THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Оригинал взят у interrno в Как защитить ребёнка от религиозной пропаганды РПЦ

В соответствии распоряжением правительства, с 2012-2013 учебного года во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации введен обязательный для посещения курс «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» содержит 6 модулей:
Основы светской этики;
Основы мировых религиозных культур;
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы буддийской культуры.

В соответствии с приказами Минобрнауки, каждый учащийся должен изучать один из шести модулей, причем учащимся (точнее, их родителям) гарантируется свобода выбора.
Как на деле может выглядеть «выбор» модуля?

В мытищинской школе, в которой учится наша дочь, свободный выбор модуля решили не предоставлять, приняв решение изучать только «Основы православной культуры».

На родительском собрании нам сказали, что выбор модуля ОПК уже осуществлен, причем не в школе, а выше, и «ничего сделать нельзя». Мы так не считали и не согласились с предложением «просто не ходить на занятия, если вас это так задевает». Мы написали довольно жесткое письмо, и с ним отправились поначалу к директору — чтобы дать школе шанс самой навести порядок, не обращаясь с жалобами в Минобр и прокуратуру.

Параллельно мы разместили свое письмо в сети (http://bellabs.livejournal.com/12410.html и http://ru-antireligion.livejournal.com/8792873.html), поскольку полагали, что подобные нарушения закона могут быть массовыми. Результат существенно превзошел наши ожидания: около 400 комментариев, больше сотни перепостов, попадание в топ-20 блогосферы, письма и звонки из СМИ, ссылки от популярных блогеров и т.п. — тема оказалась чрезвычайно актуальной.

Внимательно изучив официальное учебное пособие «Основы православной культуры», написанное священнослужителем РПЦ А.В. Кураевым, мы убедились, что в нем общекультурные рассуждения и общепринятые этические нормы смешаны с навязыванием религиозной идеологии в миссионерском ключе (концепция первородного греха, бог как творец всего сущего, религия как основа этики и т.п.). Сам Кураев называет подобную тактику «агрессивным миссионерством»: «Агрессивное миссионерство — это просто впечатывание в чужой текст нужных мне смыслов». В учебнике не определено понятие «религиозная культура» и вместо нее вводится религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением.

Вне зависимости от личности преподавателя и его личного отношения к предмету, стилистика учебного пособия позволяет однозначно трактовать модуль «Основы православной культуры» как религиозную проповедь.

Согласно статье 28 Конституции РФ:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»

Это означает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. Обязательность модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе является грубейшим нарушением данной статьи Конституции.

Согласно статье 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих»

Ситуация, в которой преподаванием религии вынуждены заниматься учителя общеобразовательных школ, разрушает тщательно создаваемое нами уважительное отношение к школе, преподавателям и учебным пособиям. Поскольку в значительном числе случаев религиозная догматика расходится с современным научным миропониманием, мы вынуждены будем регулярно критиковать положения учебника и тезисы учителя, что разрушительно скажется на авторитетности учебного процесса в целом. Использование авторитета школы для религиозной пропаганды мы считаем абсолютно недопустимым.

По нашему мнению, некоторые религиозные этические нормы (например, явно присутствующие в учебном пособии концепции первородного греха, божественного вмешательства, религии как основы этики и т.п.) и тем более их искаженное воспроизведение в реальных жизненных ситуациях могут принципиально расходиться с современной гуманистической этикой. Это способно повлечь за собой психологические травмы и помешать развитию способности ребенка к принятию самостоятельных, ответственных решений, сузить его потенциал при поиске своего места в мире.

Мы распечатали свое заявление в двух экземплярах и отправились к директору школы. Нам не потребовалось много времени, чтобы договориться об исправлении допущенной ошибки и проведении честного опроса мнений родителей. Не знаем, насколько на это повлиял состоявшийся накануне звонок с радиостанции «Сити-FM», но взволнованность руководства была заметна.

Поскольку представители СМИ и Минобра о наших договоренностях узнали не сразу, день для школы выдался горячим. Вечером директор позвонила уже достаточно расстроенная и сердитая: «Зачем вы разместили письмо в интернете, разве нельзя было договориться без лишнего шума». С одной стороны, обида школьного руководства понятна — начало учебного года, забот полон рот — а доставленная нами нервотрепка радости не добавила. С другой, мы действовали в соответствии с информацией, которую сама же школа нам и сообщила — ведь обратиться за помощью мы были вынуждены после того, как нам повторно (уже после родительского собрания) сказали, что решение о выборе ОПК было якобы спущено сверху, а не принято на уровне школы.

Мы дополнили наш пост в ЖЖ просьбой не оказывать дополнительного давления на руководство школы, дать спокойно выправить ситуацию. Всем, кто пойдет по нашим стопам, следует иметь в виду — журналисты являются нашими союзниками и зачастую самым сильным рычагом влияния, но, подарив СМИ информационный повод, вы быстро потеряете контроль над ситуацией.

Через пару дней всем родителям 4-классников были розданы листки, предлагающие выбрать модуль (из трех предоставленных), а еще через 10 дней были подведены итоги опроса. Разумеется, учитывая предысторию, профессиональные социологи не признали бы нашу статистику достоверной. Тем не менее, даже в ситуации искусственно сформированного перекоса, общий вывод очевиден: принудительное назначение модуля ОПК противоречило волеизъявлению бОльшей части родителей (для справки ниже приведена статистика в целом по стране, а также по Москве и С.-Петербургу).

Для нас результат голосования был отчасти неожиданным — ведь непосредственно на родительском собрании, с которого началась эта история, кроме нас против произвола не выступил ни один родитель! Результат вселяет некоторый оптимизм — не следует бояться оказаться изгоем, наше общество пока еще более здорово, чем пытаются представить служители религиозных культов. Но вот бороться за свои законные права нас почти отучили.

Не стоит соглашаться на противозаконные компромиссы, наиболее очевидным из которых является попытка кулуарно договориться в стиле «ваш ребенок может просто не ходить на эти занятия».

1. Ваша реальная сила — следование законам нашего, пока еще светского, государства. Ступив на тропу беззакония, вы становитесь соучастником преступления, и вами уже можно манипулировать;

2. Ваш ребенок непременно почувствует враждебность одноклассников, вынужденных «париться» на богословских занятиях, пока их товарищ «отдыхает»;

3. Нельзя забывать, что страдает не только ваш ребенок, которого вы можете защитить лично, но и дети родителей, у которых недостаточно опыта для осознания проблемы или сил для сопротивления административному давлению;

4. В школе всегда очень сильна инерционность — выбор этого года наверняка будет транслирован на последующие годы, а для новых недовольных задача существенно усложнится — появится аргумент «уже не первый год так работаем, и все довольны, ради вас одного мы не можем перевернуть весь учебный процесс».

5. Подковерные договоренности остаются вне официальной статистики и тем самым дают церковникам желанные возможности для манипуляций, которыми они всегда охотно пользуются.

6. Публичное пресечение противоправных действий создает важные прецеденты, помогающие преодолеть беззаконие в других аналогичных ситуациях. Нарушающие закон не боятся частных исключений, но очень не любят публичности.
Аналогичные формы принуждения и аргументы школы

В школе соседнего с Мытищами города Королёв модуль ОПК был также назначен принудительно, а родители, желающие избежать религиозной пропаганды, должны были «предоставить справку о том, что ребенок посещает другие курсы» — то есть решать проблему школы за свой счет!

В одной из московских школ модуль ОПК был якобы выбран «большинством голосов родителей», и под этим предлогом модуль был объявлен обязательным для всех, вне зависимости от желания родителей.

Разумеется, эти формы принуждения так же незаконны, как и наша. Никто не вправе принуждать вашего ребенка к изучению религии.

1. Напишите заявление на имя директора. Наше письмо можно брать за образец, но его стоит «подсушить» и сократить (убрав эмоциональные оценки, полезные при обсуждении в сети, но излишние в формальной жалобе);

2. Распечатайте заявление в двух экземплярах и отнесите в школу;

3. Официально зарегистрируйте факт передачи заявления в секретариате, оставьте у себя второй экземпляр заявления с отметкой о регистрации;

4. Добивайтесь письменного отказа удовлетворить ваше законное право на выбор;

5. С этим отказом обращайтесь в надзорные органы Минобра и прокуратуру. Если школа намеренно затягивает с ответом, заявление в вышестоящие инстанции можно подавать и просто по факту нарушения, не дожидаясь комментариев школьного начальства.

С большой вероятностью, школьное начальство не избежит выговора — в конце сентября на общероссийском совещании с главами органов сферы образования в регионах министр образования и науки Ливанов заявил, что добровольность выбора одного из модулей является принципиальным вопросом. Министерство образования и науки станет осуществлять проверку жалоб родителей учащихся, которым навязывают выбор того или иного модуля.

Главный аргумент школы — «у нас нет средств на обеспечение преподавания нескольких модулей». Для любого учебного заведения введение нескольких дисциплин вместо одной — очевидное усложнение и без того «лишнего» предмета обязательной программы. Требуется разделить детей на группы, обеспечить их аудиториями, преподавателями и учебными пособиями.

Доводы школы опираются на реальную проблему, но это не ставит их выше ваших законных прав. К тому же, на этот аргумент есть вполне логичный ответ — если вы можете преподавать только один модуль, вводите «Основы светской этики» — он единственный из всех не нарушает конституционных прав граждан, поскольку не содержит ни религиозной, ни атеистической пропаганды, и против него обычно не возражает никто из родителей. Модуль «Основы мировых религиозных культур» кажется нам даже более интересным и полезным, но может встретить возражения со стороны верующих родителей, опасающихся «бесовских сказок» своих религиозных конкурентов. Если на «светский» компромисс школа не соглашается и навязывает модуль религиозный — требуйте законного права на выбор модуля индивидуально для вашего ребенка.

Одной из важнейших проблем остается качество учебных пособий (ну и уровень подготовки учителей). В нашей школе выбор «Основ православной культуры» объяснили еще и тем, что этот учебник «понятно написан», в отличие от «мутного» учебника по «Основам светской этики». Не следует забывать, что образованные церковнослужители часто владеют русским языком и методами доступного изложения лучше , чем светские методисты. Понятно, что из двух зол — «методическая невнятность» и «религиозная пропаганда» приходится выбирать первое. Но еще лучше — организовать кампанию в поддержку написания действительно сильных учебников по «Основам светской этики» и «Основам мировых религиозных культур». Очевидно, что по-настоящему полезное учебное пособие по этике и истории религий может быть адресовано только старшеклассникам, а пропаганда церковников обращена на младшие классы именно потому, что целью ставится промывка мозгов, а не понимание. Но поскольку объективная ситуация сейчас именно такова, нужно совершенствовать методы увлекательного научного изложения вопросов этики и религиоведения для нужд 4-5 классов.
Почему так происходит

Кто виноват в том, что вашего ребенка принуждают посещать религиозные занятия? Первоначально школьное руководство сослалось на некое решение, принятое на региональном уровне. Однако на очной встрече с директором версия о «приказе сверху» была дезавуирована. Действительно, никаких письменных указаний такого рода нам предъявлено не было. Тем не менее, сообщения СМИ и уклончивые реплики преподавателей и чиновников не оставляют сомнения в наличии административного давления — в форме «настоятельных рекомендаций» и однобокой подготовке учителей к преподаванию нового предмета.

Школам «советуют» вводить модуль ОПК «по умолчанию» — а там как кривая вывезет. Понятно, чем церковников и их лоббистов привлекает этот жульнический способ повысить процент «выбравших православие».

Итак, непосредственное решение принимает сама школа — и именно на этом уровне вы должны выражать свое несогласие и добиваться соблюдения ваших законных прав. В то же время, причины возникшего напряжения, разумеется, лежат вне учебного заведения. Подробный анализ ситуации неизбежно увлечет нас в политические дебри, но несколько слов, пожалуй, сказать стоит.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовало долгое обсуждение правомерности религиозного обучения в светской школе. На наш взгляд, распространение религии в школе антиконституционно. На основании статьи 14, пункт 2 Конституции РФ («Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»), финансовое и организационное обеспечение распространения религиозных воззрений в общеобразовательной школе является противозаконным, так как школа, фактически, выступает в роли миссионерской организации на государственном обеспечении. Поэтому уже само наличие в школе религиозно ангажированных предметов, даже при условии обеспечения свободы выбора, является незаконным.

Однако практической пользы для родителей это знание не имеет. Курс на поддержку религиозности (прежде всего в форме пропаганды православия и тесного сотрудничества с РПЦ) сознательно выбран на высшем государственном уровне. Означает ли это неизбежность изучения «закона божьего» для вашего ребенка? Нет, пока не означает.

Согласно статье 28 Конституции РФ, «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»

Это означает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. На эту статью Конституции пока не покушаются ни чиновники, ни даже церковники, так что для вас она является единственной серьезной опорой.

Руководящие структуры Минобрнауки и функционеры РПЦ вынуждены непрерывно лгать, называя религиозные модули «культурологическими», направленными якобы не на пропаганду религии, а лишь на изучение «религиозной культуры». Демагогичность подобных утверждений легко доказывается анализом учебных пособий и не менее ярко видна при изучении заявлений и рекомендаций РПЦ, адресованных чиновникам от образования.

Например, в органы управления образованием Московской области поступило письмо из отдела религиозного образования и катехизации РПЦ (причем поступило как приложение к письму областного Министерства образования и вывешено на официальных сайтах органов управления образованием!). В этом письме, в частности, недвусмысленно сказано:

«Комплексный учебный курс “Основы религиозных культур и светской этики” включает шесть учебных предметов (модулей). Четыре из них посвящены древнейшим духовным традициям: христианству, исламу, буддизму и иудаизму. Два предмета — атеистические (безрелигиозные): светская этика и религиоведение»

Таким образом, РПЦ не скрывает своего истинного отношения к данному курсу — религиоведение, то есть сравнительное изучение религий ка культурного еномена, для них является безрелигиозным и даже «атеистическим» предметом, в популяризации которого церковь абсолютно не заинтересована. Изучение «основ православной культуры», напротив, является предметом религиозным — и в этом мы полностью согласны с мнением «отдела религиозного образования и катехизации».

Вообще же, для РПЦ весь курс «Основы религиозных культур и светской этики» — вынужденный паллиатив. Оставаясь в рамках принятой государственной стратегии (не предусматривающей пока формального пересмотра Конституции и введения полноценного «закона божьего»), церковное лобби оказывает давление в двух направлениях:

Сделать изучение основ православия обязательным для всех школьников, в первую очередь за счет дискредитации «атеистических» модулей «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» (важным инструментом такой дискредитации служит подтасовка статистических данных о предпочтениях населения);
Распространить религиозные занятия с 1-го по 11-й класс (по часу ОПК в течение 11 лет — это больше, чем полный курс физики).

На данном этапе, пропаганда религии преследует цель «статистического» влияния на школьников, а не поголовного принуждения — важен процентный охват, а не отдельная личность ребенка. Официальным чиновничьим структурам публичные обсуждения проблемы совершенно не нужны, они стараются не обострять противостояние и внедрять религиозные модули как можно мягче, не вызывая жесткого сопротивления родителей. Поэтому индивидуальная защита от религиозной проповеди не только полностью легитимна, но и вполне может быть эффективна.

Борьба против незаконной религиозной пропаганды в школе безрадостна, но не безнадежна. Безрадостна она потому, что для церкви промывание мозгов детям — это их завтрашние доходы, влияние и власть. А для вас, требующих соблюдения своих конституционных прав и препятствующих духовному насилию над несовершеннолетними, даже победа — лишь сохранение status quo и ожидание следующей атаки нахального противника, превосходящего вас силой и влиянием. У миссионеров много свободного времени, и религия для них главная отрада. А вы должны зарабатывать на хлеб своим детям, и у вас много других интересов, вы не хотите становиться профессиональным борцом-революционером. Однако борьбу за души своих детей вам все равно придется вести, и лучше елать это спокойно, но настойчиво. Так же, как регулярно убирать грязь из собственной квартиры — хотя в нее снова налетит всякий мусор. Если вы не окажете сопротивления сегодня, завтра религиозный произвол в школе и деградация образования усилятся еще на одну ступень. Остановить насильственную религиозную пропаганду в собственной школе хотя бы на уровне выбора учебного модуля нам всем вполне по силам.

Основываясь на Конституции РФ:
Статья 14. 1. Российская Федерация - светское государство.
Статья 14. 2. Религиозные объединения отделены от государства.
Статья 17. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статья 17. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 1. Каждый гражданин Российской Федерации рождается неверующим. Будет ли он верующим и какую религию может выбрать, неизвестно никому, в т.ч. и самому ребёнку. Поэтому запрещена любая пропаганда традиционных и нетрадиционных сексуальных религиозных отношений (далее религии) в отношении детей до 18 лет. Иначе это будет расценено, как навязывание определённой веры, т.е. насилием над ребёнком.

Статья 2. Многие религиозные правила и традиции вводят серьёзные ограничения на поведение, питание, общение верующих, что может привести к существенным нарушениям в физическом, эмоциональном, психическом, интеллектуальном, политическом и ином развитии ребёнка. Поэтому религиозные отношения с детьми запрещены и пропаганда таких отношений запрещена.

Статья 3. Дети до 18 лет не допускаются в храмы, церкви и другие религиозные заведения, чтобы не подвергнуться насильственной религиозной пропаганде и не быть оскорблёнными.

Статья 4. В школьных учебных и иных детских учреждениях запрещено изучение всего, что связано с религией, кроме исторического контекста. Вход священнослужителям в детские учреждения запрещён. В детских учреждениях запрещена любая религиозная атрибутика, одежда, предметы, в т.ч. кресты, чётки и пр.

Статья 5. В семьях, где есть несовершеннолетние дети, запрещена любая религиозная деятельность и атрибутика. Как то: молитвы, иконы, свечи, кресты, чётки, библия, коран, религиозная литература, плакаты, фильмы, одежда и пр. Запрещаются также любые разговоры на религиозные темы, справление праздников и обрядов в присутствии детей. Запрещено также упоминание бога и других религиозных слов в присутствии детей.

Статья 6. Внешний вид религиозных заведений не должен никак выделяться среди остальных зданий. Иначе это может привлечь внимание детей на улице и вызвать у них нездоровый интерес к религии. Внутри помещения могут быть оформлены по желанию верующих.

Статья 7. Религиозные и культовые сооружения не могут быть расположены ближе 1 км от детских учреждений, детских площадок, мест скопления и прогулок детей, скверов, парков, детский театров и пр.. Силуэты религиозных учреждений не могут быть видны с мест, которые посещают дети, ибо это может вызвать их нездоровый интерес к тому, что им запрещено.

Статья 8. Запрещены любые религиозные проявления в публичных местах: запрещено молиться, креститься, читать молитвы на улице, в т.ч. перед храмами. Это могут увидеть дети, проходящие мимо.

Статья 9. Запрещается уличный колокольный звон, публичные молитвы, призывы к молитвам и пр. Это несомненно привлекает внимание детей и однозначно воспринимается, как пропаганда среди них.

Статья 10. Уличные крестные религиозные ходы в публичных местах запрещены, так как их могут увидеть дети, что может негативно сказаться на их психике, а также однозначно является пропагандой религии.

Статья 11. Крестить гражданина РФ можно только после наступления им совершеннолетия! Также, как употребление алкоголя и табакокурение, допустимо только с 18 лет!

Статья 12. Запрещены любые телевизионные трансляции религиозных событий, обрядов, праздников, молитв и пр. по общедоступным для детей каналам. Такие передачи могут транслироваться только по закрытым каналам, доступ к которым детьми исключён.

Статья 13. Появление служителей церкви и обсуждение религиозных тем запрещено на телевизионных каналах. Эти каналы могут смотреть и дети.

Статья 14. Ношение религиозной одежды, головных уборов, одежды с религиозной символикой, крестов, чёток и пр. в публичных местах запрещено, т.к. их могут увидеть дети, что вызовет их нездоровый интерес к происходящему и будет однозначно расценено, как пропаганда среди несовершеннолетних. Эти предметы могут использоваться только внутри религиозных заведений.

Статья 16. С учётом того, что религиозные организации нетрадиционных направлений подчас являются рассадниками экстремизма, где проповедуется радикальные верования, призывающие к насилию, или являются сектами, а ребёнок неспособен отличить радикальную организацию от нормальной, доступ детей в религиозные организации запрещён и по этой причине.

Статья 17. Многие представители церкви по всему миру уличены в педофилии, что провоцируется ограничениями веры, прописанными в церковных правилах, поэтому контакт детей с представителями церкви может быть опасным. В т.ч. и по этой причине контакт представителей церкви с детьми запрещён.

Статья 18. Религия в своих документах и проповедях использует не проверенные и доказанные факты, а мифы, сказки, легенды и убеждения, не основанные на научных фактах, что однозначно доверчивый ум ребёнка введёт в заблуждение. Поэтому знакомство детей с религиозными документами и теориями запрещено.

Статья 19. Религиозные теории, не основанные на фактах неизбежно вступят в противоречие с научными знаниями, дающимися ребёнку в школе, что может приводить к психическим расстройствам и потере ориентации ребёнка в реальности, нервным срывам и даже самоубийствам детей. По этой причине изучение религиозных документов, в т.ч. библии, корана и пр., детьми запрещены.

Статья 20. Участие ребёнка в любой религиозной деятельности, посещение храмов, чтение молитв, изучение религиозных тестов и пр. отнимало бы у ребёнка много времени от игр, занятий спортом, изучения наук, отдыха. Поэтому эти религиозные занятия детям запрещены.

Статья 21. Многие религиозные тексты имеют сильное воздействие на человека, что может вести к неосознанному зомбированию ребёнка с неокрепшей психикой в направлении определённых искажённых представлений об окружающем мире и привязывать к определённой религии. Став же взрослым, гражданин сам сознательно и осознанно определится, во что верить, а во что нет, какую религию ему выбрать, или оставаться неверующим. Поэтому знакомство ребёнка с религиозными тестами недопустимо.

Статья 22. Пропаганда религии среди детей может вести к социальной розни внутри социальной группы «дети», т.к. на детской площадке или в песочнице дети, относящиеся к различным конфессиям, могут начать выяснять отношения, связанные с их верой, что даже может привести к физическому насилию. Данное положение вещей недопустимо, поэтому пропаганда религии среди детей запрещена.

Статья 23. Запрещаются все религиозные массовые публичные праздники, т.к. в них могут случайно принять участие дети, восприняв их, как игру, однако это однозначно является пропагандой религии среди несовершеннолетних.

Статья 24. За нарушение данного закона физическими лицами предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб., для юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн. руб.

Закон вступает в законную силу с момента опубликования.

Появление данного Закона спровоцировано многочисленными случаями массовой пропаганды религии верующими родителями и служителями церкви среди детей, неспособных защитить себя от этого психического насилия.

Закон находится в стадии доработки, принимаются пожелания и предложения.

Проект Закона «Об оскорблении чувств НЕверующих»

Сразу оговорюсь, что я отношусь отрицательно к пропаганде как таковой. Зачастую пропагандой считают любое распространение идей и в особенно распространение широкое, в первую очередь с помощью "средств массовой информации". Это заблуждение. Пропаганда от других способов распространения идей (а их много) ВСЕГДА отличается одним своим свойством - в ней присутствует насилие, принуждение. Пропаганда - не распространение, а навязывание идей и представлений! Поэтому пропаганда - постоянно применяемый инструмент доминирующих религиозных организаций, государства, власти, Системы в целом. В чём искать это принуждение? Вовсе не в содержании пропагандистских выступлений. Принятие содержание пропаганды - не обязательное, а дополнительное условие, часто им пренебрегают и даже сознательно от него отказываются. Принуждение заключается в том, что человек ВЫНУЖДЕН слушать и читать то, что ему преподносят пропагандисты. Это может быть подано даже в качестве информирования или способа повышения образования - чем бессовестно пользуется в последние годы РПЦ. Ключевой момент - не дать никому уклониться от восприятия мессиджа пропаганды. То есть заставляют не только слушать, но и вслушиваться. Принимать не обязательно, но сам характер пропаганды воздействует на людей в пользу принятия. Поддаются не все, но многие. Некоторые даже становятся фанатиками идеи. Это происходит не спонтанно, на основании внутренних причин и мотивов, а с помощью идеологической пропаганды.
Есть ли существенные различия в религиозной (прежде всего христианской) пропаганде и пропаганде атеистической (возьмем за эталон атеистическую пропаганду в СССР)? Да, такие различия есть, однако и то и другие - осуществление насилия по отношению к личности всех, кому адресована такая пропаганда.

Асимметрия религиозной и атеистической пропаганды очевидна всем, кто хоть немного разбирается в вопросах религии. Религия предлагает (точнее - навязывает) человеку мировоззрение, целую систему взглядов, правила поведения. Атеизм ничего подобного не предлагает, он лишь отрицает утверждения религии. Советский атеизм опирался не столько на атеистическую пропаганду, сколько на пропаганду знаний о мире (естественнонаучных знаний, начиная с астрономии и физики). Те, кто боролся с религией в СССР, не были дураками. Религиозность населения, сильно подорванная лишением обязательности, всё ещё подпитывалась предрассудками и невежеством. Правда нужно оговориться, что незнание законов природы не ведет к религиозности, а лишь предоставляет удобную почву для религиозной пропаганды. Распространяя знания, атеисты выбивали почву из-под ног церковников, мешая их пропаганде. В результате религиозность постепенно затухала. Эта постепенность были признана теоретиками советского атеизма нормальной и необходимой. Не сразу, конечно. Поначалу (в 20-30-х годах) пытались взять религиозный бастион сходу, что, разумеется, не получилось.
Несамостоятельность атеистической пропаганды делает её менее опасной по сравнению с религиозной. Правильнее было бы назвать такую пропаганду контрпропагандой. Религиозная пропаганда навязывает определенный образ мыслей и поведения - атеистическая пытается её нейтрализовать. Однако успехи религиозной пропаганды выше. Даже в условиях постсоветского безверия. Чем это объяснить? В случайности я не верю. Видимо, причина не столько в силе религиозной пропаганды, сколько в слабости атеистической. Постоянно повторяемое отрицание производит на людей двойственное впечатление. Ну допустим, человек с детства не религиозный и в принципе согласен, что "бога нет". Или даже человек признает существование бога, но это никак не влияет на его жизнь и поступки. Однако ему это повторяют снова и снова: "бога нет". Почти то же, что заставлять себя не думать о белой обезьяне, даже хуже, потому что импульс идет как извне, так и изнутри. Многие недоумевают, зачем нужно распространять неверие. Точнее, зачем это нужно данным конкретным атеистам, в чём их интерес? На этом фоне демагогические заявления церковников о "заговорах" против бога и преследовании верующих становятся более убедительными. Вместо того, чтобы ОТВЛЕЧЬ людей от религиозной метафизики и мифологии, атеистическая пропаганда заставляет людей отвлекаться от других мыслей и думать о религии.
Атеистическая пропаганда тем самым наполовину борется с религией, наполовину её поддерживает. Приведу аналогию. Сочинения первых критиков христианства сохранились только в... составе апологетических (то есть, безусловно, пропагандистских) сочинениях! Значительные фрагменты интересного сочинения философа Цельса сохранились только в трактате Оригена "Против Цельса". Оригиналы неугодной литературы представители религии всегда рьяно уничтожали.В результате мы имеем частичный доступ к противоположным идеям благодаря пропагандистской критике и антикритике. Атеисты наступили на те же грабли. В советское время религиозная литература перестала печататься совершенно (ЖМП не в счет), а доступ к старой дореволюционной литературе оказался сильно ограничен. Казалось бы, интерес у населения к религии должен был угаснуть. Но атеистические сочинения снова и снова подогревали этот интерес. Получилось гораздо хуже, чем если бы атеисты вели открытые дебаты (как это попробовал сделать Луначарский в диспуте с Введенским ещё в 20-е годы). Преследование, как и в эпоху римской империи, было интерпретировано как гонение праведных, тем самым послужив религиозным козырем.
В наше время, к сожалению, наблюдается очередной всплеск религиозной пропаганды. И то, что прислушиваются к ней немногие, не делает её менее опасной и вредной. Основной вред - в том, что она вносит смятение в сознание людей, мешает поиску истины и росту здорового скепсиса. Проще говоря, "глушит" разум. Возможно именно для этого её и возрождают, а не для того, чтобы распространить снова религиозные идеи. Обратите внимание, что к моменту революции христианство не подчинило сознание народа - что сама революция наглядно и продемонстрировала. Россия была христианской страной только на поверхности. Благодаря этому атеизм (впрочем, я бы сказал в данном случае: неверие) так успешно распространился всего за несколько десятилетий. Атеистическая пропаганда вряд ли возродится - и жалеть об этом у меня нет оснований. Хуже, что наблюдается значительный регресс в том, что сопровождало атеистическую пропаганду - распространении естественнонаучных, особенно биологических, знаний. Советская атеистическая пропаганда апеллировала ещё и к материализму, то есть к "материалистической" метафизике, заменившей в СССР свободную философию. До сих пор атеизм у многих ассоциируется с материализмом, и, что самое плохое, это распространяется и на неверие в целом. Что касается советского атеизма - это отчасти правда: без материализма он был бессилен и беззуб. Но вы, я надеюсь, понимаете, что слабость атеистической пропаганды нисколько не говорит об истинности религиозных догматов и убедительности религиозной пропаганды.
Поясню, почему я не солидарен с сегодняшними атеистами. Я считаю, что нужно сосредоточиться на борьбе не против религиозной пропаганды, а против пропаганды вообще. Религиозная - частный случай. Чем меньше человеку что-то навязывают - тем лучше. Настаивая на необходимости антирелигиозной пропаганды все, кто не приемлет религию, вредят своему же делу. Я это давно понял. Зачем воевать с религией? Достаточно распространять знания и способствовать - что более важно, на мой взгляд - развитию собственного мышления и повышению критичности восприятия. Научил человека думать, привил привычку сомневаться в чужих словах (и в своих тоже) - можно сказать обезопасил его от религиозной пропаганды. Надежнее дать человеку силы и средства противостоять воздействию религиозной (и любой другой) пропаганды, чем воевать против самой пропаганды. Тем более глупо апеллировать к государству. Государство одобряет метод пропаганды, и приветствует религиозную пропаганду.
Напоследок затрону неизбежный вопрос - зачем властям (или государству) религиозная пропаганда, которая скорее мешает, чем помогает? Здесь нужна тонкость подхода, иначе сути дела не понять. Религиозная пропаганда - не что-то монолитное и безвариантное. Это сложное полотно, мозаика из сотен и тысяч разных элементов. Многие из этих элементов не имеют собственно к религии никакого отношения. Что позволяет пользуясь этой пропагандой, влиять на людей в желаемом ключе. Я не могу назвать это мимикрией под религиозную пропаганду только потому, что религиозная пропаганда изначально не была "чистой". Религиозная метафизика и сопутствующая ей демагогия позволяют внушать социальные, культурные, мировоззренческие идеи, создавая полную видимость разговора о предметах сугубо религиозных. "Бог" - универсальный инструмент в руках церковников, который можно у них позаимствовать, или надавить на них и действовать опосредованно (что имело место в СССР, где церковь была одним из идеологических инструментов). Если вас беспокоит тот рост религиозной пропаганды, который наблюдается вокруг, то я бы посоветовал вам задуматься, что стоит за этим ростом, что по-настоящему опасно для нас.

Большинству людей свойственно наличие собственного мнения в отношении окружающей его действительности во всем многообразии событий, явлений и принятого порядка вещей. Взгляды каждого индивида формируются на основании личного жизненного опыта, который получается на после пережитых событий и принятых решений, а также исходя из разнообразных мировоззрений, воспринятых от других людей через книги, средства массовой информации и общение в разнообразных группах.

Подобное формирование мнения носит естественный характер и является субъективным, то есть формируемым каждой личностью индивидуально, но возможно и искусственное навязывание определенной идеологии, мнений и взглядов посредством пропаганды, .

Что такое пропаганда?

Систематическое, то есть, повторяющееся на регулярной основе, воздействие на людей, как отдельно взятых, так и объединённых в различные группы и общности, с целью формирования определенных взглядов и системы ценностей, является пропагандой. Специфика пропаганды заключается в том, что формируемая позиция человека не обязательно является объективной, а преподносимая информация достоверной и полезной для развития личности.

Многократное повторение одной и той же точки зрения, обосновываемой простейшими доводами, сопоставимыми с базовыми установками большинства людей, позволяет сделать пропагандируемые тезисы максимально правдоподобными. А с увеличением контингента, воспринимающего информацию как достоверную, любое высказывание становится мнением большинства

Таким образом, можно любую идею, обличенную в простейших посылах, сделать общепринятой, а значит характеризующей нормальное поведение и восприятие действительности. Те индивиды, которые в силу большей осведомленности или способности к аналитическому мышлению, не примут общепринятую концепцию, станут изгоями и будут рассматриваться, как имеющие отклонение от нормального поведения.

Именно так из цивилизованного немецкого общества, лидерам национал-социалистической партии Германии, на культивировании идеи национального превосходства, удалось сделать милитаристское государство, воспринимающее остальное население земного шара, как людей второго сорта. Последствия подобной пропаганды хорошо известны.

Преступление запрещенной пропаганды

Многократное, зачастую аргументированное повторение различных высказываний является неотъемлемой составляющей человеческой жизни, это происходит непрерывно, при помощи средств массовой информации, посредством наружной рекламы, путем разнообразных лекций и семинаров, а также в объеме образовательных программ в учебных заведениях. Формирование определенного мировоззрения выгодно многим участникам гражданских отношений, в том числе правящим слоям, продавцам товаров и услуг, религиозным и национальным активистам, и многим другим субъектам, список которых можно продолжать бесконечно.

Подобные явления воспринимаются обществом, как норма, если они являются социально полезными, то есть формируют у людей правильное отношение к жизни и приоритетам, а также поведению и структуре потребляемых продуктов жизнедеятельности других участников гражданских взаимоотношений. Если же пропагандируемые установки призывают к действиям, поведению или образу мышления опасному для самого человека и/или окружающих его людей, то подобная пропаганда должна быть признана преступной, так как потенциальным следствием её воздействия является совершение противоправных и угрожающих социуму действий.

Виды злодеяния

По логике вещей, призыв к любым действиям несвойственным для принятого социального строя, принципов морали и нравственности, а также угрожающий жизни, здоровью или иному благосостоянию людей следует относить к нелегальной пропаганде. Однако, логика не всегда свойственна человеческой природе и то, что еще вчера считалось непристойным (например, мини-юбка), сегодня становится нормой поведения благодаря рекламе и «авторитетным» заявлениям СМИ.

В связи с этим под нелегальной, следует понимать пропаганду, которая отнесена к противоправному деянию одним из законодательных государственных актов.

Фашизм, нацизм, национализм

Теория превосходства одной из рас или национальностей является, пожалуй, одной из наиболее пропагандируемых, превращаясь в идею, объединяющую людей, считающих себя генетически более совершенными или достойными, по сравнению со всеми остальными или определенными социальными общностями.

Именно пропаганда подобных взглядов становится причиной унижения одних людей другими по признаку цвета кожи или национальной принадлежности, причем в большинстве случаев враждебное отношение, так же, как и национализм или расизм, являются обоюдными, то есть свойственны обеим сторонам конфликта.

О том, запрещена ли в России (РФ) пропаганда религии или атеизма, читайте далее.

Религия или атеизм

История возникновения жизни на планете Земля уже долгие годы является основной причиной многочисленных исследований и споров ученых и теологов, одни из которых ищут естественные причины и способы зарождения разума, а вторые уверены в божественном создании. Обе позиции имеют массу сторонников и доказательств своей правомерности, однако выбор вероисповедания и веры во что-либо вообще, является прерогативой каждого человека и оказывать на него целенаправленное воздействие в виде пропаганды в цивилизованном обществе запрещено.

Западные активисты по защите прав человека доводят настоящую доктрину до абсурда, добиваясь запрета на крещение детей в младенческом возрасте, когда они являются недееспособными и не могут реализовывать свою свободу выбора веры.

Более детально о запрещенной пропаганде религии расскажет следующее видео:

Наркотики, алкоголь, курение

Любое цивилизованное общество в первую очередь призвано заботиться о здоровье своих членов, которое обеспечивает прирост численности населения, его физическую и интеллектуальную полноценность, гарантируя поступательное развитие социума, государства и человечества в целом, если рассматривать в глобальном масштабе. В силу перечисленных факторов и препаратов, а также алкогольной и табачной продукции не может быть признано полезным, так как приводит к деградации людей, снижает их продолжительность жизни и приводит к рождению потомства имеющего признаки регресса, по сравнению с базовыми характеристиками родителей.

Недопустимость снижения интеллектуального и физического потенциала населения, стала причиной запрета пропаганды употребления алкоголя и табачной продукции в большинстве цивилизованных стран, а наркомания вообще является уголовным преступлением, так как вызывает все перечисленные последствия гораздо быстрее и чаще является причиной летальных исходов.

Гомосексуализм и лесбийские отношения

Однополые связи в последнее время стали нормой поведения во многих европейских странах и на североамериканском континенте, несмотря на социальную опасность этого явления, так как репродуктивными являются только отношения мужчины и женщины. Помимо снижения рождаемости из-за однополых браков, проблемой общества, в перспективе, может стать искажение системы ценностей у детей, воспитанных в подобных семьях.

Пропаганда гомосексуализма и лесбийских связей в нашей стране не является разрешенной, тем не менее гей-парады в столице и других крупных городах проводятся, и кино и видео продукция, демонстрирующая подобные отношения не запрещена к показу по телевидению и в кино. Поэтому говорить о государственном вето на пропаганду однополых сексуальных связей не приходится.

О том, есть ли статья УК РФ за пропаганду суицида, читайте далее.

Более подробно о запрете пропаганды однополых связей расскажет Познер:

Суицид

Своеобразное мировоззрение некоторых людей, считающих, что жизнь – это лишь переходный этап между перерождениями, ускорить которое можно, если прервать существование раньше отведенного срока, приводит к культивированию ими суицидального культа. Подобные взгляды, характерные в основном для подростков или людей, переживших серьезные психологические потрясения и потери, недопустимы в человеколюбивом обществе, где каждая жизнь представляет ценность.

Призывы к тому, чтобы покончить жизнь самоубийством и насаживание мировоззрения, считающего подобное поведение нормой, недопустимы, а в некоторых религиях, например, католицизме, считаются смертным грехом.

Насилие и жестокость

Несмотря на социальную опасность насильственных действий и жестокого обращения людей между собой, подобное поведение косвенным образом, а иногда напрямую, культивируется во многих образчиках кино и видеопродукции. Подобные произведения художественного и документального кинематографа придают и , романтическую подоплеку, идеализируя субъектов, причиняющих людям страдания ради собственного удовольствия или наживы. Более жестокие и кровавые образцы кинематографа, содержащие сцены откровенной жестокости, издевательств, пыток, и других подобных деяний находятся под запретом во всех цивилизованных странах.

Приобщение подростков к современной кинопродукции, демонстрирующей, в большинстве своем, сцены насилия и жестокости, может привести к искажению психики и подмене нравственных ценностей. Следствием подобных изменений психики становится проявление жестокости по отношению к окружающим, приводящее к преступлениям, например, .

О том, почему запрещена пропаганда войны, читайте далее.

Война и терроризм

Военные противостояния и акты насилия, сопровождающиеся массовыми убийствами в результате , являются наиболее опасными явлениями, сопровождающимися гибелью большого числа людей, утрате материальных и культурных ценностей, а также разобщающими общности людей. Призывы к подобным действиям или пропагандированное подобных действий, как нормы поведения недопустимы и преступны, так как однозначно приводят к смертям, страданиям и деградации цивилизованного человека.

О последствиях пропаганды террористической организации расскажет следующее видео:

Как бороться с проблемой?

  • Принятым во все времена способом борьбы с распространением нежелательной информации является государственная цензура, которая в состоянии запретить производство, продажу и иное распространение на территории страны печатной, художественной, кино и видеопродукции являющейся пропагандой противоправных действий. Подобным способом можно справиться с легальным распространением указанных продуктов, которые будут при этом будут доступны в нелегальном доступе, изжить который в полном объеме невозможно.
  • Еще большую проблему представляет собой интернет, свободное распространение информации на просторах которого, позволяет пропагандировать любое мировоззрение, точку зрения и взгляды. Существующие методики блокировки ресурсов, содержащих информацию, направленную на искажение нормального восприятия людьми действительности, недостаточно эффективны и не могут справиться с потоком пропаганды насилия, жестокости, терроризма и других её видов.
  • Наиболее действенным будет ограничение доступа детей и подростков к сайтам из разрешенного списка, а также просмотра кино и видео продукции с ненадлежащим возрастным уровнем допуска. Выполнять подобный контроль следует родителям, которые являются последним рубежом между потоком информации, способной сделать из человека морального урода, и несформировавшимся подростком.

О том, какие статьи УК отвечают за пропаганду терроризма, войны, насилия, жестокости и др. ее видах, читайте далее.

Виды ответственности и наказания

В зависимости от тяжести преступлений, ответственность может быть административной или уголовной, а наказание определяется обстоятельствами происшедшего и наличием усугубляющих вину обстоятельств.

И начнем с того, что рассмотрим, какая статья отвечает за пропаганду наркотиков.

Наркотики и психотропы

  • граждан – в сумме 4 – 5 тыс. рублей + изъятие средств пропаганды и оборудования для изготовления;
  • должностных лиц – штраф от 40 до 50 тыс. рублей;
  • ИП – либо штраф в интервале 40 – 50 тыс. рублей, либо квартальный запрет на деятельность, причем оба наказания дополняются конфискацией средств и оборудования для выпуска пропаганды;
  • юридическое лицо – наказывается аналогично ИП, за исключением штрафа, устанавливаемого в диапазоне от 800 до 1000 тыс. рублей.

Для иностранцев или субъектов, не имеющих гражданства, ч.2 ст.6.13 КоАП РФ регламентирует выдворение из страны, предваряемое штрафом в 4 – 5 тыс. рублей или арестом на 15 суток.

О том, по какой статье УК РФ отвечают за пропаганду гомосексуализма, лезбийских и иных нетрадиционных отношений, читайте в следующем разделе.

Нетрадиционные сексуальные связи

Нетрадиционные сексуальные связи преследуются, если их пропаганда осуществляется среди несовершеннолетних и направлена на искажение представлений об их равноценности с разнополыми связями, а также формирование образа привлекательности подобных отношений. Наказание для граждан РФ предусмотрено ч.1 ст.6.21 КоАП, устанавливающей штрафы для:

  • граждан – 4 – 5 тыс. рублей;
  • должностных лиц – 40 – 50 тыс. рублей;
  • организаций – 800 – 1000 тыс. рублей + запрет на деятельность продолжительностью до 1 квартала.

Использование СМИ и интернета увеличивают штрафы, которые согласно ч.2 ст.6.21 КоАП для перечисленных категорий граждан составляют: 50 – 100, 100 – 200 и 1000 тыс. рублей соответственно.

Иностранное гражданство или его отсутствие относят виновного к диспозиции ч.3 ст. 6.21 КоАП, регламентирующей депортацию виновного, который предварительно должен оплатить штраф в 4 – 5 тыс. рублей или отбыть 15 суток. Если данный субъект использовал для пропаганды СМИ или интернет, то согласно ч.4 ст. 6.21 КоАП сумма денежного взыскания увеличивается до 50 – 100 тыс. рублей.

О том, какая статья УК РФ отвечает за пропаганду фашизма, нацизма, национализма, свастик и т.п., расскажем далее.

Радикальные течения

Пропаганда нацисткой или иной сопоставимой символики, наравне с её демонстрацией на людях, преследуется согласно ч.1 ст.20.3 КоАП РФ, декларирующей:

  • для частных лиц – штраф размером 1 – 2 тыс. рублей или отбывание заключения сроком 15 суток, после изъятия незаконных предметов;
  • должностные лица, штрафуются суммой от 1 до 4 тыс. рублей с конфискацией предметов пропаганды;
  • штраф юридических лиц, следующий за конфискацией, составляет 10 – 50 тыс. рублей.

Изготовление и сбыт подобной продукции рассмотрено в ч.2 ст.20.3 КоАП РФ, которая ужесточает штрафы, накладываемые на указанных субъектов, до: 1 – 2,5; 2 – 5 и 20 – 100 тыс. рублей соответственно.

Ненависть и вражда

Уголовная ответственность за пропаганду ненависти или вражды в отношении лиц иной расы, пола, национальной принадлежности, языковой группы или религиозных воззрений, а равно и их унижение, наказывается по ч.1 ст.282 УК РФ, устанавливающей на выбор суда:

  • штраф от 100 до 300 тыс. рублей, либо удержание процента от дохода в течение от 1 до 2 лет;
  • дисквалификацию продолжительностью до трех лет;
  • в течение не более 360 часов;

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама