THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Архитектурные Типы христианских храмов Автор Солодкова Т.М. преподаватель Санкт-Петербургского музыкального колледжа. Цели работы

  • 1. Познакомить с историей становления архитектурных стилей христианского храма.
  • 2. Показать различные стили христианских храмов.
  • 3.Проследить логику развития архитектурной мысли.
  • 4. Понять единство многообразия христианских храмов, как зримое воплощение церковного символизма.
Успенский собор. 1158–89 гг. Владимир

Храм - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

История создания стилей

  • Поскольку христианское богослужение в отличие от языческих ритуалов совершалось внутри храма, перед византийскими зодчими встала задача создания храма с обширным помещением, в котором могло бы собраться большое число людей. В те времена строительная техника не обладала возможностями сооружения конструкций, которые перекрывали бы значительные пролеты. Поэтому при необходимости создания обширного внутреннего пространства применяли компромиссные решения. В архитектуре арабских стран плоская крыша зала мечети опиралась на лес внутренних колонн. Иначе поступали строители христианских храмов. Они использовали с этой целью объединение нескольких меньших пространств.
План и схема христианской базилики Базилика - прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей.
  • Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями, покоившимися на двух рядах отделявших нефы друг от друга мраморных колонн с капителями коринфского типа; входили в храм через атрий и нартекс. В отличие от базилик римского типа, здесь боковые нефы имели второй ярус (галерея для женщин, или гинайконит), а апсида стала подчеркнуто полигональной снаружи. В Греции базиликальный тип применялся длительное время - в упрощенной, и в более развитой форме, с применением цилиндрических сводов в главном и боковых нефах и с небольшими служебными помещениями (ризница и дьяконник) по сторонам апсиды. Примеры: церковь св. Филиппа в Афинах (сохранился только фундамент) и церковь в Каламбаке (обе 6 в., с деревянными стропилами в качестве перекрытий), св. Анаргиры и св. Стефана в Кастории (обе 11 в., с цилиндрическими сводами) и собор св. Софии в Охриде, в Македонии (основан в 9 в., ок. 1037-1050 перестроен) с цилиндрическими сводами и тремя апсидами с восточной стороны.

В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчинённая структуре здания и символике его частей. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение также в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.

Крестово-купольный храм. Разрез

Церковь св. Ирины в Константинополе. 532 год, перестройка после 740 года. Интерьер храма Софии в Фессалониках. Начало VIII века. Примером трансформации базилики в крестово-купольное сооружение является собор Софии в Фессалониках , построенный между 690 и 730 гг. Его интерьер так же состоит из подкупольного креста и отделенных аркадами обходов с хорами. Здесь необычно устроены массивные столбы, на которых держится купол и примыкающие своды рукавов креста. Они прорезаны проходами, зрительно разделяющими их на более узкие опоры. Возникновение этих проходов указывает на постепенное превращение подкупольного пространства в трехнефное. Боковые же нефы, отделенные аркадами, остаются обособленными от центрального крестообразного интерьера и служат обходом вокруг него
  • Примером трансформации базилики в крестово-купольное сооружение является собор Софии в Фессалониках , построенный между 690 и 730 гг. Его интерьер так же состоит из подкупольного креста и отделенных аркадами обходов с хорами. Здесь необычно устроены массивные столбы, на которых держится купол и примыкающие своды рукавов креста. Они прорезаны проходами, зрительно разделяющими их на более узкие опоры. Возникновение этих проходов указывает на постепенное превращение подкупольного пространства в трехнефное. Боковые же нефы, отделенные аркадами, остаются обособленными от центрального крестообразного интерьера и служат обходом вокруг него
Церковь Катаполиани в Паросе. VI век. План храма Звартноц в Армении. 643-652 гг. Уникальный пример креста вписанного в ротонду. Храм святой Рипсимэ в Эчмиадзине. 618 год. На боковом фасаде хорошо видна выступающая между двух ниш апсида. Храм святой Гаянэ в Эчмиадзине. 630 год. Армения Грузия. Грузинский монастырь Джвари в Мцхете известен своим великолепным собором, возведенным в 590-604 годы. Джвари относится к типу тетраконха. В храмах данного типа для перехода к барабану купола использовались не паруса, а тромпы. Джвари. Грузия. 590-604 гг. Собор Светицховели. Чертеж. Поперечный разрез здания.

Главный собор Грузии - Светицховели - был построен в 1010-1029 гг. Он решен в виде трехнефного храма с рядами столбов в интерьере, но в отличие от собора Эчмиадзина имеет сильно вытянутые с запада на восток пропорции. В нём нет аллюзии на тетраконах. Здесь больше сходства с собором Ани, имеющим такой же вытянутый базиликальный план. Интересной особенностью обладают несущие купол столбы. С внутренней стороны они имеют большее число уступов, как бы обступая подкупольный квадрат.

Византийские крестовокупольные храмы

Мирелейон. Церковь во дворце императора Романа Лакапина в Константинополе. X век.

Церковь Богородицы Паммакаристы в Константинополе. 1292-1294 гг. Интерьер храма на четырёх колоннах. Вид на алтарную апсиду. Капитель колонны и боковые своды церкви. Монастырь Пантократора в Константинополе. XII век. Из истории архитектурной мысли

Номендантская дорога. Мавзолей Констанции

Композиция центрического здания у Леонардо да Винчи "Храм в городе" из трактата Аверлино

Медиолан (Милан). Церковь Сан Лоренцо, 70-е годы IV.

Церковь Троицы Гринёво Центричность здесь поглощается базиликальными Проверь себя

  • 1. Какие архитектурные сооружения называются храмами?
  • 2.Назовите основные типы христианских храмов, дайте краткую характеристику.
  • 3.Приведите примеры центрических храмов.
  • 4. приведите примеры крестово-купольных храмов
ответы
  • 1. Храм - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
  • 2. Базиликальный (Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями Базилика - прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей.), центрический (Это центрические церкви, увенчанные куполом. Ранее центрические постройки разнообразных форм возводились как крещальни и мартирии - постройки, отмечавшие места важнейших евангельских событий) , крестово-купольный типы (Квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест.)
  • 3. Ротонда над Гробом Господним в Иерусалиме. Церковь Сан-Витале в Равенне.
  • 4.Церковь св. Ирины в Константинополе. Храм Софии в Фессалониках. Церковь во дворце императора Романа Лакапина в Константинополе.
Литература
  • : «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) :
  • «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.
  • Галина Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.,"АЗБУКА-КЛАССИКА", 2004.
  • А. И. Комеч ДРЕВНЕРУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО КОНЦА Х - НАЧАЛА XIIВ. ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ.
  • История русского искусства. Том 1. М., «Северный паломник», 2007
  • А.Ю. Казарян. Реконструкция Эчмиадзинского собора 620 г.

«Вечная живопись» - мозаика, широко применявшаяся уже в античности, была взята на вооружение христианским искусством в IV веке. Когда христианином стал сам император, по всем концам империи стали строиться огромные храмы-базилики, а на святых местах возводились мемориальные ротонды – мартирии. Христианские постройки нуждались во внутреннем оформлении, и перед изобразительным искусством встали новые задачи.

Во-первых, мозаичные изображения переместились с полов, где они были обычным декором, на своды зданий. Впрочем, и в христианских сооружениях пол продолжал декорироваться мозаиками, включавшими и фигуративные изображения. Затем изменилась сама мозаичная техника. Вместо тусклого цвета природных камней мозаику стали выкладывать из цветных кубиков стеклянной массы – смальты.

В римском мавзолее дочери императора Константина Констанцы (в средние века ошибочно названном церковью Санта Констанца), представляющим собой ротонду с круговым обходом, представлены сделанные совсем еще в римском духе многочисленные сценки сбора винограда и приготовления вина. Мозаики на белом фоне ковром покрывают свод обходной галереи. Однако за изображениями виноградной лозы и человечков, топчущих в точиле собранные грозди, а так же клюющих плоды и пьющих из чаш птиц угадываются вполне христианские символы.

Искусство тех лет остается еще во многом иносказательным, наполненным символами и аллегориями. Пройдет еще несколько веков пока (хотя бы на теоретическом уровне) будут сформулированы те принципы, на которых будет базироваться православная иконопись, а формы самого церковного искусства приблизятся к привычным современному верующему типам. Прошедший в Константинополе в 692 году Пято-Шестой Трулльский собор (дополнивший предшествовавшие ему два вселенских собора) постановил в 82 правиле следующее:

"На некоторых изображениях честных икон начертывается указываемый пальцем Предтечи агнец, который принят во образ благодати, представляя предуказанного нам законом истинного Агнца, Христа Бога нашего. Итак, с любовью принимая древние образы и сени (тени), как символы и предначертания истины, преданные Церкви, мы предпочитаем благодать и истину, принимая ее как исполнение закона. Итак, чтобы хотя посредством картин представить совершение глазами всех, мы определяем запечатлевать отныне на иконах по человеческому образу вместо древнего агнца - Агнца, вземлющего грех мира, Христа Бога нашего, чтобы через это усмотреть высоту смирения Бога Слова и руководиться к воспоминанию Его жизни во плоти, страдания и спасительной смерти и происшедшего отсюда искупления миру".

На практике христианское искусство IV-VI вв. либо продолжало использовать некоторые привычные, существовавшие уже в катакомбах изображения, либо же брало за основу сюжеты и композиции искусства римского. Важнейшие заимствования были сделаны из римского официального императорского искусства. Это было тем более логично, что за основу архитектурной формы храма был взят тип светского общественного здания – базилики, предназначенной у римлян для судопроизводства, деловых и политических собраний.

С самого начала важнейшим местом для размещения изображений в храмах-базиликах стал свод алтарной апсиды, к которой устремлялись взгляд и движение каждого вошедшего внутрь человека.

Одним из первых христианских сюжетов, занявших свод апсиды, стала сцена «Traditio Legis» (Даяние закона). В римском искусстве эта сцена изображала императора, возводящего в должность чиновника. В том же мавзолее Констанцы сохранились две мозаики середины IV века, основанные на этой композиции.

На первой из них представлен восседающий на шаре Христос, изображенный таким образом как Космократор, Владыка всего мира. К Нему в церемониальной позе подходит пророк Моисей, принимая полой своей одежды из рук Христа свиток закона. Десять стоящих вокруг них пальм намекают на десять заповедей.

На мозаике другой апсиды к стоящему Христу подходят апостолы Петр и Павел. Господь с поднятой в жесте триумфатора рукой стоит над горой, из которой истекают четыре райские реки (Бытие. 2: 10-14). К сожалению, мозаики пострадали от времени, лица на них подверглись в результате ремонтов сильному искажению.

Иной, наиболее значимой темой алтарных мозаик стала эсхатология. В этом выразилось горячее ожидание второго пришествия Христа, особенно свойственное ранней Церкви.

Мозаика в апсиде римской церкви Санта Пуденциана, выполненная на рубеже IV-V вв., представляет второе пришествие Христа.

В центре изображен Господь в золотых одеждах, восседающий на престоле как Владыка и Судья. По сторонам от Него полукругом восседают апостолы, из которых сразу узнаются Петр и Павел, над головами которых некие женщины (персонификации) держат лавровые венки. Апостолы, являющие собой всю полноту Церкви, восседают на престолах согласно словам Евангелия: «...в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19: 28).

Вся сцена представлена на фоне города - Небесного Иерусалима (Откр. 21). В небе, покрытом голубовато-бело-алыми облачками, парит победоносный Крест, по сторонам которого представлены четверо крылатых существ – человек, лев, телец и орел. Явившийся в небесах Крест украшен золотом и драгоценными камнями. Это – знак победы, а не страстей. Подобные изображения восходят к кресту, явившемуся в видении императору Константину и установленному им в качестве памятника своей победы над Максенцием. Цветные, как бы освещенные зарей облака стали распространенной деталью эсхатологических композиций, а животные, взятые из видения пророка Иезекииля (Иез. 1), указывают на то, что перед нашими глазами происходит теофания – явление Бога.

В другом римском храме, посвященном святым мученикам Косьме и Дамиану, на мозаике VI века представлен грядущий, как бы спускающийся к нам по лестнице из облаков, Христос.

Правая рука Господа поднята в приветственном, триумфаторском жесте. Апостолы Петр и Павел, положив руки на плечи мучеников, представляют их Христу. Святые, как и положено при встрече римского триумфатора, подносят Господу в дар венки, держа их почтительно в покровенных руках.

Замыкают композицию святой Феодор в патрицианской одежде так же с венком в покрытых руках и папа Феликс с моделью построенного им храма в руках. Изображение папы было позднее переделано и выделяется свойственным новому времени натурализмом.

Другим сюжетом для изображений в алтаре было Преображение Христа, так же понимаемое как теофания. Сохранились два знаменитых примера этой сцены в двух различных концах христианского мира. Оба изображения созданы в VI веке.

В базилике Сан Аполлинаре ин кляссе в итальянской Равенне в своде апсиды изображен райский сад. В золотом небе над ним, покрытом теми же цветными облачками, в наполненной звездами небесно-голубой сфере явлен победоносный, торжествующий Крест. Приглядевшись, можно различить и небольшой, помещенный на перекрестии лик Христа. Буквы Альфа и Омега так же относятся ко Христу (Откр. 22: 13) и не оставляют сомнений, что окруженный круглой славой Крест является символическим изображением самого Господа. Сам по себе мотив круга или небесной сферы прочно войдет в христианское искусство. Благодаря часто встречающейся его миндалевидной форме он получит название – мандорла. В иконописи этот мотив сделается исключительным атрибутом самого Христа или Богоматери, держащей Сына на руках. Обозначая прежде всего божественную славу, сфера так же указывает на явление иного, горнего мира.

Парящие в облаках пророки Илья и Моисей не оставляют сомнений в том, что это именно Преображение. Спускающаяся сверху над сферой рука, обозначающая Божественную десницу, указывает на глас Бога-Отца (Мф. 17: 5). Снизу можно увидеть трех овечек, являющихся аллегорическим изображением апостолов. Другие овцы, числом двенадцать, стройным рядом подходят к фигуре святого епископа Аполлинария, изображенного снизу по центру в позе оранта – молящегося.

Совершенно иначе представлено Преображение на мозаике в базилике монастыря св. Екатерины на горе Синай, исполненной присланными из Константинополя мастерами.

Здесь изображение строгое, лаконичное и можно сказать «историческое». В нем нет никакой иносказательности, но осталась символичность, помогающая передать сверхъестественную суть происходящего. Фактически, это уже пример зрелого церковного искусства. По такому пути пойдет в будущем вся православная иконопись.

На сплошном золотом фоне, исключающем намек на чувственную реальность, в сияющих белых одеждах представлен окруженный мандорлой Христос и беседующие с Ним Илья и Моисей. Правая рука Христа поднята в благословляющем жесте, а в Его нимбе, что сделается впоследствии общепринятым, изображен крест. Снизу представлены павшие ниц апостолы, двое из которых воздели в удивлении и созерцании руки. Петр же лежит под ногами Христа, образуя как бы основание, в чем можно усмотреть аллюзию на евангельские слова: «Ты - Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16: 18).

Возвращаясь к теме ветхозаветных прообразов, следует вспомнить еще одно изображение V века, сохранившееся в маленьком храме монастыря Осиос Давид в Салониках.

Здесь богоявление представлено близко к тексту книги пророка Иезекииля (Иез. 1, 2), который изображен тут же с краю композиции, прислушивающийся к Божию гласу. Симметрично ему с другой стороны сидит пророк Аввакум.

В центре в сверкающей сфере на радуге восседает торжественно поднявший руку Христос, левой рукой Он показывает развернутый свиток с надписью: «Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас!» (Ис. 25:9). Христос изображен юным и безбородым, что было весьма распространенным уже во фресках катакомб. Впоследствии такой тип войдет в иконопись под названием Спаса Эммануила (Мф. 1: 23). Как и изображение Христа Ветхого Днями (т. е. старца), этот образ указывает на вечность Христа, еще до воплощения являвшегося в видениях пророкам. Из-под ног Христа проистекают четыре райские реки, напоминающие слова Апокалипсиса: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр. 22: 1). С четырех сторон окружающей Христа славы выглядывают четверо крылатых животных, держащих на этот раз кодексы Евангелий.

Помимо центральной композиции в своде апсиды базилики украшались изображениями на обрамляющей апсиду триумфальной арке и стенах центрального нефа. Об этих циклах, заключающих в себе ветхозаветные и евангельские сцены будет, сказано позднее.

Базилики, как уже отмечалось, не были единственным типом христианских построек. Уже с IV века возникает ряд центрических купольных зданий, живописное оформление которых тем более важно, так как впоследствии именно купольный тип зданий станет преобладающей формой храма в византийской и шире – православной архитектуре.

Продолжение следует...

Христианство – одна из трех мировых религий наряду с исламом и буддизмом. Ее основу составляет вера в Иисуса Христа 16 – Богочеловека, пришедшегo в мир с целью искупить смертью на кресте людские грехи. Воскреснув на третий день и вознесшись на сороковой, он показал возможность воскресения и жизни вечной для каждого человека, верующего в нeгo. Жизнь и деяния Иисуса Христа изложены в четырех канонических Евангелиях, вошедших в библейскую книгу Новый Завет.

Образование духовного пространства, ocнoвaннoгo на христианскойвере , и установление религиозного ритуала обусловили необходимость в культовых зданиях. В архитектуре утвердилось два типа церквей (домов Божьих), восходящих к постройкамДревнего Рима , – ротонде и базилике.

В форме ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии для крещения либо мавзолеи для захоронения святых. Древнейшими являются мавзолей Констанции в Риме и Maвзолей Галлы Плацидии в Равенне. Kpyглая форма мавзолея Копстапции в Риме (IV в.) напоминает о вечности Цepкви Христовой. Eгo внутреннее пространство делится колоннами на зону обхода и центральную, увенчанную куполом. Ocoбую форму креста, символизирующего Иисуса Христа, имеет мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). На пересечении рукавов креста eгo венчает квадратная башня, скрывающая внутри купольное завершение (см. цв. вкл., рис. 21). Именно в мавзолее Галлы Плацидии впервые был осуществлен переход от круглого купола к прямоугольным стенам при помощи четырех сферическихтреугольников – парусов.

Христианская базилика, к примеру Сапта-Мария Маджоре в Риме (IV в.), уподобляется кораблю, который доставляетхристиан в Царство Небесное, и предназначается для отправления церковного культа и хранения реликвий. Санта-Мария Маджоре, как любая базилика, представляет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное изнутри колоннадой на три части. Благодаря сводам – плоским деревянным перекрытиям со стропилами, напоминающими киль корабля, проход стали именовать нефом (лат. navis – корабль), причем средний неф всегда выше и шире боковых.


Освещается базилика через окна, прорубленные в верхней части стен над колоннадой центрального нефа и на боковых стенах. Вход расположен на одной из коротких сторон. Он ведет в нартекс – помещение, предназначенное для людей, готовящихся к крещению. Противоположная короткая cтeна завершается апсидой – полукруглым выступом с большими окнами. Ее внутреннеепространство , перекрытое полукуполом и приподнятое над общим уровнем пола, называется алтарем. Граница между центральным нефом и алтарем, куда прихожане не допускаются, напоминает очертанием триумфальную арку. Перед фасадом высится башня и простирается обширный открытый двор, окруженный колоннадой наподобие римского атриума.

Предельно простые по форме, лишенные какого-либо дeкора снаружи, раннехристианские храмы внутри богато yкрашались мозаиками. Причем мозаика не просто покрывает стены, а как бы заменяет их. Поскольку она состоит из мелких кусочков смальты разного размера, разной степени прозрачности и выкладывается под разными углами, свет не отражается от шероховатой поверхности, а словно рассеивается, смягчая грани и растворяя плоскости в своем прозрачном потоке.Интерьер воспринимается как преображенный мир, как символ души, которая тем больше сияет, чем невзрачнее ее телесная оболочка.

Париж. Нью – Йорк. Метрополитен-музей в Нью-Йорке, художественное собрание, крупнейшее в США и одно из крупнейших в мире.







Лондон, Мадрид Национальная галерея в Лондоне, одно из лучших в мире собраний западноевропейской живописи.



Уффици во Флоренции, картинная галерея, одна из крупнейших в Италии. В Замоскворечье, в тихом Лаврушинском переулке стоит здание, которое хорошо знают и москвичи, и гости столицы. Это Третьяковская галерея

Повторим! Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 года до н. э. вскоре после победы над этрусскими царями из рода Тарквиниев.









Придумал Эпос не он. Но лишь "Илиаду" чтут Идеалом хвалебных строк, Что Героев на битву зовут.







Роскошный…, окруженный прекрасным парком

1001 чудо света В 1889 году проходила всемирная выставка… Многоликий …



Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus - круглый) - круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды часто расположены колонны. Форму ротонды имеют древнегреческие толосы, некоторые древнеримские храмы (например, Пантеон) и мавзолеи, баптистерии, отдельные христианские церкви (в основном, романского стиля, эпохи Возрождения и в стиле классицизма), залы, с XVIII в. - парковые павильоны и беседки.

Храмовая архитектура ТипыКрестово-купольный храм Шатровые храмы Базилика План и помещения Притвор Наос Неф Апсида Четверик Капелла Придел Крипта Подклет Хоры Галерея Несущие конструкцииСтолб Колонна Аркада, Своды и перекрытия Арка Свод Конха Парус Тромп Барабан Глава Купол Шатёр Дополнительные сооружения Звонница Колокольня Капелла Придел Баптистерий





.









Бази́лика (базили́ка) (греч. βασιλική - царский дом) - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов. Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф - более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, греч. hapsidos - свод, арка), увенчанной полукуполом

Входом в базилику является поперечный объём - нартекс - притвор, входное помещение, которое обычно примыкает к западной стороне христианских церквей. В храмах раннехристианского и средневекового периодов нартекс был предназначен для прихожан, не имевших разрешения входить внутрь главного помещения, т. н. оглашенных, готовых принять христианство





Мавзолей Галлы Плацидии (итал. Mausoleo di Galla Placidia) - крестовокупольная постройка, расположенная рядом с базиликой Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик. Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения. В 1996 году мавзолей в числе других раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия под № 788.[







В верхних люнетах по сторонам от окон помещены парные изображения восьми из двенадцати апостолов. Так как в середине каждого из четырёх люнетов находится окно, мозаичист был поставлен перед выбором: изобразить всех 12 апостолов и нарушить симметрию

Ученики Христа изображены в полный рост с руками, воздетыми к изображённому на потолке кресту, выражая евангельский призыв Иисуса: «возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24). Апостолы изображены в сенаторских тогах, их рука поднята вверх в традиционном сенаторском жесте приветствия. Все апостолы наделены специфическим портретными чертами, хотя ввиду того, что иконографический канон в V веке ещё не сформировался, опознать изображённых персонажей невозможно. Исключениями являются апостолы Пётр (изображён с ключами) и Павел (высокий лоб, типичные еврейские черты).

Под окном в каждом люнете, то есть между фигурами апостолов, помещены мозаичные изображения чаш или фонтанов, из которых пьёт (или рядом с которыми сидит) пара голубей. Это - раннехристианское (часто встречающееся в катакомбах) символическое изображение душ, пьющих из источника воды живой в раю.



Поскольку главный герой мозаики не подписан, высказывается несколько версий, объясняющих значение мозаики. Человек в белых одеждах - Христос в Своём втором пришествии. В этом случае книга, которую Он держит в руках, истолковывается как одна из книг, сообразно с которыми будут судимы живые и мёртвые (Отк.20:12). Огонь в центре в этом случае становится знаком геенны огненной. В белых одеждах изображён Ангел с «книжкой раскрытой»(Отк.10:1), объявляющий день Страшного суда.

Человек в белых одеждах - один из Отцов Церкви, готовый бросить в огонь еретические писания. Наиболее распространённая версия - на мозаике изображён святой Лаврентий, идущий принять смерть на горящем в центре композиции костре. Его развевающиеся одежды демонстрируют желание мученика принять смерть за Христа, а решётка в этом случае легко истолковывается как орудие его казни.

В западной и восточной «ветвях» мавзолея, за саркофагами, можно видеть ещё две символические раннехристианские мозаики. На них пара. Олени жадно пьют из источника. Сюжет мозаики навеяна стихами 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс.41:2). Традиционно пара оленей истолковывается как символическое изображение христиан, обратившихся из иудеев и язычников. Этот сюжет встречается в катакомбах и активно использовался впоследствии (например, в алтарной мозаике в римской базилике Сан-Клементе

Саркофаг Галлы Плацидии - занимает центральное место, лишён какого-либо декора и вероятно является незаконченным. С учётом необычно больших размеров саркофага и отсутствия на нём какой-либо христианской символики, монумент приписывается богатому и знатному язычнику. Возможность погребения в нём Галлы Плацидии отвергается современными историками. Тем не менее, источники XIV-XVI веков (в том числе, архиепископ Равенны Ринальдо да Конкореджио) утверждают, что через большое окно в задней части саркофага (сейчас замуровано) можно было видеть погребённое там тело, усаженное на кипарисовый трон. Предположительно, речь идёт о теле, погребённом таким необычным образом не ранее XIII-XIV века с возможным намерением имитировать останки Августы.

Саркофаг Констанции- создание датируется V веком, установлен в левой ветви «креста». На его передней стенке изображён Христос в образе агнца, голова его окружена нимбом, содержащим монограмму Христа - переплетённые греческие буквы Χ и Ρ. Агнец стоит на скале, из которой вытекают четыре потока, изображающие четыре реки Эдема. Справа и слева от скалы находятся два агнца уже без нимбов, символизирующие апостолов. Эти образы обрамлены двумя пальмами, символизирующими жизнь праведников. В 1738 году саркофаг был вскрыт, и исследователи обнаружили в нём два хорошо сохранившиеся черепа с зубами

Датируется VI веком, установлен в правой ветви «креста». Имеет полуцилиндрическую крышку с чешуйчатым орнаментом. На передней стенке изображен агнец-Христос, стоящий у подножия холма, из которого вытекают четыре райские реки, холм увенчан крестом, на перекладине которого сидят два голубя. На обеих боковых стенках изображен крест с раковиной (часто использовавшийся в катакомбной живописи символ смерти, из которой возрождается жизнь). В 1738 году этот саркофаг также был вскрыт, в нём были обнаружены костные останки мужчины и женщины


Красивая, воодушевляющая, осветленная. Воспитывает, смиряет, настораживает, успокаивает – Христианство – благодарение.

Тест Улыбнись и работай. Желаем успехов.


Начало строительства храмов После Миланского эдикта 313 года христианство было официально признано и вскоре стало государственной религией империи. Новый статус Церкви потребовал создания больших храмов, приспособленных для усложнившейся литургии и вмещающих много посетителей. Уже во времена императора Константина началось строительство церквей – Латеранской базилики Сан Джованни и церкви св.Петра в Риме, церкви Рождества в Вифлееме, церкви Гроба Господня в Иерусалиме, храмов св.Софии и св.Апостолов в Константинополе.




Базилика Форма античного храма не подходила для строительства христианской церкви, в силу глубоких религиозных противоречий. В отличие от языческого храма, считавшегося жилищем божества, церковь – молитвенный дом, где собирается много людей. Базилика – старинное название общественных зданий. В Древних Афинах так называли стоявший на рыночной площади дом базилевса. Римляне перенесли это наименование на помещавшиеся на форумах большие строения, где происходили общественные собрания, судебные разбирательства и совершались торговые сделки. Базилика оказалась удобной для христиан благодаря вместительности.






Структура христианской базилики Вытянутое прямоугольное здание, разделенное в продольном направлении на три или пять частей, называемых нефами или кораблями. Средний неф шире и выше боковых. Верхний его ярус прорезан окнами для освещения. Нефы разделялись не глухой стеной, а аркадой. Центральный неф заканчивается полукруглым выступом – апсидой, где размещается алтарь. Апсиду ориентировали на восток, на Гроб Господен.




В отличие от базилик на римских форумах, здесь не применяли сводчатых перекрытий. Они увенчаны двускатной кровлей, опиравшейся на деревянные балки и стропила. Сводом перекрывалась лишь апсида (ее свод назывался конхой). Апсида была невелика, поэтому между нею и продольными нефами возводили поперечный неф (трансепт), равный по высоте центральному. Он придавал зданию символическую форму креста.


Перед входом в базилику находился двор, обнесенный стеной с открытой галереей (атриум).В центре находился водоем, дающим воду для святого очищения (омовения перед входом в храм). При отсутствии двора преддверием храма служило отгороженное от нефов с запада помещение (нартекс), предназначенное для кающихся или оглашенных. Наружный облик помещения нарочито скромен. Внутри – ослепительная роскошь.




Базилика св.Петра в Риме Согласно преданию, апостол Петр был казнен во времена императора Нерона между 64 и 67 годами. Его могила стала местом паломничества. Петр в глазах христиан был главой Католической церкви благодаря словам Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мат. 16,18) Петр считался первым римским епископом, основателем престола, который позднее стали называть папским.








Базилика св.Петра гг. Пятинефная базилика. Апсида была поставлена над могилой апостола, которая, как полагали, находилась близ цирка Нерона у Ватиканского холма. Над алтарем была сень, опиравшаяся на 4 витые колонны, привезенные из Греции по приказу Константина. Длина храма с атриумом – 220 метров, высота центрального нефа – 25 метров. Стены были расписаны фресками, на триумфальной арке и конхе апсиды сверкали мозаики.








Центрические постройки этого периода представляют собой сооружения мемориального характера, или мартирии. Они возникают из распространенного в Древнем Риме типа мавзолея – усыпальницы. Кроме того за образец свода и замкнутого статичного пространство берется Пантеон. Разные плановые решения: круглые сооружения, восьмигранники или шестигранники, любые многогранники, вписанные в квадраты, равноконечный крест.
23





THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама