THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Собор Св. Софии в Стамбуле (Турция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Турцию
  • Горящие туры в Турцию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Монументальное здание в окружении четырех стройных минаретов - центр притяжения для всех туристов, прибывающих в Стамбул . 1500 лет собор Св. Софии изумляет своей архитектурой, великолепными мозаиками и легко ощутимой аурой места силы. На его стенах символы христианства соседствуют с арабской вязью, не смешиваясь, но взаимно дополняя друг друга. В мире найдется мало подобных исторических зданий, сохранивших свое роскошное убранство, несмотря на сложные перипетии необыкновенной судьбы.

Немного истории

Собор Св. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Рассказывают, что в 6 веке императору Юстиниану явился ангел с макетом грандиозного храма в руках. Для осуществления проекта в Византию привезли колонны из Эфеса и Ливана, алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Невероятная роскошь убедила русских послов в истинности православной веры, и они рекомендовали князю Владимиру принять именно ее. Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.

Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана. На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 г. Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.

Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

Архитектура и интерьер

Основной объем собора Св. Софии под огромным куполом высотой 51 м образует средокрестие, то есть пересечение главного и дополнительных залов в виде креста. Такая планировка на несколько столетий стала обязательной для христианских храмов. По углам центрального нефа высятся мощные колонны, на которые опираются арки свода. Его диаметр 31 м, в нижней части прорезаны окна, создающие иллюзию парения всей конструкции в воздухе.

По мозаикам в интерьере можно изучать эволюцию византийского искусства на протяжении нескольких веков. Изображение сидящей на троне Богородицы в апсиде поражает своей человечностью и одухотворенностью. Над входом в храм выложен благословляющий паломников Иисус Христос, а перед ним коленопреклоненный император.

После преобразования собора в мечеть мусульмане построили резной мраморный минбар, кафедру, с которой мулла обращается к верующим. Он находится не на месте алтаря, а смещен к юго-востоку, чтобы молящиеся стояли лицом к Мекке. Неожиданностью для реставраторов стало обнаружение рунических надписей, оставленных на ступенях и парапетах варягами византийской гвардии.

К одной из колонн выстроилась длинная очередь. Говорят, что случайное прикосновение к ней вылечило императора Юстиниана от непрерывной головной боли. Считается, что если прислониться лбом к камню, задумать желание, вставить палец в отверстие и повернуть его почасовой стрелке, то загаданное непременно сбудется.

Практическая информация

Адрес: Стамбул, Cankurtaran Mh., Soguk Cesme Sk 14-36. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на трамвае Т1 или автобусе ТВ2 до ост. Sultanahmet.

Часы работы: ежедневно с 15.04 по 30.10 с 9:00 до 19:00, с 30.10 по 15.04 с 9:00 до 15:00. Время посещения музея ограничено в первые дни праздников Рамадан и Курбан Байрам. У входа продаются аудиогиды на русском языке.

Цена билета: 72 TRY. Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.


Всего 106 фото

Обычно считается что интерьеры Айя-Софии более впечатляющи чем её внешний образ. Сразу скажу - это через чур смелое упрощение. Нельзя это всё сравнивать - внешне Айя-София неповторима и мягко побуждает лицезреть её снова и снова. Внутренние же пространства Святой Софии впечатляют, поражают, заставляют трепетать твое сердце и душу. Кроме того, есть нечто такое в образе Айя-Софии чего не описать словами - это то что проникает в тебя всеобъемлюще на бессознательном уровне, и ты это чувствуешь всецело и во всем, а время останавливается и Чудо происходит... Я воспринимаю это всё как ту самую божественную благодать, что целиком и полностью поглощает тебя, окутывает проникновенным золотистым цветом и сияет не побоюсь сказать неугасимым мистическим светом. Или можно сказать попроще - здесь особая энергетика, что чувствуется сразу, везде и всюду. Но это расхожее в наше время слово ничуть не позволяет понять, что же чувствует человек ступивший под своды величайшего и славного храма христианства всех времен и народов, впрочем и не только христианства.

Как мы знаем Айя-София почти тысячу лет была главным христианским собором. Он оставался церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель захватил древний и славный Константинополь. Османский владыка не только восхитился архитектурным шедевром христианства, но и оценил неземное величие собора Святой Софии. Он был так поражен красотой Айя-Софии что повелел преобразовать ее в государственную главную мечеть. И надо отдать должное османам - Айя-София утратив многие свои прежние внешние и внутренние черты тем ни менее основные сохранила до наших дней. Айя-София выполняла роль великой мечети Стамбула в течение почти 500 лет, став основой и образцом для многих будущих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как Голубая Мечеть и Мечеть Сулеймание. В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания Айя-Софии, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков. После падения монархии при Ататюрке в 1931 году начались реставрационные работы византийских мозаик и фресок. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении её в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами - исламской и христианской.

И сейчас в объеме главного нефа одна четверть внутреннего объема собора закрыта строительными конструкциями для реставрации. Но думаю нам это не помешает насладиться величием и красотами Айя-Софии. Давайте же осмотрим эти легендарные внутренние пространства Айя-Софии, что видели множество византийских императоров, султанов Османской империи и бесчисленное количество прихожан и путешественников. Во время обработки этих фото я столкнулся с непреодолимым желанием показать моему читателю как можно больше неповторимых образов Айя-Софии поэтому как-то само собой получилось две статьи о внутренних пространствах Айя-Софии - первого уровня (первого этажа) собора и его второго уровня (второго этажа) с уникальными мозаичными фресками. Надо сказать, что даже для этих двух постов пришлось пожертвовать многими обработанными фото собора. Так что этот материал для тех, кто хочет увидеть Айя-Софию как можно подробней. Этим и будет отличаться этот материал от других подобных.


В плане Софийский собор представлял собой трёхнефную базилику с двумя пристроенными с западного фасада нартексами. Базилика имела два яруса галерей, причем, на верхний вёл каменный пандус, по которому императрицу перед службой на паланкине вносили на верхнюю галерею. Мы его .

Мы с вами в экзонартексе - внешней паперти. Это нечто вроде открытого «вестибюля», «сеней» для раннего времени архитектуры византийских христианских церквей. Экзонартекс лишен отделки, мраморная облицовки здесь давно нет и мы не сильно задерживаясь проходим в нартекс...
02.

Сейчас мы находимся перед императорскими вратами. Есть легенда, что Царские (императорские) врата сооружены из деревянных конструкций Ноева Ковчега.
05.

На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм.
06.

Пользоваться этими дверями мог только император, соседними двумя - высшие сановники.
07.

Нартекс уже впечатляет своей величественной архитектурой и красочными орнаментальными мозаичными сводами времен Юстиниана (в то время в Софии не было фигуративных изображений). Мраморные панели стен в основном остались со времен Юстиниана.
08.

Проходим Царские врата и мы - в основном нефе Айя-Софии. Здесь сразу бросаются в глаза реставрационные конструкции и строительные полотнища в основном с левой стороны главного нефа. Но пусть это нам не мешает.
10.

Первое что ощущаешь - это как захватывает дух от восторга и удивления от этого творения рук человеческих!
11.

Это Царские врата - мы только что вошли через них - над ними ложа императрицы, но об этом в третьей части.
13.

Ты останавливаешься, замираешь, и на тебя обрушивается Красота и вдохновенные мысли творения архитекторов Айя-Софии.
14.

Красота пронизывает и в душе стремительно поднимаются восторг и откровенное удивление искрящейся плотности бесконечных человеческих эмоций в которых пребывает Софийский собор.
15.

Это чувствуется в каждой детали, в каждом видимом архитектурном элементе.
17.

Хотелось увидеть знаменитые кувшин и шар из Пергама, но сейчас они скрыты строительными полотнищами.
Слева мы видим знаменитые порфировые колонны - их по две в каждой экседре.
Они привезены из Аврелиановского Храма Солнца в Риме.
19.

Свободный доступ к этим колоннам возможен из правого нефа ближе к нартексу.
20.

Из Эфеса также доставили восемь колонн из зеленого мрамора.
21.

Храм был богато украшен. Для его декорирования использовали не только мозаику, мрамор, но и золото с серебром, слоновую кость. Существует легенда по которой император Юстиниан хотел полностью украсить Софийский храм золотом, покрыть им потолок и стены, но астрологи его отговорили. Они предрекли, что придет время бедных императоров, которые из-за своей жажды богатств варварски взломают золото в храме и повредят собор. Поэтому чтобы уберечь Айя-Софию Юстиниан отказался от этой идеи. Хотя надо сказать, что некоторые элементы украшений храма все же были выполнены с использованием золота и серебра.

Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Константинополь главным образом из месторождений Анатолии, Средиземноморского бассейна, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии, Нумидии и даже с той самой знаменитой горы Пентеликон близ Афин, из мрамора которой за 10 веков до Айя-Софии был построен на Акрополе Парфенон - Храм Девы-Афины.
24.

Как мы помним это удивительное сооружение - продукт совместной работы архитектора Исидора Милетского и математика Анфимия из Тралл. Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев...

Изначально внутренний объем храма освещали 214 окон, сейчас их всего 181 (часть закрыта контрфорсами и более поздними пристройками).
25.

Алтарная часть в апсиде.
26.

Перед алтарем огороженная площадка выложенная мрамором с вставками из цветного камня. Это Омфалион символизирующий "Пуп Земли" или Центр Мира. Вообще же эта площадка под главным куполом собора служила местом царемонии коронации византийских императоров. Трон императора стоял в центре большого круга. Приближенные стояли в малых кругах.
27.

Император Юстиниан не жалел средств на этот проект. Затраты на строительство были огромны. Они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн. Айя-София - самая ресурсозатратная византийская постройка.
28.

В центре купола, окруженного 40 окнами в византийский период находилось изображение Иисуса. После захвата Константинополя турками в этом месте было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана.
29.

В апсиде выполнено изображение Богоматери. Божья матерь ассоциировалась с мудростью (Софией), потому она и является владычицей собора. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Богоматерь прекрасна, она символизирует божественную Красоту. Фотий написал о ней: "...Вид Её красоты возвышает наш дух до сверхчувственной красоты истины...". Цвет одежд Богоматери возвышенный - темно-синий на золотом фоне - сочетание цветов будет позже связано с имперским духом наполеоновского времени.
30.

Образ Богоматери с Младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году.
31.

Симпатичные витражи в апсиде, но уже с арабской вязью.
32.

В алтаре находится Михраб - классически это ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку. В данном случае османам пришлось приспосабливать устройство Михраба к апсиде. Выглядит он здесь откровенно говоря чуждо и неуместно.
34.

Слева на фото ниже - арка (золотистого цвета) ведущая в султанскую ложу.
36.

Правее от апсиды мы видим минбар - трибуну в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь.
39.

Здесь же напротив Мимбара - памятник XVI столетия, специальное возвышения Махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве.
41.

С трех сторон подкупольное пространство Айя-Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками.
43.

Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом относятся к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века). Лица серафимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ликов ангелов покрыты многоугольной звездой.

45.

У одного из серафимов все же открыли его лик.
47.

Поражает невесомость и визуальная легкость этого грандиозного храма как будто бы созданного ангельскими силами. Создается такое впечатление что купола не опираются на колонны, а парят в бесконечном божественном золотистом пространстве света и духа.
48.

Привлекают внимание обтянутые кожей восемь огромных дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса - это одни из главных святынь мусульманских святынь Айя-Софии.
49.

На медальонах арабской вязью написаны имена Аллаха, по левую - Мухаммеда, по бокам - имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа - имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира.
50.

Резные изысканные капители колонн - подлинное сокровище Айя-Софии.
52.

На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, созданы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры.
57.

Взгляд лихорадочно и отовсюду непрерывно "выхватывает" удивительные и изысканные архитектурные детали Айя-Софии.
58.

Сейчас мы зайдем в правый неф.
74.

Здесь можно легко увидеть еще пару порфировых колонн из римского Храма Солнца.

– древнейший Константинополь. В самом его сердце возвышается мечеть Айя София – в переводе с греческого «Священная Премудрость». Мечеть Айя Софияимеет многовековую и непростую историю, связанную с множеством жертв, разрушениями, землетрясениями и войнами.

История мечети Айя София начиналась так…

Изначально Айя София строилась как величайший христианский храм Византии.

Впервые храм пострадал в 532 г. Причиной этому послужила драка между горожанами, что привело к восстанию в городе, погромам и пожарам. И собор сгорел.

Правящий император Юстиниан буквально через месяц начал стройку новой церкви. Для возведения храма были доставлены лучшие строительные материалы: золото, мрамор, слоновая кость, серебро; использованы отдельные элементы из древних храмов Эфеса и Рима.

Антоний Новгородец, русский паломник, описывая великолепие и богатство храма, указывал на золотой крест высотой в два человеческих роста, украшенный драгоценностями, на золотые лампады и полы, великолепные фрески на стенах.

Строительство продолжалось около 6 лет, на что потребовалось 3 годовых дохода Византии. Христианство получило самый большой храм в мире.

Дальнейшая история храма-мечети

Землетрясение 989 г. разрушило часть купола и здания Айя Софии.

До 1204 г., когда Константинополь разграбили крестоносцы, в Айя-Софии хранилась Туринская плащаница – 4-метровое полотно, в которое, по преданию, заворачивали тело Христа после смерти. Сейчас она находится в Турине.

В 1453 г. Константинополь завоевывает султан Мехмед II. К собору пристраивается 4 минарета и его превращают в мечеть. Внутри собора все фрески, мозаики и лики святых замазывают штукатуркой. Именно это спасало на протяжении веков внутренние росписи и мозаики от уничтожения. Таким образом, до наших времен сохранилась мозаика, на которой императоры Юстиниан и Константин подносят Богородице макеты Св. Софии и Константинополя.

Открыты еще не все тайны храма

В 2010 г. турецким кинодокументалистом Гёкселем Гюленсоем получено разрешение на исследование подземной части мечети, где выявлены затопленные помещения и тоннели, которые соединяют мечеть (собор) айя софия с дворцом Топкапы, подземелья, украшения, человеческие кости и две плотно закрытые двери. В свое время американские ученые для исследования нижнего яруса мечети хотели предварительно выкачать воду, но оставили эти работы, т.к. не смогли понизить уровень воды.

Храм этот является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии.

Смысл популярного женского имени обычно толкуют как «премудрость». Его носила христианская святая София, жившая в XII веке - ее память празднуется 15 мая. Софии - премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе - главный храм Византийской империи.

История храма святой Софии в Стамбуле

Главными строителями храма хроники называют Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, оба выходцы из Малой . Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественного императора. Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих. Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Проконеза доставлялся белоснежный мрамор, из Каритоса - зеленый мрамор, из Ясоса - красный, из Фригии - розовый.

Во время строительства храма применились совершенно новые материалы. Например, в цемент добавляли масло, известь готовили на ячменной воде, но особого внимания заслуживает другой материал: для его изготовления использовали самое драгоценное - жемчуг, топазы, рубины и сапфиры. Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней - мрамора, яшмы, порфира. Все они выложены в форме какого-либо узора.

В 1204 году храм Святой Софии пострадал от набегов крестоносцев. Часть богатств было вывезено в европейские страны, например, великолепный алтарь, сделанный из чистого золота был вынесен из святилища, дальнейшая его история так и неизвестна.

Во время завоевания турками Константинополя (в 1453 году) храм ждала тяжелая участь. Храм, по велению Махмеда II Фатиха, был превращен в мечеть Айя София. Храм серьезно пострадал: все животные и люди на фресках и мозаиках замазывались известью, так как по мусульманским канонам они не должны изображаться. Крест заменили полумесяцем, достроили 4 минарета. Появились султанское ложе и усыпальницы. На восьми больших щитах было выведено позолотой имя Аллаха, пророка Мухаммеда и первых халифов.

Особенности строения и внутреннего интерьера храма святой Софии в Стамбуле

Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».

Размеры храма: длина - 81 метр, ширина - 72 метра, высота - 55. Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса - изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части - нефы, с помощью колон и столбов.

Над дверями перед входом до сих пор находится мозаика из 4 фигур - Мария с младенцем, справа от нее Константин Великий, а слева - Юстиниан. Совершенно непонятно, как она сохранилась после того, как храм превратили в мечеть.

Стены храма сделаны из разноцветного мрамора, отделенного друг от друга бордюрчиками. Говорят, что когда-то даже была задумка покрыть сверху храм тонким золотом. Сейчас стены покрыты искусным узором. На одной из стен есть изображение кисти руки. По одной из легенд - это отпечаток кисти руки султаны Ахмеда, который ехал на своей лошади, а та встала на дыбы. Чтобы не упасть, султану пришлось опереться на стену храма.

Тайны храма святой Софии в Стамбуле

Многие полагают, что храм Святой Софии был построен и открыт в конце Х века, 13 мая 994 года. Однако его история начинается еще раньше. Много раз построенные храмы разрушались, как будто какая-то высшая сила содействовала этому. Храм 8 раз подвергался значительным разрушениям, а в 989 году был практически полностью уничтожен со всеми фресками.

История храма Святой Софии начинается в далеком 360 году. Первый храм Святой Софии был сожжен и рухнул в 404 году. Но его опять открыли в 415 году. Затем храм был снесен императором Юстинианом 13-14 января 532 года. На его месте возведен за пять лет новый, самый грандиозный христианский храм древности всех времен и народов. Он был открыт 27 декабря 537 года. При этом никаких мозаик в нем не было несколько сот лет.


Всего 79 фото

Айя-София побудила меня разместить в этом посте все что связано с тайнами и мистикой Софийского собора. Кроме всего прочего никак не избежать того, что величайшая жемчужина христианского мира была под гнетом мусульман около 500 лет. Это не могло не отразиться как на внешнем, внутреннем облике Софийского собора так и появлении османских строений на территории Айя-Софии. Этим материалом я завершаю свой рассказ об Айя-Софии, великолепнейшем и впечатляющем храме, бывшим центром христианского мира почти тысячу лет. Для меня история Софийского собора тем ни менее не закончена. В процессе работы над этими пятью частями возникло множество вопросов, понимание того, что я многого еще не увидел. А казалось бы!?) В общем, история Айя-Софии продолжается, но не только как музея, но и как одного из самых интригующих и мистических мест на земле. Из этого мы и будем исходить. Из этого же и будет складывается содержание этой пятой части моего рассказа об Айя-Софии. Сразу скажу что легенды связанные со строительством и функционированием собора могут показаться невероятными, но на то они и существуют чтобы их рассказывать, удивляться, очаровываться, задавать трепетные вопросы и идти дальше по жизни помня о чудесах, тайнах и говоря себе, что в твоей жизни все точно также - твоя жизнь точно также полна легенд, тайн и загадок. Именно поэтому они так и сильны и поэтому притягивают человеческое воображение.

Главный императорский храм Византийской империи - несомненное чудо строительного искусства и особое звено, от которого в обе стороны по шкале времени уходят ступени средиземноморской цивилизации. В прошлое - к шедеврам римской и эллинской классики. И в будущее - к обоим ветвям искусства Средних веков, христианской и исламской. Святая София оказалась потерянной и для христианского мира, и для истории искусства после падения Константинополя в 1453 году. Султан Мехмед II Фатих был поражен совершенством ее художественного организма и превратил храм в придворную мечеть, так что она почти 500 лет служила главной мечетью Стамбула.
02.

Никогда не устану восхищаться этим уникальнейшим собором, его неповторимым образом. Всем нутром чувствуешь что это не просто храм, а средоточие мощнейшей как говорят энергетики, то есть того, что не выражается человеческими словами, но того что чутко видит чувствует душа. Все это и воплощено в загадки, тайны Айя-Софии, которых просто не могло не быть по определению.

Началось же все с местоположения и строительства императорского собора.
03.

Начнем с того, что Айя-София возведена на месте акрополя античного Византия. Что было еще ранее на этом месте точно неизвестно, но с определенной долей уверенности можно сказать что находилось здесь в архаические языческие времена нечто значительное, исходя хотя бы из того в каком ключевом месте находится Айя-София. А находится она в месте слияния бухты Золотой Рог и пролива Большой Босфор. И место это находилось на древнейшем морским пути из Средиземного моря через Мраморное в Черное - величайшим историческим торговом - из причерноморских земель в этот регион шли суда с зерном и рабами...
04.


Айя-София - вид со стороны Мраморного моря

05.


Айя-София - вид с Галатской башни Галатского холма залива Золотой Рог

06.


Большой Босфор. Залив Золотой Рог справа. Айя-София за кадром - правее.

Об истории Айя-Софии я уже рассказывал. Сосредоточимся теперь на любопытных особенностях строительства Софийского собора. Как мы помним первый храм был построен на месте рыночной площади Августеон в 324-337 гг. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никонианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Собор имел деревянную крышу и форму базилики. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром уже в 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что и было выполнено в том же году. Эта базилика состояла из пяти нефов и также была покрыта деревянной крышей. 13 января 532 года в результате восстания Ника которое произошло во времена императора Юстиниана (527-565 гг) здание Базилики Феодосия сгорело. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.

Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.
07.

На постройку собора был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому приказу свозились в больших количествах архитектурные элементы и декоративная облицовка древних языческих античных построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). По другой версии, все восемь колонн происходят из храма Аполлона в Баальбеке. Не исключено что здесь есть элементы архитектуры и отделки еще более ранних христианских храмов. Есть даже легенда, что колонны Айя-Софии высекались по повелению царя Соломона из горных пород Эльбруса и других священных гор, а выполняли эту неподъемную работу джинны, феи и великаны. Считается, что для отделки собора использовались 12 сортов мрамора. Черный с белыми жилками - из района Босфора, зелёный - из города Каристос в Греции, цветной из Фригии, порфир из Египта, изумрудно-зелёный из Спарты, жёлтый из Ливии. Для устройства фундамента собора был выкопан котлован глубиной до 70 метров. По легендам он был заполнен заполнен золотом и серебром, чтобы в случае, если храм обрушится, его можно было быстро отстроить заново. Таким образом Айя-София есть средоточие бесчисленных и уже беззвестных для нас шедевров мировой архитектуры и искусства. Не забываем и о нематериальных вещах. Айя-София сконцентрировала в себе необъятную духовную энергию языческих храмов и сооружений древнего мира в виде использованных строительных материалов из этих храмов.

Считается, кстати, что эти императорские врата Айя-Софии сделаны из деревянных конструкций Ноева Ковчега. Справедливости ради стоит отметить что они изготовлены в середине XIX века. Оригинальные же вывезли крестоносцы в начале XIII-го. Входил в эти врата только император. Для сановников и свиты использовались другие двери с обоих сторон от главной.
08.

Именно поэтому когда ты входишь во внутренние пространства Айя-Софии тебя охватывает одновременно с величием и восхищением странное чувство, что ты находишься на перекрестке миров, где эти причудливо смешанные в удивительных сочетаниях разнородные элементы строительных конструкций, их цветовые оттенки, затейливые фризы, мраморные плиты облицовки огромного количества культовых сооружений древности зажигают неповторимый в своем духовном спектре огонь света Софийского собора. Наверное это и есть одна большая тайна, живое чудо и незабываемое впечатление для человека кто впервые попадает сюда. Замечу что разочарованных не бывает. Айя-София по хорошему подавляет любой скептицизм, циничность и искушенные попытки причислить её всего лишь к достопримечательностям Стамбула. Все до одного выходят из Айя-Софии пораженными ее величием и одновременно невольно и навсегда изменившимися.
09.


Это только сейчас я понимаю, что не рассмотрел и десятой части того, чего стоило бы. Но еще не вечер)

Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии, в народе появились много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. Юстиниану например приснился сон в котором ангел якобы поведал императору план строительства Айя-Софии. Всего в храме насчитывается 361 дверь. Сто одна из них - большая, покрытая символами. Говорят, что каждый раз, когда их пересчитывают, обнаруживаются новые. По повелению императора, храм и императорский дворец связывала сеть подземных тоннелей. Чтобы они не разрушались, Айя-София покоится на мощных сваях.
10.

К достопримечательностям Святой Софии относится так называемая Колонна Святого Григория - «плачущая колонна», покрытая медью. Существует поверье, что если положить руку с просунутым большим пальцем в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется.

В анонимном древнерусском описании Царьграда утверждается даже, что “у левой стороны близ стены в столпе замурован святый Григорий Богослов”. А вот что говорит Антоний Новгородец: “Трутся персьми и плещами около столпа на исцеление болезнем...”.
11.

Известный путешественник Эвлия Челеби писал, что во время превращения Айя-Софии в мечеть в строительный раствор возле этой колонны была добавлена слюна пророка Мухаммеда, земля из Мекки и вода из источника Замзам, после чего столб начал потеть. Согласно другой легенде, в ходе перестройки церкви в мечеть в куполе появился небольшой изгиб. Святой Илья (Хызыр), держась за эту колонну, выровнял дефект, но на столбе осталось отверстие от его пальца и след руки вокруг него.
12.

Есть и другая загадка Собора Святой Софии: в правой его части есть ниша, из стены которой раздается легкий шум. По легенде, когда в Константинополь ворвались турецкие войска, в церкви укрылось 1000 верующих. Когда османы ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Уже мечи были наготове, чтобы пронзить старика, но внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника. Легенда утверждает, что священник до сих пор там читает молитву, а когда храм Святой Софии вновь станет христианским, то он выйдет из стены и продолжит службу.

Загадкой храма является также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок. Вот какой из этого окна открывается вид со второго этажа Айя-Софии на "Голубую мечеть".
13.

На втором этаже Айя-Софии находится гробница известного венецианского дожа Энрико Дандоло, прославившегося тем, что тот возглавлял отряды крестоносцев при штурме Константинополя. В 1204 г. под напором войска энергичного 97-летнего слепого венецианца город был захвачен и разграблен. Пострадала и Святая София - крестоносцы украли и вывезли одну из главных христианских святынь - плащаницу, известную сегодня как Туринская. Энрико Дандоло скончался в Константинополе всего лишь через год. Его похоронили в соборе Святой Софии, но сегодня его гробница пуста.
14.

После завоевания Стамбула в 1453 году султан Мехмед Фатих II приказал выбросить останки легендарного дожа собакам. Любопытно, что именно его гробница интересовала Роберта Лэнгдона из романа Дэна Брауна «Инферно».

В соборе можно найти рунические надписи на парапетах, высеченные, очевидно, викингами, состоявшими на в гвардии у византийского императора. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей. Предполагается возможность существования и других рунических надписей, но специальные изыскания подобного рода в соборе не проводились. К сожалению и у меня не было времени их разыскать и сфотографировать. Уж в следующий раз)


Подземные пространства Айя-Софии

Интригуют сведения о наличии этих подземных лабиринтов. Айя-София не могла не иметь такого рода загадочных и будоражащих человеческое сознание сооружений. Из разрозненных источников известно, что под Айя-Софией расположены древние цистерны для сбора воды, многочисленные тоннели для ее подачи и передвижений важных государственных личностей. Испанский посол Гонсалес де Клавихо, посетивший Константинополь в 1403 году сообщает: «В церкви Святой Софии под землей находилась очень большая цистерна, и была она так велика, что говорили, будто в ней могли уместиться десять кораблей. Обо всех этих и многих других сооружениях этой церкви невозможно ни рассказать, ни написать вкратце». Еще два европейских путешественника уже в османское время спускались в резервуары под Святой Софией: англичанин Джон Ковель в 1676 году видел там высокое сводчатое помещение, в котором вода стояла на 17 футов (около 5 метров), а голландец Корнелиус де Брюин в 1698 году писал о десяти резервуарах, своды которых держались на сорока колоннах.
15.

В 1945 году американские историки архитектуры Уильям Эмерсон и Роберт Ван Найс попытались пробраться в подземелья Айя-Софии. Тогда было решено выкачать оттуда воду, но, несмотря на все усилия, ее уровень не понижался. В конце концов у помпы перегорел двигатель, и ученым пришлось отказаться от своей затеи. Лезть под воду тогда никто не решился.

Турецкий кинодокументалист Гёксель Гюленсой и его команда исследовали историю и легенды, скрытые под Айя-Софией. Результаты исследований группы были сфотографированы и выставлены в кафе «Пепо» в районе Бейоглу. Над своим проектом Гёксель Гюленсой работал около 15 лет. Исследователи обнаружили туннели, которые выходили из-под Айя-Софии на поверхность. Команда Гюленсоя провели погружения в три этапа: в 1988, 2009 и 2013 годах. Некоторые из подземных легенд подтвердились, а некоторые оказались неправдой. «Мы нашли катакомбы и подземные склепы. Катакомбы представляли собой помещения для захоронений, в которых тела располагались на полках. Подземные склепы - это помещения для захоронений, скрытые под землей. Разница между этими захоронениями состоит в том, что в катакомбах тела располагаются в специальных нишах. До того как мы спустились под Айя-Софию, легендой оставался даже вопрос о том, похоронен ли кто-то под землей. Мы были первыми, кто сделал снимки подземных захоронений.
16.

Также одна из легенд утверждала о существовании подземного склепа. Кто-то говорил, что никаких его чертежей нет. Кто-то говорил, что такой склеп существует. Были известны подобные легенды. Мы решили проверить на достоверность легенды, скрытые под Айя-Софией. В процессе исследования возникли и новые вопросы. Потому что всегда, когда ведется исследование, возникают новые вопросы», - отметил руководитель группы исследователей Гюленсой. Был исследован колодец около главного входа. Резервуар, как оказалось, имел 12 метров в глубину. На полу водолазы увидели два толстых куска дерева, напоминавших черенок от лопаты и ведро, которые рассыпались от первого прикосновения.
17.

Затем они спустились в другой колодец, ближе к центру здания. На дне колодца были обнаружены осколки гигантского светильника.
18.


Публикация "Вокруг Света".

На всех посетителей храм Божественной Премудрости производил особое впечатление своей освещенностью. По словам Стефана Новгородца, «кадил множество неисчетно в Святой Софии». Робер де Клари, один из крестоносцев, захвативших город в 1204 году, насчитал в храме 100 светильников. Но ни одного старого экземпляра до нынешнего момента пока не находили. Кроме того, водолазы нашли кусочки витражного стекла семи разных цветов. Наконец, в стенах водолазы увидели две плотно замкнутые двери, но не пытались их открыть. Им было разрешено находиться под водой не более 50 минут. Нельзя исключить, что за дверями и скрываются те огромные цистерны, о которых рассказывают путешественники. Во всяком случае, сканирование храма показало наличие под ним обширного пустого пространства.
19.

Наконец, последний спуск был осуществлен в сухой каменный коридор высотой 70 сантиметров, который начинался под нартексом Святой Софии и вел в двух противоположных направлениях: один на юго-запад, в сторону Ипподрома, второй на северо-восток, в направлении нынешнего дворца Топкапы. Первый через 50 метров разветвлялся надвое, но вскоре упирался в тупик. Видимо, он был сооружен не для существующего храма, а для его предшественника, сгоревшего в январе 532 года. Другой коридор также раздваивался. Один его рукав, постепенно сужаясь, выводил во двор Топкапы, а второй вел в две обширные камеры площадью 5 м2 с двухметровыми потолками. В каждой из них были обнаружены человеческие кости. Не было обнаружено и тайных ходов, якобы связывавших храм с далеким дворцом Текфур Сарай или даже Принцевыми островами.
20.

Еще одной примечательной достопримечательностью является кот Гли. Это хранитель и хозяин Айя-Софии и самый известный в Стамбуле кот. Он попадается чаще всего именно сидящим или гуляющим почему-то у Императорского места (Центра земли).
21.

Гли знаменитость, его гладил Обама)
22.

Кот очень необычный, ведет себя действительно как хозяин Айя-Софии. Может это дух Юстиниана воплотился в нем. Уж очень Гли любит Императорское место.
23.

Это то самое "Императорское место" облюбованное Гли. Однако по правде говоря императоры здесь никогда не короновались потому как изготовлен этот Омфал не ранее XIV века. Кстати и совсем не ясно где все же стоял императорский трон. Существует мнение, что трон стоял в юго-восточной экседре, справа, у самой стены.
24.

Маленькие и большие кружки, роящиеся по периметру центрального круга, образуют загадочный, несимметричный рисунок, причем для пущей головоломки цвета некоторых кругов совпадают. Считали, будто это астрологическое пророчество или зашифрованное гностическими символами словосочетание “Христос София”, однако все эти объяснения были впоследствии опровергнуты. И эта загадка до сих пор не разгадана...

Вот с этой мраморной колонной, что находится справа на фото ниже связана удивительная история начала строительства и падения Византии.
Юго-восточный столб галереи - это то место, в котором обитал ангел, стороживший Святую Софию. В Константинополе была популярна легенда о том, как во время строительства Святой Софии рабочие однажды пошли обедать, оставив на стройплощадке одного лишь мальчика. Ему-то и явился “светозарный муж”, показавшийся вначале одним из дворцовых евнухов. Он спросил, в чем причина перерыва, а затем велел мальчику идти к рабочим и побудить их работать безустанно. Тот возразил, что его поставили охранять инвентарь и отлучиться он не может, - но пришелец заверил, что сам посторожит, пока мальчик не вернется. Когда тот явился с этим известием к обедавшим строителям, среди них находился и Юстиниан. Тот быстро пересчитав своих евнухов (именно им в Византии чаще всего уподобляли ангелов) и убедившись, что все на месте, император сообразил, что речь идет о неземном существе. Он тотчас отправил мальчика в Рим, причем навсегда - с тем, чтобы ангел вечно охранял новую церковь.
25.

Все константинопольцы и “гости столицы” точно знали, где именно затаился ангел, тем более что Сказание о Софии не оставляет на этот счет ни малейшей неясности: “С правой стороны столба, от которого арка поднимается к куполу”. Увы, по свидетельству Нестора-Искандера, христианина, служившего в османском войске, вечером, накануне решающего штурма Константинополя турками, ангел "снялся" со своей 800-летней вахты и в виде огненного столба ушел в небо: “Пламеню огненну велию изшедшу, окружившу всю шею церковную, и собрався пламень в едино, и бысть яко свет неизреченный, и абие взятся на небо. Онем же зря-щим начеша плакати горько. Свету же оному достигшу до небес, отверзошася двери небесные, и приявше свет паки затворишась. На утрие патриарх поиде к цесарю и рече: ангел Божий, его же укрепи Бог при Устиниане цесаре, на со-хранение святыя церкви, в сию бо ночь отидоше на небо, и се знаменует, яко хочет Бог предати град наш врагом нашим ”.

Османский период

После обращения собора Святой Софии в мечеть начались постепенные перестройки здания.
26.

Кстати, совершенным чудом в камне можно вполне считать купол Айя-Софии. Для VI века н.э. купол собора был уникальной, сложнейшей строительной задачей. Купол покоился на почти пятиметровой толщины стенах и составлял с ними единую конструкцию. Купол Айя-Софии доминирует над центральным пространством, как бы объединяя и возглавляя его. Ранее в центре купола находился лик Христа, а сейчас причудливая вязь цитат из корана.
27.

Теперь рассмотрим что за строения османского периода, что мы видим вокруг Айя-Софии.
28.


Справа на фото выше - гробница Султана Мурада III.

Она же на фото ниже.
29.

На втором плане гробница султана Селима II, справа - гробница султана Мехмеда III. Доступа к гробницам кстати нет.
30.

31.

32.

Слева от гробницы Султана Мурада III - Muvakkithane (Дом с Часами).

33.

Вот он - слева на фото ниже. Сейчас мы во дворе Айя-Софии на выходе из музея.
34.

35.

Справа от выхода из музея Айя-София - Начальная школа.
36.

37.

Правее от нее - Фонтан для омовений.
38.

39.

Остатки патриаршего дворца. Справа - южный выход (вход) из Айя-Софии.
40.

41.

42.

43.

Место для омовений
44.

Здесь в скверике находятся солнечные часы османских времен довольно любопытной конструкции.
45.

46.

Гробница Мустафы I
47.

Слева - Гробница Мустафы I
48.

Капители колонн османского периода.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама