THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

При всей целостности и убедительности учения Будды из клана шакьев, его не минула участь, которая преследует все универсальные модели мира и нравственные системы: переоценка, ревизия, переосмысление, деструктивная критика, интеллектуальное фантазирование и интерпретации вплоть до потери сущности.

Как рассказывает история, не успел Будда закрыть глаза при переходе в паранирвану и сделать долгий выдох прощания с жизнью на земле, как среди его последователей уже возник раскол. Философ-брамин Субгадра открыто радовался, что, наконец, не стало человека, который постоянно говорил: «Не делай того, не делай другого».

Самые близкие ученики и соратники Будды Кашьяпа (Махакашьяпа, Касиапа) и Ананда, решили для устранения возникших разногласий собрать совет. Первый совет собрался под председательством Махакашьяпы. По преданию, на нем присутствовало пятьсот монахов, и он длился семь месяцев.
Второй совет был собран через сто лет.

Третий совет состоялся за 250 лет до нашей эры, при царе Асоке (Ашоке), который впервые признал буддизм в качестве государственной идеологии Индии.

Есть основание думать, что буддийский канон Трипитака, сохранившиеся до настоящего времени в Цейлоне, совпадает, во всем существенном с основными положениями теории и практики буддизма, которые были приняты на третьем совете.

Буддисты считают, что учение, установленное на первом соборе, совершенно тождественно с учением, принятым на третьем соборе.

Одновременно трудно поверить, что буддийские каноны могли быть написаны тотчас же после смерти Будды, а устная традиция редко обладает точностью передачи знания и опыта. Учитывая, что палийский канон включает около 8 тыс. историй, легенд, проповедей, поучений, афоризмов, а с учетом комментариев на каждый текст более 15 тысяч повествований в прозе и стихах. Весь этот огромный объем информации передавался изустно в течение 500 лет, или 20-30 поколений, т. к. на заучивание всех текстов наизусть у выдающихся монахов уходит от 20 до 25 лет.

Хотя, справедливости ради, следует отметить, в буддизме, в отличие от многих других традиций, существовали особые, и, на мой взгляд, чрезвычайно эффективные методы точного воспроизводства знания.

Из устных методов мы можем напомнить о сангити (совместное монотонное песнопение). Буддийские монахи организовывали специальные собрания, на которых происходило восстановление и корректировка по памяти канонических текстов.

В сангити принимают участие самые знающие и авторитетные члены множества буддийских сообществ. Существовала целая система перекрестных перепроверок точности сохранения каждого слова учения. На соборах, состоявшихся в 1 веке до н. э. ив 5 веке н. э., в проверке текстов принимали участие монахи 6 категорий: знающие древние тексты -поранатхеры; знающие один из разделов Типитаки - бханакатхеры; запомнившие комментарии своих учителей - паббачариятхеры; знатоки комментариев к каноническим текстам - аттхакатхачариятхеры; знатоки комментариев к неканоническим текстам - ачариявадатхеры; знающие сигнальские комментарии - парасамуддаваситхеры.

Традиция Махаяны признает четыре сангити, на которых были утверждены каноны:

  1. В Раджагрихе по руководством Махакашьяпы и Ананды (через три месяца после смерти пробужденного), на котором были канонизированы Виная-питака, Сутра-питака и Абхидхарма-питака;
  2. В Вайшали (через 100 лет), на котором произошел раскол сангхи;
  3. В Паталипутре (через 200 лет), на котором присутствовали 18 ранних школ буддизма и на котором царь Ашока признал истинным учение тхеравадинов;
  4. в Кашмире (1-2 вв. н.э.), на котором была канонизирована санскритская редакция трех корзин учения - Трипитаки школы сарвастивадинов.

Тхеравадинская традиция признает шесть сангитов.
В качестве канонических принимаются тексты, принятые тремя первыми вышеупомянутыми сангитами.
Четвертое сангити, согласно тхераваде, состоялось в 29 году до н. э. в. Анурадхапуре и Алувихаре близ Матале (на территории современного Шри-Ланки), где на пальмовых листьях были записаны Типитака на пали и комментарии к ней на сингалийском языке.
Пятое сангити состоялось в 1871 в Мандалае, где монахи записали Типитаку на 729 каменных плитах и над каждой плитой возвели пагоду.
Шестое сангити было посвящено 2500-летию со дня паринирваны Будды и состоялось в нескольких городах Бирмы (1954-1956). На этом сангити были сверены и отредактированы все 54 книги палийской Типитаки (в каждой книге 400-500 страниц печатного текста), а также канонизированы сокращенные тексты переводов Типитаки на бирманский, хинди, английский языки.

Три корзины

Трипитака (типитака) (дословно - «три корзины»), является основным первоисточником и полным сводом священных текстов буддизма на пали.

Санскритская версия типитаки сохранилась в гораздо менее полном объеме и известна главным образом в переводах на китайский и тибетский языки.

Учение Будды передавалось на пракритах, местных диалектах упрощенного санскрита, к которым относится и язык пали.

Пять веков учение Будды существовало, как мы уже указывали выше, в устной традиции.
Типитака состоит из 3 частей: Виная-питака, Сутта-питака, Абхидхамма-питака.

Первая корзина. Виная-питака

Виная-питака (дисциплинарные правила для монахов) включает 3 раздела: Суттавибханга, Кхандхака, Паривара.

Суттавибханга содержит 227 правил поведения для монахов (Патимоккха) и свыше 300 для монахинь.
Раздел Кхандхака состоит из двух подразделов - Махавагга и Чуллавагга.

В Махавагге перечисляются правила вхождения в буддийскую общину, последовательность ритуала упосатхи (исповеди) и чтения Патимоккха, правила монашеской жизни во время дождливого сезона, порядок распределения одежды среди монахов на церемонии катхина, способы наказания, в том числе за ересь.

Чуллавагга содержит перечень проступков перед сангхой, ведущих к исключению из нее, а также условия восстановления в статусе монаха: правила омовения, одевания, пользования предметами обихода; перечисляются типы ересей, степени учености. Здесь же излагается история 1-го собора в Раджагрихе и 2-го - в Вайшали.

Раздел Паривара является катехизисом для монахов, в нем классифицируются дисциплинарные правила.

Вторая корзина. Сутта-питака

Сутта-питака - изречения и проповеди Будды в изложении его любимого ученика Ананды. Поэтому любая сутта начинается со слов: «Так я слышал, однажды...», затем называется место, где произносилась сутта, и нередко перечисляются присутствующие (архаты, цари, Боги и т. д.).

В Сутта-питаке пять разделов (никая) - Дигха (собрание пространных поучений), Мадждхима (собрание средних поучений), Самьютта (собрание связанных поучений), Ангуттара (собрание поучений, большее на один член). Кхуддака (собрание малых сочинений).

Дигха-никая состоит из 34 сутт, разделенных на три раздела (вагга): Силаккхандха, Маха, Патика. В разделе Силаккхандха рассказывается, каким образом выявляются ложные рассуждения о природе бытия и самости; об истинных путях к просветлению; о бесполезности знания Вед и брахманских методов спасения; о вреде демонстрации сверхъестественных способностей; о сущности морали, самадхи, мудрости.

Раздел Маха посвящен главным образом медитации как способу познания; в нем же находится знаменитая сутра Махапариниббана, повествующая о смерти Будды и переходе его в состояние нирваны.

В разделе Патика осуждается аскетизм; излагается история чакравартина (всемирного правителя); обсуждается вопрос о происхождении веры; дается классификация типов людей и нормы поведения для мирянина; излагается учение Будды в понимании его учеником Сарипуттой.

Мадждхима-никая состоит из 152 сутт, разделенных на 15 вагг. В них Будда поучает своих учеников, монахов, мирян, знатных и незнатных, земные и небесные существа, каким образом отличать добрые дела от недостойных, как контролировать свои мысли, слова и поступки; к чему приводит гнев и ненависть; что такое дхарма, невежественное и просветленное сознание; объясняет сущность 5 скандх, дуккхи, татхагаты, бодхисаттвы, нирваны. Несколько сутт посвящены спорам Будды с джайнами, изложению учения Будды в толковании Шарипутры, Пунны, Моггалланы и других его учеников.

Самьютта-никая состоит из 2889 сутр, соединенных в 56 групп (самьютта), которые разделены на 5 вагг: Сагатха, Нидана, Кхандха, Салаятана, Маха.

В разделе Сагатха повествуется о трудностях, которые приходится преодолевать тем, кто становится на восьмеричный путь.

В разделе Нидана объясняется сущность закона зависимого происхождения.

Раздел Кхандха посвящен изложению сущности скандх, составляющих самость человека и способы освобождения от этих скандх, привязывающих личность к «колесу жизни».

Раздел Салаятана объясняет характер функционирования шести органов (глаз, уши, язык, нос, тело, мысль), порождающих желания, и способы преодоления таких желаний, вызывающих неудовлетворенность и страдания.

В разделе Маха описываются последние шаги по восьмеричному пути, ведущие к освобождению, просветлению, нирване.

Ангуттара-никая включает 2308 сутт, разделенных на 11 групп (нипата), каждая нипата делится на вагги, содержащие по 10 или более сутт.

Первая группа - описание единичных явлений: мысль, любовь, добро, Будда, Сарипутра, Махакассапа и др.

Вторая группа содержит рассуждения о парных явлениях: два вида кармы, обученный - необученный, правильный - ложный.

Третья - о тройственных характеристиках ит. д. и т. п.

В 11-й группе излагаются 11 видов счастья, путей, ведущих к нирване и добру; 11 негативных характеристик пастуха и монаха.

Кхуддака-никая состоит из более чем 2200 историй, поучений, афоризмов, разделенных на 15 сборников.

Первый сборник - Кхуддака-патха («Собрание кратких положений») включает три раза повторяемую формулу «Я ищу убежище в Будде, я ищу убежище в дхарме, я ищу убежище в сангхе»; пять повседневных заповедей буддиста: «не убей, не воруй, не лги, не прелюбодействуй, не пей спиртного»; 10 вопросов к послушнику; знаменитую сутту - благословение (мангала); поэму о трех драгоценностях - Будде, дхарме, сангхе; формулы передачи религиозных заслуг (пунья) духам умерших родственников; поэму об истинной дружбе и др.

Следующее сочинение - Дхаммапада, в которой собраны 423 наиболее важных изречения из различных текстов палийского канона. Согласно традиции, Дхаммапада содержит все учение и постигается в первую очередь сердцем, а не разумом. Дхаммапада - настольная книга буддистов.

Удана содержит 80 важных изречений Будды, изложенных в стихах и в прозе.

Ити-вуттака включает 112 сутт, посвященных объяснению сущности гнева, страсти, гордости, похоти и других негативных состояний, которым противопоставляются дружелюбие, милосердие, скромность, справедливость ит. д.

Сутта-нипата, содержащая 71 поучение, описывает эпизоды жизни Будды, его проповеди о преодолении эгоцентризма, жадности, ненависти, заблуждений, ведущих к созданию неблагоприятной кармы. Поучения обращены к монахам, мирянам, королям, божествам. В этих суттах отражена общественная и религиозная жизнь Древней Индии, споры по морально-нравственным вопросам между представителями различных религиозных учений. Имеются сведения о рождении царевича Гаутамы, о его уходе из мирской жизни, о царе Магадхи Бимбисаре, принявшем буддизм, и т. п.

Вимана-ваттху и Пета-ваттху посвящены описанию 11 уровней существования камалоки.
Вимана-ваттху, содержащая 85 поэм, рассказывает о том, как происходит накопление религиозных заслуг, улучшающих карму, что ведет к возрождению на верхних небесных уровнях. Затем описывается жизнь на небесных уровнях существования.

Пета-ваттху, включающая 51 поэму, повествует о жизни на низших уровнях, где существа лишены разума и страдают до тех пор, пока не иссякнет негативное действие кармы.

Затем следуют два собрания сутт: Тхера-гатха и Тхери-гатха, воспевающие подвиг монахов и монахинь, отказавшихся от мирской суеты ради достижения просветления.

Тхера-гатха содержит 264 поэмы, Тхери-гатха - 73 поэмы. Назначение этих поэм - вдохновить мирян на религиозные подвиги.

«Джатака» - рассказы о 550 жизнях царевича Гаутамы, предшествующих его последнему рождению на земле. По существу, это собрание сказок и легенд различных народов Азии, положительный герой которых отождествляется с бодхисатвой, т. е. Буддой в прошлых воплощениях.
Ниддеса - сборник комментариев на некоторые разделы Сутта-нипаты, приписываемые ученику Будды Сарипутте.

В суттах Патисамбхидамагга анализируются различные концепции, касающиеся знания, морали, медитации и т. д.

Ападана - стихотворные рассказы о различных перерождениях известных монахов и монахинь.
Буддхаванса - поэтическое изложение жизни 24 будд, которые пред-шествовали Будде Шакьямуни. Традиция приписывает их самому Будде. Они связаны общей фабулой жизни Будды: от его предшествующей жизни при будде Дипанкара, жизни на небе тушита до просветления под деревом бодхи.

Чария-питака (последнее собрание Кхуддака-никаи) содержит 35 историй из Джатаки. Эти истории в стихах иллюстрируют 7 из 10 совершенств Будды.

Третья корзина. Абхидхамма-питака

Абхидхамма-питака (букв. «корзина, содержащая буддийскую доктрину») состоит из 7 трактатов, в которых систематизированы все положения учения, изложенного в Сутта-питаке.

Первый трактат Дхаммасангани содержит классификацию элементов бытия (дхамм), определяемых как этические факторы, присущие физическому телу, психологическому и умственному состоянию, которые проявляются в процессе медитации.

Вибханга - объяснение природы кхандх и путей их преодоления.
Катхаватту - полемический трактат, содержащий критику 18 ранних школ буддизма и защищающий точку зрения тхеравады.

Пуггала-паньнятти - анализ личностей, подверженных вожделениям, ненависти и заблуждениям, и их классификация.

Дхатукатха объясняет расположение дхарм, зависимых от скандх и 6 органов чувств (аятана).
Ямака устанавливает бинарные группы и анализирует соответствующие дхаммы с точки зрения возможности или невозможности атрибутирования им того или иного свойства.

Паттхана содержит обсуждение закона зависимого происхождения.

Таким образом, мы чрезвычайно конспективно, не вникая в содержание, описали тот канон буддизма, который является не только скрижалью закона и нравственности этого вне сомнения великого учения, но и одновременно, космологией, философией и психологией.

Вне сомнения, любой элемент буддизма мы можем интерпретировать на современном психологическом языке, анализируя культурный и личностный контекст феноменов, начиная от скандх и заканчивая вселенским буддой Махавайрочаной.

Но эта логика привела бы нас, с одной стороны, к дурной бесконечности словотворчества по поводу буддийской тематики, с другой, к воспроизводству тех смысловых пространств, которых в буддизме не существовало, и, которые так то не касаются буддизма, а больше способа нашего мышления, опредмечивающего различные аспекты буддийского канона.

С третьей стороны, в основном канон Трипитака представляет из себя совокупность текстов о том, что думали ученики по поводу проповедей Будды или как они представляли личность Будды. Часто - как представляла вереница монахов тексты, которые выражали понимание множества выдающихся учеников учения Будды разного поколения.

То есть, мы будем сталкиваться с текстами, которые являются продуктом множества рефлексий, пониманий понимания буддийского учения.

По этой причине, мы обязаны предельно сузить предмет наших рассуждений до прямых проповедей, которые по традиции принадлежат Будде. Тем более - именно ему и принадлежит истинный буддизм. Одновременно с этим, мы будем рассматривать из буддийского учения только те категории, которые непосредственно касаются предмета психологии если не как науки, то, как способа теоретического и практического мышления.

В содержательном отношении нам всего ближе «простой» буддизм Тхеравады. Само название с пали переводится как «проповедующие со слов старейшин». Если перевести это словосочетание на близкое по содержанию в христианской традиции, то это будет «проповедующие со слов апостолов». Напомним, что только им приписывалось знание буддизма самим пробужденным Буддой. Перед смертью им, 12 старейшинам, апостолам нового учения, он и делегировал прямую передачу учения.

Это самая древняя из 18 школ, сохранившая в своей традиции наиболее близкие к первоисточнику элементы учения Будды.

Мы достаточно хорошо представляем, что согласно палийскому канону, тхеравада возникла в результате великого раскола сангхи около 350 до н. э. Но на наш взгляд, тхеравада возникла еще при жизни Будды. Она сопровождала его в осмыслении тех проповедей, которые читал Будда своим

ближайшим ученикам. В некотором смысле тхеравада - первый уровень и первый отклик понимания буддизма в ближайшем социальном окружении.

Именно поэтому в этой традиции Будда представляется реальной личностью, наделенной как слабыми, так и сильными, а в иной момент и сверхчеловеческими, качествами.

Будда призывал воздерживаться от всех видов зла, накапливать в себе лишь добро и очищать свои мысли от пагубных желаний. В тхераваде есть понимание провозглашенных Буддой 4 благородных истин, восьмеричного благородного пути и закона зависимого происхождения.

Все жизненные явления в тхераваде объясняются опосредованно, через взаимосвязь прошлых и будущих поступков, кармы и випаки, а мирские феномены понимаются как субъекты трех категорий: анитья, дукха и анатман (Трилакшана).

В классическом буддизме тхеравады випакой садханы является возможность стать Буддой в этом рождении в этом теле. Возможность достижения человеком состояния будды в этой жизни обосновывалась примером самого татхагаты и положением, что в каждом существе наличествует «естество» будды.

В таком случае, вроде бы, зачем изучать психологию буддизма, если намного эффективнее просто вступить в сангхю (санскр. - «общество»), буддийскую общину.

Становясь монахом (биккху, бхикшу) или монахиней (биккхуни, бхигшуни) каждый из моих читателей может проявить свою «буддовость» без всякой психологии, просто живя по единым правилам Виная-питаки.

Но тут возникает сразу несколько проблем.

Во-первых, буддийский монашеский путь для женщин или невозможен, или труден. Женских буддийских общин очень мало. Даже в Шри-Ланке, где около 7000 монастырей, женских всего 20. А если совсем честно, за три недели жизни в Шри-Ланке, автор этой книги не встретил ни одной монахини буддистки.

Во-вторых, современному человеку трудно стать биккху, нищенствующим монахом в изначальном понимании монаха в традиции буддизма и жить на подаяния мирян. Ассоциации, которые возникают, не самые перспективные и радужные. Современный человек видит и знаком с нищенствующими, но они относятся к социальному дну. И, самое главное, если даже мужчине одеть желтые или оранжевые одеяния, а женщине белые одежды, картина не меняет своего основного содержания, а только становится более театральной и бутафорской.

В-третьих, если даже стать монахом бикху в монастыре и не связываться с подаяниями, при посвящении в монахи ты обязан соблюдать 227 правил, изложенных в Пратимокше.

Эти предписания разделяются на 7 групп.

  1. Первая группа - это наиболее тяжелые проступки (их 4), за которые монах должен быть немедленно изгнан из сангхьи: любое занятие сексом, воровство, обдуманное убийство человека, ложное утверждение монаха о том, что он наделен сверхъестественными способностями.
  2. Вторая группа - это 13 тяжелых проступков, за которые провинившийся должен нести покаяние перед общиной, в их числе - соприкосновение с женщиной в сладострастных целях, оскорбление женщины непристойными словами, разговор с женщиной на сексуальные темы, сводничество.
  3. Третья группа - серьезные проступки, связанные имуществом (их 32).
  4. Четвертая группа - проступки, требующие искупления (их 92).
  5. Пятая группа - проступки, требующие покаяния.
  6. Шестая группа - проступки во время обучения, ведущие к ложным делам: (их 75).
  7. Седьмая группа - проступки, связанные с ложью.

Если соблюдать все 227 правил Пратимокши, то для европейского человека это означает не жить, ибо в основном он только тем и занимается,

что нарушает эти правила, а для многих людей эти нарушения являются или целью, или смыслом жизни.
Вне сомнения, гений буддийского монашеского пути в доступности. Любой человек земли может стать буддистом.

Но уже становление послушником предполагает соблюдение 10 предписаний-запретов: 1) не убивать, 2) не воровать, 3) не прелюбодействовать, 4) не лгать, 5) не употреблять спиртного, 6) не есть после полудня, 7) не танцевать, не петь, не посещать зрелищ, 8) не носить украшений, не употреблять парфюмерии и косметики, 9) не пользоваться высокими и роскошными сиденьями, 10) не брать золота и серебра, изучать дхарму и Виная-питаку и готовиться к высшему посвящению (упасампада -посвящения в монахи). Как наверно вы уже помните, послушничество для иноверцев по наказу Будды продолжается не менее 4 месяцев.

Вне сомнения, посвящение в монахи весьма демократично и просто даже для среднего европейца.
При посвящении нужно трижды произносить несколько общеизвестных формул типа «я ищу убежища в Будде, я ищу убежища в дхарме, я ищу убежища в сангхье.»

Также у человека, который посвящается в монахи, всегда спрашивают, не болен ли он проказой, чесоткой, не имеет ли фурункулов, астмы, не страдает ли эпилепсией, является ли он человеком, мужчиной, свободен ли, не имеет ли долгов, освобожден ли от военной службы, имеет ли согласие родителей, исполнилось ли ему 20 лет, есть ли у него котелок для подаяний и комплект монашеского одеяния, как его имя и, наконец, как имя его наставника.

Как видно из процедуры, основная масса европейцев и россиян, вполне смогли бы стать буддийскими монахами.

Но монашеская жизнь это особый уклад жизни, который слабо ассоциируется с привычными мирскими чувствами, отношениями, поведением светского человека.

Распорядок дня буддийской общины обусловлен правилами Виная-питаки: подъем с восходом Солнца, отход ко сну с наступлением темноты. Принимать еду можно только в первой половине дня; обычно монахи едят дважды: ранним утром ис 11 до 12 часов дня.

Все свободное время монахи должны учиться, читать священные тексты, заниматься буддийскими психотехниками, которые разнятся в разных монастырях и школах. Помимо этого монахи принимают участие в многочисленных церемониях, беседуют с верующими, в некоторых монастырях выполняют хозяйственные работы.

Думаю, что многим не понравится логика продвижения по службе в духовной иерархии.
Монахи изучают санскрит и пали и запоминают дословно священные тексты. Монах старается запомнить как можно больше текстов, т. к. степень его знания и компетентность в учении Будды определяются суммой выученных текстов и комментариев к ним.

То, что очень критикуется в современных педагогических системах, автоматическое запоминание или «зубрилка», в буддийской традиции является приоритетным.

Прилежный монах после 10 лет пребывания в сангхье и приобретения определенной суммы знаний получает соответствующую степень, которая в разных странах буддийского мира имеет разные названия. Еще через 10 лет обучения им присваивается следующая степень.

В соответствии с традицией монахи не имеют право участвовать в социальной, экономической и политической жизни общества.

Эта установка является ведущей уже в течение более 2500 лет. В отличие от других религиозных систем, где власть и религия, политики и духовенство часто интегрированы в единое целое, а иногда духовная власть является более решающей и могущественной (вспомним христианское средневековье), в буддизме основной долг монаха - это духовная жизнь и практика.

И, на мой взгляд, это совершенно справедливо, т.к. парамита (санскр. «переправа», «средство спасения»), совершенно невозможно в реальной социальной жизни. Достижение состояния архата предполагает восхождения по многим ступеням совершенства. Это 10 элементов парамиты: милостыня (дана), обеты (шила), терпение (кшанти), старание (вирья), медитация (дхьяна), мудрость (праджня), помощь другим (упая), глубокое желание давать просветление другим (пранидхана), совершенствование десяти сил (бала), применение трансцендентного знания (джняна).

Таким образом, изучение буддизма традиционными методами погружения в социокультурную среду (сангхью), или невозможно в силу организационных трудностей (особенно для женщин), или с проблемами выполнения монастырских предписаний, в том числе и в укладе жизни. Особенно сложны когнитивные, мотивационные трудности.

Непонятность смысла изучения пали и санскрита, когда уже все переведено на мировые языки, непонятность цели запоминания огромного количества текстов, когда существуют множество других способов фиксации и передачи знания, делают монастырское служение во многом абсурдным.

И, самое тяжелое в этом смысле, это необходимость полностью закласть Эго, свою уникальную личность и жизнь с привычными способами адаптации и самореализации, полностью ограничить свою личность 227 правилами, ради достаточно эфемерного состояния самадхи или нирваны.

Вся эта ситуация нам предлагает другой выбор.

К сожалению, в силу множества определенных и важных обстоятельств современный человек не может воспользоваться стратегией «слабого Эго». Стратегия «слабого Эго» - «отдаться» традиции, делегировать свою волю, способ мышления, свободу, выбор, ценности, экзистенциональные смыслы на предусмотрение традиции.

В этой стратегии для приобретения понимания необходимо лечь в лоно традиции и полностью себя обречь, отдаться традиции:

  • чтобы возникли смыслы, интроецированные из традиции,
  • чтобы воспользоваться ценностями и картиной мира традиции,
  • чтобы, в конце концов, обрести силу через сопричастность к общине.

Если мы не готовы отдать свою волю, осознание и уникальный способ.

чувствования, понимания реальности и взаимодействия с жизнью прокрустово ложу традиции, то мы должны принять другой выбор.

Выбор по-своему понимать традицию и жить в ней со своим осмыслением, но из своей силы, из своих решений и представлений.

В этой ситуации, не одевая белые или желтые одежды, мы позволяем себе понимать буддизм, так же, как своим умом понимали Нагарджуна, Ананда, Махакашьяпа, Падмасампхава, Асанга, Бодхидхарма или современный Далай-лама - из точки критической и самостоятельной рефлексии:
- Что думал Будда, когда говорил...
Таким образом, мы в дальнейшем будем исходить из того, что нам дана свобода мыслить буддизм и текст, который будет излагаться далее, должен раскрывать это мышление с опорой на современный уровень развития психологии.

И, в конце концов, на мой взгляд, вся история буддизма и весь современный буддизм - это попытка понять, о чем же говорил Будда. И еще нам хочется понять, о чем молчал Пробужденный. Почему молчал.

Серия: "Мир Востока"

Книга "Психологическая позиция философии раннего буддизма" написана одним из крупнейших духовных мудрецов, представляющим традицию тибетского буддизма, глубокимзнатоком восточной и западной философии, путешественником и общественным деятелем художником и поэтом, ламой Анагарикой Говиндой. Являясь популяризатором ученияБудды Гаутамы на Западе, Говинда стремился раскрыть самые сокровенные стороны буддийской традиции. Книга "Психологическая позиция философии раннего буддизма" считается блестящим образцом духовной литературы, где сочетаются глубина изложения и доступность изучения. В книге показано, каковы с точки зрения раннего буддизма человеческая природа, общая картина мира, назначение человека, духовные практики, приближающие ученика к вершинам достижений, прослежена связь учения Будды Гаутамыс другими религиозно-мистическими системами и традициями, а также воссозданы исторические стадии религиозных исканий. В этой книге Анагарика Говинда попытался воссоздать первооснову...

Издательство: "Беловодье" (2007)

Формат: 70x90/16, 224 стр.

ISBN: 978-5-93454-077-7

На Озоне

См. также в других словарях:

    - – изучение человеческого сознания, поведения и культуры психической деятельности для достижения высших состояний сознания[нет в источнике 261 день] на основе буддийского учения. Несмотря на то, что буддийское учение… … Википедия

    ВАДЖРАЯНА - [санскр. алмазная колесница, алмазный путь; др. названия тантра, тантраяна, тантрийский буддизм, мантраяна], одно из 3 основных направлений буддизма наряду с хинаяной (или тхеравадой) и махаяной. Часто В. рассматривают как одну из школ махаяны (2 … Православная энциклопедия

    АВАЛОКИТЕШВАРА - Авалокитéшвара [санскр. владыка, взирающий на существа милостиво, в др. прочтении владыка, внимающий мольбам страдающих существ], в буддизме махаяны (Великой колесницы) просветленное существо, давшее обет, достигнув просветления, не уходить в… … Православная энциклопедия

    Скульптура «Мыслитель» (фр. Le Penseur) Огюста Родена, которая часто используется в качестве символа философии … Википедия

    - «весьма трудно и, быть может, невозможно, дать такое определение слову «Бог», которое бы включило в себя все значения этого слова и его эквивалентов в других языках. Даже если определить Бога самым общим образом, как «сверхчеловеческое или… … Философская энциклопедия

    - … Википедия

    Список синологов, пишущих на русском языке Это служебный список стате … Википедия

    БУДДИЗМ - вероучение, возникшее в Др. Индии ок. сер. I тыс. до Р. Х. и в ходе последующего распространения и институционального оформления за пределами Южноазиатского региона ставшее одной из мировых религий. Латинизированный термин «Б.» не является… … Православная энциклопедия

    Cтатья является частью серии статей про Дзэн … Википедия

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    - (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия

Психологическая установка философии раннего буддизма. Лама Анагарика Говинда. Часто возникает вопрос: является ли буддизм религией, философией, психологической системой или чисто нравственным учением? Ответ можно было бы сформулировать приблизительно так: как переживание и путь практического осуществления буддизм есть религия; как мыслительная, понятийная формулировка этого переживания - философия; как результат системы самонаблюдения - психология; а из всего этого вытекает норма поведения, которую мы называем этикой (при рассмотрении ее изнутри) или моралью (при рассмотрении извне).

Читать книгу Психологическая установка философии раннего буддизма онлайн

NAMO TASSA
BHAGAVATO
ARAHATO
SAMMA-
SAMBUDDHASSA

Теперь же, если некто спросит, признаю ли я вообще какую-нибудь точку зрения, то в ответ услышит следующее:

Совершенный свободен от любой теории, ибо Совершенный постиг, что есть тело, как оно возникает и как исчезает. Он постиг, что есть чувство, как возникает оно и как исчезает. Он постиг, что есть ментальные структуры (самкхара), как возникают они и как исчезают. Он постиг, что есть сознание, как возникает оно и как исчезает. Поэтому, говорю я, Совершенный обрел полное освобождение посредством затухания, сглаживания, исчезновения и избавления от всех мнений и предположений, от всех склонностей к тщеславному представлению "Я", "Мое".

МАДЖДЖХИМА-НИКАЙЯ, 72

Введение

Часто возникает вопрос: является ли буддизм религией, философией, психологической системой или чисто нравственным учением? Ответ можно было бы сформулировать приблизительно так: как переживание и путь практического осуществления буддизм есть религия; как мыслительная, понятийная формулировка этого переживания – философия; как результат системы самонаблюдения – психология; а из всего этого вытекает норма поведения, которую мы называем этикой (при рассмотрении ее изнутри) или моралью (при рассмотрении извне).

Таким образом, становится понятно, что мораль не есть исходный пункт, но должна быть следствием мировоззрения или религиозного переживания. Поэтому Восьмеричный Путь Будды начинается не с Правильной Речи, Правильного Поведения или Правильного Образа Жизни, а с Правильного Познания, с непредубежденного взгляда на природу бытия, вещей и цели, являющейся следствием этого. Ибо "правильное" (самма)* (употребим это, к сожалению весьма затертое, но укоренившееся в буддологической литературе слово) заключает в себе нечто гораздо большее простого согласия с определенными известными предвзятыми догматическими или моральными идеями; оно означает то, что выходит за пределы двойственности и противоположностей односторонней точки зрения, обусловленной идеей "Я". Другими словами, "самма" есть то, что совершенно, полно (ни двойственно, ни односторонне), и, в этом смысле, это то, что в совершенстве соответствует каждой ступени сознания. Значение этого слова выявляется в выражении "самма-самбуддха", что означает "полностью" или "в совершенстве" просветленный, а не "правильно" (или "по-настоящему") просветленный.** * Здесь и далее курсивом выделены буддийские термины в упрощенной транслитерации с пали.

** Здесь и далее автор использует устаревший английский эквивалент enlightenment (просветление, озарение) для передачи буддийского санскритского термина бодхи (корень – будх, ср. русск. – будить), который, на наш взгляд, целесообразнее переводить как Пробуждение, и, соответственно, Будда – Пробудившийся, Бодхичитта – Установка на Пробуждение, Воля к Пробуждению (а не "просветленный ум"), Буддхатва – Буддовость, Пробужденность (а не "состояние будды"). Просветленность (санскр. абхасвара) как частный духовный феномен, возникает уже на уровне второй дхьяны. Учитывая это, мы все же оставляем здесь выражение "просветление" как отражающее авторское понимание термина бодхи (Примеч. А.И.Бреславца).

Человек с Правильным Воззрением – это тот, кто смотрит на вещи неодносторонне, беспристрастно, непредубежденно, кто в своих намерениях, действиях и речи способен видеть и принимать во внимание не только собственную точку зрения, но и точку зрения других.

Таким образом, основой буддизма является знание, и это привело многих западных исследователей к представлению о буддизме как о чисто рациональной системе, которая исчерпывается рассудочными эпистемологическими принципами. Знание в буддизме – продукт непосредственного опыта (начинающегося с опыта страдания как всезначимой универсальной аксиомы), ибо только пережитое, а не продуманное, имеет истинную ценность. В этом буддизм оказывается настоящей религией, хотя он есть и нечто большее, чем просто символ веры. Буддизм есть и нечто большее, нежели чистая философия, хотя он не пренебрегает ни разумом, ни логикой, но пользуется ими в пределах возможного. Он выходит за рамки обычной психологической системы, поскольку не ограничивается чистым анализом и классификацией данных психических сил и феноменов, но учит их применению, преобразованию и развитию их трансцендентности. Соответственно буддизм нельзя свести и к определенному моральному кодексу или "руководству для вершения добра", ибо необходимо проникнуть в сферу по ту сторону добра и зла, возвышающуюся над любыми формами дуализма, в сферу образа мысли, основанного на глубочайшем познании и внутреннем созерцании.

Философия и "строго научные системы" психологии никогда не были способны оказать доминирующее влияние на жизнь человечества – и не потому, что они были непригодны как системы, и не потому, что в них отсутствовало истинное содержание, но потому, что их истина имеет чисто теоретическую ценность, рожденную рассудком, а не сердцем, созданную интеллектом и не осуществленную в жизни.

Очевидно, недостаточно только истины, чтобы оказать сильное влияние на человечество; для возможности такого воздействия истина должна быть пропитана дыханием жизни. Абстрактная истина – консервированное безвитаминное питание, которое хотя и удовлетворяет наш вкус и временно поддерживает наше тело, неспособно, однако, позволить жить долго. Живое дается нашему духу только теми религиозными импульсами, которые возбуждают в человеке стремление к осуществлению и ведут к его цели. Не может быть сомнения (история буддизма доказывает это), что эти импульсы в буддизме представлены столь же сильно, как и его философские концепции.

(Причина, почему некоторые не решаются назвать буддизм религией, в том, что они смешивают религию с догмой, с определенным образом организованной традицией, с верой в божественное откровение и подобными взглядами, которые, конечно же, невозможно найти в буддизме.)

Поэтому, когда мы говорим о буддийской философии, мы должны ясно представлять себе, что имеем дело только с теоретической стороной буддизма, а не с буддизмом в целом. И так же, как невозможно говорить о буддизме, не касаясь его философской системы, точно так же невозможно понять буддийскую философию в отрыве от ее религиозной практики. Религия – это путь, созданный практическим опытом (так же как дорога возникает в результате постоянной ходьбы). Философия – это ориентация по направлению, тогда как психология – это анализ сил и условий, благоприятствующих или мешающих прогрессу на этом пути. Но прежде чем мы рассмотрим направление, в котором ведет этот путь, мы обратим взгляд назад, туда, где он начинается.

Знающий Дхамму никогда не спорит с миром.

Что мудрые мира сего объявили несуществующим,

О том и я учу, как о несуществующем.

А что мудрые мире сего признали существующим,

О том и Я учу, как о существующем.

САМЬЮТТА НИКАЙЯ, III, 238

Первая Часть

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ

И РАННИЕ СТАДИИ ИНДИЙСКОГО МЫШЛЕНИЯ

1. САМОЗАКОНОМЕРНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ

Религии не есть то, что может быть сотворено человеком. Они суть формальное выражение сверхиндивидуального внутреннего опыта, который выкристаллизовывался в течение долгих времен. Они обладают характером высокой общности, причастности к широчайшему сознанию. Они находят свою определяющую форму выражения и осуществление в наиболее развитых и чувствующих умах, способных принять участие в сверхиндивидуальной жизни своих ближних (если не всего человечества). Таким образом, религия несравненно выше обычного "коллективного мышления", которое присуще интеллектуально созданным и организованным массовым движениям и которое поэтому не относится к сверхиндивидуальному сознанию, а напротив, принадлежит подиндивидуальной ступени стадного образа мысли.

Религии не могут быть созданы или сделаны интеллектуально, они развиваются, как растение, по определенным законам своей природы: они суть естественное проявление разума, в котором участвует индивидуум. Однако универсальность их законов не означает одинаковости их воздействия, ибо один и тот же закон действует в различных условиях. Поэтому хотя мы и можем говорить о параллелизме религиозного движения (которое мы называем "развитием") и, может быть, даже о параллелизме религиозных идей, но никогда об их идентичности. Именно там, где сходны слова или символы, смысл, лежащий в их основе, часто совершенно различен, т. к. тождество формы не гарантирует тождество содержания, ибо смысл каждой формы зависит от ассоциаций, связанных с ней.

Поэтому так же бессмысленно стремиться привести все религии к одному знаменателю, как стремиться сделать все деревья одного сада одинаковыми или объявить их различия несовершенствами. Так же как красота сада заключена в многообразии и различии его деревьев и цветов, из которых каждый обладает своим собственным образцом совершенства, так же и сад разума содержит свою красоту и свой живой смысл в многообразии и разносторонности присущих ему форм переживания и выражения. И так же как все цветы одного сада вырастают на одной почве, дышат одним воздухом и тянутся к одному солнцу, так и все религии вырастают на одной и той же почве внутренней действительности и питаются теми же космическими силами. В этом заключается их общность. Их характер и своеобразная красота (в чем и проявляется присущая им ценность) основываются на тех чертах, в которых они отличаются друг от друга и благодаря которым каждый вид обладает своим собственным совершенством.

"Я есть" – бесполезная мысль;
"Я не есть" – бесполезная мысль;
"Я буду" – бесполезная мысль;
"Я не буду" – бесполезная мысль.
Бесполезные мысли являются болезнью, язвой, занозой.
Но преодолевший все бесполезные мысли
называется безмолвным мыслителем.
И мыслитель, Безмолвный, не возникает более,
не возвращается более,
Ему неведомы более ни трепет, ни страсти.

МАДЖДЖХИМА-НИКАЙЯ, 140

Пятая Часть

ФАКТОРЫ СОЗНАНИЯ (ЧЕТАСИКА)

1. ПЕРВИЧНЫЕ ИЛИ ПОСТОЯННО НЕЙТРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

121 класс сознания представляет полную систему координат, которая охватывает все дополнительные детали буддийской психологии и посредством которой могут быть определены любые явления сознания. Данная классификация подобна каркасу строения, в котором должны быть размещены различные материалы, каждый на своем месте в соответствии с его природой.

Основным материалом нашего ментального строения являются 52 фактора сознания (четасика ). Они подразделяются с точки зрения коренных причин (хету ) на три группы: благоприятные, неблагоприятные и нейтральные факторы. Первые две группы включают те свойства разума или характера, которые обусловлены благоприятными или неблагоприятными коренными причинами. Однако третья группа нравственно нейтральна и может сочетаться с той или иной из вышеупомянутых групп (по этой причине она и называется аннасамана = "то или другое"), ибо ее факторы создают благоприятные или неблагоприятные состояния в зависимости от их сочетания с другими факторами. И хотя эти нейтральные факторы сознания (четасика ) не способны определять направление человеческого разума, они тем не менее столь же важны, как и остальные факторы. В их число включены даже такие элементы, которые составляют непременное условие сознания и которые поэтому проявляются в любом состоянии разума. Эти элементы образуют группу постоянных или первичных факторов (сабба-читта-садхарана ), тогда как остальные составляют группу вторичных нейтральных факторов (пакиннака ), которые не всегда присутствуют в сознании.

Постоянные или первичные нейтральные факторы суть следующие:

  1. пхасса – ментальный контакт (или чувственное впечатление);
  2. ведана – чувство (или эмоция);
  3. санна – восприятие, перцепция;
  4. четана – воление;
  5. экаггата – однонаправленность;
  6. дживитиндрийя – психическая витальность;
  7. манасикара – спонтанное внимание.

Если эти факторы не сочетаются с какими-либо другими факторами, как, например, в десяти реактивных классах чувственного сознания, не имеющего коренных причин (ахетука-читтани 1÷5 и 8÷12), то они остаются в некоем подобии эмбрионального состояния, тогда как в комбинации с другими нейтральными и нравственными факторами, как, например, в случае дхьянических состояний, где однонаправленность (экаггата ) возрастает до высочайшей степени концентрации (самадхи ), они способны раскрыть все свои латентные силы.

Пхасса суть чистый ("голый") контакт сознания с его объектом, например первое восприятие сенсорного впечатления без осознания его характеристических признаков, что присуще третьему фактору – санна. Санна – это бодрствующий принцип познания, опознающий принадлежность воспринятого сенсорного сигнала к тому или иному сенсорному полю. Четана – это не реакция на отчетливое восприятие или различение, но обусловленное коренной причиной эмоциональное состояние, которое сопровождает это первое восприятие. Таким образом, четана , как первичный фактор, не следует рассматривать как выражение свободной воли, но как инстинктивное воление, ограниченное предшествующими причинами (хету стало составной частью характера) и поэтому не имеющее решающей этической ценности. Среди первичных факторов экаггата может быть определен как ограничивающий, а манасикара – как направляющий принципы, тогда как четана является мотивирующей, движущей силой, руководящим, активным принципом, стоящим за их проявлением. Экаггата есть способность, которая отличает один объект от другого и предотвращает его растворение и слияние с другими объектами. Я называю манасикара "спонтанным" вниманием потому, что этот фактор не навязывается волей, но, скорее, возбуждается имманентными качествами самого объекта, которые "привлекают" внимание (или предварительное состояние этой способности). Экаггата и манасикара могут быть определены как позитивная и негативная стороны одной и той же функции: первое исключает (или отворачивается от) все, что не относится к объекту; второе направляет себя к изолированному таким образом объекту. Джпвитиндрийя , психическая энергия, или витальность, является основным и объединяющим принципом шести других факторов, и с этой точки зрения должен быть помещен или в начале, или в конце приведенной последовательности. Но в начале он не был помещен, вероятно, потому, что необходимо было показать развитие последовательности в результате воздействия внешнего или внутреннего стимула. Помещение манасикара на последнее место, после дживитиндрийя , объясняется тем, что манасикара является связующим звеном между первичными и вторичными нейтральными факторами. Тесная связь между манасикара и витакка-вичара – факторами дискурсивного мышления, открывающими ряд вторичных факторов, – очевидна.

Указанную последовательность отдельных факторов в вышеприведенных перечислениях мы не должны понимать как произвольную или случайную: здесь всегда можно выделить один или несколько принципов размещения . В группе первичных, а также вторичных нейтральных факторов, кроме сущностной и логической взаимозависимости, имеются и причинно-временное отношение, отношение "один-из-другого" и "один-после-другого", одновременно сопровождающиеся повышением степени активности. С другой стороны, в ряду первичных факторов эта прогрессия распадается на две подгруппы: рецептивно-пассивную и активно-воздействующую, что может быть представлено следующим образом:

- 3 пхасса
- 3 ведана
- 1 санна
+ 1 четана
+ 2 экаггата
+ 3 манасикара
дживитиндрийя

Мы уже упоминали выше три аспекта ментального возбуждения (ведана ): положительный, отрицательный и нейтральный, – в зависимости от того, принимается ли оно как приятное, или отвергается как неприятное, или допускается как индифферентное. Если это деление касается только сенсорных впечатлений, то оно называется анубхавана , или деление в соответствии с физической чувствительностью; если же это деление связано с психическими чувствами, эмоциями или ментальными реакциями, например радость и горе, то оно называется индрий-ябхеда , т.е. деление в соответствии с регулирующими силами или направляющими принципами, поскольку радость и горе (или огорчение) оказывают решающее этическое воздействие.

В этом делении упеккха означает отсутствие эмоций как радости, так и горя, т.е. ментальную индифферентность, или, лучше, – "чувство ни радости, ни горя".

Радость (соманасса ) и горе (доманасса ) отличаются от телесных чувств здоровья и болезни, телесного удовольствия (наслаждения) и боли своей способностью "задевать за сердце" и "возбуждать, тревожить" наш разум.

Там, где мы встречаем сукха и дуккха рядом с соманасса и доманасса , о характере первых терминов можно сказать как об относимом к телесным чувствам, как мы уже видели в случае с ахетука-читтани , в то время как адуккхамасукха – "чувство ни радости, ни горя", – проистекает из сенсорных впечатлений. Однако телесный контакт является здесь исключением: он вызывает гедонически положительную или отрицательную реакцию, т.е. никогда не создает состояние гедонической индифферентности. Шве Зан Аунг (Компендиум Философии, с. 233) объясняет это следующим образом:

Мы говорим об умеренном тепле как о промежуточном состоянии между горячим и холодным в нашей обыденной речи, но в научной речи мы этого никогда не допускаем. В действительности, строго логически, в акте осязания нет места для ментальной индифферентности (упеккха ). Упеккха есть чисто ментальное чувство, в соответствии с нашей классификацией ведана , а поэтому субъективно. Объективные удовольствие и боль могут быть оценены ментально как индифферентные в соответствии с уровнем физического воздействия. (Ведана охватывает только гедонический аспект чувства или эмоции.) Я классифицирую различные аспекты ведана следующим образом:

Анубхавана Ведана Индрийябхеда
1) дуккха кайика
четасика
1) дуккха
2) доманасса
2) адуккхам-асукха четасика 3) упеккха
3) сукха кайика
четасика
4) сукха
5) соманасса

Таким образом, значение дуккха и сукха зависит от соответствующей (относительной) классификации, или от контекста, в котором встречаются эти выражения, и помимо чисто гедонического значения, которое, с психологической точки зрения, стоит на первом плане, они могут быть использованы и в этическом смысле как счастье или страдание. Но это не означает, что гедоническое и этическое значения исключают друг друга, но, скорее, – что гедонический и этический аспект включает и сенсорные и ментальные чувства (из которых последние опять же могут быть понимаемы в этическом смысле).

И наконец мы должны упомянуть о духовном аспекте упеккха , а именно – тетрамаджджхаттата , совершенное равновесие разума, совершенная духовная равностность и гармония, которое появляется в переживании высочайших духовных объектов или состояний сознания и которое поэтому надо отличать от негативного состояния чисто гедонической индифферентности (и то, и другое фактически способны проявиться в одном и том же классе сознания). См. рис. 10.

Реакция Телесное Ментальное Духовное
Положительная Телесное благополучие
Здоровье, наслаждение
(кайика сукха)
Ментальное удовлетворение
(четасика сукха)
Радость, восторг,
духовное блаженство
(сукха)
удовлетворение + возбуждение
= радость (соманасса)
Отрицательная Телесное страдание, боль
(кайика дуккха)
Ментальное страдание
(четасика дуккха)
Духовное страдание
(дуккха)
ментальное страдание + возбуждение
= горе (доманасса)
Нейтральная ни болезненное,
ни приятное чувство
(адуккхамасукха)
Ментальная индифферентность
(упеккха)
Духовное спокойствие,
равностность
(упеккха в высшем смысле)
(татрамаджджхаттата)
Иногда этически гедоническое Этически агедоническое

Рис. 10. Классификация чувств

Именно ошибочная интерпретация слова "упеккха" привела к величайшему недоразумению в оценке буддийской духовной позиции. Неуточненный, чисто негативный перевод этого чрезвычайно важного понятия словом "индифферентность" вызывал со стороны небуддистов часто повторяемый упрек, что любовь (метта ), сострадание (каруна ) и со-радость (мудита ), которые совместно с упеккха называют четырьмя "божественными состояниями" (брахмавихара), – всего лишь вспомогательные ступени для достижения полной индифферентности, которая якобы и является целью и высшей точкой буддийского учения об освобождении. На основании того факта, что упеккха стоит в конце этого ряда, заключили, что для буддиста любовь и сострадание – это только средства собственного спасения и поэтому буддизм, в отличие от христианства, лишен истинного альтруизма и уступает ему в своей этической ценности.

Но в действительности дело обстоит совсем иначе: подобно тому, как сострадание и со-радость не умаляют любовь к ближнему, которая проявляется именно в этих двух качествах, также и упеккха не устраняет предшествующие свойства. Только человек, освободившийся от власти вещей, ставший безразличным к собственным радостям и горестям, только он способен принять равное участие в жизни всех существ, не размышляя о том, ответят ли ему другие взаимностью или враждой. Только наличие упеккха , этого совершенного (самма ) духовного и умственного равновесия, наделяет метта, каруна и мудита их всеобъемлющим основанием и освобождает эти качества от узких рамок личной привязанности. Можно утверждать, что любовь, сострадание и со-радость не только обретают в упеккха свое завершение, но более того – именно упеккха является предпосылкой этих качеств, позволяющих Совершенному, подобно Солнцу, равностно нести свет как праведным, так и неправедным.

Упеккха в высочайшем смысле есть то святое непоколебимое равновесие души, которому чужды как равнодушие, так и апатичность и для которого не существует ни малейшего различия между собственной самостью и самостью другого, – о чем Шантидева говорит в первой карике "Шикщасамуччайя" следующим образом:

"Если я и мой ближний в равной мере ненавидим страх и страдание, то в чем же мое превосходство, чтобы искать для себя защиты, а не для другого?"

2. ВТОРИЧНЫЕ НЕЙТРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Вторичными нейтральными факторами являются:

  1. витакка – (дискурсивное) мышление в его начальной стадии;
  2. вичара – рефлексия или подкрепляющее мышление (продолжение дискурсивного мышления);
  3. адхимоккха – решимость (результат дискурсивного мышления);
  4. вирийя – сила воли, энергичность, усилие;
  5. пити – заинтересованность, удовольствие, радость, восторг (согласно степени интенсивности проявления);
  6. чханда – стремление к действованию, желание к исполнению, воля к осуществлению.

Мы уже познакомились с тремя из этих факторов в нашем анализе ступеней углубления в сознание Чистой Формы (рупа-джхана ), на которых последовательно устранялись витакка, вичара и пити . Весьма важным показателем положительного характера дхьянического углубления является то, что наиболее активные факторы этой группы, а именно адхимоккха, вирийя и чханда сохраняются во всех джханах как в области Чистой Формы (рупадхату ), так и в области Не-Формы (арупадхату ). Логическая связь между факторами этой группы, от первого импульса мышления до "стремления к действованию", очевидна во всей ее непрерывности. Вряд ли стоит говорить о том, что если первый импульс (витакка ) недостаточно силен, или же еще не преодолены сомнение и колебание на стадии рефлективного мышления (вичара ), то решимость адхимоккха , что буквально означает "освобождение", а именно, освобождение от сомнения или неуверенности (адхи + муч; муничаги = освобождать) не может быть достигнута, и процесс преждевременно заканчивается. Таким образом, адхимоккха есть источник энергии (вирийя ), освобождение скрытой до этого силы посредством устранения препятствий на пути ее проявления. Эта энергия, умноженная благодаря заинтересованности или вдохновению (пити ), причем последнее может возрасти до наивысшей стадии блаженства (сикха ), приводит к воле осуществления (чханда ).

Чханда , согласно Шве Зан Аунгу, объяснялась комментаторами как "каттукамайята", или "стремление к действованию". В зависимости от уровня знаний или инсайта, чханда превращается либо в камачханда (синоним танха ), т.е. чувственное вожделение, страсть, либо – в дхаммачханда, или желание, точнее, стремление к освобождению. На чувственном уровне чханда преимущественно проявляется в действиях, на духовном уровне, например в медитации, когда уже не приходится говорить о действии (в его обычном значении), она проявляется в прогрессивном движении по направлению к цели. В обоих случаях она является волей реализации результатов нашей ментальной активности. Многообразная природа весьма сходна с тем, что в европейской лексике обозначается выражениями "сильное желание", "страсть", "вожделение", хотя эти термины в переводах буддийской литературы утрачивают свой нейтральный характер (в моральном значении) и становятся непосредственно эквивалентами "танха" . Следующий прекрасный отрывок из "Лелия" Жорж Санд вместе с комментарием миссис Рис-Дэвид способен прояснить сходство между чханда и "страсть" в их более широком и более первозданном смысле:

"Прометей, Прометей! Ты ли это, кто хотел освободить человека от уз рока?... Люди дали тебе тысячу символических имен: отвага, отчаяние, бред, мятеж, проклятие. Тебя называли то Сатаной, то злодеем; я называю тебя Желанием! Правда! Истина! Ты не найдена; десять тысяч лет я ищу тебя... Десять тысяч лет бесконечность отвечает мне: желание, желание!"

"Мы не можем теперь позволить себе обеднять наши этические (и эстетические) представления, расточительно принижая значение этого термина вплоть до танха, и тем самым, образно говоря, отдавая на откуп дьяволу все страстные желания – в том числе и дхаммачханда , которая побуждала Прометея бросить вызов Зевсу, которая вела Будду из дома к дереву Бодхи, которая обязывала Христа низвести Небо на землю. В этом отношении много вреда было причинено переводчиками, обесценивавшими слово "желание", что оправдывало поверхностную критику, которая непрестанно твердила о буддийской этике, как об "отрицании" или "затухании всех желаний". (Компендиум Философии, с. 244 и след.)

3. НРАВСТВЕННО-РЕШАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Неблагоприятные факторы сознания образуют пять групп. Каждая из первых трех групп характеризуется одной принципиальной идеей, обусловливающей перечисляемые в группе факторы. Эти центральные идеи – три неблагоприятные коренные причины: моха, лобха, доса .

Невежество (моха ) сопровождается бесстыдством (ахирика ), беззастенчивостью (аноттаппа ; неразборчивость в средствах, наглость) и беспокойством (уддхачча ). Эти четыре фактора присутствуют во всех классах неблагоприятного сознания (саббакусала-садхарана ). Невежественный человек не знает стыда, ибо он не способен представить всю недостойность и подлость своих мыслей и поступков; он неразборчив в средствах, ибо не в состоянии осознать последствия своих действий. Подсознательная неуверенность и неуравновешенность, являющиеся следствием этого умственного состояния, ведут к беспокойству и рассеянности внимания.

Жажда (лобха ) препятствует беспристрастному суждению и ведет к ошибочным взглядам (диттхи ) и самомнению (лака; гордыня); последнее тем более опасно, что оно связано с определенным объемом знания, которое, на основе лобха , направлено к самовозвеличению индивида.

Ненависть (доса ) сопровождается завистью (исса ; скупость), эготизмом (маччхарийя ) и страхом, тревогой (куккучча ).

Четвертая группа – леность (тхпна ) и вялость (миддха ) – не обусловлена какой-либо частной коренной причиной (хету ). Они представляют негативную сторону воления и поэтому могут присутствовать только в тех классах сознания, которые обозначаются как "волитивные".

Сомнение, скептицизм (вичикиччха ), в соответствии со своей внутренней природой, относится к первой группе, но отличается от ее факторов тем, что появляется не во всех классах неблагоприятного сознания, а только в одном из них. Поэтому вичикиччха классифицируется отдельно.

Благоприятные факторы сознания подразделяются следующим образом:

  1. Те, что присутствуют во всех классах благоприятного сознания (собхана –садхарана ):

    саддха – вера, уверенность;
    сати – внимательность; внимание, как процесс; "удержание" объекта (медитации); букв.: память;
    хири – стыд (как голос совести), добросовестность, самоуважение (как основа истинной этики);
    оттаппа – тщательность, тактичность, разборчивость в средствах;
    алобха – отсутствие жажды, алчности; самоотрешенность; беспристрастность;
    адоса – отсутствие ненависти; симпатия;
    татрамаджджхаттата – равновесие разума, спокойствие, невозмутимость;
    кайяпассаддхи – невозмутимость психических элементов;
    читтапассаддхи – невозмутимость сознания;
    кайялахута – легкость, подвижность психических элементов;
    читталахута – легкость, подвижность сознания;
    кайямудута – эластичность, отзывчивость, восприимчивость психических элементов;
    читтамудута – эластичность, отзывчивость, восприимчивость, сознания;
    кайякамманната – приспособляемость, адаптивность психических элементов;
    читтакамманната – приспособляемость, готовность сознания;
    кайяпагунната – опытность, искусность психических элементов;
    читтапагунната – опытность, искусность сознания;
    кайуджджуката – прямота, правильность психических элементов;
    читтуджджуката – прямота, правильность сознания.

  2. Три "воздержания" (виратийо ; "умеренности"): правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни.
  3. Два "безграничных состояния" или "беспредельности" (аппаманнайо ): сострадание (каруна ) и симпатизирующая радость (мудита ; со-радость), т.е., другими словами, способность разделять радость и страдание других существ.
  4. Панниндрийя – рассуждение, способность к различению дхарм, направляющий принцип нашего ума.

Первые девятнадцать из этих факторов, т.е. те, что являются общими для всех классов благоприятного сознания, представляют противоположности неблагоприятным факторам и поэтому, насколько это возможно, расположены параллельно. Полный параллелизм мыслим только между математическими величинами, но не между психологическими терминами. Фактор одной категории может соответствовать двум или трем факторам другой категории.

Так, например, вера (саддха ) противопоставлена не только сомнению, скептицизму (вичикиччха ), но и заблуждению, невежеству (моха ), ибо саддха в буддийском понимании – это не слепая вера, но особая установка внутреннего доверия, убежденности. Равновесие разума (татрамаджджхаттата ), невозмутимость психических элементов и сознания в целом (кайя-, читта-пассаддхи ) в равной степени противопоставлены ментальному беспокойству (уддхачча ), тревоге (страху) и сомнению (куккучча + вичикиччха ). Легкость (лахута ), отзывчивость (мудута ), приспособляемость (камманната ) и искусность (пагунната ) психических элементов и сознания стоят в оппозиции лености и вялости (тхпна-миддха ). Отношения между другими факторами очевидны.

Сати устраняет заблуждение (моха ), стыд (хири ) устраняет бесстыдство (архирика ), тактичность (оттаппа ) устраняет беззастенчивость (аноттаппа ), самоотрешенность (алобха ) устраняет жажду (лобха ), симпатия (адоса ) устраняет ненависть (доса ). Прямота (уджджуката ) психических элементов (кайя ) и сознания (читта ) противопоставлены сомнению, скептицизму. Термин "кайя" в данном случае, естественно, обозначает не "тело", но относится к намакайя – группе психических элементов в противоположность рупакайя – телесным составляющим. Поскольку последние здесь не рассматриваются, то термины кайя и читта выражают различие между психическими элементами, или факторами сознания, и сознанием как таковым: или, актуальное сознание в противопоставлении его потенциальным элементам.

Три воздержания, два безграничных состояния и разум (панниндрийя ) являют собой более общие качества. Они противопоставляются не какому-либо отдельному неблагоприятному фактору, а неблагоприятному сознанию в целом. Может показаться странным, что "правильная речь, правильное действие и правильный образ жизни" причислены к факторам сознания. Но тот факт, что это было сделано, указывает, что эти термины следует понимать не в обычном (внешнем) смысле, но скорее как ментальные установки или такие психические предусловия, на основе которых и возникают правильная речь, правильное действие и правильный образ жизни.

В следующей группе из четырех "беспредельностей", т.е. таких факторов, которые преодолевают барьеры эгоизма и ограниченных объектов: метта (симпатия, любовь), каруна (сострадание), мудита (со-радость) и упеккха (равностность), – присутствуют только каруна и мудита . Причина этого в том, что в буддийском понимании адоса есть не простое отрицание ненависти, но ее прямая противоположность, и, таким образом, метта уже в первой группе благоприятных факторов обозначается как адоса , тогда как равновесие (упеккха ) представлена в той же группе как татрамаджджхаттата .

Примечательно, что "воздержания" и "беспредельности" являются теми факторами, которые отличают группы так называемого "возвышенного" (махаггата ) сознания состояний углубления (джхана ) от сверхмирского (локуттара-читта ) сознания. Рупа – и apyna-сознашя, как посредники между мирскими и сверхмирскими состояниями, являются в определенном смысле нейтральным типом сознания: хотя они и предполагают отсутствие четырнадцати неблагоприятных факторов, но они не направлены на какую-либо определенную цель. Однако "воздержание" (виратийо ) означает уже положительную установку, которая заключается не только в избежании всего того, что понимается как неблагоприятное (акусала ), но и твердо направлена к достижению состояния Будды или Архата. Таков основополагающий мотив сверхмирского сознания, и соответственно во всех его классах мы находим воздержание (виратийо ).

Совершенно противоположное место занимают сострадание (каруна ) и со-радость (мудита ). Хотя эти два фактора появляются в первых четырех классах сознания Чистой Формы, но они не присутствуют в сверхмирских джханах, ибо сострадание и со-радость по-прежнему направлены на мирские объекты, тогда как сверхмирское сознание устремлено исключительно к наивысшей цели – ниббана . Точно так же поэтому и пятая джхана , а вместе с ней и четыре apyna-джханы , которые свободны от любых эмоциональных и конкретных объектов, не могут быть связаны с каруна и мудита .

Последними 52 факторами благоприятного сознания являются панниндрийя , которые мы перевели как "рассуждение". Они проявляются во всех четырех сферах сознания и поэтому самоадаптируются к частному уровню сознания, соответствующему тому классу, с которым связаны. Подобно чханда , которая, в зависимости от обстоятельств, проявляет себя либо как камачханда , либо как дхаммачханда, панна может быть пониманием, точным восприятием, познанием (в ограниченном смысле), или глубоким инсайтом, мудростью, просветлением. В чувственно-мирском сознании она может быть связана, например, с пониманием последствий мгновенных действий, осознавая их как благоприятные (кусала ) и неблагоприятные (акусала ), тогда как в сверхмирском сознании панна связана с познанием наивысших объектов, а именно с тем знанием, которое одновременно означает освобождение и осуществление. Таким образом, панниндрийя есть принцип, благодаря которому становится возможным ментальное и духовное развитие, подобно тому, как дживитиндрийя представляет принцип, благодаря которому наши жизненные силы раскрывают себя: и то, и другое являются регулирующими принципами (индрийя ) важнейших энергий.

Прежде чем мы закончим наш обзор 52 факторов сознания, мы должны выявить связь вторичных факторов (пакиннака) с сознанием медитационного углубления. Основными факторами первой ступени углубления, как мы уже видели, являются витакка, вичара, пити, сукха и экаггата . За исключением сукха и экаггата остальные три включаются в группу вторичных нейтральных факторов. Экаггата мы рассматривали в анализе первичной группы этих факторов.

Витакка-вичара мы назвали характеристическими признаками дискурсивного мышления. В этом заключается различие между витакка-вичара и манасикара , а также причина, почему витакка-вичара причисляются ко вторичным факторам, а манасикара – к первичным, хотя "внимание" немыслимо без предшествующего "побуждения": витакка-вичара обозначают попеременно всплывающие и исчезающие элементы мышления (но не непосредственные чувственные впечатления) и, таким образом, относятся к ограниченной, специализированной категории сознания, тогда как манасикара , присутствующее во всех классах сознания, является первичным элементом.

Пити и сукха соотносятся как пред-радость и ее кульминация. Первое есть радостная напряженность ожидания исполнения желания, т.е. именно то, что является движущей силой заинтересованности, любого вдохновения. Это – динамический элемент любой умственной деятельности и, прежде всего, – медитации. Она может развиться до экстаза (уббега пити ) или восхищения (пхарана пити ). Однако не было бы ничего менее точным как называть буддийскую медитацию "экстазом", ибо пити , прежде чем она выльется в эту эмоциональную крайность, переходит в полное спокойствия состояние духовного блаженства (сукха ). Поэтому ппти присутствует только в первых трех, ступенях углубления. Экстаз является прямой противоположностью состоянию углубления, ибо "экстаз" означает буквально "вне-спокойствия", но углубление – "внутреннее спокойствие", "спокойствие в самом себе". Этому не противоречит то, что оба состояния могут иметь одинаковые следствия. Один человек устраняет внешние границы своего "я", т.е. эмоциональным путем, другой – внутренние границы, т.е. духовным путем.

Состояние кульминации, полное наслаждения и спокойствия, проникнутое внутренним блаженством, сукха переходит затем в высочайшую форму упеккха , что находит свое подтверждение в стереотипной формуле канонических текстов: "упеккхако сатима сукха вихарати" – "беспристрастно размышляющий в блаженстве пребывает".

Указанные пять факторов сознания, присутствующие в первой ступени углубления, компенсируют неблагоприятные качества (ниваранани , препятствия), которые присутствуют в сознании на каждой ступени углубления. Посредством активизации мышления (витакка ) устраняются леность (тхина ) и вялость (миддха ), посредством рефлексии (вичара) – сомнения и, соответственно, скептицизм (вичикиччха ), посредством радостных ощущений (пити ) гасится ненависть (бйяпада, доса ), посредством духовной радости и блаженства (сукха ) уничтожаются беспокойство и страх (уддхачча-куккучча ) и, наконец, посредством упеккха устраняется в состоянии углубления жажда (лобха ) (что достигается и усилением однонаправленности сознания, экаггата ; см. левую половину таблицы рис. 11).

Именно радость является тем качеством, которое препятствует появлению ненависти: значение этой истины, к сожалению, еще недостаточно оценено. В значительно большей мере могла бы содействовать благу человечества Радость, нежели проповеди строгой морали, различные запреты и методы запугивания.

Однако следует отметить, что из трех основных неблагоприятных факторов только два – ненависть и жажда – компенсируются на первой ступени углубления. Неведение и, соответственно, заблуждение (моха ) уничтожается только в своей проявленной форме (уддхачча ). Это указывает на то, что углубленное сознание не обязательно должно быть связано со знанием и, соответственно, с совершенным проникновением в истину (самма диттхи ). Из-за неправильного применения практики концентрации, а также из-за неправильных, ошибочных умственных предпосылок углубление может привести к состоянию страдания (как явствует из седьмой главы "Абхидхамматха-Сангаха", где доманасса перечисляется рядом с сукха и упеккха среди семи факторов, проявляющихся в дхьяническом сознании). Фактором, который прежде всего противодействует заблуждению (моха ), является вера (саддха ) в сочетании с собранностью разума (сати ), посредством которых ранее только эмоционально или интеллектуально обоснованные положения становятся непосредственными переживаниями, полной наглядной уверенностью. Таблица (PИС. 11 ) показывает 52 фактора сознания в их логической последовательности и в их взаимоотношениях. Факторы, которые по своей природе противопоставлены друг другу и обычно взаимно исключают друг друга, связаны прямыми линиями. В левой половине таблицы показано, как характеристические для первой джханы факторы исключают "пять препятствий", которые перечисляются (как семь факторов) в неблагоприятной группе четасика . В правой половине показан параллелизм между неблагоприятными (акусала ) факторами и им противодействующими факторами, которые являются общими для всех классов благоприятного или "прекрасного" сознания (собхана-садхарана ). С помощью этой таблицы мы можем не только увидеть, как один фактор исключает другой, но также как посредством устранения одного фактора другой фактор (или некоторые из них) могут возникнуть на его месте. Например, мышление (витакка ) устраняет леность и вялость (тхина-миддха ) и расчищает, таким образом, место для легкости психических элементов и сознания (кайя-, читта-лахута, кайя-, читта-мудута, кайя-, читта-камманната и кайя-, читта-пагунната ); или, в более простом случае; восторг (пити ) преодолевает ненависть (доса ) и создает на ее месте симпатизирующую расположенность разума (адоса ), и т.д.

Номера показывают традиционно принятую последовательность. Шесть последних факторов в столбце садхарана (41 – 46) следует читать дважды, т. к. каждый из этих терминов сочетается с кайя и читта , например: кайя-камманната, читта-камманната.*

* В немецком издании 1962 г. этой книги автор уточняет аналогичную таблицу: факторы потока сознания "упеккха" (колонка Б) и "лобха" (колонка В) связаны прямой линией; термины "аноттанна" (В), "оттанна" и "пассаддхи" (Г), очевидно, следует читать соответственно как "аноттаппа", оттаппа" и "пассаддхи" согласно описанию в тексте (Примеч. пер .)

Просмотров: 1430
Категория: »

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама