THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Конспект урока

Выполнение зарисовок храма, совмещая с пейзажем

Задачи урока

обучающие :

учить изображать:

Взгляд на форму

Восприятие геометрических тел, которые составляют основу всего разнообразия фигур,

Выполнять графитом и красками установленную цель

развивающие :

развивать:

Чувство прекрасного

Память и воображение

воспитывающие :

воспитывать:

Заинтересованность к изобразительном искусству, к пониманию зодчества

Внимание к живописи, духовности.

Оборудование

бумага, карандаши, ластик, краски, интерактивная доска, компьютер и рисунки.

Ход урока и закрепление материала

Вечно мои прадеды и деды

Плотниками были на Руси .

Не ни них ли с малолетства глядя ,

В руки брали сыновья топор .

Потому и мастерами дяди

Значатся в округе до сих пор .

Сколько обтесал отец мой бревен !

Вот они встают передо мной :

Друг за другом положить их вровень

Был бы опоясан шар земной .

Вечно мои прадеды и деды

Плотниками были на Руси .

Не ни них ли с малолетства глядя ,

В руки брали сыновья топор .

Потому и мастерами дяди

Значатся в округе до сих пор .

Сколько обтесал отец мой бревен !

Вот они встают передо мной :

Друг за другом положить их вровень

Был бы опоясан шар земной .

Нижняя Онега ( деревня Воемозеро )

Сейчас уже никто не сможет дать определенного объяснения, откуда прижилось зодчество: шатровые церкви, сходные с космическими ракетами; избы и дворы величиной с полпятиэтажки; серебристость осиновой «чешуи» - лемех на кровлях и главках. Что-то, конечно, развил строгий северный климат-хоть те же дома-дворы, где все, от жилья до конюшни, выстраивали под одну крышу для защиты от снега и мороза. Что-то, скорее всего, почерпнули в давние эпохи у соседей: кельтские храмы издали сходствуют с варяжскими ставкирками, а фантазирование шатра стараются оспаривать восточные народы. Каких бы мыслей мы бы не высказывали, всем этим типам строений не менее тысячи лет, и к примеру, основная София Новгородская, построенная в тот же год когда произошло главное событие в христианстве -Крещения Руси, была шатровым святилищем. Поднятые той светом, где природная история, эти строения столь же естественны, как окрестные, холмы, рощи и реки.

Семь красочных образцов:

- Погост и музей Кижи в Карелии – самая безупречная (Преображенская) и самая уцелевшая (Воскрешения Лазаря) деревянные храмы в России.

- Малые Карелы в близи Архангельска – самый значительный русский музей деревянного зодчества.

- Часовни Кенозерского национального парка – самый благоприятный для отдыха и экскурсий заповедник деревянной старины.

- Варзуга и другие селения Терского берега в Мурманской области – самые северные давние русские села.

- Кимжа и другие селения у реки Мезени – самая неделимая и истинная деревянная Русь.

- Сретенско-Михайловская церковь на месте сгинувшего селения Красная Ляга – самое заворожённое место.

Невский лесопарк под Петербургом – восстановленный храм Вытегорского погоста, самая крупная и сложная из уцелевших до XX века, но сгоревшая в 1960-е годы

(этюд Татьяны Лещенко)

Кенозеро, деревня Вершинино, Никольская часовня, точный возраст не доступен в источниках, но не секрет что она была за долго до 1846 года. Еще в самом начале XX отсутствовала колокольня,была пристроена позднее завершив весь образ. В 80-е годы XX века часовня пришла в упадок После создания Кенозерского Национального парка в 1991 году часовню реставрировали российские и норвежские реставраторы. Восстанавливали два года.

Часовня стоит на венце холма, откуда и пошло само название деревни.

(этюд Татьяны Лещенко)

Почозерский храмовый ансамбль XVIII - XIX , деревня Филипповская, Плесецкого района, Архангельской области. Уникальный храмовый комплекс, состоящий из двух церквей, Обретения Главы Иоанна Предтечии Происхождения Честных Дев Христовых, и колокольни. В 2001 году храмовй комплекс начали реставрировать. Эскиз проекта рестоврации был разработан архитектором Л.Ткаченко. Работа велась в течение восьми лет.

(этюд Татьяны Лещенко)

Каргопольский р - он , село Красная Ляга . Самая старинная церковь Каргопольского района Сретенско - Михайловская (1665) Имеет форму шатра . В 1894-1895 гг церковь была покрыта внешней обшивкой с эклектичным декором вологодскими мастерами . Церковь находится в плачевном состоянии на сегодняшний день , внутреннее убранство почти не сохранилось .

«Как мера и красота скажут» , которая выступает как генетическай код севернорусской культуры.

Это метафора берет свое начало в строительной терминологии русского деревянного зодчества. На Севере во множестве случаев церкви строились по инициативе крестьян,они зачастую были не только религиозными, но и общественными центрами. Крестьянский волостной мир для строительства церквей приглашал профессиональных мастеров – плотников. Строили храмы из дерева, а «деревянное дело» было у северян «за обычай». В порядных – своеобразных письменных заданиях – договорах на строительство, выполняющих роль юридического документа, подробно оговаривалось, какой должна быть быть церковь.

Это были своего рода словестные чертежи, где в качестве образцов приводились аналогичные постройки и формы. Получив представления о будущем строении, мастера должны были полагаться на свой опыт, чутье и вкус. Недаром в старинных договорах, которые заключались между мастером плотницкой артели и «миром» (крестьянами-заказчиками), обычно встречаются такие выражения: «делать по угожеству»

«рубить» как «пригож», « … а строить высотою, как мера и красота скажут».

При этом мы не должны забывать, что язык – один из важнейших кодов культуры. Язык – ее первоначальная, древняя основа, которая всегда стоит за любым культурным знаком, ибо все выраженное культурными текстами может быть выражено средствами языка.

Народная культура с ее календарем, предсказаниями, знамениями, приметами создает свою версию метафорической символики. Метафора как код культуры служит при выявлении эвристических научных гипотез, а в науке метафора – необходимое средство научного творчества. Практически всякое новое научное понятие появляется как некая метафора, становясь точным понятием лишь с течением времени.

Формируя культурное пространство, человек осуществлял свое понимание законов природы, видение мира через такие феномены, как храм и жилище. В культурном пространстве Русского Севера сформировался высокий статус крестьянского дома и храма.

«В храме сознательно воплощается образ Вселенной». Храм как наиболее обобщенный, семантически насыщенный образ мироздания занимал центральное место в сакральном пространстве северного крестьянского «мира» Нельзя забывать о том, что для человека организованное им жилое пространство – своеобразная модель окружающего мира. Храмы как символы мироздания господствуют в этом пространстве, жилище человека составляет второй план, хозяйственные постройки – третий.

Задание: выполнить изображение шатрового деревянного храма

Структура урока

    Организационный момент (1-2 мин.)

    Постановка целей, задач урока (2 мин)

    Объяснение урока нового материала (15-25 мин.)

    Закрепление нового материала (10-15 мин.)

    Подведение итогов урока (3-4 мин.)

    Окончание (1 мин.)

Содержание урока

Организационный момент

Здравствуйте! Пожалуйста, присаживайтесь

Постановка целей, задач урока

Сегодня мы начнем изучать Русскую архитектуру , а именно деревянное зодчество « Русского Севера », затроним так же храмы города Курска .

Объяснение нового материала

Понятие « русское деревянное зодчество» а так же «культура Русского Севера» , понятия обретшие вид своеобразной формулы. Оно вызывает ряд устойчивых ассоциаций – просторы, полноводные реки, леса, болота, своеобразная народная деревянная архитектура, отражающая приемы приспособления человека к суровому климату.

Методы и методические приемы

Словесные: беседа;

Наглядные: репродукции;

Практические: демонстрирование некоторых приемов в живописи и рисунке тематической композиции.

Оборудование занятия

Для учителя :

Для ученика :

Компьютер , книги , репродукции , плакаты .

Альбом , карандаши , краски , кисти , ластик , тетрадь для записей , ручка .

Схема оформления доски

    Тема урока

    Педагогический рисунок

    Пример композиции

Тема урока

« Русское деревянное зодчество »

Вид занятия

Рисование по памяти , по представлению

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

    Образовательные

Научить формировать нравственности, эстетике, думать о прекрасном, об искусстве, понятие роли изобразительного искусства в жизни общества. Научиться проводить анализ произведения искусства с точки зрения построения изображения и соблюдения главных законов в рисунке и живописи.

    Развивающие

Развитие художественно-творчских способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, развивать творческую фантазию.

    Воспитывающие

Воспитывать интерес к изобразительному искусству, к пониманию архитектуры, интерес к живописи, духовности

Урок МХК с применением ИКТ, 8 класс

Тема: «Истоки русской архитектуры »

Цель: изучить характерные черты народного деревянного зодчества, в том числе вспомнить о традициях, связанных со строительством.

Задачи:

Обучения – способствовать воспитанию нравственных отношений к Родине, традициям русского ми мордовского; формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, закрепление умений выделять главные характерные особенности архитектурных сооружений, применять полученные знания на практике при выполнении творческой работы

Развития — способствовать развитию творческих способностей и эмоциональной сферы.

Воспитания — воспитывать уважение к обычаям и традициям своего народа, стимулировать интерес к русскому искусству, чувство ответственности за сохранение и развитие народных традиций.

Ход урока:

Наш урок мне бы хотелось начать словами великого русского классика

Н.В. Гоголя:

«…Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за ее существование…»

Текстовый слайд: тема урока.

Тема урока: «ИСТОКИ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ».

Слайд – шоу: фотографии леса, обряды мордвы.

Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял как добывать пищу, строить дом, чтобы почитать красотой и о чем мечтать.

В наших краях люди в древности жили по берегам рек и озер в окружении леса. Реки и зимой и летом служили дорогами, а непроходимый лес защищал от врагов.

Вспоминая традиции мордвы нужно отметить, что отношение к дереву, к лесу было особым. С древних пор мордву называли лесным народом. Именно в лесах она проводила традиционные моления, обращалась с теми или иными насущными просьбами к Вирь-аве. Некоторым деревьям приписывались лечебные свойства. Заболев, люди приходили на поклонение к таким деревьям, вешали на них в качестве жертвенного подарка куски холста, платки, ленты. Если ребенок долго болел, то прибегали к такому эффективному средству: протаскивали его сквозь расщепленное дерево. Причем мальчика протаскивали через дуб, девочку через березу. При первом обмывании новорожденного его парили веником, мальчика дубовым, чтобы был сильным и долго жил, девочку березовым, чтобы была стройной и красивой. Рябиновый веник должен был не только передать ребенку силу и красоту дерева, но и уберечь его от нечистой силы. С этой же целью рябиновые ветки клали в люльку к младенцу на 40 дней.

Слайд – шоу: репродукции работ Илюхина, Ф.В. Сычкова

Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Наши предки отвоёвывали землю у леса и превращали её в пашню. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покатость. Природа изменялась трудом человека.

Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром.

Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы тоже рубили из дерева. Отсюда и слово «деревня».

— Какие породы деревьев выбирали для строительства?

— В ходу были сосна, дуб, липа. Осина для этих целей использовалась гораздо реже.

Так, в одной эрзя-мордовской песне говорится: «Кто строит сосновый дом, тот пусть скажет, что с избой он»: поверху идёт дым из дома, низом стелется его тепло. Кто строит осиновую избу, тот пусть скажет, что без избы он: поверху идёт тепло её, низом идёт дым её.

Деревенские избы в старину строились не по порядку, а как говорили, на радостном месте, Чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать.

Со временем стали их выстраивать фасадом, т.е. лицом к дороге, и получилась « у — лица».

Избы раньше в сёлах никогда не красили ни чем, не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий день они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце — как теплый светящийся мед.

Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная мудрость.

Текстовый слайд: традиционная изба.

— Что означало слово «изба»?

Изба- это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т.е. жилище которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.

Крестьянин ставил свой дом – избу прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно, и чтобы всякий кто смотрел на него, радовался.

В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений. Заранее рубили массивные бревна, чаще всего сосновые.

А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.

Со стороны посмотреть, кажется что горизонтальные бревна одно сквозь другое пропущены. Получается это так. Отступая от края бревна, делается вырубка до середины глубины, круглая как чашка, в нее и ляжет другое бревно. Такой способ скрепления назывался «в обло» или «с остатком». Остаток нужен был, чтобы углы не промерзали и не загнивали от влаги. Пазы в жилых зданиях прокладывались мхом и конопатились паклей. В конструкции избы все не случайно, все со смыслом.

— Что было основным инструментом плотника?

— Основным инструментом плотника был топор, которым работали с удивительным мастерством. Даже гвозди были не нужны. Все прочно, надежно.

Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составляет «венец».

Срубленный четырехугольник из бревен назывался «клетью»

Если клеть покрывали кровлей и ставили в ней печь, то ее называли «избой»

Крытое пространство между клетями называлось «сени».

Текстовый слайд: новые термины.

Запись терминов в тетрадь.

Слайд: фотографии корабельной резьбы.

Изба она и есть изба, а похожих на нее нет, как нет похожих людей.

У каждой свое лицо, своя осанка. Хозяин каждой избы старался украсить свой дом как можно богаче, красивее. В каждом регионе России были свои традиции.

— Какое название носит резьба, которой украшали мордовские избы?

Название «корабельная резьба» происходит от слова «корабль». Такой резьбой украшали волжские суда. Среди артелей русских плотников, строивших суда, были и мордовские. Артели плотничьего дела работали по деревням в свободное от судостроения время. Строили крестьянские избы, переносили корабельную резьбу на украшение домов. Но пришло время, когда на Волге, как и на других судоходных реках старинные суда были вытеснены паровыми. Оставшись без работы, талантливые резчики уходили в деревни, распространяя там свое искусство. В резьбе преобладал растительный орнамент. Главный элемент – ветвь, плавно изгибающаяся. От нее в обе стороны отходили овальные завитки. На конце ветви и завитках вырезали цветок или виноградную кисть. Такая резьба была дорогой и ею украшали дома зажиточных крестьян. Остальные украшали геометрическим орнаментом.

Слайд – шоу: фотографии различных типов изб.

Избы строили самые разнообразные. Простейшим типом русского крестьянского дома была односрубная изба –четырехстенок с сенями, когда сруб не перегораживался внутри, а изба состояла из одной комнаты.

Изба – пятистенок состояла из двух смежных помещений, разделенных рубленой стеной — перегородкой. Если таких перегородок было две, то получалась изба – шестистенок.

Текстовый слайд: хоромы.

В таких избах комнат было гораздо больше. Такие богатые городские дома

назывались хоромы. Они представляли собой целый комплекс двух – трех этажных деревянных срубов, связанных между собой сенями и переходами.

Нижние помещения ором отводились под хозяйственнее комнаты. На втором и третьем этажах размещались жилые комнаты и покои: столовые, спальни, гостиные.

Комнаты в верхней клети назывались горницы (в крестьянском доме горницей называли летнюю не отапливаемую комнату)

Клеть над столовой, которая иногда напоминала башню и служила для приема гостей, называли повалушей (от древнего слова «повальный, общий»

Светлое верхнее помещение над сенями с окнами на 4 стороны называлось терем.

Иногда вокруг терема устраивалась крытая галерея – гульбище.

Слайд: фотографии различных бытовых построек.

Деревня – это не только жилые избы.

— Какие еще постройки можно встретить?

— Здесь и амбары для хранения зерна, сараи, гумно, баньки у воды. Все умно,

просто и красиво.

Слайд – шоу: деревянные храмы.

В центре села на лучшем и видном месте стоит церковь. Храмы, устремленные к небу были видны отовсюду. Сюда приходили люди со своими надеждами, несли свое горе и радости.

Самые древние церкви не многим отличались от избы. У них только более высокие, заостренные кровли на тонкой шейке главка.

Шатровой храм — это четырехугольный сруб – четверик, на котором стоит восьмерик – восьмигранное основание шатра. Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом – гульбищем.

Шаг за шагом шло развитие архитектурных форм от простого к сложному. Это особенно видно в образе знаменитого Преображенского собора с острова Кижи в Карелии. Как праздничный хор устремлены вверх купола – луковки. Главный, но торжественный и изменчивый ритм пронизывает все здание. Главки словно объединены могучей силой, но мягкой, женственной. Вот и кокошники появились как украшения у соборов. Такие многоглавые храмы стали вершиной русского деревянного храмового зодчества.

«… Не мало чудесных деревянных церквей было создано в 17 веке «без единого гвоздя». Но эта, воздвигнутая словно прощальная память о Древней Руси, когда Русь уже стала Россией, — целая поэма. И не даром само имя Кижи стало как бы символом красоты русской народной души…»

И. Грабарь

Текстовый слайд: вопросы.

Вопросы на закрепление нового материала:

    Какие породы деревьев использовались при строительстве на Руси?

    Что являлось основой любого деревянного строения?

    Из каких частей состоит традиционный крестьянский дом?

    Как украшались избы в мордовских деревнях?

    Как назывались богатые городские дома?

    Чем отличалось строение деревянного храма?

Самостоятельная работа уч –ся

Выполнение в тетради эскизов деревянных построек с указанием основных составляющих (применение новой терминологии)

Слайд: домашнее задание.

Домашнее задание:

Нарисовать хоромы или сказочный дворец в русском стиле, объяснить творческую работу, применяя новую терминологию.

Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать. Достаточно заметить – и, скорее всего, это будет верно (хотя и не ново), что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и общества в целом…

Слайд 2

С тех пор как наши далёкие предки впервые сплели две ветки, чтобы соорудить убежище, архитекторами и строителями было возведено бесчисленное количество зданий. Многие тысячи строений дожили до наших дней. Зачастую это были культовые сооружения. Их строительство всегда было сопряжено с исключительной духовный и эмоциональной самоотдачей архитекторов и мастеров, их творения удачно вырисовывались на фоне живописных ландшафтов. Порой здание и местности составляют столь гармоничное сочетание, что оно выходит за рамки какой-то конкретно религии.

Слайд 3

Мерцающий белый мрамор Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле

Слайд 4

Влияние этого колоссального храма на христианское и мусульманское зодчество трудно переоценить.

Святая София: Византийское чудо

Слайд 5

Мон-Сен-Мишель

Скалистый остров с его готическим монастырём и церковью -это архитектурное чудо и древнейший религиозный центр Франции.

Слайд 6

3300 лет хранила свои секреты гробница Тутанхамона в египетской Долине царей. Найденный в ней богатейший золотой клад потряс воображение людей во всём мире, что принесло всемирную славу человеку, который её открыл.

Гробница Тутанхамона

Слайд 7

Евреи, христиане и мусульмане заполняют древние улицы Иерусалима, города-символа их общего наследия и центра яростной борьбы.

Иерусалим: город, избранный Богом.

Слайд 8

Этот легендарный город, возникший на пересечении древних торговых путей Средней Азии, более 2000 лет притягивал поэтов, паломников и грабителей. Когда солнечный свет играет на изысканно украшенных мечетях и минаретах города, он сверкает, как огромный золотой маяк.

Урок – путешествие по МХК

«Достойная культура всех народов».

Цель: Повторение и обобщение по теме на основе креативных навыков.

Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Задачи:

    Развитие познавательной активности, творческих способностей учеников;

    Формирование интереса к знаниям, умений работать с дополнительной литературой;

    Формирование элементов самых разных культур: культуры общения, речи, пластики, этики, одежды, отношений;

    Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления - интуиции, пространственного воображения, смекалки;

    Развитие памяти;

    Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.

Оборудование: иллюстрации, применение ТСО, отрывки из литературных, музыкальных произведений, презентация.

Учитель - Тема нашего театрализованного урока-путешествия «Достойная культура всех народов». И сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в прошлое.

ЗВУЧИТ: музыкальный фрагмент « к Элизе»

Учитель - Учителя!

Они у каждого найдутся

И знания из поколений

В поколения передаются.

И по крупицам собирая знания

Мы строи, пишем, создаем!

Не важно, где их применяем,

А важно, как и для чего… живем!

(на тексте дети занимают свои места)

ЗОДЧИЙ-

Учителя эпох и поколений

Я, зодчий – строю храмы и жилье.

Мои творения по всей планете…

Пизанской башни торжество.

И мудрый сфинкс, и церковь Святой Ксении.

Я воссоздал благодаря учителям.

МАСТЕР-

Хвалу я пою тем мастерам,

Которые мне вложили разум в руки.

Я мастер! Все умею, все смогу.

Тому народные творенья мне порукой.

И жостовский поднос, и Тульский самовар,

Китайский фарфор, русская матрешка.

Культуру наций, я в веках пронес

Нет большей похвалы, которую бы мог сказать

Любой народный мастер.

ЖИВОПИСЕЦ-

Я – живописец!

Хвала учителям!

Я и Рембрант, и Пикассо и Айвазовский.

Я веру вам, через икону дам!

Творения Рублева, Феофана Грека…

КОМПОЗИТОР –

А я заставлю плакать и смеяться,

Грустить и радоваться,

Горевать и возрождаться.

Я душу трону клавишей, струной

А может быть как Лель и дудочкой простой.

Я музыкой своей гимн пропою учителям

Которые отдали знанья нам.

Учитель –

Мы через творчество свое

Трудом, игрой и КВНом

Искусство и культуру стран всех познаем

И это все уроком называем.

Так вместе творчески, духовно и культурно

Мы как личности растем!

Учитель и ученики – пред вами.

Хотите знать о нас побольше – смотрите:

И увидите все сами!

ЗВУЧИТ: гусли – выходит Боян, проектируется Колокол, эпиграф.

БОЯН – Колокола!

Ваш звучный звон –

Язык земли,

Меня вскормившей.

Живет в вас радость,

Жизни бывшей…

Учитель - Колокола…на протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, освещая время труда и отдыха, сна и бодрствования. С древнейших времен колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, зазывали народ на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, а в трагические для Родины дни звали на защиту Отечества. Удивительная история колокольной музыки уходит в древность. Но на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, в живописи.

Учитель – Давайте вспомним, когда появились колокола на Руси? Можем ли мы представить историю нашей страны без колокольного звона? И кто их создал?

1ученик - в 1530 году Иван Афанасьевич вылил для Новгорода колокол, звон его уподоблялся «страшной трубе гласящей».

2-й – «Это превосходит силы человеческие! Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет!» так писал историк из Византии Павел Алеппский о Большом Успенском колоколе Кремля. Исполин в 800пудов (128 тонн) казался чудом. Большое колокольное дело совершил очень молодой Александр Григорьев в 1655 году.

3-й –Самый огромный колокол не только в России, но и в целом свете был отлит в Москве в 1773-1735 гг. Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Его вес 200 тонн.

4-й-Звонить в колокол было одним из любимых занятий русских людей. Существовал особый устав звонов, в котором указывалось, ак звонить в будни и праздники. Встречать колокольным звоном лучших людей отечества считалось величайшей честью.

5-й – К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена прозвища: Гавриил, Реут (ревун). Широкий, лебедь, Медведь - в зависимости от характера их звучания.

Учитель – Будничный звон колоколов резко контрастирует с приподнятыми праздничными звонами. Его исполняет 1 звонарь. Давайте послушаем.

Звучит: Будничный звон колоколов

Учитель – Во времена Петра! получил распространение Егорьевский звон, характерный своим плавным и размерным ритмом. Мощные звуки 3-х больших колоколов наполняют пространство гармонией. На фоне их особенно выделяется звучание мелких колоколов. Послушайте.

Звучит: Егорьевский звон».

Учитель - Во время пожаров, бедствий или другого происшествия раздавался звон одного более звучного колокола. Такой звон называется Набатным или всполошным. В древности набатные колокола называли «вечевыми» т.к. в них звонили при сборе народа на вече. Послушайте этот звон.

Звучит: Набатный колокол.

Учитель - В конце 19 века музыкально одаренные ростовские звонари создали свой оригинальный звон, в котором мелки за звонные колокола передают веселый праздничный трезвон, а средние открывают творческий простор для новых мелодий. Давайте послушаем праздничные звоны.

Звучит: праздничные звоны.

Учитель – А как отозвались колокола в нашей русской литературе! Их звон слышен в ней от стародавних времен вплоть до наших дней. Давайте вспомним некоторые.

1-й – Не спят. Не помнят, не торгуют,

Над черным городом, как стон,

Стоит, терзая ночь глухую,

Торжественный пасхальный звон.

2-й– 7 холмов – как 7колоколов!

На семи колоколах – колокольни.

Всех счетов – сорок сороков.

Колокольное семихолмье.

М.Цветаева

3-й – День православного Востока,

Святись, святись великий день,

Разлей свой благовест широко

И всю Россию им одень!

Ф.И.Тютчев

Учитель – Спасибо. Часто звучит колокольный звон ив русской классической опере. Вспомните «Ивана Сусанина» М.Глинки, «Бориса Годунова» Мусоргского.

Давайте послушаем фрагменты из этих опер:

ЗВУЧИТ:__________________________________

Учитель – Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звуках слышалась человеческая речь.

Ученые установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

Учитель – Родиной колокольного звона считаются Нидерланды. Очень любили колокольный звон в Англии. При церквах и соборах существовали общества звонарей. В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас устраивают праздники колокольной музыки. Чаще всего такие праздники проводят в старинных русских городах Ростове Великом, Суздале, которые славятся своими чудесными колоколами.

Боян – Пусть, Трогая сердца людские,

Потомков звоном будет звать,

Сливаться с хором литургии

В груди скорбящего рыдать!

К единству, дружбе, благостыне

Пусть он людей зовет отныне,

И в мире то исполнит он

Чему он нами посвящен.

ЗВУЧИТ:_________________________-колокольный звон

Учитель – Говорят: икона – молитва в красках,

Храм – молитва в камне,

Колокол – молитва в звуке.

У того, кто не научился молиться, есть выход. Остановитесь на минуту и прислушайтесь! С вами говорит колокол…

Учитель – А теперь давайте перенесемся к чуду русской архитектуры.

Выходит Зодчий

Зодчий – Большинство памятников древнерусского зодчества. Дошедших до нас –церкви. Именно они дают нам представление о русской средневековой архитектуре.

Учитель – давайте вспомним первые столетия русского зодчества. Перечислите древнейшие постройки Киева, Новгорода, Владимира.

1-й – (прикрепляет картинку на доску) - по случаю выдающейся Победы велел князь Ярослав заложить храм в честь святой Софии в Киеве. Подлинным украшением собора стало многоглавие. Этот собор играл важную роль в жизни средневекового Киева - в нем хранились государственные документы, имелась библиотека и мастерская рукописных книг.

2-й – В середине 11 в. Сын Ярослава князь Владимир заложил храм в Новгороде и назвал Софийским. Поражали его огромные размеры: высокое подкупольное пространство, множество потайных помещений.

3-й – на территории старинного Юрьева монастыря в начале 12в. Был сооружен монументальный Георгиевский собор. Этот собор был последним монументальным сооружением Новгорода.

4-й – последней постройкой 12в., был выдающийся памятник – церковь Спаса на Нередице. Ее заказчик – князь Ярослав Владимирович – пожелал поставить храм близ своей загородной резиденции. Несмотря на небольшие размеры храма. Она кажется величественной и монументальной. Главная особенность спаса на Нередице в его пластичности, округлости форм.

5-й – в 3 км. от Боголюбова на месте слияния рек Клязьмы и Нерли был возведен храм невиданной красоты с названием Покрова. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной легкостью. Почти невесомостью. В своем белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье.

Зодчий – веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византия явилась ее родоначальницей, но выбравшись из уз ученичества, русское зодчество пошло своим самобытным путем.

Демонстрация слайдов

Учитель – кто мне скажет, какие архитектурные памятники 12 века дошли до наших дней?

1-й – Золотые ворота во Владимире. Сохранились до наших дней, правда в сильно искаженном виде.

2-й – ныне белокаменное чудо церкви Покрова на Нерли стоит посреди поля на невысоком холме. У его подножия - небольшое озерцо, остаток русла реки Нерль.

3-й – недалеко от Москвы в Дубровицах сохранился собор.

Учитель – удивительными по красоте были и архитектурные ансамбли русских монастырей, строившихся обычно вдали от селений, в глухих

Лесистых местах. Да и жизнь монахов интересной. Давайте заглянем в монастырь.

ЗВУЧИТ:___________________стоит журнальный столик, свеча, лежит книга, длинный лист бумаги, монах пишет пером.

Учитель – В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Монах - Я писал зимой и летом.

Озаренный тусклым светом,

Я писал из года в год

Про великий наш народ.

Учитель – А что означает слово монах?

1-й – в переводе с греческого, означает «уединенный»

Учитель – кто перечислит подвиги монахов?

2-й – Пещерничество. Затворничество, столпничество, давали монахи и обеты безмолвия, юродство. Юродивым называли человека, притворившегося безумцем, чтобы терпеть поношения и издевательства людей. К их пророчествам прислушивались даже цари.

Учитель – Кто мог постричься в монахи?

3-й – Любой человек, достигший десятилетнего возраста.

Учитель – в какие одежды облачался послушник при пострижении?

4-й – Одежда была из грубой шерстяной ткани черного цвета. Ряса -длинная до пят рубаха, кожаный пояс, сапоги и клобук – невысокая шапочка.

Учитель – какова же была монастырская жизнь?

1-й – В монастырях существовала строгая система управления. Всю их жизнь регламентировал Устав.

2-й – В середине века монастыри были важными очагами культуры – письменности, иконописания, храмостроения. Первые библиотеки на Руси также были монастырскими.

3-й – Книги в монастыре не только собирали, но и переписывали. В русских монастырях жили и работали древние летописцы. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор создал в 12 веке первую отечественную летопись «Повесть временных лет».

4-й – в 15-17 веках в Троицком монастыре творили величайшие мыслители земли русской. Писатель Епифани Премудрый провел в обители более 30 лет.

5-й – За распространение своих взглядов проповедник Максим Гек, был сослан, скитался по Монастырям, пока не оказался в Троицком, где и умер, оставив богатое литературное наследие – более 150 проповедей, переводов.

6-й – Во многих монастырях хранились богатейшие собрания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

7-й – Святого Сергия Радонежского в Древней Руси называли «Игуменом Земли Русской». Его почитали и любили, считали своим покровителем. Он Родился в боярской семье. В 23 года. Оставшись без родителей, он раздал наследство и вместе со старшим братом. Стефаном. Священником, среди дремучего леса,срубил хижину, чтобы жить в уединении и непрестанной молитве. Сергий принял монашеский постриг. Постепенно к Сергию собиралось немало людей, и на месте одинокой избушки вырос большой монастырь. Сергий первый в России ввел в нем строжайший устав.

Учитель – Мир русского монастыря был удивительно многогранен. Он сочетал в себе возвышенную религиозную, духовность и скудность монашеского быта, многообразие искусств и обширное, образцовое хозяйство, книжную ученость.

Учитель – русская средневековая живопись преимущественно религиозна. Живопись – это прежде всего, искусство цвета. Художники изображали святых, иллюстрировали библейские сюжеты. В храмах их можно увидеть в виде настенной живописи, мозаики и фрески. В старину к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Давайте посмотрим некоторые из них.

Звучит:__________________________выходит живописец

Живописец – В старину в каждом доме на почетном месте – в красном углу –висели образа. В царском быту были распространены «мерные иконы» Когда рождался царевич, с младенца снимали мерку и передавали иконописцу. Тот выбирал доску в рост новорожденного и писал образ его святого-покровителя.

Учитель - В Оружейной палате Кремля хранится мерная икона «Иоанна Лествичника» написанная в 1554г в честь рождения царевича Ивана, сына Ивана Грозного. Чаще всего на иконах изображали святых. А почетное место занимали иконы с изображением «Богоматери». И сегодняшний «вернисаж» познакомит нас с образом «Богоматери» в изобразительном искусстве.

Звучит: Аве Мария.

На Руси было известно более 300 иконографических сюжетов изображения Богоматери. К ее образу многократно обращались самые разные художники. Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме, итальянский живописец и ученый Леонардо да Винчи (1452-1519) (на доску прикрепляется изображение).

1-й - образ мадонны (так в Италии называли богоматерь) не раз привлекал внимание живописцев Возрождения. Это одно из произведений Леонардо в редкой для того времени технике – маслом. «Мадонна с цветком» - написанная во Флоренции в 1472г. Полотно словно окутано легкой, воздушной дымкой. «Юная мать с радостной улыбкой протягивает младенцу цветок и наблюдает, как малыш внимательно его рассматривает.

2-й – Еще один волнующий материнский образ, созданный Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» (1490) Изображено состояние спокойной радости. В которое погружена прекрасная молодая женщина с ребенком. Спокойная уравновешенность всех элементов картины подчеркивает гармоничность образа матери.

3-й – С творчеством Рафаэля Санти (1483-1520) связано представление о возвышенной красоте и гармонии. Неустанное стремление к свету и совершенству составляет суть его художественного творчества. В 1515-1519гг по заказу монастыря Святого Сикста в Пъячеце, ныне она называется «Сикстинская Мадонна» Рафаэль изобразил непросто Божественную мать с младенцем, но чудо явления Царицы небесной, несущей людям своего сына как искупительную жертву. Облик Марии, полный любви и строгого величия, нежности и решимости. Покоряет одновременно торжественностью и простотой. Легко ступает она по облакам, и благоговейно склоняются перед нею Сикст 4 и святая Варвара.

4-й - Совсем иной образ Богоматери сложился в русском искусстве. Древнерусские мастера, в отличие от западноевропейских, создавали не картины, изображающие Богоматерь, а иконы.

5-й – Главная святыня земли Русской «богоматерь Владимирская» - икона начала 12 века. Вглядитесь в это изображение… Богоматерь держит Младенца на правой руке, а Ребенок прильнул к ее щеке, и протягивает ручонки, обнимая ее за шею. Мария задумалась, прижимая к себе Сына. В ее взгляде мы видим и отрешенность, и печаль: Мать знает, какие страдания ждут ее дитя.

С благоговением относится к этой иконе русский народ. Перед ней молились русские князья и цари, вступая в поход.

Учитель – Почему именно эта икона стала одной из величайших русских святынь?

1-й – легенды о ней связаны с именем евангелиста Луки и неоднократное участие в спасение Москвы от набегов татар.

2-й – дальнейшая история иконы тесно связана с именем Андрея Боголюбского. Князь Андрей Юрьевич задался целью перенести политический центр страны из Киевской Руси в Суздальские земли.

3-й – Икона к тому времени уже проявилась чудесами: она трижды сходила со своего места, а однажды прихожане увидели ее парившей под куполом церкви. Исполненный желания взглянуть на чудо, князь осмотрел все иконы и выбрал эту. С нею он отправился в Киев. А затем в Ростов.

4-й – В пути князь несколько раз обращался за помощью к Божьей Матери, и Богородица ему помогала.

5-й- Во Владимире икона исцелила больных и увечных. А когда он задумал перевезти икону в Ростов, кони даже с места не сдвинулись. То место князь назвал Боголюбовым, а позже и сам получил прозвище Боголюбский.

Учитель – Издревле Божия Мать считается покровительницей и заступницей земли Русской. Может быть по этому к образу Богородицы неоднократно обращались русские живописцы, создавая произведения большой художественной силы – как церковные, так и светские.

Учитель – А вот такие строки посвятил М.А. Волошин этой иконе:

А она в тревоге и печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Учитель –

Путешествие по вернисажу окончено. И давайте еще раз вспомним и повторим то о чем мы сегодня говорили на уроке:

    Как в древней Руси города передавали друг другу сообщения о приближении врагов? (с помощью колокола)

    Где можно услышать концерт колоколов? (В Ростове Великом, Суздале)

    Какие звоны мы сегодня услышали? (праздничные, набатные, будничные)

    Какие архитектурные ансамбли дошли до наших дней? (Соборы. В нашем городе восстановлен Собор Покрова пресвятой Богородицы)

    А что означает слово монах? (уединенный)

    Какими качествами должен обладать монах?

    Скажите, а кто-нибудь из вас смог бы вот так отказаться от мирской жизни?

    Какие литературные произведения мы сегодня с вами вспомнили?

    Учитель – Более углубленный материал по темам вы можете найти в этих книга, на этих сайтах.(на экране проецируются книги, ссылки на сайты)

ЗВУЧИТ: классическая музыка.

Учитель – трудно перечислить все золотые россыпи народной культуры и искусства России. Знакомясь с ней, вводя ее в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечней, потому, что в ней слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота. Этот опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может постоянно возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей.

И мне учителю родного городка пора пропеть хвалу великим.

Живописец – А я еще хочу сказать негромкие слова,

Спасибо, же предмету МХК.

Композитор – Что дети помнят, знают всю культуру стран

И всех прошедших истинных событий.

Зодчий – Что знают зодчие и мастера.

Мастер – Что знают музыканты, композиторы.

А может быть простой строитель.

Учитель – Я год от года детям отдаю, что знаю!

И свои знанья пополняю.

Я донесла от сердца своего

К сердцам детей достойную культуру

Тех прошедших дней.

ЗВУЧИТ:_______________________________________

Учитель – наш урок подошел к концу. Спасибо всем за активное участие. Все получают оценку отлично. А домашним заданием будет – написание докладов о культурных памятниках родного края.

Класс: 3

Презентация к уроку



















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • стимулировать интерес к познанию и изучению природного и культурного наследия своей Родины – России;
  • научить определять достопримечательные места России и рассказывать об их особенностях и ценности;
  • научить работать в группе, оформлять презентацию на предложенную тему, выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Оборудование урока:

  • физическая карта России и флажки к ней;
  • модель самолета для перемещения по карте;
  • презентация “Семь чудес России”.

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания:

Что такое Всемирное наследие?

Какие объекты архитектуры и природы охраняются Фондом Всемирного наследия?

Назовите 7 чудес Древнего мира?

Назовите 7 чудес современного мира?

Перечислите 7 чудес природы современного мира?

О какой достопримечательности России мы говорили на прошлом уроке? (Московский Кремль).

Что вы запомнили о Московском Кремле? (по материалам прошлого урока, учебнику и рабочей тетради, по самостоятельно подготовленным материалам о Москве и Московском Кремле).

3. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с другими достопримечательностями России, которыми мы можем гордиться. Мы совершим заочное путешествие “на самолете” по нашей стране и познакомимся с семи чудесами России. А начнем наше путешествие со стихотворения о России.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение В.Степанова:

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы...
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Учащиеся рассказывают о чудесах России, с которыми они познакомились в результате своей проектной деятельности по группам, сопровождая рассказ кадрами презентации. Во время представления “чуда России” на Физическую карту России прикрепляется флажок и самолет, таким образом прокладывается маршрут путешествия по карте.

1) Семь чудес России – проект, целью которого стал поиск семи чудес России. Конкурс организован газетой “Известия”, телеканалом “Россия” и радиостанцией “Маяк”. Выборы семи “чудес страны” происходили через SMS и Интернет. Конкурс проходил в три этапа. На первом этапе, который проходил с 1 октября 2007 года по 1 февраля 2008 года, шел прием вариантов и голосование по ним. В итоге было отобрано 49 чудес из 7 федеральных округов России (по 7 чудес от каждого федерального округа0. С 1 февраля по 1 мая 2008 года прошел 2 этап, в результате которого были отобраны 14 финалистов конкурса. С 1 мая по 10 июня прошел суперфинал, в котором тайным голосованием были выбраны 7 чудес России. 12 июня 2008 года, в день России, на Красной площади были объявлены победители конкурса. Послушаем песню “Наследники России”.

2) И начнем мы с вами свое путешествие с самой дальней точки нашей страны – с Камчатки.

Долина Гейзеров – это одно из наиболее крупных гейзерных полей мира и единственная в Евразии. Долина Гейзеров расположена на Камчатке. Она представляет собой глубокий каньон реки Гейзерной, в бортах которого на площади около 6 кв. км находятся многочисленные выходы гейзеров, горячие источники, грязевые котлы, водопады и озера. Долина Гейзеров труднодоступна, на ее территории действует заповедный режим. 3 июня 2007 года в Долине Гейзеров произошла крупная геологическая катастрофа – сошел гигантский оползень, перекрывший русло реки Гейзерной. 6 июня 2007 года глава Министерства природных ресурсов заявил, что государство предпримет всевозможные меры для сохранения природного памятника. В настоящее время большинство гейзеров стабилизировались.

Столбы выветривания (мансийские болваны) – геологический памятник в России, Троицко-Печорском районе Республики Коми. Останцев 7, их высота от 30 до 42 метров. С ним связаны многочисленные легенды. Прежде Столбы Выветривания являлись объектами культа манси. Столбы находятся довольно далеко от обитаемых мест. Добраться до них могут только подготовленные туристы. Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твердые сланцы, из которых они сложены, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижение рельефа. Один столб, высотой 34 метра, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевернутую вверх днем. 6 других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру человека, то голову лошади или барана. В прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на них было величайшим грехом. Зимой 2013 года на один из столбов поднялся немецкий альпинист Стефан Гловач.

4) А теперь послушайте старинную мансийскую легенду.

В дальние времена в густых лесах, подступавшим к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя. В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Яллинг-Ньер, помогали манси, по тому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Была у вождя дочь – красавица Аим и сын Пыгрымчум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать ее собирались олени из долины. Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь). Чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь, Аим от этого предложения. Разгневанный Торев позвал свои братьев и двинулся к горе Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрымчум с частью воинов был на охоте, появился великан перед воротами каменного города. Целый день шла жестокая битва у крепостных стен. Под тучами стрел поднялась она на высокую башню и крикнула: “О, добрые духи, спасите нас от гибели, пошлите домой Пыгрымчума”. В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. “Коварная!” - зарычал Торев, увидев на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые разнес ветер по всему Уралу. С тех пор и находят на Урале осколки горного хрусталя. Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрымчум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дели ему добрые духи. Пыгрымчум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрымчума, стали превращаться в камни. С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов). Так объясняет легенда происхождение каменных идолов в Республике Коми.

Байкал – озеро в южной части Восточной Сибири. Это самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар воды. Наибольшая глубина озера 1642 метра. Площадь водной поверхности Байкала 31722 кв. км, что позволяет ему занять 6 место в мире среди крупнейших озер в мире. В Байкал впадает 336 рек и ручьев, а вытекает одна река Ангара. В Байкале обитает 2630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых обитают только в этом водоеме. Разнообразие природных условий и древности территории создали этот природный заповедник, где сохранились некоторые реликтовые виды растений, исчезнувшие в других местах. Берега озера густо поросли соснами, елями, пихтами и кедром, встречается голубая ель. Лесные склоны покрыты зеленым ковром трав, ягод брусники, голубики, зарослями багульника. 27 видов рыб Байкала нигде больше не встречаются. Из рыб в Байкале водятся байкальский омуль, осетр, хариус, сиг. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30% жира. Байкал уникален среди озер тем, что на большой глубине здесь произрастают пресноводные губки. Рачок эпишура живет только в Байкале и составляет до 80% биомассы зоопланктона и является важнейшим в пищевой цепи водоема. Он выполняет функцию фильтра, пропускает через себя воду, очищая ее. Красота озера Байкал уникальна и своеобразна. Предлагаем вашему вниманию песню “Славное море – священный Байкал”.

6) А теперь мы посетим высочайшую и красивейшую вершину Эльбрус.

Эльбрус – стратовулкан на Кавказе, на границе республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Эльбрус расположен севернее Большого Кавказского хребта и является высочайшей вершиной России. Эльбрус – это двухвершинный седловидный конус вулкана. Западная вершина имеет высоту 3642 метра, а восточной – 5621 метр. Они разделены седловиной и отстоят друг от друга примерно на 3000 метров. Последнее извержение вулкана было примерно 2000 лет назад. Общая площадь ледников Эльбруса 134,5 кв. км. Первое успешное восхождение на одну из вершин Эльбруса было совершено в 1829 году в ходе экспедиции под руководством генерала Г.А.Эммануэля, начальника кавказской укрепленной линии. Экспедиция имела научный характер. Сейчас Эльбрус очень популярен для восхождения, как в альпинизме, так и в горном туризме.

7) Наше путешествие продолжается в городе-герое Волгограде.

Мамаев Курган – возвышенность на берегу реки Волги города Волгограда, где во время Сталинградской битвы в годы Великой Отечественной войны происходили ожесточенные бои, особенно с сентября 1942 года по январь 1943 года, продолжительностью 200 дней. Контроль за этой высотой неоднократно переходил от советских войск к немецким и наоборот, занимая главенствующую роль над центральной частью Сталинграда и Волгой. Под руководством скульптора Е.В.Вучетича на Мамаевом кургане воздвигнут памятник-ансамбль “Героям Сталинградской битвы” (1959-1967 годы). От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию Главного монумента “Родина-мать зовет!”. Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34505 воинов-защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. Скульптура “Родина-мать зовет!” является композиционным центром всего ансамбля. Это женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 метров вместе с мечом и 52 метра без меча. От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 ступеней – по числу дней Сталинградской битвы.

8) Теперь перенесемся в столицу нашей Родины – Москву и познакомимся с красивейшим памятником архитектуры – Собором Василия Блаженного.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называется Собором Василия Блаженного. Это православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Это широко известный памятник русской архитектуры. До 17 века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящен Святой Троице. В настоящее время Покровский собор – филиал Государственного исторического музея, одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих о является символом Москвы, Российской Федерации. Перед собором с 1931 года размещается бронзовый памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818 году). Покровский собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победы над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев, по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии, Барма и Постник – два разных архитектора, оба участвовали в строительстве; эта версия ныне устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиционный как для русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения; но эта версия пока так и не нашла никакого четкого документального подтверждения. Согласно легенде, архитекторы собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. В 1918 году Покровский собор стал одним из памятников культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской православной церкви. После длительного перерыва в храме были возобновлены богослужения. Высота храма составляет 65 метров. Куполов всего 11. Собор состоит из 8 храмов, престолы которых освещены в честь православных праздников. Все церкви увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божьей Матери, завершенной шатром. В 1588 году с востока к собору был пристроен 10 предел, посвященный Василию Блаженному, мощи которого находятся на месте постройки собора. Собор неоднократно реставрировался.

9) Последнее чудо России находится в славном городе Санкт-Петербурге, который уже очень давно называют второй столицей России.

Петергоф. Основанный в самом начале 18 столетия императором Петром 1 неподалеку от новой северной столицы - Санкт-Петербурга, Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией. Работы по созданию новой резиденции велись с ошеломляющей быстротой. Уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причем к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы “Монплезир” и “Марли”. По замыслу Петра 1, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой – стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то, и другое удалось блистательно завершить. К середине 20-х годов 18 века были разбиты регулярные Верхний сад и Нижний парк, построен Большой дворец, создана крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов и выполнена большая часть скульптурного убранства. В планировочной структуре ансамбля Петергофа регулярность и симметрия общей композиции сочетаются с искусным использованием естественного рельефа местности и раз нообразием художественных решений отдельных участков парка, павильонов и фонтанов.

10) Вот и подошло к концу наше заочное путешествие по знаменитым местам России, которые в настоящее время признаны Семью чудесами России. В завершение предлагаю вам послушать стихотворение Е.Синицына “Берегите Россию”.

Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.

Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечной ей быть
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию, нет России другой.

Нам с вами есть чем гордиться, но все это богатство природы и рукотворного искусства надо сберечь для будущих поколений. Любите и берегите нашу Россию, ведь это наша с вами Родина.

4. Итог урока.

Д/З: учебник стр.100-103, рабочая тетрадь стр.64-67.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама