме.

54. Философско-мировоззренческая позиция негативного отношения к науке и технике в силу их враждебности человеку и культуре носит название:

а) антисциентизм; в) сциентизм;

б) гуманизм; г) нигилизм.

55. Процесс вытеснения старой дисциплинарной матрицы новой парадигмой называется…

а) научной революцией; в) демаркацией;

б) верификацией; г) пролиферацией.

56. Попытка разграничения научного и ненаучного знания, определения границ области научного знания называется проблемой…

а) логики; в) демаркации;

б) идеализации; г) модернизации.

57. Определяя специфику научного знания К. Поппер выдвинул принцип…

а) фальсификации; в) унификации;

б) кодификации; г) верификации.

58. Современные западные концепции научных революций – как смену парадигм или научно-исследовательских программ – разрабатывали…

а) Кун Т. и Лакатос И.; в) Лиотар Ж. и Деррида Ж.;

б) Ленин В. И. и Плеханов Г. В.; г) Гадамер Г. и Хайдеггер М.

59. Представителем современной философии науки, считающим, что рост научного знания происходит в результате пролиферации (размножения) теорий, гипотез, является…

а) П. Фейерабенд; в) К. Поппер;

б) И. Лакатос; г) О. Конт.

60. Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей, называется…

а) государством; в) обществом;

б) ноосферой; г) формацией.

61. Идея линейной направленности общественной жизни возникла в:

а) Новое время; в) Средние века;

б) Возрождение; г) Античность.

62. Философом, предложившим понятие «осевой эпохи» для объяснения единства мировой истории, является:

а) Энгельс Ф.; в) Ясперс К.;

б) Тойнби А.; г) Гоббс Т.

63. С точки зрения А. Тойнби цивилизация может избежать гибели, если…

а) будет достигнут высокий уровень технического развития;

б) будет достигнуто единение в духе;

в) будут решены социально-экономические проблемы;

г) будут решены экологические проблемы.

64. Соотнесите имя философа и понятие, характеризующее его концепцию развития общества.

1. К. Ясперс А. Мировой Разум

2. Г.Ф. В. Гегель В. Общественно-экономическая формация

3. К. Маркс С. «Осевое время»

65. _________ утверждал, что цивилизация является «смертью культуры».

а) О. Шпеглер; в) Д. Вико;

б) К. Ясперс; г) Ф. Энгельс.

66. Применив материалистическую философию к области истории, К. Маркс и Ф. Энгельс явились создателями:

а) вульгарного материализма; в) естественно-научного материализма;

б) исторического материализма; г) метафизического материализма.

67. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая, культурная интеграция человечества выражается в понятии:

а) идеологизация; в) глобализация;

б) информатизация; г) технологизация.

68. Международная общественная организация, созданная в 1968 г. для анализа наиболее острых проблем современности, получила название:

а) Лондонский клуб; в) Гейдельберский клуб;

б) Римский клуб; г) Парижский клуб.

69. Сегодня перед человечеством две возможности: либо продолжать покорение окружающего мира, разделив «судьбу динозавров», либо выжить, покорив…

а) других людей; в) слабые страны и народы;

б) природу; г) себя, свою агрессивность и эгоизм.

70. Глобальные проблемы, связанные с чрезмерным увеличением численности народонаселения Земли, ухудшением здоровья населения, старением населения в развитых странах, высокой рождаемостью в слаборазвитых странах, носят название….

а) политических; в) экологических;

б) демографических; г) экономических.

71. Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как ___________ проблемы.

а) интерсоциальные; в) природно-социальные;

б) антропо-социальные; г) надуманные.

72. Постиндустриальное общество в контексте «информационной революции» характеризуется понятием…

а) «информационное общество»; в) «социальная динамика»;

б) «идеальный тип общества»; г) «всемирно-исторический дух».

73. В основе философской картины мира лежит решение проблемы…

а) познания; в) бытия;

б) ценностей; г) науки.

74. Фундаментальная физическая теория, созданная в начале ХХ века для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется…

а) квантовой механикой; в) микроэлектроникой;

б) минимализмом; г) органической химией.

1.
2.
3.

Тест 236 . Проблема бытия – одна из фундаментальных в философии. Как называется раздел философии, изучающий данную проблему?

В. Онтология*

Тест 237. Проблему существования, в ее общем виде, выражает одна из фундаментальных категорий философии. Какое название носит данная категория?

С. Онтология

Тест 238. Все существующее: человек, природа, планеты, фантазии, идеи, чувства, законы и другие явления – объединяют в определенную категорию философии. Какая это категория?

Д. Бытие *

Тест 239 . Понятие «бытие» в современной философии определяется через «сущее» и имеет синоним. Какое понятие ему соответствует?

А. Экзистенция*

Тест 240. В одной из философских систем, понятие «бытие» определяют через «сущее». Как называется данное течение?

С. Экзистенциализм *

Тест 241 . В истории философии существуют три концепции бытия: материалистическая, идеалистическая. Какая еще концепция имеет место?

Д. Неклассическая*

Тест 242. В истории философии существуют три концепции бытия: идеалистическая, неклассическая. Какая еще концепция имеет место?

А. Материалистическая*

В. Дуалистическая

С. Классическая

Д. Реалистическая

Тест 243. В истории философии существуют три концепции бытия: материалистическая, неклассическая. Какая еще концепция имеет место?

А. Идеалистическая

Тест 244. В философии выделяют две сферы бытия. Какая из них именуется объективной реальностью?

Е. Материальная *

Тест 245. В философии выделяют две сферы бытия. Какая из них именуется субъективной реальностью?

В. Духовная сфера *

Тест 246. Человек – существо, объединяющее в себе две сферы реальности, одна из которых – материальная. Какая еще сфера присуща человеку?

Е. Духовная *

Тест 247 . В сфере объективной реальности выделяют две основные формы бытия, одна из которых – природа. Как называется вторая форма?

Д. Индивидуальное сознание

Тест 248. В сфере объективной реальности выделяют форму бытия, которая включает в себя физический и биологический мир. Как называется данная форма бытия?



Е. Первая природа *

Тест 249. Бытие физического и биологического миров, на которые не оказывает преобразующего воздействия человек – одна из форм бытия. Какая это форма?

В. Первая природа *

Тест 250. Лес, море, горы, растения – одна из форм объективной реальности. Какая это форма?

С. вторая природа *

Тест 251. Скульптуры, книги, здания – одна из форм бытия. Как она называется?

А. Первая природа*

Тест 252 . Совокупность материальных ценностей, созданных и накопленных человечеством – одна из форм бытия. Какая это форма?

С. Вторая природа

Тест 253. Растения, животные, человек, физические явления – одна из форм бытия. Какая это форма?

Д. Первая природа *

Тест 254. Сфера субъективной реальности существует в разных формах. Какая из нижеперечисленных форм ей соответствует?

С. Духовная культура*

Тест 255 . Бытие структурировано на различные уровни: микромир, макромир. Какой уровень еще имеет место?

Д. Мегамир *

Тест 256. Мегамир, макромир – уровни бытия. Какой уровень еще имеет место в его структуре?

В. Микромир

Тест 257 . Духовное, идеальное – составляет особую сферу бытия. Какая это сфера?

В. Субъективная реальность*

Тест 258. Идеалы, идеи, нормы, ценности существующие в обществе образуют форму бытия. Какая это форма?

С. Общественное сознание *

Тест 259. В структуре бытия выделяют уровни в виде микромира и мегамира. Какой уровень еще имеет место в его структуре?

Д. Макромир *

Тест 260 . Материя – философская категория. Как она определяется в философии?

А. Объективная реальность *

Тест 261 . В основе всего многообразия явлений мира, лежит некоторая общая основа. Как она называется?

Е. Субстанция *

Тест 262. Основными неотъемлемыми свойствами материи являются пространство и время. Что еще относится к ее атрибутам?

В. Движение

Тест 263. Пространство и время являются неотъемлемыми свойствами существования определенной реальности. Как она называется?

А. Материя *

Тест 264. Движение – способ существования материи. Что собой представляет данное понятие в широком смысле?

В. Изменение *

Тест 265. Перемещение человека по комнате – одна из форм движения. Какая это форма?

Д. Механическая *

Тест 266 . Физическая форма движения связана с определенным материальным носителем. Какой это носитель?

А. Молекулы *

Тест 267. Химическая форма движения связана с определенным материальным носителем. Какой это носитель?

С. Атомы *

Тест 268 . Биологическая форма движения связана с определенным материальным носителем. Какой это носитель?

Тест 269. Пространство и время имеют разновидности: физическое и биологическое. Какая еще разновидность имеет место?

Д. Социальное *

Тест 270. Пространство и время имеют разновидности: биологическое и социальное. Какая еще разновидность имеет место?

В. Физическое

Тест 271. Пространство и время имеют разновидности: физическое и социальное. Какая еще разновидность имеет место?

А. Биологическое *

Тест 272 . Исторические факты и события характеризуют определенный вид времени. Какое это время?

В. Социальное *

Тест 273 . Пространство, время – философские категории. Атрибутами чего они являются?

С. Материи *

Тест 274 .Человеческое общество – носитель самой высокой формы движения. Как она называется?

А. Социальная *

Тест 275 . Мир живых существ – носитель определенной формы движения. Какая это форма?

А. Биологическая *

Тест 276. Бытие – одна из основных категорий в философии. Как данная категория в философии определяется?

Д. Все сущностное и существующее*

Тест 277. Организмы, структуры, вещи, человеческие индивиды описывают мир. Чем они являются в мире?

А. Материей

Тест 278. Индивидуализированное и объективированное бытия едины. Чем представлено такое единство?

А. Языком*

Тест 279. Между бытием первой и второй природы возникают конфликты. Они могут быть энергетические. Какие есть еще конфликты?

С. Экологические*

Тест 280. Бытие отдельного человека представлено диалектикой. Одной стороной диалектического единства является тело. Укажите вторую сторону.

Тест 281. Взаимосвязь природы и общества имеет своё проявление. Что таким является?

А. Биосфера

Тест 282. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени. Какая это форма бытия?

А. Бытие первой природы*

Тест 283. Бытие человека имеет исходные характеристики. Какая это характеристика?

С. Социально-историческая*

Тест 284. Бытие существует и проявляется на разных уровнях. Таковыми есть микромир, макромир. Укажите третий уровень.

А. Мегамир *

Тест 285. Материя имеет свои формы существования. Одна из форм - время. Что еще является ее формой?

С. Пространство*

Тест 286. Материя имеет способ существования. В чем она существует?

А. Движении*

Тест 287. Одним из видов бытия является материя. Что в философии под ней понимают?

Д. Объективную реальность*

Тест 288. Материя как философская категория имеет своё значение. Назовите ее значение.

А. Существование объективной реальности *

Тест 289. Всеобщее свойство материи заключается в воспроизведении признаков, свойств и отношений в процессе взаимодействия различных систем. Как оно называется?

С. Восприятие

Тест 290. Саморегуляция и самоорганизация – стороны процесса движения. Каким системам они присущи?

Д. Биологическим*

Тест 291. Одним из состояний бытия является информация. Ее процессы можно отнести к материальным объектам. Назовите к каким объектам она относится.

Д. Идеальным*

Тест 292. Живые организмы из-за иерархичности организации систем биологических часов обгоняют время. Что в этом им помогает?

С. Приспособление*

Тест 293. Движение имеет свои виды. Один из видов характеризуется изменением качественного состояния предмета. Как называется такое изменение?

Д. Развитием

Тест 294. Перемещение тела в пространстве описывает определенную форму движения. Какая это форма движения?

С. Механическая*

Тест 295. Изменение свойств, отношений и состояний объектов, любое взаимодействие описывает какой-то процесс. Что является таким процессом?

Д. Движение*

Тест 296. Время и пространство - это универсальные формы существования. Для существования чего они универсальны?

В. Материи *

Тест 297. Пространство и время не существуют сами по себе. Вне чего они не могут существовать?

Тест 298. Социальное время имеет свои специфические черты. К ним относится движение общества. Укажите что еще является такой чертой В. Ускорение *

Тест 299. Время представлено тремя видами. Это такие виды времени социальное, биологическое. Назовите какой еще есть вид времени.

А. Физическое*

Тест 300. Симметрия – асимметрия, лево – право – это характеристики одного вида пространства. Что они описывают?

А. Биологическое пространство *

Тест 301. Исходные единицы измерения есть в биологическом виде времени. Что является таким измерением?

Д. Обмен веществ*

Тест 302. Возникновение и исчезновение цивилизаций, войны, развитие стран – описание одного из видов времени. Какое это время?

Д. Социальное*

Тест 303. Каждый вид времени имеет свою исходную, мельчайшую единицу измерения. Что является таковым для физического времени?

В. Секунда*

Тест 304. Пространство имеет специфические виды. Такими видами являются биологический, социальный. Укажите какой еще есть вид.

Е. Физический*

Тест 305. Объекты имеют качественные и количественные характеристики. Характеристикой чего является высота, ширина, размер объектов?

Д. Пространство

Тест 306. Знания о социальном времени необходимы для своевременного разрешения противоречий в обществе и гармонизации общественных отношений. Какой его характер в этом проявляется?

В. Гуманистический *

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама